Избирательное право и его принципы.
В Российской Федерации избираются Президент РФ, депутаты Государственной Думы, Федерального Собрания РФ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации (законодательные органы и главы исполнительной власти), а также выборные органы местного самоуправления. Избирательное право можно рассматривать в двух смыслах: в объективном и субъективном. В объективном смысле избирательное право как государственно-правовой институт представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе выборов, в субъективном смысле обозначает избирательные права граждан. Избирательные права являются конституционными правами граждан Российской Федерации. Они включают активное избирательное право - право избирать и пассивное избирательное право - право быть избранными в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления. Нормы избирательного права содержатся в нормативных правовых актах — источниках избирательного права. Прежде всего, это Конституция РФ и ряд федеральные законов. К источникам избирательного права относятся также законодательные акты субъектов Российской Федерации, инструкции Центральной избирательной комиссии. Граждане участвуют в выборах на принципах всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, свободного и добровольного участия в выборах. 1. Принцип всеобщего избирательного права означает, что гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении установленного законодательством возраста — быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления. Например, депутатом может быть гражданин РФ, достигший 21 года, а Президентом РФ — 35 лет. Гражданин РФ обладает активным и пассивным избирательным правом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии. Однако не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Граждане Российской Федерации, проживающие за границей, обладают всей полнотой избирательных прав. Российские дипломатические и консульские учреждения обязаны оказывать содействие гражданам РФ в реализации их избирательных прав. Руководители этих учреждений образуют избирательные участки для граждан РФ, пребывающих на территории иностранного государства. 2. Принцип свободного и добровольного участия гражданина РФ в выборах предполагает, что никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. 3. Принцип равного избирательного права означает, что каждый избиратель имеет равное число голосов по избирательному округу, и все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Избиратель не может быть включен в более чем один список избирателей, он голосует лично, предъявив паспорт или другое удостоверение личности, расписывается в получении бюллетеня в списке. Избирательные округа образуются примерно с равной численностью избирателей, чтобы депутаты были избраны от примерно равного числа избирателей, голоса всех имели равный "вес". Однако в соответствии с законом допускаются определенные отклонения от средней нормы представительства. 4. Принцип прямого избирательного права, который означает, что избиратель голосует на выборах в Российской Федерации за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно, не делегируя свои полномочия кому бы то ни было.
5. Голосование на выборах в Российской Федерации является тайным, т.е. исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя. В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или специально оборудованные места для тайного голосования либо должны быть пригодные для тайного голосования комнаты.
Избирательная система.
Выборы осуществляются в определенном порядке, который именуется избирательной системой. Избирательная система — порядок выборов государственных органов и органов местного самоуправления, некоторых должностных лиц, избираемых непосредственно гражданами. В Российской Федерации применяется смешанная избирательная система: мажоритарная (как относительного большинства при выборах половины депутатов Государственной Думы, так и абсолютного большинства при выборах Президента РФ) и пропорциональная (при выборах другой половины депутатов Государственной Думы). Так, например, нижняя палата парламента состоит из 450 человек, из которых 225 избраны по мажоритарной системе; остальные по пропорциональным партийным спискам ("КПРФ", "Медведь", "Яблоко" и т.д.) Избирательный процесс.
Избирательный процесс состоит из нескольких стадий: назначение выборов; образование избирательных округов и участков; формирование избирательных комиссий; составление списков избирателей; выдвижение и регистрация кандидатов; предвыборная агитация; голосование; определение результатов выборов; повторное голосование. На федеральном уровне выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания, а выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначает Президент РФ. Организацией выборов занимаются избирательные комиссии. На них возлагаются подготовка и проведение выборов, реализация и защита избирательных прав граждан, контроль за их соблюдением. В систему избирательных комиссий входят: • Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
• избирательные комиссии субъектов РФ; • окружные избирательные комиссии; • территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии; • участковые избирательные комиссии. При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления. Для проведения выборов образуются избирательные округа. Половина депутатов Государственной Думы, избираемых по пропорциональной системе, а также Президент РФ выбираются по федеральному избирательному округу, включающему всю территорию страны. Другая половина депутатов избирается в одномандатных округах, от которых проходит по одному депутату. Могут использоваться и многомандатные избирательные округа (от одного многомандатного округа избираются два или несколько депутатов), например, при выборах советников в районные собрания (представительный орган местного самоуправления) в г. Москве. Кандидаты могут быть выдвинуты непосредственно избирателями (по инициативе избирателя, группы избирателей) соответствующего избирательного округа и в порядке самовыдвижения. Кандидаты, а также списки кандидатов могут быть выдвинуты и избирательными объединениями, избирательными блоками. Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, выпуска и распространения агитационных печатных материалов. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается в ноль часов за сутки до дня выборов. Не допускаются злоупотребление свободой массовой информации, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны. Голосование в Российской Федерации проводится в один из выходных дней, обычно с 8 до 22 часов по местному времени.
Завершающая стадия выборов — определение их результатов. Избранным по одномандатному избирательному округу признается зарегистрированный кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании при условии, что выборы состоялись. Кандидат на должность Президента РФ считается избранным, если за него проголосовало более половины избирателей от числа принявших участие в голосовании. В случае если ни один из кандидатов не набрал более 50% голосов избирателей, то проводится повторное голосование по двум кандидатам, которые получили наибольшее количество голосов по сравнению с другими кандидатами. При повторном голосовании избранным является тот, кто получил наибольшее количество голосов по сравнению с другим кандидатом.
Заключение.
В демократическом государстве при достаточной развитости политической культуры и самодеятельности граждан практически не бывает (скорее, и не может быть) полного единодушия на выборах. Смысл выборов не в том, чтобы продемонстрировать мнимый консенсус между всеми гражданами и социальными слоями, который никогда; кроме чрезвычайные ситуаций, не может быть - достигнут в развитом обществе, а в том, чтобы все могли выразить свою волю, а государственная власть - быть созданной и действовать в соответствии с этой волей. Через борьбу на выборах, следовательно, в конечном счете, достигается стабильность и порядок в общественной жизни. Коль скоро выборы это борьба и состязательность кандидатов, в них есть элемент игры и азарта. Это вполне объяснимо, поскольку граждане, участвующие в выборах, оказываются перед необходимостью не только определить свои интересы в соответствии с предлагаемыми им программами политических партий, но и проявить симпатии или антипатии к конкретным кандидатам. Во время избирательных компаний обычно наблюдается подъем эмоциональной активности людей, порой сопровождаемый разного рода эксцессами. В развитых обществах, поэтому вырабатываются определенные стандарты политического поведения, подкрепляемые соответствующими требованиями закона. Выборы дают выход накопившемуся у известной части населения недовольству действиями властей, они открывают единственно возможный путь демократического разрешения противоречий в обществе, исключая физические столкновения людей и путь навязывания большинству мнение меньшинства или отдельных политиков. Выборы, таким образом, это своеобразный праздник всех людей, если они верят в демократию и стремятся обрести справедливое правление.
Список литературы. 1. К.С. Гаджиев "Политическая наука", М. Международные отношения", 1995 г. 2. А.В. Опалев "Обществознание", М., "Юнити", 2000 г. 3. М.И. Шилобод "Политика и право", М., "Дрофа", 1995 г. 4. А. Клименко, В. Румынина "Экзамен по обществознанию", М., НТЦ "Университетский", Айрис Пресс, 2000 г. 5. "Конституция Р. Ф.", М., 1993 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|