Принципы государственной службы
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Государственная служба как правовой институт: понятие и структура Необходимо различать гос.службу как деятельность и как правовой институт. 1. КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Так, согласно ст. 1 ФЗ «О системе государственной службы РФ» государственная служба РФ – профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению полномочий: РФ; ФОГВЛ, иных ФГО; SРФ; ОГВЛ SРФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые КРФ, ФЗ для непосредственного исполнения полномочий ФОГВЛ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами SРФ для непосредственного исполнения полномочий ГО SРФ. 2. КАК ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ: Институт гос.службы = система правовых норм, регламентирующих государственно-служебные отношения, т.е. права, обязанности, ограничения, запреты, стимулирование, ответственность служащих, прохождение государственной службы, порядок возникновения и прекращения служебных отношений. Это система правовых норм, которая регулирует отношения, складывающиеся в процессе организации самой системы государственной службы, статуса государственных служащих, гарантий и процедур его реализации, а также механизма прохождения государственной службы. Таким образом, правовому регулированию подлежат три большие сферы в системе государственно-служебных отношений: 1) формирование системы государственной службы; 2) создание статуса государственного служащего и гарантий его осуществления; 3) механизм прохождения государственной службы (здесь может быть множество процессуальных норм, работающих в самых разных подинститутах, входящих в структуру института государственной службы). Институт государственной службы состоит из первичных единичных юридических положений — правовых норм, устанавливающих многочисленные и разнообразные по характеру и значимости государственно-служебные отношения.
Институт государственной службы включает в себя правовые нормы, которые устанавливают: · формирование государственно-служебного правоотношения; · должности, которые занимают служащие, осуществляющие от имени государства его функции; · принципы службы; · правовой статус служащего; · прохождение службы; · прекращение государственно-служебного отношения. Материальные нормы в институте государственной службы устанавливают статутные положения, которые определяют принципиальные черты этого правового института. К материальным нормам относятся: 1. принципы государственной службы; 2. понятие государственного служащего; 3. права, обязанности, правоограничения государственных служащих 4. льготы, гарантии и компенсации (правовой статус служащих); 5. реестр государственных должностей 6. вопросы совместительства 7. способы замещения должности; 8. испытательный срок; 9. аттестация; 10. служебная дисциплина и дисциплинарная ответственность; 11. условия службы; 12. способы и основания для прекращения государственной службы; 13. контроль и надзор в системе государственной службы. Процессуальные нормы регулируют отношения по реальному исполнению положений, содержащихся в материальных правовых нормах. Причем в каждом конкретном подинституте, образующем институт государственной службы, содержатся специфические процессуальные положения и процедуры. К ним относятся: 1. порядок поступления на службу; 2. процедура перемещения служащего и прохождение службы; 3. порядок проведения аттестации; 4. присвоение специальных званий и рангов; 5. дисциплинарное производство; 6. процедура увольнения и т. д. Государственная служба как правовой институт регулирует организацию и деятельность всех работающих (сотрудников), которые на профессиональной основе выполняют государственные задачи и функции и которые введены (назначены, избраны) в структуру государственного органа (государственной администрации) на уровне Федерации, ее субъектов.
Принципы государственной службы Основные принципы государственной службы, установлены в федеральном законе «О системе государственной службы РФ». Согласно ст. 3 принципами формирования и функционирования гос. службы являются: 1. федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти S РФ; Федерализм применительно к государственной службе имеет несколько аспектов: нормативный аспект - конституционное и законодательное разграничение компетенции в области государственной службы между Российской Федерацией и субъектами РФ; организационный аспект - соблюдение принципа федерализма при построении государственной службы, разделение государственной службы на федеральную государственную службу и государственную службу S РФ; функциональный аспект - самостоятельность каждого уровня федеративной системы при решении кадровых вопросов и других вопросов функционирования государственной службы; финансовый аспект - соблюдение принципа федерализма при ресурсном обеспечении государственной службы за счет бюджета соответствующего уровня (федерального или регионального). 2. законность; означает необходимость соответствия Конституции РФ и федеральному закону подзаконных нормативных актов и индивидуальных правовых актов в сфере государственной службы. Все коллизии и противоречия разрешаются в пользу Конституции РФ и федерального закона. 3. приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты; означает их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты. При функционировании института государственной службы права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов
4. равный доступ граждан к государственной службе; (+закреплен в ч. 4 ст. 32 КРФ) При поступлении и прохождении государственной службы запрещена всякая дискриминация по признакам пола, социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Равный доступ граждан к государственной службе осуществляется в соответствии с установленными применительно к должностям государственной службы квалификационными требованиями. 5. единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы; предполагает законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы. 6. взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы; Взаимосвязь обеспечивается посредством единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы, единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы, единства требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских служащих и муниципальных служащих, учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы, соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих, соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца. 7. открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих; означает объективное информирование общества о деятельности государственных служащих. По своей сути принцип открытости государственной службы предполагает обеспечение участия граждан в государственном управлении через создание возможностей для получения открытой (несекретной) информации о деятельности государственных органов и государственных служащих, осуществления общественного контроля за организацией и функционированием государственной службы. Данный принцип немыслим без гарантий защиты граждан, критикующих деятельность государственных служащих, и обеспечения средствам массовой информации возможностей для освещения вопросов организации и функционирования государственной службы.
8. профессионализм и компетентность государственных служащих; профессионализм государственных служащих, то есть исполнение ими своей должности в качестве основного занятия; компетентность, то есть знание порученной службы, опыт работы; квалифицированность, то есть соответствие государственного служащего замещаемой им должности по уровню образования, стажу, знаниям и навыкам работы; эффективное и добросовестное исполнение должности; ответственность за подготавливаемые и принимаемые решения и надлежащее исполнение служебных обязанностей. 9. защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц. В развитие этого принципа законодательство предусматривает право обжалования неправомерных действий, механизм разрешения индивидуальных служебных споров, право государственных служащих на создание профсоюзов, а также внепартийность государственной службы и отделение религиозных объединений от государства. Реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается ФЗ о видах государственной службы. Указанными федеральными законами могут быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|