Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основныепсихологическиепричинытравматизма




Нарушения правил и инструкций по безопасности, нежелание выполнять требования безопасности, неспособность их выполнить — в основе перечисленных факторов лежат психологические причины.

Психологические причины возникновения опасных ситуаций можно подразделить на несколько типов (рис. 3.1).


 

Психологические причины возникновения опасных ситуаций и способы их устранения | ---- ----------- - -

Нарушение

Мотивационнойчасти

Действийчеловека

X

Пропаганда, воспита­ние и образование в области безопасности


Нарушение

Ориентировочной части

Действий человека

X

Способы устранения

Обучение, выработка навыков и приемов


Нарушение

Исполнительской части

Действий человека

I

Профессиональный отбор, медицинское освидетельствование


Рис. 3.1. Психологические причины возникновения опасных ситуаций

1. Нарушение мотивационной части действий человека про­является в нежелании действия, обеспечивающего безопасность. Эти нарушения возникают, если человек недооценивает опасность, скло­нен к риску, критически относится к техническим рекомендациям, обеспечивающим безопасность. Нарушения мотивационной части дей­ствий могут быть постоянными или иметь временный характер, свя­занный с состоянием депрессии, алкогольного опьянения и т.д.

2. Нарушение ориентировочной части действий человека про­является в незнании норм и способов обеспечения безопасности, пра­вил эксплуатации оборудования.

3. Нарушение исполнительской части действий человека про­является в невыполнении правил и инструкций по безопасности из-за несоответствия психофизических возможностей человека (недоста­точная координация движения и скорость двигательных реакций, плохое зрение и т.д.) требованиям данной работы.

Такое подразделение психофизиологических (психофизических) причин позволяет наметить основные способы их устранения.

Для устранения причин мотивационной части необходимо осуще­ствлять пропаганду, воспитание и образование в области безопасности.

Для устранения причин ориентировочной части — обучение, выработку навыков и приемов безопасных действий.

Для устранения причин исполнительской части — профессиональ­ный отбор, периодические медицинские освидетельствования, особенно для сложных, ответственных и опасных видов трудовой деятельности.


Установлено, что травматизм зависит также и от возраста работника. Наибольший уровень травматизма наблюдается у моло­дых работников и у лиц, имеющих стаж более 15...20 лет.

Наивысший уровень травматизма у молодых работников на­блюдается в первый год работы и связан с профессиональной неопыт­ностью, недостатком знаний, неумением правильно диагностировать возникающие нарушения и опасную ситуацию, отсутствием вырабо­танных до автоматизма навыков и действий в опасной ситуации.

Повышенный уровень травматизма у опытных работников свя­зан с возрастным снижением психологических и физиологических функций человека (остроты зрения, быстроты реакции, координации движений, памяти и т.д.), а также с привыканием к опасности.

Перечисленные психические и физические аспекты организации труда должны учитываться при разработке мероприятий по повыше­нию безопасности труда, при отборе лиц для выполнения тех или иных видов трудовой деятельности, особенно если она связана с повышен­ной опасностью и ответственностью за жизнь и здоровье других людей.

Сам человек при выборе профессии должен осознанно относить­ся к физическим и психическим особенностям своего организма, чер­там своего характера, если его будущая профессия связана с риском для жизни.

Видыиусловиятрудовойдеятельностичеловека

Наиболее важными факторами с точки зрения психофизиоло­гических возможностей человека, влияющих на безопасность, явля­ются вид трудовой деятельности, ее тяжесть и напряженность, а так­же условия, в которых осуществляется трудовая деятельность.

Прежде всего труд разделяют на умственный и физический, бо­лее подробная классификация видов трудовой деятельности пред­ставлена на рис. 3.2.


 

Виды трудовой деятельности человека |
X

Физический труд |

>

Ручной

IМеханизированный -


X

Смешанные формы

Трудовой деятельности

(сочетающие физический

И умственный труд)


Л________

| Умственный труд

Управленческий |

Операторский


 


Труд на конвейере |-


Творческий


 


Труд на

Полуавтоматическом

И автоматическом

Производстве


Труд преподавателей, врачей, учащихся


Рис. 3.2. Виды трудовой деятельности человека


Физический труд характеризуется повышенной мышечной на­грузкой на опорно-двигательный аппарат, на сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную системы и т.д. Он развивает мы­шечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в то же время может иметь и отрицательные последствия, например, вызы­вать заболевания опорно-двигательного аппарата при неправильной организации и чрезмерной интенсификации рабочего процесса. Сего­дня чисто физический труд встречается редко.

Современная классификация трудовой деятельности выделяет следующие формы труда.

Механизированный труд — требует меньших затрат энергии и мышечных нагрузок, но характеризуется большой скоростью и моно­тонностью движений человека.

После окончания работы восстановление функций организма до нормы происходит довольно быстро. При заболевании организма или при отсутствии навыков в работе это восстановление замедляется.

Труд на конвейере характеризуется еще большей скоростью и однообразием движений, время выполнения операции строго регла­ментировано. В сочетании со значительным нервным напряжением, высокой скоростью работы и однообразием работа на конвейере при­водит к быстрому нервному истощению и усталости.

Работа на полуавтоматическом и автоматическом произ­водстве заключается в периодическом обслуживании механизмов при выполнении простых операций. Она требует меньших затрат энергии и напряженности по сравнению с работой на конвейере.

Умственный труд связан с приемом и переработкой информа­ции, он требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления, характеризуется повышенной эмоциональной нагрузкой и снижением двигательной активности. Продолжительная умствен­ная нагрузка оказывает отрицательное влияние на психическую дея­тельность — ухудшаются память, внимание, функции восприятия ок­ружающей среды.

Формы интеллектуального труда: операторский, управленче­ский, творческий, труд преподавателей, врачей, учащихся. Труд уча­щихся характеризуется напряжением основных психических функ­ций — памяти, внимания, наличием стрессовых ситуаций, связанных с экзаменами, зачетами, контрольными работами.

Творческий труд (труд ученых, писателей, художников, конструк­торов, композиторов) — наиболее сложная форма умственной деятель­ности, он требует значительного нервно-эмоционального напряжения.

Решение задач охраны труда немыслимо без учета физических возможностей работника, его работоспособности, способности работать без травм и аварий.


Работоспособность человека зависит от многих факторов: от уровня его развития, его настроения, эмоционального состояния, воли, трудовых установок, мотивации, от организации и условий труда.

Понижение работоспособности, возникающее в результате вы­полнения той или иной работы, и комплекс ощущений, связанных с этим, называют утомлением.

Утомление — физиологическое состояние организма, характе­ризующееся рядом объективных признаков: повышением артериаль­ного давления, уменьшением содержания сахара в крови, снижени­ем производительности труда, ухудшением субъективных ощущений (нежеланием продолжать работу, усталостью и т.п.).

Если за время, установленное для отдыха после работы, трудоспо­собность полностью не восстанавливается, наступает переутомление. Быстрее всего утомление наступает при монотонной работе.

Уменьшить влияние монотонности работ на человека можно, если делать каждую операцию более содержательной, объединять опе­рации в более сложные и разнообразные. Продолжительность опера­ции должна быть не менее 30 с, нагрузки на различные органы чувств и части тела должны чередоваться. Желательно использовать свободный темп конвейера; осуществлять перевод рабочих с одной производственной операции на другую; устанавливать переменный ритм работы конвейера в течение рабочего дня (рабочей смены). При­менение оптимальных режимов труда и отдыха в течение рабочего дня (рабочей смены), назначение коротких дополнительных переры­вов, соблюдение эстетичности производства и осуществление функ­ционального музыкального оформления производственного процесса поможет снизить монотонность труда и утомляемость.

Наряду с пассивным отдыхом для предупреждения утомления в процессе труда применяется активный отдых — производственная гимнастика, физкультурные паузы.

Наступление нервного (умственного) утомления в отличие от физического (мышечного) не приводит к автоматическому прекраще­нию работы, а лишь вызывает перевозбуждение, невротические сдви­ги, нарушение сна. Виды деятельности с преобладанием физического труда требуют менее продолжительного, хотя и более частого отдыха.

Период восстановления сил после физической работы происходит более интенсивно и заканчивается в сравнительно короткое время.

Нервное утомление возникает главным образом из-за спешки, чрезмерного напряжения внимания, слуха и зрения, памяти и мыс­лительной деятельности. В то же время умственная работа, как ни удивительно, протекает очень экономно, при сравнительно неболь­шом потреблении энергии. Сама по себе она мало утомительна.


49 Из этого следует, что умеренный (не очень напряженный) умст­венный труд может выполняться довольно долго без перерыва на отдых. Однако людям, занятым преимущественно умственным трудом, перио­дически необходим более длительный отдых.

Рабочее место человека преимущественно умственного труда должно быть во всех отношениях комфортным. Микроклимат, освеще­ние, окраска помещения должны соответствовать оптимальным усло­виям. Вместе с тем необходимо устранить такие неблагоприятные фак­торы, как монотонность в работе, шум, вибрацию и т.п.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...