Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Народный обрядово-праздничный календарь.

Поворотные вехи календаря славян определялись сезонными сельскохозяйственными занятиями, практикой поминовения мертвых и природными явлениями, тесно связанными с наблюдениями за солнечным циклом. Народный обрядовый календарь отражал сезонные полевые работы и состоял из 8 трудовых периодов.

Первый охватывал январь-февраль. Это было время отдыха от трудов. Народ справлял праздник Коляды, устраивал свадьбы, гадания, «гонял черта по деревне», т.е.устраивал потехи на снегу. Второй период – март - начало нового хозяйственного года. На него приходился большой народный праздник Масленица, во время которого трижды устраивались проводы Зимы и встреча Весны. Третий период – апрель – когда «земля преет», сходит последний снег, выгоняется на подножный корм скот. Тогда славили бога Ярилу и богиню весны Живу. 23 апреля – Юрьев день – главный скотоводческий праздник). Четвертый период – май – «коню корма дай, а сам на печь полезай». В народе ходило поверье, что «в мае маются», так как не хватало хлеба и ели щи из крапивы и щавеля. Начало мая – Красная горка (почитание мудрых пращуров). Во время пятого – июня - росло дневное время, начиналась пора сенокоса, расцветали посевы. Народ справлял праздник проводов весны (Русальная неделя) и встреча лета (Зеленые святки или Семик). На Ивана Купалу, в дни летнего солнцестояния, праздновался брак Неба и Земли, а в народе говорили, что «солнце на зиму пошло, а лето – на жару».

Шестой период – июль – «макушка лета, устали не знает, все прибирает», начало жатвы (20 июля – день Перуна). Во время следующего периода – август-сентябрь – собирали урожай и устраивали в честь него праздники (Овсяна – в день осеннего равноденствия). В октябре-декабре (восьмой период) начинались зимние работы.

 

ЗНАЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ МИФА В ШКОЛЕ

ИЗ УЧИТЕЛЬСКОГО ОПЫТА

Миф воплощает в себе представление о мире древнего человека его стремление познать природу, отношения между людьми. Знакомство с мифами необходимо юным читателям, начинающим осмыслять окружающий мир и свое место в нем, оно пробуждает и развивает воображение. Чтение мифов разных народов и их сопоставление способствует, с одной стороны, формированию у школьников собственного взгляда на мир, с другой – постижению богатства мировой и отечественной литературы и искусства, которое может быть понято только на широком культурном фоне.

В силу своей многослойности мифы зафиксировали модель человеческой нравственности, и по сей день сохранили актуальность возникших в древности нравственных законов, поэтому изучение мифов помогает приобщать школьников к важнейшим общечеловеческим духовным ценностям, формировать их нравственную позицию, что отвечает задачам литературно-художественного образования. Кроме того, мифы эстетически обогащают читателя, зрителя, слушателя, готовят его к восприятию сложного образно-символического наследия мирового искусства, так как многочисленные сюжеты мифов вошли в плоть и кровь литературы, живописи, музыки и кинематографа.

Вне постижения кажущейся наивной занимательности древних мифов будет невозможным в дальнейшем постижение великих художественных произведений разных эпох и разных национальных школ.

Наша обыденная речь всегда была насыщена богатством мифообразов, несущих важный духовно-символический смысл («ящик Пандоры», «Сизифов труд», «яблоко раздора», «Ахиллесова пята и пр.). Важно, чтобы детское сознание уже с детства на примерах культурно-ценностных мифологем постигало их глубину, их вечные общечеловеческие истины (народную мудрость), объединяющие людей всего мира.

Знакомство с мифами всегда должно быть для детей ярким событием, открытием. Это может происходить не только потому, что в мифах присутствуют представления о жизни, об устройстве мира людей из прошлого, где действуют необыкновенные герои, но ещё и в том случае, если организованный учителем процесс чтения мифов позволит детям выступать в роли исследователей, устанавливающих связи в общекультурной парадигме между прошлым и настоящим.

Вовлеченность педагога в исследование мифа меняет содержание организуемой им деятельности на уроке: дети сами начинают проявлять инициативу в процессе чтения и понимания произведения, выдвигают различного рода предположения и суждения о вопросах мироздания, представленных в текстах, проводят сопоставления различных средств искусства.

Организуя чтение мифов, учителя учитывают предложения детей, их читательский и ученический опыт в читательской деятельности. На первом уроке, рассматривая разворот в учебнике, где записана тема раздела и обозначен жанр, школьники сформулируют круг учебных вопросов в изучении новой темы: Что такое миф? Зачем авторы учебника предлагают нам их изучать? Почему раньше мы не читали и не говорили о них? В чем тогда трудность их изучения? С какими жанрами похожи мифы? Кто герои? Как отличить мифы от других жанров? Какие народы сочиняли мифы? В чем философия мифов? Какие виды творческих работ мы можем выполнить с мифами? Формулировка детьми вопросов определяет дальнейшие направления работы с мифами, становится предпосылкой в организации совместной деятельности, позволяет организовать настоящее исследование.

Так, на первом уроке ставится вопрос: С какими жанрами похожи мифы и как отличить их от других? Работа выстраивается в групповой форме, результатом обсуждения становятся утверждения детей о том, что они могут отличить миф от других жанров (рассказов, басен), но особая трудность для них состоит в различении мифа и сказки. Домашним заданием дети определяют для себя чтение остальных мифов в учебнике и составление словарика для каждого из них, где необходимо было указать героев, их отличительные черты, события. Обозначив для себя затруднение, ребята на втором уроке сами предлагают выход из него: нужно сравнить мифы со сказками, которые прочитали раньше. Дети продолжают работу в группе, при этом они рассматривают проявление или отсутствие в мифе установленных ранее характеристик сказки. Свои наблюдения дети могут оформлять в таблицах.

Осуществляя аналитическую работу с предложенными в учебнике мифами, дети приходят к необходимости прочитать другие мифы и убедиться в правильности своих суждений. Учитель знакомит детей с книгой Н. Куна «Легенды и мифы Древней Греции», из которой дети выбрали для чтения по своему желанию несколько мифов. При выполнении этого задания у некоторых ребят появился новый вопрос: «Почему у Н. Куна «Мифы и легенды», а в учебнике «Мифы»? Как отличать легенды от мифов?» С этими вопросами они обратились к одноклассникам на следующем уроке. Такой интерес дорогого стоит, потому что дети не просто читают, а вдумчиво относятся к книге. У них появляется исследовательский интерес к литературе. Поиск ответа на поставленный детьми вопрос невозможен только на уроке литературного чтения: требовалось дополнительное время и новое содержание. Рассматривая легенды как фольклорные произведения, которые отличаются наличием «элементов чудесного, фантастического», но при этом воспринимаются как достоверное, «происходившее на границе исторического и мифологического времени или в историческое время», учитель проводит сравнительно-сопоставительный анализ произведений. Дополнительно может быть организована экскурсия в музеи. Такая работа позволит ввести детей в диалог культур при условии понимания кодов культур, которые определяются бытовыми, историко-культурными и географическими особенностями.

На основе чтения и анализа текстов мифов и легенд школьники создают карты-сравнения: - для одних это было сравнение героев (кто, как зовут, какие они, что совершают); - для других - особенности композиции, сюжета, назначения (зачем); - для третьих - создание схемы-рисунка устройства мира в представлениях древних народов.

Дети рисуют, строят таблицы, доказывают, обращаясь к текстам. Такая работа способствует тому, что дети не просто запоминают сюжет, имена героев, они свободно работают с текстом. Сам текст произведения становится для них объектом изучения: его сюжет, композиция, особый язык, эстетическое воплощение понимания устройства мира древними людьми. Они осмысливали культуру не только одного народа, но и устанавливали взаимосвязи в построении человеческого общества, истории его мировоззрения. Так инициатива, исходившая от детей, привела к интересному, познавательному совместному исследованию, обогатив как детей, так и учителя.

Позднее, обсуждая вопрос «Зачем современному человеку изучать и знать мифы?», дети с удивлением обнаружили, что, оказывается, «мифические герои окружают нас», только часто «из-за своего незнания мифов мы их не видим». Ребята выяснили, что мифологические герои часто упоминаются во фразеологизмах, которые делают речь ярче, выразительнее. В этом они убеждали своих одноклассников в проекте, посвященном комментированию фразеологизмов: нить Ариадны, муки Тантала, авгиевы конюшни, ящик Пандоры, сизифов труд, дамоклов меч, прокрустово ложе, ахиллесова пята и др. Рассматривая фразеологизм, дети называли миф, который послужил основой его появления, подбирали или рисовали картинки, составляли предложения, где употребление фразеологизма позволяло точно выразить мысль, что способствовало не только накоплению словаря, но и его активизации.

В другом проекте дети представляли «жизнь мифов в поэзии»: читали и интерпретировали стихи В. Брюсова «Ахиллес у алтаря», В.А. Жуковского «Моя богиня», М.Г. Державина «Осень во время осады Очакова». Дети пришли к выводу, что, не зная основ мифологии, «бывает трудно понять художника», его картины. Особый интерес вызвала презентация картины Н. Рериха «Шамбала», где четвероклассники сопоставляли картину с алтайской легендой.

В результате исследовательской работы дети прочитывали много мифов и легенд (выйдя за пределы программы), причем, не только одного народа. Они сравнивали культуру и представления об устройстве жизни разных народов, разных эпох, учились исследовать и получать от этой работы удовольствие. У них появлялось желание больше узнавать о литературе, об искусстве в целом. Такая работа позволяет преодолеть актуальную проблему современной школы: «Как привлечь детей к чтению книг?». Дети читают с удовольствием, и у них постоянно возникают вопросы, которые они хотят обсудить на уроке.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...