Предреформенной и пореформенной России
В отечественной культуре как никогда стала актуальной проблема национально-культурной идентичности, самоосмысление своей культуры. Обнажаются проблемы: «Кто мы?», «В чем наш путь развития культуры?» Отечественная духовная элита впервые открыто размышляет и дискутирует о путях и возможностях исторических преобразований. Таковы работы П.Чаадаева («Философические письма», «Роль и место России в общем порядке мира»), стихотворения А.Пушкина («Клеветникам России»). Осмысливается противоречивость, своеобразие России («Умом Россию не понять» - Ф.Тютчев). Позже (в ХХ веке) парадоксальную двойственность России выразит Н.Бердяев: «Россия – самая безгосударственная, самая анархическая страна в мире и русский народ – самый аполитичный, народ, никогда не умевший обустроить свою землю». «Россия – самая государственная и самая бюрократическая страна в мире. Силы народа, о котором не без основания думают, что он устремлен ко внутренней духовной жизни, отдаются колоссу государственности».
В российской публицистике развиваются разные концепции исторического развития отечественной культуры: «западническая» (П.Чаадаев), «славянофильская» (бр.Аксаковы), «народническая» (Лавров), «этико-православная», «этика ненасилия» (Л.Толстой, Ф.Достоевский), Россия - как «третья сила» между «бесчеловечным Богом» (Восток) и «безбожным человеком» (Запад) в концепции В.Соловьева, марксистская (Г.Плеханов). Активно развивались идеи общеславянского культурного единения свободных народов (панславизм) в программах Кирило-Мефодиевского братства (Н.Костомаров, Т.Шевченко, П.Кулиш). Знаковым событием стало культурологическое учение Н.Данилевского «Россия и Европа» (1871 г.), где обосновывалась принципиальная принадлежность России и Европы к разным культурно-историческим типам.
Самопознание отечественной культуры происходило через осмысление настоящего и анализ (уроки) прошлого. Так, пробуждение исторического сознания выразилось в активизации собственно исторической литературы. В России это труды Н.Карамзина («История государства Российского»), С.Соловьева, В.Ключевского Активизации исторической памяти в российской культуре способствовали события Отечественной войны 1812 г, войны с Наполеоном. Отечественная война пробуждает национальное достоинство, ответственность, чувство свободы. На пороге жизни и смерти актуализируются истинные моральные ценности, а не ложнопафосные. Следствием этого станет «брожение умов» и социальный протест в обществе. Так, первая четв. XIX в. характеризуется как «Александровская весна» (царствование Александра І); возникают симптомы «Оттепели», рождаются либеральные надежды на переустройство Российской империи (движение декабристов в России). Пробуждение культурно-исторической памяти выразилось и в особой значимости исторической темы в отечественной литературе и искусстве. Главные темы: «Русь уходящая и Русь новая», «Русь на пороге перемен», «Русь периода Смутного времени» (междуцарствие как повод поразмышлять о природе власти вообще, о противостоянии народа и власти. Таковы произведения А.Пушкина («Борис Годунов», «Капитанская дочь»), произведения Н.Гоголя («Тарас Бульба»), оперы М.Мусоргского («Борис Годунов», «Хованщина»), Н.Римского-Корсакова, М.Глинки («Жизнь за царя»), картины Репина, Н.Ге, В.Сурикова. Литература и искусство становятся главными формами выражения национально-культурного самосознания («Поэт в России больше, чем поэт»). Никогда ни до того, ни после русская литература и искусство не имели такую власть над умами современников. Художественное слово не просто изображало, оно по своему преобразовывало мир. Именно литература вырабатывала новые общественные идеалы. Особый «эзопов язык» художественной литературы в условиях политической цензуры придавал текстам психологическую глубину и тонкость, многомерность, пробуждал беспокойные мысли и вопросы у читателей. В отечественном логосе всегда господствовала не рассудочная «кабинетная логика», а художественно-символический образ, одновременно и аналитический, а провидческий, «философия сердца» (мечтательный психологизм). Речь художественной литературы утратила прежнюю риторичность, повышенную условность, громоздкую торжественность и стала «живой», естественной («высказывай все начисто» - В.Пушкин).
Отечественная литература, искусство и журналистика сконцентрировались на обсуждении вопросов о судьбах нации и страны и заняли резкую обличительную позицию по отношению к самодержавию. В условиях огосударствления культуры литература сумела выжить, не снижая уровня идейности за счет иносказания, и превратилась в силу, равную социальному действию. Метафоричность русской литературы позволяла ей говорить со всеми и обо всем. Фигура писателя возвысилась как никогда. Своей властью над умами общества русский писатель превзошел даже служителей церкви. Именно литература разрушала старую и создавала новую Россию через смех, гротеск, сатиру, обличение.
Среди главных жизненных вопросов, поставленных литературой: «Что делать?» (Н.Чернышевский), «Кто виноват?» (А.Герцен), «Горе от ума» (А.Грибоедов), «А судьи кто?», «Кому на Руси жить хорошо?» (Н.Некрасов), «Герой нашего времени» (М.Лермонтов), «Идиот» (Ф.Достоевский). Отечественная литература и искусство размышляют над природой собственной ментальности, народного характера. Особую остроту в 19 веке приобретает противостояние интеллигенции и власти, (самодержавия). Таковы «Послание в Сибирь» А.Пушкина, «На смерть поэта» М.Лермонтова («Вы, жадною толпой стоящие у трона, свободы, совести и чести палачи...»), стихотворения «Сон» и «Кавказ» Т.Шевченка, социальная сатира Гоголя, Салтыкова-Щедрина. Либерализация отечественной культуры нашла свое отражение в популярности разного рода товариществ, кружков, творческих объединений («Арзамас», «Зеленая лампа», «Кирило-Мефодиевское братство», «Товарищество передвижных выставок» в живописи во главе с художником Крамским, «Могучая кучка» композиторов во главе с Балакиревым, Харьковское математическое товарищество и др.) Популярностью пользовались литературные салоны (например Олениной, З.Волконской).
Подобно европейской, отечественная культура и искусство прошли свои этапы романтизма, реализма, декаданса (модерна).
Так, РОМАНТИЗМ в РОССИИ имел ярко выраженную специфику, обусловленную всем ходом предшествующего исторического и духовного развития общества. Русская художественная интеллигенция, в соответствии с миссией глашатая свободы и либерализма, не тяготела к абстракциям грез и иллюзий, к фантастике, далекой от действительности. Окружающий мир воспринимался русскими авторами 19 века как главный предмет творчества. Это стимулировало развитие реалистической образности, которая сочеталась с романтическими средствами художественной выразительности. Романтизм стал важным звеном в общем движении литературы, театра, живописи, музыки от классицизма к реализму. Именно перепление стилей дало прекрасный художественный результат и способствовало рождению вершинных творений русского национального искусства. Становление эстетики русского романтизма активно протекало в литературе. У истоков стоял В.Жуковский (автор элегий и баллад), который стал «певцом чувства и сердечного воображения» (А.Веселовский). Склонность Жуковского к философичности и углубленным религиозным раздумьям обусловили становление в его творчестве качественно новой лирики. Красота земная и небесная, мгновенье и вечность – вот те категории, о которых постоянно помнит поэт. Творчество Жуковского запечатлело мир нердинарной, внутренне свободной личности декабристской эпохи, признающей самоценность каждого человека вне зависимости от его социального происхождения. Гуманистические идеи раннего романтизма нашли яркое воплощение в «легкой поэзии» К.Батюшкова, создававшего собственный, воображаемый мир, наполненный радостью бытия. Лирика К.Рылеева была пронизана политическими мотивами, воспевающими героическаий подвиг и жертвенность во имя Отечества («Смерть Ермака», «Иван Сусанин»). Удивительный синтез романтического и реалистического мироощущения в творчестве А.Пушкина – «энциклопедиста русской жизни», чья поэзия обретает неведомую прежде естественную легкость, искренность и сердечность. Романтика М.Лермонтова –бунтарская, конфликтная, исповедальная. В скепсисе «духа изгнания» (лермонтовского Демона) отражены черты характера многих интеллигентов лермонтовской эпохи. В творчестве Н.Гоголя соединились народная фантастика и мистический гротеск, сатира и религиозные проблемы, суровый морализм и социальные утопии. Одной из вершин русской романтической лирики стало творчество Ф.Тютчева, в образах которого органично сплетались мир человека и мир стихии, катаклизма природы и роковые моменты человеческой истории. Оперируя категориями хаоса и космоса. Тютчев уходил от обыденности, хлынувшей в русскую литературу предреформенной эпохи.
В изобразительном искусстве мастерами романтической живописи стали – О.Кипренский (портрет А.Пушкина), С.Щедрин (пейзажи). Органическое взаимодействие романтизма и реализма характерно для творчества К.Брюллова (Последний день Помпеи», «Всадница»).
РУССКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РЕАЛИЗМ – феномен мировой культуры XIX века. Реализм как метод и направление ставил перед собой задачи глубокого исследования социальных закономерностей, причинно-следственных связей. Язык художественного произведения приближен к живой русской речи. В изображении понятных читательской аудитории типических ситуаций и характеров (при несомненной индивидуальности героев) проявляется внимание авторов-реалистов к точности и достоверности деталей, к психологической достоверности воплощаемых характеров. Вершиной отечественной реалистической литературы конечно стали Тургенев, Достоевский, Толстой и Чехов. Так, герои Достоевского – во власти идеи. Приняв ее в свою душу, они подчиняются закономерностям ее логики, проходят с ней все стадии ее роста, весь гнет ее перевоплощений. У Толстого система идей, которую в процессе жизни разрабатывает и развивает герой, является формой его общения со средой и производным от его характера, от психологических и нравственных особенностей его личности.
Водоразделом в культуре XIX века стали реформы царя Александра ІІ (земская, судебная, школьная, армейская), а также отмена крепостного права в 1861г. Поэтому, отечественная история соответственно и разделяется на «дореформенный» и «пореформенный» периоды. В 60-е гг. возникает особое культурное явление – «русское шестидесятничество», сопровождавшееся (и в XIX-м, и в XX веке) симптомами «оттепели», либерализации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|