Тема 6: восточная культурная модель. Россия и Восток.
План: 1. Восточная цивилизация как культурно-исторический феномен. 2. Азиатская и арабская модели. 3. Российская цивилизация: основные характеристики. Россия и Восток: характер культурно-исторических диалогов и противостояний. Вначале, вновь введем уже знакомую нам схему-таблицу культурных различий Запада Востока.
Оба типа цивилизации – Восток и Запад - сосуществуют как 2 равноправные культурные программы, 2 идеи развития, 2 творчески необходимых контрастных полюса, взаимоотталкивание и взаимопритягивание которых создает целостное и динамическое, многообразное пространство мировой культуры человечества. Каждый тип существует во множестве своих вариантных проявлений, обусловленных особенностями географического положения, этнического состава, религиозных верований и пр. Восток, Азия для Запада – необходимое дополнение. С ее помощью Запад способен обнаруживать в себе неизвестные и нереализованные возможности человека, иные стороны человеческой сущности.
Название «Восток», как «Запад» - условно, особенно в географическом смысле. Восточная цивилизация – исторически первый тип цивилизации. «Старчески умный» Восток древнее Запада. Известное латинское выражение «Ex oriente lux» («Свет идет с Востока») понималось и в том смысле, что формирование западной культуры будет связано с творческим и противоречивым усвоением опыта Востока. Так, многие греческие мудрецы и не скрывали, что приобщение к тайнам человеческой мудрости у них началось именно на Востоке. Древняя Месопотамия, Древняя Индия, Древний Китай, Древний Египет – основные исходные центры восточных цивилизаций и культур. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ВОСТОЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ Хотя эвристика – безусловная черта западной культуры, именно Восток стал родиной многих великих открытий и изобретений: календарь, первый звездный каталог, зодиакальная система, десятеричная система счета, деление суток на 12 частей, письменность (иероглифическая – Египет, Китай, алфавитная – Финикия, клинопись – Двуречье), первые библиотеки, бумага, компас, порох и многое другое. Восток стал родиной всех 3 мировых религий: буддизма, христианства и ислама. Это не было случайностью. Восток, в отличие от Запада более всего интересовали вопросы небытия, вечности, всего того, что лежит за порогом реального бытия («Там мертвый хватает живого»). Это и влекло восточную мысль к проблеме духовного бессмертия, к поискам Божественного Абсолюта, к идее вселенской борьбы Добра и Зла (зороастризм), к идее посмертного воздаяния («Суд Осириса» у египтян и пр.) В восточной цивилизации акцент всегда делался на познании ценностного значения и смысла явлений. В ряде восточных культур (индуизм, буддизм) жизнь интерпретировалась как обуза, наказание, тяжкий миг перед прыжком в вечность. Сам физический труд был мучительной схваткой с природой (пустыни, джунгли, тропические ливни и изнурительная жара, дикие хищники и т.п.). В этих условиях в древней Индии и рождается образ сансары (колеса жизненных перерождений человека), кармы (груза прежних деяний и поступков прошлых жизней) и нирваны (угасания телесного начала по мере духовного самосовершенствования и достижения абсолютного небытия).
В отличие от Запада, Восток в своих размышлениях всегда тяготел к мистике (оккультные науки), герметичности знания. Знание понималось как тайна, удел избранных и посвященных. В отличие от западного, восточное знание в меньшей мере накапливалось, углублялось и расширялось, а в большей - просто детализировалось. Научной добродетелью Востока являлось углубление в древние этико-философские трактаты в поисках скрытых в них предвосхищений. Так, ученые – конфуцианцы, демонстрируя свою идейную привязанность к классическим авторитетам, постоянно вращались в кругу лишь «правильных» к ним комментариев, даже не помышляя о том, чтобы изменить не только дух, но и букву канона. Поэтому на Востоке «наука» до приобщения ее к западному научно-рациональному типу оставалась в рамках рецептурной, практико-технологической деятельности. Восток не знал такого логического феномена, как доказательство. Там существовали лишь предписания «что делать» и «как делать», и знания об этом в незыблемом виде передавались из поколения в поколение. В восточной науке было иное понимание истины, господствовал не логический, а интуитивный метод познания, что предполагало ненужность строгого понятийного языка и всякого формального знания. Западная мысль – словоохотлива, склонна к ораторствованию (Платон: «Афины превратились в город, влюбленный в слово»), полемике, является диалогичной по природе. Восточная мысль – сдержанна, молчалива, предпочитает обходить споры и является скорее монологичной. Западная мысль требует логической четкости и определенности суждений (например, закон «исключенного третьего»). В восточной мысли – все сложнее и многозначнее. Западной рассудочности здесь противостоит образно-символическое слово, сложная метафорика и недосказанность. Восточные тексты пронизаны вторым планом, который не лежит на поверхности. В поэзии, поэтому, красота и мудрость открываются не сразу (например, в японской поэзии хойку: «Гляжу – опавший лист опять взлетел на ветку. То бабочка была»).
Если западная культура – экстравертна, а потому – открыта, общительна и практична, то восточная – интровертна. Она закрыта в себе, созерцательна и самодостаточна. Недоверчива, а то и открыто враждебна к внешним («чужим») культурным влияниям. Если Запад всегда делала ставку на новизну (особенно в Новое время), то Восток – на традициях. Восточный принцип: «Излагаю, но не создаю» (Конфуций), «Чем древнее, тем лучше». Этой установкой объясняется сохранность многих ритуалов на Востоке. Такова, например, значимость этикета – церемониала «ЛИ» у китайцев и роль конфуцианской этики, воинский кодекс чести в культурах Юго-Восточной Азии (самурайский – у японцев). Церемониал здесь это не просто застывшие архаические образцы, но внешнее выражение почтительности и преданности установленному порядку. Это строго регламентирует поведение человека в разных жизненных ситуациях. В целом, в восточной культуре чрезвычайно развита обрядовая сторона. Попытки радикальных реформ на Востоке нередко оборачивались в итоге поражением и откатом к прежним традициям (судьба реформ фараона Эхнатона в Древнем Египте). Взгляд Востока был обращен в прошлое: «будущее существует для того, чтобы стать прошлым». Восток харизматичен. Действительность воспринимается сквозь призму веры, мистического постижения. Отсюда – обожествление власти. Главная ценность бытия не в реализации прагматических целей, а в поиске высшего идеала, стяжании сверхъестественного откровения. Востоку свойственен социоцентризм. Уникальность рассматривалась скорее как зло, эгоистическая необузданность. Личные интересы всегда подчинены – общественным. Восточный человек находился в ситуации расширяющихся концентрических кругов личной зависимости, от собственного отца до правителя. Общинный уклад жизни повлек известную замкнутость и изолированность жизни. В Индии сложилась и по сей день действует кастовая социальная система. На Востоке утвердился принцип безоговорочного принятия власти, абсолютного послушания и терпения Востоку никогда не был характерен западный конфликт отцов и детей, конфликт поколений, основанный на противопоставлении новых культурных ценностей – старым. На Востоке исторически складывались деспотии как форма правления с абсолютной властью правителя и вертикальным характером социальных связей. На Востоке внешнеправовая свобода выражена слабо. Восточный человек не свободен, а обязан. Недостаток внешнеправовых свобод компенсировался через религию и ощущение внутренней духовной свободы. Главное: раствориться в конце концов в космосе, совершенно отказавшись от груза собственного «Я».
Система хозяйствования на Востоке опиралась на монополию государственной собственности (т.н. «азиатский тип» - по Марксу). Государственная власть выступала единственным устроителем общественных работ, осуществляла монополию внешней торговли, сосредоточивая в своих руках обмен продуктами и сырьевыми запасами с населением горных районов и пустынь. Наличие «верховной» государственной собственности породило отсутствие частной собственности на основное средство производства – землю. Не случайно, восточные общества за колоссальную роль, которую играло в их жизни государство называют этатистскими (т.е. государственными). Абсолютное преобладание государства над обществом. Как уже говорилось, Востоку был присущ вертикальный характер социальных связей, замкнутых на властные структуры, на слой управляющий бюрократии, которая, в свою очередь, замыкалась на властителе-деспоте. Власть правителя не ограничивалась никем и ничем, освящаясь как богоданная. Независимые от нее общественные связи не развивались. Это было предопределено также многофункциональным характером первичной социальной ячейки – общины. Община охватывала все стороны жизни человека и как самодостаточная тяготела к замкнутости (автаркии), сведению внешних связей к минимуму. Социальная стабильность восточных обществ достигалась за счет их неглубокой дифференцированности. Неразвитость товарного производства и торговли в Древнем мире мешали индивидуализации бытия человека и развитию в нем личностного «Я». Восток изначально характеризовали низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности. Итак, экономической основой жизни на Востоке были корпоративная и государственная форма собственности, а основной метод управления – принуждение. В этих обществах господство аппарата администрации и принципа централизованной редистрибуции (дань, налоги, повинности) сочеталось с автономией общин и иных социальных корпораций при решении всех внутренних проблем. Произвол власти при соприкосновении индивида с государством порождал синдром «сервильного комплекса»), рабской зависимости и угодливости. Общество с таким социальным генотипом обладало прочностью, которая проявлялась, помимо прочего, в неискоренимой потенции регенерации: на базе рухнувшего по той или иной причине государства с легкостью, почти автоматически, возникало новое с теми же параметрами, даже если это новое государство создавалось иным этносом. По мере эволюции этого общества появились товарные отношения и частная собственность. Однако с момента своего возникновения они сразу же ставились под контроль власти, и потому оказывались полностью от нее зависимыми. Многие восточные государства Древности и Средневековья имели процветающее хозяйство, большие города, развитую торговлю. Но все эти зримые атрибуты частнособственнической рыночной экономики были лишены того главного, что могло бы обеспечить их саморазвитие: все агенты рынка были заложниками власти и любое неудовольствие чиновника оборачивалось разорением, если не гибелью и конфискацией имущества в пользу казны. В «азиатских» обществах господствовал принцип: власть рождает собственность. Социальную значимость в государствах Востока имели лишь причастные к власти, тогда как богатство и собственность без власти мало что значили. Утратившие власть становились и бесправными. В целом, древневосточные цивилизации складывались как «речные»: основополагающую роль в культуре играли великие реки: Нил, Тигр и Евфрат, Инд и др. Так, ключевой символ у египтян – анкх назывался еще «ключом Нила». В Египте было заселено всего лишь 3,5 % общей территории (остальная – пустыня). Нил служил разделительной чертой Мира живых (города) и мертвых (Западный берег: Долина Царей, Гиза). Речные цивилизации требовали развитого ирригационного хозяйства. По мнению Л.Мамфорда, в этих условиях и складывалась колоссальная восточная социальная «мегамашина» со сложной иерархической организацией. Т.о., общества и организации складывались здесь под влиянием необходимости организации коллективного труда для освоения бассейнов водных артерий. В свою очередь, западные цивилизации складывались как «морские»: греки, например, колонизировали (эллинизировали) почти все Причерноморье, Приазовье и пр. Нужно помнить, что именно на Востоке были созданы первые города (Вавилон, Ур и др.), а город как сложная социокультурная инфраструктура был одной их характеристик цивилизации. Непосредственное жизненное пространство также существенно отличалось на Востоке и на Западе. Тек, вещно-предметный мир на Востоке очень скромен: минимум необходимого. Сама непредсказуемость природы: частые землетрясения, тайфуны, песчаные бури, наводнения, способные в одночасье разрушить житейский мирок, заставляли сдержанно относиться к накоплению материальных ценностей. Отсюда – характерное восточное нестяжательство, подчас аскетизм. Техницизму Запада всегда противостояла органика Востока. Восток связывал Человека и Природу в единое, гармоническое целое. Природное и социальное тесно слиты. Формула восточной цивилизации: Человек – часть общества, общество включено в Природу, а Природа – проявление Божественного начала. Для западного человека природа –«мастерская», материал. Восточный же человек не утверждал себя в роли хозяина-мастерового и «покорителя», а стремился найти свою нишу в мире и жить, не мешая другим. Восток принимает мир таким, каков он есть. Здесь исповедовали принцип ненанесения вреда окружающему миру. Конечно, современный мир внес свои существенные коррективы в эти восточные принципы (технизация Японии, Китая и др. стран, приведшие к огромным экологическим проблемам). Даже художественные мотивы в искусстве Востока были восприняты от Природы. Таковы, иллюзия нерукотворности индийских храмов (напр., храм в Аджурахо), оформление египетских храмовых колонн в ви де цветка лотоса, стеблей папируса, растительная орнаментика в искусстве ислама, японское искусство «сутэси» (каменный сад-микрокосм, где вода олицетворяет кровь, а камни – скелет) и многое другое. Сама жизнь на Востоке уподоблялась незаметному росту дерева: естественному и постепенному. Восточные общества при нескольких поколениях могли существовать в неизменных условиях. Поэтому, тип их исторического развития называют медленным или застойным, сопоставляя со средней продолжительностью жизни человека и качеством происходящих в ее течении перемен. Упомянутый традиционализм сознания обусловливался циклическим восприятием времени. С этим представлением связана поэтизация прошлого, предание о «Золотом веке», в котором заключено все лучшее, достойное подражания. Тип восточного человека характеризует образ Мироку (Япония), бодхисатв, где акцентируются черты созерцательности, сдержанности, бесстрастности, сосредоточенности на достижении внутренней гармонии. Для культуры Востока совершенствовать мир можно только путем внутреннего самоусовершенствования, через достижение цельности в себе самом. Так, в буддизме главное: простота, скромность, умеренность, вежливость, терпеливость, непричинение вреда живому, отказ от зависти и гнева («зло - как пыль против ветра: всегда возвращается»). Восточная идея духовного восхождения к Небу нашла свое воплощение и в геометрической символике святилищ: пирамид, храмов, пагод и зиккуратов. Так, шумерские зиккураты состояли из 3 ступеней (платформ) в соответствии с божественной мифологической триадой (Ану – Небо; Энлиль – «вершитель власти»; Энки – «повелитель земли, величайший благодетель человечества») и характерной цветовой символикой: черной, красной, синей. Восточные (особенно азиатские) культуры стремятся к целостному, недифференцированному восприятию мира, к гармонии 3-х начал – Неба, Земли и Человека. Любая фальшивая нота в этой гармонии рождает дисгармонию, что само по себе очень опасно, так как в созданной на этой основе картине мира нет места случайному, ничто не может возникнуть из ничего или исчезнуть бесследно. Все, что происходит в одной из трех сфер, имеет свои параллели или аналогии в других (так, например, и сегодня в азиатских странах нередко считают, что природным катастрофам сопутствуют политические беспорядки. Для этого мировосприятии характерно стремление к жизни в гармонии с естественным миром, с природой, к созданию единства между человеком и средой его обитания, к целостности микро- и макрокосма. Для Востока (за исключениеме мусульманского) была характерна веротерпимость. Азиатские религиозные системы никогда не подвергались искусу рационализма, в отличие от Запада, когда в недрах католицизма зарождался протестантизм. Восток – фаталистичен – все предопределено судьбой. Не случайно в индуизме развивалась идея кармы. Искусство гадания рождается на Востоке как попытки заглянуть в свою судьбу. Во всем – идея божественной воли, господствующей над человеком. Итак – полная несвобода человека, предопределение всех действий и поступков, независящими от него силами природы, социума, богов и т.д. Так, мусульмане считают, что судьба человека и его смертный час заранее записаны в Книге Судеб. Отношение арабов к судьбе отражено в старинной пословице: «Всем назначен день смерти». Под судьбой они издавна понимали предопределенную участь, непреодолимый и неизменяемый ход времени. В искусстве Востока (особенно – азиатской живописи) главное передать движение, а не результат. Господствует принцип «нон финито»: творческий прием, который позволяет выразит в искусстве мгновенное, преходящее. Восточные учителя объясняли своим ученикам: «Когда рисуешь дерево, чувствуй, как оно растет». Восточноазиатская живопись тушью отказалась от цельности формы и не устанавливает начала, конца и середины, потому что она протекает через безначальное и бесконечное. Отсюда и форма намека, наброска, хаотичность, бессюжетность, «поток сознания» в отличие от завершенности художественных произведений Запада. В китайской традиционной живописи существует стиль сэ-и (выражение идеи), для которого характерно стремление запечатлеть мгновения жизни: полет бабочки, всплеск рыбы, бег коня, движение ветерка в листьях бамбука. Духовное начало есть основа всего, прекрасного в том числе. В «Махабхарате» есть такие строки: «Исчезла душа - красота отлетела, уродливым стало бездушное тело». В целом, на Востоке роль Художника оценивалась очень высоко, но в магическом смысле – как дар, ниспосланный Богами. Образец прославления: древнеегипетские стихи «Прославление писцов» (т.е. писарей). Искусство письменной фиксации не отделялось здесь еще от живописи (писец = живописцу). На Востоке признак мудрости тесно связывается с тем, как ее зафиксировать. Еще в Древности Восток создал особую систему канонов и правил в искусстве, принципов изображения (так, у египтян всегда оставалось неизменным изображение лица и ног человека в профиль, а груди – в фас). Шел поиск идеальных форм воплощения образов. Искусство приравнивалось умению создавать бессмертную, чеканную форму, где господствует экономный графический знак, четкий контур, строгая и ясная линия. Художник был подобен хранителю священных законов. Величие (богов, фараонов) воссоздавалось через колоссальные масштабы и неподвижные, статуарные формы (фронтальность и статика композиции). Знаменитый «Амарнский» период в Древнем Египте был уникален попыткой одухотворить, очеловечить эти бессмертные художественные каноны (портреты Эхнатона и Нефертити). Не менее известный «пятиногий» «Крылатый бык» в искусстве Двуречья хорошо демонстрирует восточную условность художественного языка: стремление передать образ одновременно и в движении, и в покое. Традиционализм Востока нашел свое отражение и в искусстве. Западному человеку не придет сейчас в голову писать в духе Гомера: это было бы нарочитой архаикой, стилизацией. На Востоке же нередко по-прежнему используются древние стихотворные размеры, особенности изобразительной техники, сложная символика танца и мелодика (Индия). Восточный мир в целом – многолик. Из основных типов: исламская, индобуддистская и китайско-конфуцианская.
ОБРАЗЦЫ ВОСТОЧНОЙ МУДРОСТИ Ø Подлинная сила и власть – это сила и власть не над другими, а над собой. Ø Любить Бога – значит любить человечество. Ø Если потеряно богатство – не потеряно ничего, если потеряно здоровье – потеряно чо-то, если потерян характер – потеряно все. Ø Того, кто невозмутим и спокоен, невозможно обмануть. Ø Единственный способ добиться уважения – самому уважать других. Ø Истина в том, что истина существует. Ø Чем более вы замечаете недостатки в других, тем уязвимее вы становитесь. Слабости заразительны. Ø Жизнерадостность – красота лица.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|