Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Порядок исчисления арендной платы или платы по договору купли продажи лесных насаждений.

Тема 9: ПЛАТА ЗА ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ, ПОРЯДОК ВЗИМАНИЯ И РОЛЬ В РЕГУЛИРОВАНИИ РАЦИОНАЛЬНОГО ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ

 

9.1. История развития платности лесных ресурсов в России

9.2. Порядок исчисления арендной платы или платы по договору купли продажи лесных насаждений

9.3. Федеральный государственный надзор и муниципальный лесной контроль и ответственность предусмотренная за нарушение лесного законодательства.

 

История развития платности лесных ресурсов в России

К ресурсным платежам, формируемым на рентной основе, относятся также различные формы платы за пользование лесными богатствами. Эти платежи имеют в России давнюю историю. Плата за лесопользование носила самые разные названия — «лесной доход», «попенная плата», «плата за древесину, отпускаемую на корню», «лесные подати». Изменение названий данных платежей лишь отчасти отражалось на методике их формирования, несколько расширялись параметры налогооблагаемой базы и изменялись ставки.

Россия располагает огромными и уникальными запасами лесных ресурсов. По площади и запасам древесины она занимает первое место в мире. Общая площадь лесного фонда составляет 1180,0 млн га, в том числе покрытая лесом — 705,7 млн га, общий запас древесины — 81,6 млрд куб. м. Ежегодный прирост древесины составляет 830 млн куб. м, а расчетная лесосека (норма ежегодного пользования лесом) — 510,4 млн куб. м. По запасам древесины на одного человека в нашей стране приходится 560 куб. м, в Финляндии — 351, в Швеции — 313, в США - 88, в Канаде - 815 куб. м.

Плата за лесные ресурсы была введена в России при Екатерине II. Еще в утвержденных в 1766 г. Правилах генерального межевания, для проведения которого требовались большие средства, предусматривалось оставлять заводам и фабрикам необходимое количество лесных земель за установленную плату.

Следует отметить, что применяемая в дореволюционной России система оценок леса на корню и продуктов побочного пользования лесом, направленная на максимальное извлечение лесной ренты, всегда обеспечивала казенному лесному хозяйству и государству достаточно высокие доходы. В Российской империи основная часть лесного фонда находилась в государственной собственности, и деятельность лесничеств Лесного департамента приносила государству немалый доход. В 1913 г. около 92% лесного дохода приходилось на поступления от продажи леса на корню. Отведенные под вырубки лесосеки продавались на открытых торгах при стартовых ценах, обусловленных лесоустройством. Россия занимала первое место в мире по экспорту пиленого леса — 41 % мирового объема. Высокие корневые цены на лес понуждали лесопромышленников к строительству заводов по переработке древесины.

В советские времена в стране была создана мощная лесная промышленность, которая включала не только вырубку леса, но и переработку древесины, производство целлюлозы, бумаги, картона, пиломатериалов, мебели. В этот период поступления от платы за древесину, отпускаемую на корню, возмещали затраты на ведение лесного хозяйства в среднем на 50%. В условиях всеобщей государственной собственности платежи государственных предприятий в государственный бюджет за государственные природные ресурсы представляли собой лишь «перекладывание средств из одного государственного кармана в другой». Поэтому в советский период плата за пользование лесным фондом не могла играть заметной роли в регулировании отношений в сфере лесопользования.

Ситуация изменилась при переходе к рыночным отношениям. В этих условиях плата за пользование лесными ресурсами становится необходимой, поскольку большинство природопользователей стали негосударственными организациями, и их отношения с государством — владельцем природных, в том числе лесных, ресурсов строятся на рыночной основе.

Таким образом, введение лесных податей (платы за пользование лесным фондом) было объективно необходимой финансовой мерой, вытекающей из реально складывающихся рыночных отношений в сфере природопользования и поэтому требовало закрепления платности лесных ресурсов в налоговом и ином законодательстве РФ.

С отменой Закона РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации» в связи с принятием первой и глав второй части Налогового кодекса РФ из системы налогов и сборов вывели сначала лесные подати, а затем и лесной налог, заявленный в первоначальном варианте перечня налогов и сборов первой части НК РФ 1998 г.

Однако в нашей стране продолжает действовать система платежей за пользование лесным фондом, регулируемая лесным и иным законодательством, а также подзаконными актами. По сути дела, лесопользование вывели из-под независимого налогового контроля, сохранился лишь внутриведомственный контроль.

Правовую основу исчисления и взимания лесных платежей составляют следующие нормативные правовые акты:

• Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 30.12.2015);

• постановление Правительства РФ от 22 мая 2007 г. № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка находящегося в федеральной собственности» (в ред. от 09.06.2014г.);

Как уже отмечалось, несмотря на отмену так и не введенного в специальной главе НК РФ лесного налога, суть платы за пользование лесными ресурсами (лесных податей) остается налоговой, сохраняя недостатки подобного рода платежей, регулируемых не специальным налоговым, а иным законодательством и подзаконными правовыми актами.

Порядок исчисления арендной платы или платы по договору купли продажи лесных насаждений.

Использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со статьями 73 и 76 Лесного Кодекса.

Оценка лесов (оценка лесных участков и оценка имущественных прав, возникающих при использовании лесов) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Государственная кадастровая оценка лесных участков проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам на основании:

1) решения уполномоченных органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду;

3) договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.

Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование.

К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации.

По договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей.

Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.

Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, может заключаться на срок:

- от десяти до сорока девяти лет;

- от двадцати до сорока девяти лет (для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства);

- до сорока девяти лет (для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, а также для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов);

- от одного года до сорока девяти лет (для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, а также для переработки древесины и иных лесных ресурсов).

Размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы следующим образом:

- при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов, как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке;

- при использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов, как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.

Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Размер арендной платы по договору аренды лесного участка предоставленного в аренду на торгах на срок более десяти лет определяется в соответствии с методикой, установленной Правительством Российской Федерации по формуле:

,

где:

А - размер арендной платы по договору аренды

Амин - минимальный размер арендной платы по договору аренды, определяемый в соответствии с частями 2 и 3 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации (рублей);

Кп - коэффициент превышения.

 

Коэффициент превышения (Кп), определяется по формуле:

 

,

где:

Ааукцион - размер арендной платы, сформировавшейся по результатам аукциона по продаже права на заключение исполненного договора аренды (рублей);

Аначальная - начальная цена предмета соответствующего аукциона (начальный размер арендной платы) (рублей).

В случае если аукцион по продаже права на заключение исполненного договора аренды был признан несостоявшимся, коэффициент превышения (Кп) определяется по формуле:

- для видов использования лесов, предусмотренных пунктами 2 - 4, 6, 7, 9 - 10.1, 14 и 16 части 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ,

,

где:

Аобщ - суммарный расчетный размер арендной платы по заключенным договорам аренды лесных участков по соответствующему виду использования лесов (рублей);

Аобщ.мин - суммарный расчетный размер арендной платы, вносимой в федеральный бюджет по указанным договорам аренды лесных участков (рублей);

 

- для заготовки древесины,

,

 

где АИП - суммарный расчетный размер арендной платы по заключенным для реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов договорам аренды лесных участков (рублей);

- для осуществления рекреационной деятельности,

,

 

где Аол - суммарный расчетный размер арендной платы по заключенным для осуществления рекреационной деятельности на лесных участках, предоставленных для детских оздоровительных лагерей, договорам аренды лесных участков (рублей).

В случае если аукцион по продаже права на заключение исполненного договора аренды был признан несостоявшимся по причине, что в аукционе участвовали менее чем два участника аукциона, коэффициент превышения (Кп) признается равным 1.

Коэффициент превышения (Кп) определяется с округлением до 2 знаков после запятой по правилам математического округления.

Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов по продаже права на заключение такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона

Без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях:

- для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;

- для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых;

- для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;

- для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов;

- заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов выше перечисленных случаях;

- реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;

- нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений;).

Арендаторы, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях:

- лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов;

- лесные участки предоставлены в аренду на торгах на срок более десяти лет.

Изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и Лесным Кодексом.

Арендная плата определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса РФ на основе минимального размера арендной платы и вносится в федеральный бюджет в срок установленный порядком внесения платежей (приложение к договору). Расчет арендной платы производится для видов использования лесов, предусмотренных частью 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ.

Размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.

Начисление арендной платы осуществляется:

- со дня государственной регистрации Договора аренды, заключенного на срок не менее 1 года;

- со дня подписания Договора заключенного на срок менее 1 года.

В первый и последний год действия Договора арендная плата начисляется исходя из фактического количества дней аренды, годового размера арендной платы и количества дней в году.

До наступления очередного срока платежа Арендатор имеет право внести сумму, превышающую платеж. В случае отсутствия задолженности разница между указанными платежами зачисляется в счет будущих платежей.

По договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, к которому применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации

В договоре купли-продажи лесных насаждений указываются местоположение лесных насаждений (лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел) и объем подлежащей заготовке древесины.

В лесничествах, лесопарках, расположенных на землях лесного фонда по договору купли-продажи лесных насаждений, осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных в пределах одной лесосеки. Плата устанавливается на основе начальной цены заготавливаемой древесины, определяемой как произведение минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений и коэффициента, устанавливаемого органами государственной власти субъектов Российской Федерации для определения расходов на обеспечение проведения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Методика расчета коэффициента для определения расходов на обеспечение проведения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов утверждается Правительством Российской Федерации.

Срок действия договора купли-продажи лесных насаждений не может превышать один год.

Плата по договору купли-продажи лесных насаждений, за исключением платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, определяется на основе минимального размера платы.

Минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяется как произведение ставки платы за единицу объема древесины и объема подлежащей заготовке древесины.

Ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Плата по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд определяется по ставкам, устанавливаемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а плата по договору купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, для собственных нужд - по ставкам, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

Типовой договор купли-продажи лесных насаждений утверждается Правительством Российской Федерации.

Изменение и расторжение договора купли-продажи лесных насаждений осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.

Покупатель вносит установленную Договором купли-продажи лесных насаждений в срок не позднее 5 дней со дня подписания Договора.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...