Кто же это такие – русские святые?
Всех русских святых. Этим почитание Всех святых не исчерпывается. Будет ещё следующее Воскресенье, в которое мы будем чтить поместных святых: Вологодских, Новгородских, Белорусских святых, Псковских, Петербургсгих святых, и даже – всех святых, в землях Британии и Ирландии просиявших.
Кто же это такие – русские святые? Что имеется в виду, и кто к ним относится? Это не – святые, которые русские по национальности, или жившие на территории Российской империи. Вовсе не обязательно. Русских святых более пятиста; и первый в этом списке – это святой апостол Андрей Первозванный – еврей, брат апостола Петра, а прежде – ученик Иоанна Крестителя. За ним следуют святые равноапостольные Кирилл и Мефодий – греки! – наши просветители. Ниже в списке русских святых – святой равноапостольный князь Владимир и княгиня Ольга. Затем – Киево-Печерские святые, и много-много святых, среди которых есть и очень известные миру люди – учёные, доктора наук, профессора, военначальники. Например, Евгений Сергеевич Боткин – доктор медицинских наук, лейб-медик царской семьи. Страстотерпец; расстрелян большевиками вместе с царской семьёй. Например, Архиепископ Лука Крымский – тоже доктор медицинских наук, профессор, лауреат Сталинской премии. Канонизирован в сонме новомучеников. И наконец – святой праведный Фёдор Фёдорович Ушаков – легендарный адмирал, флотоводец, который не проиграл ни одного сражения, не потерял в боях ни одного корабля, и ни один из его подчинённых не попал в плен.
А замыкает список русских святых преподобный Силуан Афонский, который скончался в 1938-м году; он родился в Тамбовской губернии, а просиял в подвигах на Святой горе Афон, в Греции.
Таким образом, время подвига русских святых – это вся Новозаветная история: начиная с 1-го века (с апостола Андрея Первозванного), и заканчивая веком 20-м (преподобным Силуаном Афонским).
А ещё есть более поздние святые; это уже – наши современники; и мы все тоже призваны прожить жизнь так, чтобы такими «более поздними» святыми стать. И вот праздники, посвящённые Всем святым (в частности, русским) поддерживают и подкрепляют нас на этом пути. О чём же мы вспоминаем в день Всех святых? А о том, что у мира, в котором мы живем, есть цель, смысл и предназначение. Все события мировой истории, радостные или невыносимо трагические, обращены к одной цели — и эта цель есть Царство, состоящее из святых! Зачем проходят века, зачем возникают, укрепляются и погибают могучие державы, зачем Церковь проповедует слово Божие, зачем благовестники отправляются в далёкие страны, зачем вообще создана вселенная, зачем светят звезды, зачем сотворены галактики?
Только с одной целью — чтобы Царство наполнилось святыми. Вселенная создана, чтобы породить святых; история развивается, чтобы в ней являлись святые, жизнь на земле существует, солнце восходит и дождь идёт с той же целью — чтобы явились святые Божии. Таков замысел Бога о вселенной; Господь пожелал разделить ту вечную жизнь, любовь и радость, которой обладает Он Сам, с сотворенными существами — с ангелами и людьми. То, что Он хочет создать в итоге — это прославленное и преображенное мироздание, в котором спасённые люди и ангелы составляют одну семью, Глава которой — Христос. Все века истории Церкви прошли для того, чтобы многие и многие люди, из всех народов, покаянием и верой вошли в Его дом, и водворились там навсегда. Чьи-то имена мы знаем и чтим; но святых у Бога гораздо больше, чем мы знаем — и поэтому Церковь в Неделю Всех святых обращается к ним всем: «Все святые, молите Бога о нас!»
И в Неделю Всех святых, и сегодня мы особенно вспоминаем, что у нас есть огромная любящая семья: наши отцы и братья, матери и сестры, прежде нас прошедшие путём спасения и ныне пребывающие с Господом на небесах. Это – святые. Мы никогда не бываем одиноки, забыты, брошены — множество взглядов, полных любви, заботы, глубокого сочувствия, обращены на нас с небес, даже когда мы этого не чувствуем — более того, в такие моменты особенно. Церковь верит, что святые, водворившись на небесах, ни в коем случае не забывают нас, но по воле Божией о нас заботятся. Подобно тому, как в любящей семье Отец поручает старшим детям заботиться о младших, так и на небесах ангелы и святые пекутся о нас, совершающих свой путь на земле. Этот праздник напоминает нам о том, что Церковь — это сообщество, объединяющее всех ныне живущих православных христиан, с теми, кто уже водворился на Небесах. Принадлежа к Церкви, мы принадлежим к этому простирающемуся через все страны и века собранию, Глава которого — Христос. Принадлежать к Церкви, с благоговением входить под своды храма, приступать ко святым Христовым Тайнам — это значит принадлежать Небесам; а уйти из Церкви — это значит порвать с Небесами. Святые напоминают нам и о надежде. Это были подобные нам человеки, сделанные из той же плоти и крови. Жившие во времена, которые тоже были полны препятствий и соблазнов — не меньше, чем наши. И они дошли, они теперь дома, у Господа. Значит, и нам нельзя унывать, и мы дойдем, и мы в своё время присоединимся к ним.
А Господь даёт нам в наше время - всё, что нам необходимо для Спасения, чтобы и нам стать святыми, - чтобы и нам дойти до этого дома. Только мы часто не понимаем, что нам действительно нужно, что для нас спасительно.
Например: всё человечество стремится к покою, к комфорту. Чтобы даже сиденье в автомобиле было мягкое, чтобы не трясло на дороге. Пришёл в магазин – очереди нет, сто сортов колбасы, и дёшево-дёшево, а в кармане очень много денег - синих, зелёных, коричневых. Куда хочу, туда еду. Врачи – пожалуйста, к услугам, бесплатно; на машине за тобой приезжают, отвозят, лечат. И чтобы всё было спокойно, комфортно, удобно.
Если работа, то только чтобы интересная. Чтобы на работе начальник – милейший, всегда бы отпускал, не бранил за опоздания, и зарплату прибавлял каждый год, да побольше, и премии. И чтобы дети послушные, и диван мягкий, и квартира большая, и потолки высокие, и телефон в каждой комнате, и ванна с голубым кафелем. Вот такое стремление: чтобы был покой, комфорт, чтобы ничего не беспокоило. Мы ко всему этому стремимся, но не задумываемся: а что будет, если мы действительно всего этого достигнем? А будет вот что: мы тогда совсем забудем Бога. Совсем. Мы никогда не достигнем смирения. Потому что смирению можно научиться только в очереди. Смирению можно научиться только тогда, когда ничего нет в магазине. Смирению можно научиться, только когда есть трудности, когда всё плохо. И все эти обстоятельства, нас постоянно смиряющие, помогают нам достичь самого главного в жизни, самой главной добродетели, которая цементирует все прочие. Эта главная добродетель именуется смирением. И вот сейчас, пока мы проходим наш земной путь, со всеми его ловушками, ямами и корягами, со всеми блуждающими огоньками и ложными указателями, нам очень важно не отрываясь видеть перед собой Город Святых, Небесный Иерусалим, куда мы идём, и, с помощью Божией и по молитвам всех святых, дойдём. Аминь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|