Тема 1. Философия, ее предмет и роль в обществе
Лекция 1. Философия, ее предмет и роль в обществе План: 1. Становление философии из мифологии. Философия и мировоззрение. 2. Сущность мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. 3.Предмет философии. Основной вопрос философии. Философия и культура. 4. Функции философии. Социальная направленность философского знания. 5.Сущность общечеловеческих ценностей в философии (для самостоятельного изучения). 6. Человек как высшая ценность (для самостоятельного изучения). 7. Место и роль философии в современной общественной жизни (для самостоятельного изучения).
Вопрос 1. Становление философии из мифологии. Философия и мировоззрение. Философия в буквальном переводе с греческого означает любовь к мудрости («филиа» — любовь, «софиа» — мудрость). Этослово ввел в употребление выдающийся древнегреческий ученыйПифагор (580 — 500 до н.э.), но широкое применение оно получилов V в. до н. э. «Все науки более необходимы, чем философия, но нет прекраснее ее», - писал Аристотель. Главное отличие философии от других наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением. Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки; философия обобщает иные науки, но не поглощает их. Любовь к мудрости послужила основой становления философии как отрасли духовной культуры. Если уподобить (что делали древние греки) философию древу, то любовь к мудрости — корень, из которого она произрастает в том смысле, что развитие философии вдохновлено любовью к мудрости. Материалом же для построения духовного древа философии послужила предшествовавшая ей по времени отрасль духовной культуры — мифология. Мифология как система, уходящая своими корнями к временам первых цивилизаций и являющаяся их духовной основой, состоит из двух уровней: 1) образного, доставшегося ей от искусства, и более глубокого — 2) смыслового, который по мере эволюции логического мышления и развития тенденции рационализации становился все более важным. Философия начинается с осознанной замены образов понятиями. Это точка перехода от мифологии к философии. В процессе философской рационализации мифа образы мифических сказаний из личных существ превращаются в безличные категории. Постепенное выхолащивание мифологических представлений хорошо видно на примере перехода от образа бабочки-Психеи к понятию души-Психеи (а затем к науке психологии). Предпосылкой становления философии служит введениеотвлеченных сущностей, а окончательно утверждается она тогда, когда эти сущности начинают рассматриваться как понятия, формирующиеся в мозгу человека и выступающие в качестве предмета мышления. От вечных и неизменных понятий берет начало философия, и они — гарант бессмертия человеческого духа.
С возникновением философии развитие духовной культуры происходит в явном виде, что облегчает ее изучение. Можно наблюдать, как в процессе критического обсуждения происходит смена одних представлений другими. Философия — это попытка заменить утраченную магическую веру рациональной верой». Философия имеет дело с теми же вечными проблемами, что и мифология, но рассматривает их по-своему. Примерно 2500 лет тому назад мифологическому периоду с его спокойствием и самоочевидностью пришел конец. Сразу в нескольких точках «началась борьба рациональности и рационально проверенного опыта против мифа... и вызванная этическим возмущением борьба против ложных образов бога»2. В результате целостность мифа была разрушена, и он стал элементом рефлексирующего сознания. Новое вопрошание, обращенное к миру, привело к иным ответам. Человек открыл внутри себя духовный источник, поднявший его над самим собой и миром. Общим было растущее осознание человеком себя как индивидуальности в пределах целого.
Философия могла возникнуть в Индии, Китае, Греции. Политическая ситуация в трех регионах была сходной: небольшие свободные государства, взаимодействующие друг с другом. Индийская и китайская культуры подготовили появление философии, но возникла она в культуре греческой. Становлению философии в Индии и Китае помешал мистицизм, греческая же мифология оказалась благотворной почвой, создав набор образов, перешедших в понятия. На то были особые причины. Греция — страна наиболее четкой, последовательной и логичной мифологической системы. По мере нарастания драматизма ситуаций в мифах боги очеловечивались; недаром именно в Греции возникла концепция Эвгемера о том, что боги — это мифологизированные культурные герои. Человекоподобное изображение богов подрывало веру в мифы (на что справедливо указывали впоследствии христиане) и способствовало переходу к философии, который совершился, когда мифология достигла апогея.Необходимость систематизации мифов вела к формированию логики и правил понятийного мышления и тем самым была внутренней культурной причиной, приведшей к возникновению философии. Выход философии из мифа хорошо виден в «Диалогах» Платона, например в «Пире», где миф, во-первых, выступает в качестве отправной точки философствования, а во-вторых, в качестве иллюстрации. Корни философии — в обычных представлениях, прошедших стадию мифологизирования. В одной из основных философских категорий — материи, обозначающей объективную реальность, данную в ощущениях, слышится слово «мать», которое в мифологии поднялось до символа Матери-Земли, Матери-Природы как бесконечного пространства, понимаемого в виде бесформенной протяженности, доходящей до бесконечности в философском понятии материи. А в понятии идеи как образца для всех вещей — отголоски представления об отце или, в мифологизированном варианте, об Отце-Небе как основателе и творце мира. Отыскивая корни философии, можно уйти и глубже — в мистику. Таким образом, можно сделать вывод о том, что философия вышла из мифологии.
Вопро с 2. Сущность мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение - это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человекаи егоотношение к этому миру, а также основанные на них убеждения, чувства, идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации. Выделяют две стороны мировоззрения: 1) эмоционально-психологическую - она состоит изчувств, настроений, переживаний и оказывает существенное влияние на жизненную позицию человека, определяя ее как пессимистическую или оптимистическую; 2) интеллектуально-рациональную - состоит из взглядов, убеждений, оценок и идеалов. Это основа мировоззрения, на нее опирается деятельность человека. А так как эта деятельность является осмысленной и целесообразной, то она направлена на достижение идеала как организующего и направляющего начала человеческой активности. Мировоззрение конкретного человека зависит как от объективных, так и от субъективных факторов - его принадлежности к определенной социальной, национальной и религиозной общности, в рамках которых формируются ценности, взгляды, идеалы, убеждения. Существуют следующие типы мировоззрения: 1) мифологическое - формируется на ранних стадиях общества и представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, появление на Земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окружающем мире; 2) религиозное - сформировалось на сравнительно высокой стадии общества. Являясь фантастическим отражением действительности, оно отличается верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Таким образом, вера в сверхъестественное - основа религиозного мировоззрения; 3) философское - от мифологии и религии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся в философии предметом теоретического рассмотрения и логического анализа.
Вопрос 3. Предмет философии. Основной вопрос философии. Философия и культура.
Предметом философии являются наиболее общие и фундаментальные вопросы происхождения и функционирования природы, общества и мышления. Это совокупность тех проблем, которые частично упоминались выше: каково происхождение и устройство мира; что такое человек; как он познает мир; что есть истина, добро и красота; в чем смысл жизни и т.п. Аристотель, один из первых философов, четко определивших ее предмет, писал, что «философия исследует самостоятельно существующее и неподвижное». Здесь Аристотель имеет в виду, что философия должна исследовать сущность вещей (в его понимании сущности), а не сами вещи, представляющие собой подвижное единство формы и материи и изучаемые физикой и математикой. Можно выделить три “части” предмета философии: 1. Мир в целом (объективная реальность), его категориальная структура (объективная система категориальных определений мира). 2. Человек и общество (субъективная реальность). 3. Деятельность, взаимодействие субъекта с объектом, способы и направления деятельности. Как мировоззрение философия дает наиболее общее представление о мире в целом и его категориальной структуре. Предметом этой «части» философии является объективная реальность, мир, как он существует сам по себе, независимо от человека и человечества. Мировоззренческий аспект философии выдвигает на первый план ее объективность, беспристрастность. В этой «части» она стремится к идеалу «научной» философии. Как учение о человеке и обществе философия реализует принцип «познай самого себя» и ориентирует развитие человека и общества в определенном направлении. Этот аспект философии можно было бы назвать идеологическим. Он обнаруживает ее активный, действенный, субъективный характер, ее пристрастность. Как учение о формах и методах деятельности философия служит общим методом познания и практики. Мало иметь представление о мире в целом, мало знать, чего хочет человек, надо также разрабатывать вопросы успешной деятельности по освоению (познанию и преобразованию) мира. Предметом методологической «части» философии является человеческая деятельность в ее многообразных формах, иными словами, взаимодействие субъекта (человека и общества) с объектом (объективным миром). Предмет философии (круг, изучаемых вопросов) – это содержание четырех основных разделов: онтология (наука о бытии), гносеология (учение о познании), человек, общество. Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки; философия обобщает иные науки, но не поглощает их.
Философская методология включает в себя: 1. Учение о творчестве. 2. Учение о мышлении. 3. Учение о познании. 4. Учение о практике. 5. Учение об игровой деятельности (искусстве, спорте). В учении о мышлении центральным является вопрос об идее. В учении о познании центральным является вопрос об истине. В учении о практике центральным является вопрос о благе, ценности. В учении об искусстве центральным вопросом является вопрос о прекрасном, красоте. Каждая из указанных «частей» философской методологии имеет свою систему специфических категорий-понятий. Основной вопрос философии Издавна ученые стремились определить основной вопрос философии. Самым распространенным стало положение, сформулированное Фридрихом Энгельсом в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»: «Великий основной вопрос всей, особенно новейшей философии, есть вопрос о соотношении мышления и бытия». Этот подход основывается на фундаментальных фактах человеческой жизни: существуют явления духовные и материальные. Энгельс выделяет две стороны этого вопроса: 1) что является первичным - дух или природа; 2) познаваем ли мир. В зависимости от способа решения первой стороны основного вопроса философии, люди делятся на материалистов и идеалистов.
Материализм исходит из того, что природа, бытие, материя являются первичными,а сознание, мышление, дух - вторичными. Идеализм стремится доказать, что дух, сознание, мышление являются превичными, а бытие, природа, материя - вторичными.
Философия и культура Философия — это вдохновляемая любовью к мудрости рациональная отрасль духовной культуры, имеющая своим предметом фундаментальные вопросы человеческого существования, перечисленные выше. Строгое понимание философии как отрасли культуры следует отличать от образного употребления этого слова, когда, скажем, говорят о «философии успеха» и т. п. Это делается и по отношению к другим отраслям культуры («искусство делать деньги», «наука побеждать» и т.п.). Такое произвольное словоупотребление имеет место, но оно очень далеко от того содержания философии, которое присуще ей как общеобразовательной дисциплине. Философия имеет культурную специфику. Рациональный характер философии отличает ее от всех отраслей культуры, кроме науки, с которой ее именно по причине данного сходства часто смешивают, говоря о философии как науке. По предмету своих исследований философия отличается от науки, во многом совпадая с мифологией и религией, дающими свой ответ на те же фундаментальные вопросы, ответ преимущественно не рациональный.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|