История правового регулирования рекламы в России.
Реклама как способ распространения информации о товаре, работе или услуге появилась достаточно давно: первые сведения о рекламе встречаются еще в Древней Греции и Древнем Риме. Начав свое появление с надписей на камне, реклама продолжила свое распространение уже на бумаге. Учёные установили, что появление прообраза наружной рекламы относится к I тысячелетию до н.э. - это была высеченная на камне надпись, найденная в развалинах древнеегипетского города Мемфиса: "Я, Рино, с острова Крит, по воле богов толкую сновидения". В числе других древних примеров наружной рекламы - тысячи надписей-графити на стенах, обнаруженных в древнем городе Помпеи, законсервированном лавой и вулканическим пеплом в 73 году н.э. Первые предметные средства наружной рекламы были обнаружены археологами при раскопках древнеримских городов Помпеи, Геркуланума и Стабии. Внимание привлекали хорошо знакомые предметы: лекари выставляли над дверьми на полке кровопускательные банки, булочник над входом в лавку вывешивал мельничный жернов или сноп пшеницы, продавец птиц - клетки с пернатыми. В средние века изготовлением рекламы занимались лучшие граверы, скульптуры и художники. Первые дошедшие до нас сведения о живописных вывесках относятся к XII веку. Первоначально большая часть наружной рекламы была построена на визуальных образах: вывески над входом являли собой образ вещи, отражающий характер того или иного заведения. От качества и размера вывески в большой степени зависело посещение торговой лавки или мастерской, напрямую связанное с благосостоянием владельца заведения. Самым первым и значительным упоминанием рекламы в истории России является лубок. Лубок на Руси - это народное ответвление граверного мастерства. Первые его образцы были завезены фряжскими (итальянскими) купцами в середине XVII века и быстро получили столь большую популярность, что началось активное ремесленное производство этих, как их именовали, "простовиков". Основой лубочного творчества является ксилография - прорезание контуров рисунка по деревянной доске. Лубком именовался древесный слой, расположенный сразу под корой: по распространенному мнению, от этого наименования и пошло общее название народных картинок. Отпечатанные с досок несколько сот черно-белых оттисков отдавались другим группам артельщиков для раскраски. Здесь-то и рождалось главное лубочное достоинство: феерия красок, сочетание ярких контрастов, веселая праздничность этих "потешных", как тоже их называли, листов. Призывный смысл лубка конца XVII века - это - образец наглядной торговой рекламы.
Лубок - одно из направлений городского фольклора, эстетика которого объединяет глубинные традиции фольклора земледельческого, идущего из глубины веков, и качества, созданные этапом урбанистической культуры. К последним, относится производство по заказу или на продажу, ориентация на запросы массовой аудитории, в значительной мере технический способ тиражирования. Другое ответвление изобразительного городского фольклора - живописная вывеска. Подобно тому, как это было на Западе, предшественницей рекламного жанра "вывеска" являлась непосредственная выкладка товара или продуктов ремесла для всеобщего обозрения. В центре живописных вывесок лубочного стиля находился главный предмет торговли, услуги или зрелища, изображенный подчас весьма примитивно, раскрашенный максимально ярко и привлекавший именно этой своей непривычностью. Первые сведения о рекламе в России относятся еще к X - XI вв., но, несмотря на ранний период появления рекламы, формы ее распространения в настоящее время кажутся весьма примитивными. Большой шаг в развитии рекламы был сделан с появлением печатного станка. Подобия рекламных сообщений были опубликованы в первой русской газете "Ведомости". С начала XV века в России наблюдается бурный рост экономики государства, урбанизация, усложнение межличностных коммуникаций между людьми и как следствие распространение рекламы. В России развитию рекламы долгое время препятствовала народная безграмотность - надписи на вывесках редко кто мог прочитать. Оформителям вывесок приходилось прибегать к помощи сложных аллегорий. Иногда задумки художников находились на грани безвкусицы, на что обратила внимание правительственная камер-коллегия в 1749 году, издав распоряжение "прекратить малевание" и ограничиться надписями типа "В сем доме питейная продажа", "В сем доме табачная продажа". Ситуация изменилась к середине 19 века. Именно к этому времени относится переход наружной рекламы на качественно новый уровень: она становится украшением улицы. Наружную рекламу на зданиях дополняли всевозможные рекламные установки, размещаемые на тротуаре (штендеры). Среди них выделялись своей яркостью и обилием броских плакатов афишные тумбы. Отметим, что первые установки для расклейки афиш и объявлений появились в Лондоне еще в XVII веке.
В России постепенно расширяется площадь вербальной части вывесок с тем, чтобы к концу XIX века стать определяющим компонентом центральных улиц столичных городов. Однако периферийные кварталы и провинциальные городки не расставались с лубочным стилем вывесок вплоть до Октябрьской революции. Наряду с фольклорными вариантами изобразительной рекламы со времени царствования Алексея Михайловича практикуется тиражирование профессионально изготовленных гравюр. Эволюция рекламной индустрии произошла в XX веке. В 1917 году была введена монополия на рекламу со стороны государства. Особый период в истории развития рекламы в России связан с именем Владимира Маяковского. Он создал множество рифмованных рекламных текстов для государственных организаций. На смену изобразительным образам пришло шрифтовое оформление вывесок и витрин. В наружной рекламе стал применяться новый метод - фотомонтаж. В 1923-1924 гг. возник новый термин - "световая реклама", т.е. выставленный на открытой площади рекламный плакат, освещенный в вечернее время специальным прожектором.
В 30-50-е годы в нашей стране реклама как вид художественно-прикладного творчества и дизайна, тесно связанный с архитектурой и другими искусствами, по существу, пропадает. На торцах зданий ее часто заменяют большие панно - картины лжеагитационного содержания типа "пейте…", "летайте.", "отдыхайте.". Вывески приобретают унылый вид и однообразный характер. Реклама словно уходит на задний план, уступая свое место помпезной архитектуре. Позже в 60-70-х гг. были образованы специальные рекламные Организации: "Союзторгреклама", "Росторгреклама", "Союзреклама". Новая реклама характеризовалась более внимательным, чем раньше, отношением к ней со стороны художников и архитекторов, оставаясь в рамках одного из факторов развития плановой экономики и торговли. Отсюда "художественно-организованный характер" наружной рекламы, раскрывающийся в комплексных решениях "художественно-рекламного оформления" улиц и площадей. Существенные перемены произошли в 90-х гг., когда переход экономики к рыночным отношениям сказался на многих сферах жизни, в том числе и на рекламе. Стало появляться множество рекламных фирм и агентств, технический уровень позволил преподнести рекламу потребителям по-новому. В странах бывшего СНГ становление рынка рекламы совпало с началом процесса рыночных реформ, и уже менее чем через десять лет его объем достиг солидных размеров. К 2000 году количество рекламных конструкций на улицах Москвы сравнялось с аналогичным показателем Лондона: в обоих городах оно превышает 20 тыс. поверхностей, не считая рекламы в метро и на других видах общественного транспорта. Динамика развития рекламного рынка в России привела к тому, что потребовалось урегулировать на законодательном уровне данную сферу деятельности. Государство не могло дистанцироваться от правового регулирования рекламного рынка: прежде всего это могло сказаться негативно в целом на рыночных отношениях, на той политике, которую государство проводило, и, конечно же, на всем обществе. Потребовалось принятие единого нормативного правового акта, который регулировал бы распространение рекламы и устанавливал ответственность для субъектов рекламного рынка в случае нарушения рекламного законодательства. Итак, рассмотрев историю развития рекламы в РФ, необходимо отметить, что появление и распространение рекламы привело необходимости ее регулирования на законодательном уровне. Именно поэтому мы считаем необходимым, изучить правовую природу и виды рекламы по российскому законодательству. Этому посвящен следующий параграф данной работы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|