Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Художественная жизнь периода московского царства

XVI век

Со второй половины XIV века ослабляется влияние местных особенностей отечественной культуры, которая приобретала общерусский характер. В исторической литературе возникает ряд произведений, призывающих к единению русских земель для освобождения от врага: «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина». С начала XV века на первый план выдвигается летописание Москвы. Известна Троицкая летопись 1408 года, летописный свод митрополита Фотия, проводившего идею единого государства. В XVI веке создаются крупные летописные произведения. Это «Летописец начала царства», где описаны первые годы правления Ивана Грозного, «Степенная книга» - с описанием портретов и времени правления великих русских князей. Создание их было продиктовано заботой об укреплении Российского централизованного государства. Написание последних летописей относится к XVII веку. В них доказывались права новой династии Романовых на царский престол.

С XIV века в связи с хозяйственным подъемом росла потребность в записях. Началось использование бумаги вместо пергамента. На смену «уставу» приходит «п олуустав» - более беглое и свободное письмо, а с XVI века – скоропись, близкая к современному письму.

Интерес к всемирной истории, стремление определить свое место среди народов мира вызвали появление хронографов – своебразной всемирной истории того времени. Первый русский хронограф был составлен в 1442 году сербом Пахомием Логофетом. Выдающимся памятником публицистики явилась переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. С XVI века начинается история русского книгопечатания (1564 г. – первая датированная книга «Апостол», изданная Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем). За век было напечатано более 20 книг.

Шел процесс накопления теоретических и практических знаний. Строились крепостные сооружения, храмы, церкви, для которых требовались строгие математические расчеты. Были написаны первые пособия по математике, геометрии. Русские первые изобрели вышки-копры для бурения скважин при добыче соли. Выдающиеся гидротехнические сооружения были созданы в Соловецком монастыре. Система каналов там соединяла десятки озер. Мельницы, молоты приводились в движение водой, каменная дамба с многочисленными мостами соединяла острова.

Путешествия русских людей, открытия, присоединение земель привели к рождению картографии. Создаются первые карты русского государства. Развитие торговли, политических и культурных связей с иностранными государствами привели к необходимости составления первых кратких словарей иностранных слов – азбуковников.

Возобновилось каменное строительство, прерванное монголо-татарским нашествием. Строительство сосредоточилось в двух основных районах: на северо-западе (Псков, Новгород) и во Владимирской земле (Москва, Тверь). Формируется «слободской» тип русского города.

В 16 веке было положено начало новому стилю в архитектуре – шатровому зодчеству. При его создании русские мастера использовали национальные традиции деревянного зодчества, резьбы, вышивки, росписи. Среди непревзойденных шедевров: церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой, Покровский собор на Рву (более известный как собор Василия Блаженного на Красной площади).

На исходе столетия родился новый архитектурный стиль – годуновский, по имени царя Бориса Годунова. Это старый тип пятиглавого храма-куба, изобилующий декоративного украшениями, особенно кокошниками, причудливыми композициями галерей, арочных пространств, приделов, необычными формами колоколен. Таковы: храм Преображения со звонницей в подмосковной усадьбе Годунова в Больших Вяземах и храм Донской Божьей Матери в московском Донском монастыре.

В XVI веке в Москве была сооружена вторая линия укреплений Китай-города, затем под руководством Федора Коня возведены белокаменные стены 9-километрового Белого города (современное Бульварное кольцо). Затем возвели Земляной город (современное Садовое кольцо). Кольца укреплений Москвы пересекались радиальными улицами – дорогами, начинавшимися от Кремля (т.н.радиально-кольцевая планировка).

XVI век – время расцвета прикладного искусства, особенно золотого и серебряного дела.

Активные процессы шли и в самом русском русском языке. На основе переплетения областных русских говоров складывается новый среднерусский стиль речи, мягкий и певучий. Рождается мелодичная русская народная протяжная песня.

XVIIвек

ВXVII веке завершалась история средневековой русской культуры и зарождались элементы культуры Нового Времени (параллельно Европе). Для него был характерен процесс всестороннего «обмирщения». В литературе это проявилось в формировании демократического, светского направления; в а архитектуре – в сближении облика культовых и гражданских сооружений; в науке – в росте интереса к обобщению практического опыта; в живописи – в разрушении иконографических канонов и появлении реалистических тенденций.

Усложнение городской жизни, рост госаппарата, международных связей предъявляло новые требования к системе образования. Уровень грамотности в XVII веке значительно вырос и в различных слоях составлял: среди помещиков - 65%, купцов – 96%, 40% посадских людей, крестьян – 15%. В середине XVII века создаются государственные, частные школы, где изучали иностранные языки, другие предметы. В 1687 г. в Москве было открыто первое в России высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы. Здесь учились представители различных сословий и национальностей. Появились учебники, самоучители, печатались книги по математике. Всего в течение века было осуществлено 483 издания (во второй половине XVI в. – только 18).

Россия заимствовала школьный опыт Украины и Белоруссии. Откуда преимущественно и приглашались образованные люди. Первыми просвети телями стали Епифаний Славинецкий и Арсений Сатановский, приглашенные в Москву в 1649 г. для перевода и исправления богослужебных книг. В начале 60-х гг в Москву для обучения царских детей был приглашен Симеон Полоцкий (выпускник Киево-Могилянской академии).

Изживает себя традиция летописей. На смену ей приходят тематические произведения с выраженной авторской позицией и цельным изложением материала (например, «Скифская история» Андрея Лызлова, 1692 г.).

XVIIвек- эпоха великих русских географических открытий. В числе описаний землепроходцев выделяются записки Петра Бекетова о походе в Забайкалье в 1652 г., Ерофея Хабарова о походе в Даурию в 1650-1652 гг., Семена Дежнева – на Анадырь в 1648-1655 гг. Из паломнических хождений особый интерес представляет описание поездки на Восток в 1649-1651 гг. Арсения Суханова.

Ярким представителем общественно-политической мысли второй половины XVII века был Юрий Крижанич, хорват по происхождению, прибывший в Россию в 1659 г. (написал «Думы политичны»).

В 17 веке появляются новые литературные жанры, бытовая сатира. Литература приобрела светский характер. Новыми жарнами были мемуары и любовная лирика. Симеон Полоцкий - основатель русской поэзии и драматургии. Он – автор первых стихотворных призведений и пьес, которые ставили в первом придворном русском театре, основанном в 1670 году при царе Алексее Михайловиче. В 17 веке развивалась портретная живопись (живописец Симон Ушаков). Портреты в это время именовались парсунами (от слова «персона»).

В 1672-76 гг. в России появляется придворный царский театр, организованный с помощью немцев начальником Посольского приказа Артамоном Матвеевым. Действовал также школьный театр (спектакли осуществлялись силами учеников монастырских школ и ставились на евангельские сюжеты и и житийные предания). В русских городах и селах широкое распространение получил бродячий театр – театр скоморохов, Петрушки.

Архитектура наряжается в новый стиль – «Нарышкинское барокко», для которого характерно сочетание белого и красного цветов в убранстве зданий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...