Лица, проходящие альтернативную гражданскую службу.
Федеральный закон от 25 июля 2002 года "Об альтернативной гражданской службе" введен в действие с 1 января 2004 года[7]. Из п. 1 ст. 14 данного Федерального закона следует, что к месту прохождения альтернативной гражданской службы гражданина направляет военный комиссар в соответствии с решением призывной комиссии и согласно плану специально уполномоченного органа исполнительной власти, которым является Минздрав РФ. Нельзя не заметить, что в ч. 3 ст. 59 Конституции РФ гарантируется замена альтернативной гражданской службой военной службы. Альтернативная гражданская служба отличается от альтернативной службы, связанной с воинскими формированиями, тем, что она к указанным формированиям не имеет никакого отношения. Однако и на альтернативную гражданскую службу направляет представитель военного ведомства. В ст.4 названного Федерального закона предусмотрена возможность прохождения альтернативной гражданской службы в организациях Вооруженных сил РФ, что также противоречит понятию альтернативной гражданской службы. В п. 2 ст. 4 рассматриваемого Федерального закона говорится о том, что граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они проживают. Хотя данная формулировка не имеет обязательного характера, она ограничивает право гражданина на прохождение альтернативной гражданской службы по месту жительства, то есть право на свободное распоряжение своими способностями к труду, которое гарантируется в ст. 37 Конституции РФ. В п. 2 ст. 16 данного Федерального закона на работодателя, к которому прибыл гражданин для прохождения альтернативной гражданской службы, возложена обязанность по заключению с ним срочного трудового договора. Однако заключение трудового договора предполагает наличие добровольного волеизъявления его сторон. Проявление такого волеизъявления связано с правом выбора места прохождения альтернативной гражданской службы. Данное право рассматриваемый Федеральный закон также ограничивает, поскольку за лицо, направленное на альтернативную гражданскую службу, вопрос о месте ее прохождения решает военный комиссар.
Очевидно, что в соответствии со ст. 37 Конституции РФ, ст. 2, ст. 56 ТК РФ лицо, поступающее на альтернативную гражданскую службу, имеет право ознакомиться с имеющимися вакансиями для ее прохождения, выразить в письменной форме свое волеизъявление по поводу заключения трудового договора по одной или нескольким вакансиям. Направление гражданина в соответствии с его волеизъявлением для прохождения альтернативной гражданской службы соответствует перечисленным нормам федерального закона. В то время как направление на альтернативную гражданскую службу решением военного комиссара без учета волеизъявления лица, имеющего право на замену военной службы альтернативной гражданской, противоречит перечисленным нормам законодательства. В связи u1089 с чем гражданин вправе обжаловать подобные действия военного комиссара в судебном порядке. При рассмотрении таких дел подлежат применению перечисленные нормы, поскольку они имеют более высокую юридическую силу в сравнении с положениями рассматриваемого Федерального закона. Причем в суде должностные лица должны доказать отсутствие возможности направить гражданина для прохождения альтернативной службы в соответствии с поданным заявлением. В ст. 21 рассматриваемого Федерального закона предусмотрены дополнительные обязанности лиц, направленных для прохождения альтернативной гражданской службы. В частности, им запрещено отказываться от заключения срочного трудового договора и от исполнения обязанностей, возложенных срочным трудовым договором. В данном случае нарушаются ст. 37, 45, 55 Конституции РФ, ст. 3, 142, 379, 380 ТК РФ. В связи с чем лицо, направленное на альтернативную гражданскую службу, вправе отказаться от заключения срочного трудового договора, если его условия противоречат действующему законодательству, например, работодатель не обеспечивает проживание в общежитии, выплату заработной платы не ниже прожиточного минимума. Работник также может отказаться от выполнения работ по срочному трудовому договору при возникновении угрозы жизни и здоровью до устранения опасности.
В ч. 2 п. 1 ст. 20 рассматриваемого Федерального закона предусмотрена возможность утверждения руководителем федерального или регионального органа государственной власти, которому подведомственна организация, где гражданин проходит альтернативную гражданскую службу, перечня мероприятий, проводимых без ограничения общей продолжительности рабочего времени. Однако в соответствии со ст. 99 ТК РФ продолжительность рабочего дня (смены) не должна превышать 12 часов. Причем работа сверх нормальной продолжительности рабочего времени должна быть компенсирована лицу, проходящему альтернативную гражданскую службу, либо предоставлением другого времени отдыха, продолжительностью не менее отработанного сверхурочно, либо повышенной оплатой. Причем лица, проходящие альтернативную гражданскую службу, их представители могут вести собственный учет рабочего времени, данные которого являются допустимым доказательством при разрешении споров о рабочем времени. При предоставлении другого времени отдыха учитывается рабочее время, приходящееся на рабочий день (смену) при прохождении альтернативной гражданской службы. При нормальной продолжительности рабочего времени за восемь часов сверхурочных работ должны быть предоставлены сутки отдыха. В п. 2 ст. 21 ТК РФ рассматриваемого Федерального закона лицам, проходящим альтернативную гражданскую службу, запрещено занимать руководящие должности, а также совмещать альтернативную службу с работой в других организациях и заниматься предпринимательской деятельностью. Данный запрет вступает в противоречие со ст. 34, 37 Конституции РФ, гарантирующими свободное распоряжение способностями к труду. Подобного запрета не имеется и в содержании ТК РФ. В связи с чем лица, проходящие альтернативную гражданскую службу, в свободное от работы время могут заниматься другой трудовой или предпринимательской деятельностью.
В п. 2 ст. 21 рассматриваемого Федерального закона запрещен выезд из населенного пункта, в котором расположена организация и в которой проходит альтернативная гражданская служба. Лицо, проходящее альтернативную гражданскую службу, лишено права покинуть этот населенный пункт без согласования с представителем работодателя. В связи с чем можно сделать вывод о том, что лицо, проходящее альтернативную гражданскую службу, не имеет права использовать по своему усмотрению свободное от работы время. Как уже отмечалось, время отдыха отличается от рабочего времени тем, что им работник пользуется по своему усмотрению. В рассматриваемом случае усмотрение работника на распоряжение свободным от выполнения работы временем ограничено, так как работник не может без разрешения работодателя покинуть населенный пункт, в котором работает. Данное ограничение должно быть компенсировано работнику. В частности, при отказе представителей работодателя предоставить возможность покинуть населенный пункт в период отдыха время перерыва в работе необходимо рассматривать как дежурство работника, которого работодатель может привлечь к выполнению трудовых обязанностей в связи с отказом предоставить ему возможность использовать время отдыха в другом населенном пункте по своему усмотрению. Время такого дежурства должно быть компенсировано предоставлением другого времени отдыха. В соответствии со ст. 127 ТК РФ лицам, проходящим альтернативную гражданскую службу, неиспользованные отпуска, в том числе и дни отдыха за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени, могут предоставляться с последующим увольнением с этой службы. В связи с чем работодатель вправе предоставить лицу, проходящему альтернативную гражданскую службу, все неиспользованные дни отдыха, что позволяет работнику досрочно покинуть место ее прохождения. После чего работодатель может оформлять увольнение с альтернативной гражданской службы и пересылку лицу, проходившему данную службу, с его согласия документов об увольнении.
Следует помнить, что в соответствии с ч. 8 и ч. 9 ст. 5 ТК РФ федеральные законы, в том числе и принятые после введения ТК РФ в действие, не могут применяться в части, противоречащей нормам ТК РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 349 ТК РФ противоречащими ТК РФ должны быть признаны нормы Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" в части, умаляющей права работников, гарантированные в ТК РФ. В связи с чем при обнаружении правоприменителем таких противоречий ему следует руководствоваться предписаниями ТК РФ. Заключение. И так, что мне удалось выяснить, разрабатывая данную тему? Особенности регулирования труда лиц, проходящих службу, обусловлены характером выполняемой ими трудовой деятельности. Правовое регулирование в данном случае призвано путем предоставления дополнительных льгот работникам компенсировать возможные неудобства, которые возникают при исполнении служебных обязанностей. И ещё одна особенность, применение нормативных правовых актов о государственной службе призвано вытеснить трудовое законодательство из сферы регулирования труда лиц, проходящих службу. Однако при этом необходимо помнить, что ч. 2 ст. 19 Конституции РФ гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, в том числе и в области труда, независимо от должностного положения. Поэтому законодателям нужно помнить, что к труду лиц, проходящих службу, должны применяться нормы трудового права. Библиографический список. 1. Миронов В.И. трудовое право России: Учебник.- М.: Журнал «Управление персоналом», 2005. 2. Европейская хартия местного самоуправления (ETS №122) [рус., англ.] (принята в г. Страсбурге 15.10.1985).\\ Собрание законодательства РФ. 7 сентября 1998 г. N 36. Ст. 4466. Бюллетень международных договоров. 1998. N 11. С. 42 - 55. Дипломатической вестник. 1998. N 10. С. 25 – 29 3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).\\Российская газета, N 237, 25.12.1993. 4. "Трудовой кодекс РФ" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 09.05.2005) "Российская газета", N 256, 31.12.2001, "Парламентская газета", N 2-5, 05.01.2002, "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3. 5. Федеральный закон от 27.07.2004 №79-фз (ред. От 02.02.2006) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»(принят Государственной Думой РФ 07.07.2004). \\Парламентская газета, N 140-141, 31.07.2004, Российская газета, N 162, 31.07.2004, Собрание законодательства РФ, 02.08.2004, N 31, ст. 3215.
6. Федеральный Закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 03.06.2006) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (принят ГД ФС РФ 16.09.2003).\\Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822, Парламентская газета, N 186, 08.10.2003, Российская газета, N 202, 08.10.2003. 7. Федеральный Закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ (ред. от 31.12.2005) «Об альтернативной гражданской службе» (принят ГД ФС РФ 28.06.2002).\\Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, N 30, ст. 3030, Парламентская газета, N 142-143, 30.07.2002, Российская газета, N 138-139, 30.07.2002 8. Федеральный закон от 25 июля 2002 года (ред. от 31.12.2005) "Об альтернативной гражданской службе", "Собрание законодательства РФ", 29.07.2002, N 30, ст. 3030, "Парламентская газета", N 142-143, 30.07.2002, "Российская газета", N 138-139, 30.07.2002. 9. Федеральный Закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 11.11.2003) "О системе государственной службы РФ" (принят ГД ФС РФ 25.04.2003) "Парламентская газета", N 98, 31.05.2003, "Российская газета", N 104, 31.05.2003, "Собрание законодательства РФ", 02.06.2003, N 22, ст. 2063. 10. Постановление Конституционного Суда РФ от15.12.2003 №19-П «По делу о поверке конституционности отдельных положений закона Ивановской области «О муниципальной службе Ивановской области» в связи с запросом законодательного собрания Ивановской области».\\ Российская газета, N 258, 24.12.2003, Собрание законодательства РФ, 29.12.2003, N 52 (ч. 2), ст. 5101, Вестник Конституционного Суда РФ, N 1, 2004
[1] Федеральный закон от 27.07.2004 №79-фз (ред. От 02.02.2006) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»(принят Государственной Думой РФ 07.07.2004). \\Парламентская газета, N 140-141, 31.07.2004, Российская газета, N 162, 31.07.2004, Собрание законодательства РФ, 02.08.2004, N 31, ст. 3215.
[2] Постановление Конституционного Суда РФ от15.12.2003 №19-П «По делу о поверке конституционности отдельных положений закона Ивановской области «О муниципальной службе Ивановской области» в связи с запросом законодательного собрания Ивановской области».\\ Российская газета, N 258, 24.12.2003, Собрание законодательства РФ, 29.12.2003, N 52 (ч. 2), ст. 5101, Вестник Конституционного Суда РФ, N 1, 2004
[3] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).\\Российская газета, N 237, 25.12.1993.
[4] Европейская хартия местного самоуправления (ETS №122) [рус., англ.] (принята в г. Страсбурге 15.10.1985).\\ Собрание законодательства РФ. 7 сентября 1998 г. N 36. Ст. 4466. Бюллетень международных договоров. 1998. N 11. С. 42 - 55. Дипломатической вестник. 1998. N 10. С. 25 - 29.
[5] Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 №197-ФЗ (принят Государственной думой Федерального Совета 21.12.2001) (ред. от 09.05.2005).\\Российская газета, N 256, 31.12.2001, Парламентская газета, N 2-5, 05.01.2002, Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
[6] Федеральный Закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 03.06.2006) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (принят ГД ФС РФ 16.09.2003).\\Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822, Парламентская газета, N 186, 08.10.2003, Российская газета, N 202, 08.10.2003.
[7] Федеральный Закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ (ред. от 31.12.2005) «Об альтернативной гражданской службе» (принят ГД ФС РФ 28.06.2002).\\Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, N 30, ст. 3030, Парламентская газета, N 142-143, 30.07.2002, Российская газета, N 138-139, 30.07.2002.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|