Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

вокальный слух – это не только слух.

Методическая разработка

Педагога Нарвской хоровой школы Быковой Р.

 

 

Принципы и методы вокального обучения

 

Все голоса от природы несо-

Вершенны и требуют учения, цель ко-

Торого исправить недостатки и усо-

Вершенствовать голос

М. И. Глинка

 

В процессе вокального обучения учащийся приобретает не только знания о певческом голосообразовании. У него формируются, совершенствуются вокально-технические, художественные навыки, развивается его голос, исполнительские задатки, музыкально-эстетический вкус, умственные способности: память, наблюдательность, мышление, воображение, речь, нравственные чувства, воля.

Постановка голоса – это выработка правильных певческих навыков, т. е.

развитие и тренинг голоса. Поставленный голос отличается звучностью, красотой, богатством тембральной окраски, широтой диапазона; четкостью произношения слов, чистотой интонации, малой утомляемостью.

Что говорят физиологи о постановке голоса? В процессе постановки работа мышц становится тонко дифференцированной. Образуются, вырабатываются нужные связи, рефлексы; а ненужные – тормозятся, лишние движения и напряжение исчезают; формируются стойкие вокальные навыки, в результате которых голос начинает звучать энергично, чисто, свободно. Певец, занимающийся постановкой голоса, должен стремиться выработать острое внимание к своим мышечным ощущениям и знать, к какой группе мышц это внимание должно быть в первую очередь направлено.

Методы постановки голоса (вокальные школы) могут быть разные, но все они опираются на общие принципы и этапы в работе: развитие и совершенствование дыхания, приобретение понятий и навыков в использовании резонаторов, позиции (зевка), атаки звука; овладение техническими вокальными приемами, упражнения с артикуляционным аппаратом.

Владимир Петрович Морозов пишет в своей работе «Вокальный слух и голос»: «Человеческий голос – “живой музыкальный инструмент”, во много раз сложнее, чем скрипка или фортепиано, хрупок и капризен и подчиняется не только музыкальным, но еще и физиологическим законам. Для того чтобы “играть” на нем, нужно знать хотя бы основные его “технические свойства”.

Можно сказать, что вокальный слух – способность интерпретировать

работу органов голосообразования певца на основе слухового восприятия.Свидетельством тому являются термины, которыми мы характеризуем недостатки

певческого звука или же его достоинства: тяжелый – легкий, горловой – груд-

ной, головной – утробный, глубокий – близкий, темный – светлый, яркий, по-

 

 

-2-

 

летный – надсадный и т. п. Еще в 1905 г. биофизик Петр. Петрович. Лазарев сделал откры-

тие: на свету звуки кажутся человеку более сильными, чем в темноте. Таким об-

разом была доказана взаимосвязь слуха и зрения. Поэтому филармонические за-

лы во время выступлений должны быть хорошо освещены.

Известно также «цветовое» восприятие музыки у Н. А. Римского-Корсакова, А. Н. Скрябина, когда зрительные впечатления придают слуховым ярко выраженный эмоциональный характер.

Вокальный слух – это способность не только слушать, но и «видеть»,

зрительно представлять себе работу органов голосообразования. В этой работе,

конечно, помогает внимание, способность «слушать» свои ощущения и

«представлять» эти процессы, т е видеть «внутренним взором». Большую помощь

оказывает контроль собственного тела спомощью зеркала.

Обучение вокальному искусству – это длительный, кропотливый процесс, в

котором очень важна систематичность.

Французский ученый Р. Юссон экспериментально доказал, что физиологической основой так называемого вокального слуха является взаимодействие самых различных систем организма (слуха, мышечного чувства, вибрационной чувствительности, зрения и др.).Вывод звучит несколько парадоксально:

вокальный слух – это не только слух.

Певец сам себя не слышит, вернее, слышит не так, как окружающие.

Звук собственного голоса достигает наших ушей не только извне, но действует

на слуховой орган и изнутри. И поэтому человек воспринимает тембр своего го-

лоса иначе, чем окружающие. Именно этим певец отличается от других испол-

нителей (скрипачей, пианистов, виолончелистов), которые оценивают звучание

своего инструмента с позиций постороннего слушателя.

Необходимо учитывать, что одновременно со звуком своего собственного голоса нервная системапевца воспринимает огромное количество сигналов (или раздражителей) от са-

мых различных органов чувств. И в этом случае именно роль вокального педагога – это роль контролирующего «внешнего уха».

Показ звучания педагогом позволяет воздействовать на голосовую функцию в целом и

оргнанизовать ее в нужном направлении. В этом отношении немалое значение имеет и то, что восприятие звука осуществляется через голосовые органы и в результате намечается рефлекторная связь между слухом и голосом. Поскольку показ звука и нужных движений непосредственно воздействует на органы чувств (слух и зрение), его применение обязатльно тесно связывается со способностью человека к подражанию. А подражание является самым коротким путем при освоении двигательных, и особенно, речевых и вокальных навыков, занимает видное место при обучении этим навыкам.

Благодаря опоре на органы чувств, наглядности и доступности, показ является чрезвычайно ценным при вокальном обучении детей. Он дает возможность использовать их природную способность к подражанию. Дети учатся говорить, у них развивается голосовая функция при помощи подражания звукам и движениям речевых органов. Поэтому показ голосом позволяет вести вокальное обучение маленьких певцов естествеенным путем.

 

-3-

 

 

Показ звучания несет в себе эмоциональное и эстетическое воздействие. Это очень важно при работе с детьми, вследствие их большой эмоциональной отзывчивости. Полноценный, вокально-красивый, выразительный показ обязательно содержит эмоциональный подтекст, который очень легко воспринимается детьми. В результате у них возникает нужный настрой и, как ответная реакция, желание воспроизвести услышанное, петь.

Но при показе звучания нужно учесть, что дети воспринимают и могут копировать не только те качества звука, которые хочет проиллюстрировать педагог, но и весь звук в целом: индивидуальный характер тембра и все его особенности как положительные, так и отрицательные. Поэтому звучание голоса педагога обязательно должно соответствовать следующм требованиям: 1) быть полноценным по основным качествам академического звучания; 2) не содержать недостатки (горловой, носовой призвук, форсировку; 3) при работе с детьми максимально приближаться к характеру звучания их голосов. Это значит, что иллюстряция должна осуществляться на близком, округленном, ровном, достаточно опёртом, высоком по позиции и красивом по тембру (в зависимости от природных данных) звучании.

При наличии у учителя недостатков звучания следует применить такую манеру голосообразования, которая скрадывала бы эти недостатки. При углубленном звучании показ надо осуществлять нарочито близким звуком. Показ форсированным звуком недопустим, он чрезвычайно вреден при работе с детьми. Когда же затушевать или исправить этот недостаток не удается, (например при наличии носового призвука, который очень легко и стойко копируют дети), применение показа голосом следует резко ограничить.

Приближение показа учителя к звучанию детских голосов особенно необходимо при вокально-технической работе, во время распевания и усвоения песен. Наряду с показом звучания при работе с детьми, может широко использоваться иллюстрация движения артикуляторных органов: губ, нижней челюсти, языка. Такое воздействие на артикуляторные органы относится к специальным способам вокального обучения – мышечным приемам, то есть особым образом организуемым движениям органов голосового аппарата.

Помимо указанных движений артикуляторных органов, основными мышечными приемами являются: зевок, задержка дыхания, сохранение состояния вдоха во время пения. Применение мышечных приемов, относящихся к дыханию, при работе с детьми, особенно в младших классах, может несколько затрудняться, потому что их осуществление связано с сознательной регулировкой движений и четким мышечным контролем, которые у маленьких певцов развиты слабо. Поэтому основной задачей начальной работы с детьми младших классов станет организация у них плавного, спокойного дыхания, и будет достаточной только задержка дыхания перед началом фонации.

Наиболее распространенным и эффективным в вокальной педагогике является специальный метод обучения – фонетический, который позволяет опереться на речевой опыт обучающихся пению, привлечь хорошо организованные, четкие речевые стереотипы. Это весьма существенно, если учесть, что певческая фонация, хотя и резко отличается от речевой, но формируется на ее основе.

 

-4-

 

 

При певческом обучении детей фонетический метод особеннно ценен. Он основан на активной работе артикуляционных органов – части голосового аппарата, наиболее подчиненной сознанию ребенка.

Как известно, артикуляционные органы у детей отличаются значительной вялостью. Данный же метод помогает бороться с этим недостатком и при помощи налаживания активной правильной функции артикуляционного аппарата активизировать работу гортани и органов дыхания.

К специальным вокальным методам относится и так называемый «концентрический» метод М.И. Глинки. По этому методу обучение следует начинать с середины диапазона голоса ученика, от тонов «без всякого усиления берущихся» (примарных звуков), с формирования на них необходимых профессиональных качеств звучания. И затем постепенно распространять такое звучание вверх и вниз по диапазону голоса. Отличительной особенностью этого метода является глубокий и индивидуальный подход при обучении певца.

Педагогические положения М.И.Глинки лежат в основе современной методики вокального обучения.

 

ВОКАЛЬНЫЕ НАВЫКИ

 

 

Не владея вокальными навыками певец не может достичь вокального мастерства. Поэтому первостепенной задачей вокального обучения является формирование правильных приемов певческой деятельности, доведение их до автоматизма.

Вокальные навыки принято считать двигательными навыками. В процессе выработки и использования вокальных навыков важны все ощущения, возникающие у певца во время пения. Это прежде всего слуховые ощущения от спетого им звука. Ученик сравнивает их со слуховыми ощущениями, на основе которых он воспроизводил звук.При наличии разницы между этими ощущениями (ошибка), делается новая попытка (проба) спеть правильный нужный звук с корректировкой способов работы голосового аппарата.Пробы заканчиваются при соответствии спетого звука представляемой норме звучания. Так будет найден нужный способ голосообразования.

 

ГИГИЕНА И РЕЖИМ ГОЛОСА.

 

Охрана детского голоса тесно связана с постоянной изменчивостью, ростом детского организма. При работе с детьми следует всегда учитывать такую их особенность, как способность выдерживать физические нагрузки.

 

 

-5-

 

Пение — процесс физиологический, во время которого происходят большие затраты энергии, связанные с дыханием, работой в удобных и неудобных тесситурах, удерживанием вокальной позиции и, наконец, с умением выдерживать длительные по времени репетиции и концертные выступления. Руководителю следует всегда внимательно относиться к здоровью юных артистов, неспособных выдерживать перегрузки.

Занятия с детьми нужно проводить в проветренных, не душных помещениях. Необходимо соблюдать такой ритм работы, при котором дети после репетиционного часа занятий имеют отдых (перерыв), способствующий снятию напряжения, своего рода «реабилитация» после сложного урока. Нежелательно проведение репетиций в раннее время, когда голос, как говорят, «еще спит», или поздно вечером, когда наступает время детского биологического сна. В таком случае происходит насилие над детским голосом, что препятствует его естественному звучанию, может навредить здоровью ребенка.

Педагог должен учитывать то, что вредно действуют на голосовой аппарат холод, жара, пыль. Расшатывают голос громкие разговоры и форсированное (крикливое) пение, злоупотребление неудобной (высокой, низкой) тесситурой, исполнение завышенного по трудности репертуара. Перед пением не рекомендуется употреблять в пищу ничего, что бы раздражало горло: острое, соленое, горячее, холодное, а также шоколадные конфеты и сладости. Отрицательно действует на голос переутомление. При болезнях голосового аппарата, при переутомлении присутствие на занятиях не рекомендуется, так как голос в этих случаях должен находиться в состоянии покоя.

Для певцов характерна повышенная восприимчивость ко всякого рода заболеваниям голосового аппарата и особенно к простудным. Это объясняется тем, что голосовые

органы после усиленной работы при пении бывают разгорячены довольно длительное время и потому становятся более чувствительны и восприимчивы ко всем факторам, которые могут вызвать раздражение или заболевание.

Самое частое простудное заболевание – это насморк. Заболвание несерьезное, но

 

 

-6-

 

неприятно способностью спускаться вниз – на гортань, что часто происходит тогда, когда певец при насморке поет.

В первый день при насморке голос обычно звучит. Но после пения в таком состоянии наступает длительное расслабление голосовых мышц и голос надолго теряет свою звучность. Помимом острых бывают и длительные - хронические насморки.И те и другие необходимо серьезно леить, так как при них выключается полностью или частично нос, а это делант пениеневозможным или ухудшает его качество.

При простудных заболеваниях гортани – острых ларингитах – поражается не только слизистая оболочка, но и голосовые складки, наблюдается их несмыкание.Простудные ларингиты быстро проходят, но несмыкание складок после них можт затянуться. Всякое заболевание носа или глотки не проходит бесследно для гортани.Она в той или иной степени вовлекается в болезненный процесс.

Очень не приятны для голосовых связок все простудные заболевания дыхательных путей, сопровождающихся кашлем. Сам по себе этот симптом несерьезен. Но кашель связан с сильными выдыхательными толчками на голосовые складки, с их травмированием. Поэтому даже не большой кашель может ухудшить звучание голоса.

Все правилаВсе правила гигиены должны очень тщательно выполняться в отношении детских голосов.Хрупкий голосовой аппарат ребенка, находящийся в постоянном развитии, требует особого внимания и бережного отношения.

Одним из самых действенных способов охраны детских голосов является вокальное обучение, т.е. овладение певческими навыками, которые обеспечивают не только развитие голосового аппарата, но и его нормальную функцию. Охрана детского голоса в основном сводится:

1) к разъяснительной работе по соблюдению гигиенических правил, относящихся к голосу в повседневной жизни;

2) к необходимому режиму во время занятий пением;

3) к выявлению и особому наблюдению за развитием детей с выдающимися вокальными данными.

 

Список литературы:

1. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 2007 г.

2. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. С-Пб:. 2000г.

3. Лаврова Е.В., Коптева О.Д., Д.В. Уклонская. Нарушения голоса. М:. 200

4. Менабени.А.Г Методика обучения сольному пению. Просвещение 1987г.

5. В. Морозов «Вокальный слух и голос»:

6. Орлова О.С. Нарушения голоса у детей. Астрель. М:. 2005

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...