Данный урок можно провести, используя групповую работу.
Урок № 43. Достижения культуры Древней Руси
Цели по линиям развития личности.
ЛР. Картина мира в фактах и понятиях.
На основе фактов сформировать представление о достижениях Древнерусской культуры.
ЛР. Историческое мышление.
Выявить взаимосвязь между языческими и христианскими традициями в русском искусстве.
ЛР. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.
Создать условия для определения роли искусства в жизни русских людей, формирования толерантного отношения к иным оценкам и позициям в процессе работы в группе.
Обязательный минимум содержания:
Становление древнерусской культуры: фольклор, письменность, живопись, зодчество. Религиозно-культурное влияние Византии.
План урока:
I. Проблема урока: Русь – страна языческая или христианская?
II. Поиск решения проблемы:
Слово и перо
Примерный вывод по проблеме: после Крещения на Руси возникла письменная литература. В то же время сохранялись и языческие традиции.
Дом веры и искусства
Примерный вывод по проблеме:до наших дней сохранились лишь немногие творения каменной архитектуры Древнерусского государства.
Язык образов и знаков
Примерный вывод по проблеме: единство Руси было ненадолго восстановлено при одном из внуков Ярослава – Владимире Мономахе.
Примерный вывод по проблеме урока: после Крещения Русь стала частью православного мира. Но на Руси православная культура переплеталась с языческими верованиями и обычаями.
Данный урок можно провести, используя групповую работу.
Этапы урока
Действия учителя
Действия учеников
Формирование УУД, технология оценивания
I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.
Слайд 1
– Сегодня мы поговорим о том, что составляет важную часть жизни человека и общества, мы поговорим о культуре, какой она была почти тысячу лет назад.
Слайд 2
– Давайте ознакомимся с документами, которые помогут понять людей, живших в ту далёкую эпоху. Документы на с. 95.
Т.к. документы достаточно большие по содержанию, лучше разделить детей на две группы. Например: мальчики и девочки или по вариантам.
– Какое противоречие между первым и вторым документами?
1 2 4 2 3
Ученики должны назвать тему урока и ответить, что государство оказалось непрочным.Дети знакомятся с документами. Отвечают на вопрос к ним.
Регулятивные УУД
1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.
2. Выдвигать версии.
3. Планировать деятельность в учебной ситуации.
4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.
Познавательные УУД
1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).
2. Анализировать (выделять главное).
3. Определять понятия.
4. Обобщать, делать выводы.
5. Выделять причины и следствия.
6.Представлять информацию в разных формах (схема, таблица).
Коммуникативные УУД
1. Умение работать в парах.
2. Излагать своё мнение, аргументируя его.
3. Создавать устные и письменные тексты.
4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
Личностные УУД
1. Оценивать свои и чужие поступки.
II. Версии.
Слайд 3
– Какую проблему урока нам предстоит решить?
– Какие у вас есть предположения, версии для решения проблемы? Какая информация нам может понадобиться?
1 2 2 4
– Русь – страна языческая или христианская?
Предлагают свои версии (с одобрением принимается любая, даже самая абсурдная).
III. Актуализация знаний.
Слайд 4
– Как всегда, нам понадобятся понятия, выполните задание слайда.
3 2 4
Ученики выполняют задание слайда, должны дать определение понятия «культура».
IV. Планирование деятельности.
Слайд 5
– Что, по вашему мнению, нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?
2 3 2
Слайд 6
– Чтобы нам было легче работать, по ходу урока мы будем записывать наши выводы в таблицу.
Ученики должны ответить, что необходимо ознакомиться с культурой Древней Руси и найти в ней либо христианские, либо языческие черты.Желательно таблицу слайда перенести в рабочую тетрадь.
Дальнейшая работа с новым материалом может быть организована по группам. Для этого необходим раздаточный материал, содержащий информацию со слайдов.
V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
1.Слово и перо
Слайд 7 (РТ, с. 30, задание 1)
– Мы помним, что культура – это многоплановое понятие, которое включает множество направлений. Одним из них является литература. Была ли литература на Руси до принятия христианства? В каком виде она существовала?
– После Крещения на Русь пришла письменность и появилось множество произведений, как переводных, так и написанных русскими авторами. Пожалуйста, выполните задание, которое вы видите на слайде.
1 2 3 4 1 2 3
Слайд 8
– Крещение Русь приняла от Византии, но есть ли связь между культурой Византии и литературой Древней Руси?
1 2 4 2 3 4
2.Дом веры и искусства
Слайд 9 (РТ, с. 30, группа 2, задание 1)
– Культура – это не только литература, это ещё и искусство, к которому мы относим…
– Мы продолжаем разговор об архитектуре.
Пожалуйста, выполните задание слайда.
Служила ли архитектура интересам простых людей? Можно указать, что до сегодняшнего дня сохранилось очень мало зданий, построенных в эту эпоху.
1 2 4 2 3 4
Слайд 10 (РТ, с. 30, группа 2, задание 2)
– Сравните византийскую и Древнерусскую архитектуру, найдите сходство и отличия.
– Какой ответ на вопрос урока можно дать?
1 2 3 4 2 4
Слайд 11Скрытый. Работа со слайдом на усмотрение учителя.На слайде подробно показано устройство крестово-купольного храма.
3. Язык образов и знаков
Слайд 12 (РТ, с. 31, группа 3, задание 1)
– Скульптура на Руси была развита слабо, гораздо большее развитие получила живопись. Пожалуйста, выполните задание слайда.
1 2 4 2 3 4
Слайд 13 (РТ, с. 32, группа 3, задание 2)
– И вновь вы должны сравнить византийскую и древнерусскую живопись, используя подсказки учебника и иллюстрации слайда.
2 4 2 3 4
Ученики должны указать, что литература на Руси была устной и существовала в виде былин, сказаний, сказок.Ученики должны назвать жанры литературы: поучения, сказания, жития, летописи.Может быть указано, что есть схожие жанры литературы, такие как жития, летописи …
Ученики должны назвать живопись, архитектуру, скульптуру, декоративно-прикладное искусство.Может быть указано, что строили здания религиозного и светского назначения, перечислены различные виды зданий.Должны быть названы черты сходства и отличия, указано, что русские мастера учились у византийских, но научились применять свой материал и приспособили проекты к местным природным условиям.Ученики должны назвать икону, фреску, мозаику, декоративно-прикладное искусство и объяснить для чего, предназначался каждый вид.
VI. Выражение решения проблемы.
Слайд 14
– И теперь давайте попробуем ответить на основной вопрос нашего урока:
– Русь – страна языческая или христианская?
4 2 3 4
После Крещения Русь стала частью православного мира. Но на Руси православная культура переплеталась с языческими верованиями и обычаями.
VII. Применение нового знания.
Слайд 15 (РТ, с. 32, задание 3)
– Со времён Древней Руси осталось богатейшее культурное наследие, в том числе и устное. Это творчество отражает то, как думали и что ценили наши предки. Пожалуйста, выполните задание слайда.
1 2 2 3 4
Слайд 16
– Последнее задание – для желающих.
1 2 6 2 4
VIII. Домашнее задание.
– Несомненно, что в культуре Древнерусского государства были значительные достижения. Но усобицы князей не прекращаются, даже становятся более ожесточёнными. Что будет с землёй Русской? Об этом вы прочитаете дома.