Проблемно-ориентированное консультирование
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 2 ПОНЯТИЕ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ 3 ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ И ЕЕ ЭТАПЫ 6 Понятие проблемно-ориентированной психологической помощи 6 Этапы проблемно-ориентированной психологической помощи 9 Типы запросов клиента и способы их трансформации 18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24 ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 24 ПРЕДМЕТ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Произошедшие за последние годы открытия в различных областях привели кпоявлению особого вида деятельности, которое получило названиеконсультирование. Практика помощи советом, консультацией, руководством,симпатией и ободрением (как неформально, так и профессионально), известнаиздревле. Суть современной практики консультирования состоит в попыткесделать эту помощь более эффективной, основываясь на знаниях о человеческомхарактере, его формировании и коррекции, что можно сделать только припомощи знания различных отраслей современной психологии. В настоящее времяобразовалась ниша, которую должны занять консультанты, прошедшие подготовкуи имеющие необходимые черты характера, так как много людей нуждается втаком виде помощи, который не могут оказать врачи обычных специальностей.Если человек болен физически, ему нужен врач; если у человека душевнаяболезнь или он не может контролировать свои поступки, что может бытьвызвано как органическими, так и психологическими причинами, такомучеловеку нужна помощь психиатра (врача, специализирующегося на заболеванияхнервной системы и обученного психотерапии); если же у человека личностныепроблемы, которые можно считать психологическими, а не имеющими физическиепричины, то ему следует обратиться к консультирующему психологу илипсихотерапевту (не медику). Если человек молод и неопытен, ему нужнообучение, преподаватель. Поле деятельности консультанта лежит между двух вышеописанныхпрофессий, и он применяет часть методов каждого из них. Преподаватель имеетдело с «нормальными» индивидами и концентрируется на процессе роста иразвития — интеллектуального, морального или религиозного. Консультирующийпсихолог работает главным образом над проблемами коррекции, илиперевоспитания, индивида, имеющего серьезные трудности в приспособлении кокружающей среде и нуждающегося в продолжительном лечении. Как бы то нибыло, провести четкую грань между потребностями индивида в «воспитании» исоответственно «перевоспитании» невозможно. Корректирующие и дисциплинарныепроблемы являются «статистически нормальной» частью профессии учителя, аконсультирующий психолог использует в большей или меньшей степениположительные образовательные методики в соответствии с потребностямиконкретной ситуации. Консультант имеет дело с проблемами, которые слишкомсложны, чтобы их решить между прочим в обычном образовательном процессе, нонедостаточно серьезны, чтобы требовалась индивидуальная специализированнаяпомощь консультирующего психолога. (Собственно говоря, существует многовидов проблем, которые могут быть разрешены либо консультантом, либоконсультирующим психологом; в подобных случаях относительная недоступностьпоследнего по финансовым или территориальным причинам увеличиваетпотребность в квалифицированных консультантах.) Консультирование — этоскорее не профессия, а техника или искусство, которое должно применятьсякак часть более широких обязанностей в профессиях, предполагающихдлительное общение с людьми, например в работе врачей, учителей,священнослужителей и социальных работников. Естественно, возможностиконсультирования в рамках любой из упомянутых специальностей зависит отимеющегося времени, наклонностей, личностных качеств, а также от наличияинформации об индивиде. ПОНЯТИЕ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ С конца XVII в. делаются попытки научно объяснить психические методылечения, предлагаются все новые и новые их варианты. Начиная с"магнетического флюида" венского врача А.Месмера следуют: в XIX столетии —Джеймс Бред (гипноз), в XX в. — Зигмунд Фрейд (психоанализ), Карл Роджерс(клиент-центрированная терапия), Фредерик Перлз (гештальт-терапия), МилтонЭриксон (нетрадиционный гипноз и терапия), Вирджиния Сатир (семейнаятерапия) и многие другие. И если первоначально психотерапия былапрерогативой медиков, то в начале XX в. к ним постепенно присоединяютсяработники других социальных служб, а в 1950-х гг. в США содержательно иорганизационно обособляется консультативная психология. Консультативная психология трактуется как раздел знания, содержащийсистематическое описание процесса оказания психологической помощи(консультирования). Консультативная психология исходит из представления отом, что с помощью специально организованного процесса общения уобратившегося за помощью актуализируются дополнительные психологическиесилы и способности, которые, в свою очередь, могут обеспечить отысканиеновых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации. От классическойпсихотерапии консультирование отличает отказ от концепции болезни, большеевнимание к ситуации и личностным ресурсам. Консультативную психологию как профессиональное поле можноидентифицировать только с 1951 г., когда в США Северо-западная конференциярекомендовала наименование "консультативная психология", или с 1952 г.,когда была учреждена новая позиция консультирующего психолога иАмериканская психологическая Ассоциация изменила наименование специальности"Консультирование и руководство", которое использовалось такженепсихологами, на "Консультативная психология". Второй причиной подобногоизменения была потребность дифференцировать консультативное поле отклинической психологии, ориентированной на психотерапию и лечениепсихопатологии. Уайтли называет "корнями" консультативной психологии во-первых,психологию индивидуальных различий и такие ее ответвления, какпсихометрические или психологические измерения; во-вторых, прикладнуюпсихологию. До 1950-х гг. поле прикладной психологии понималось в первую очередькак граница клинической и экспериментальной психологии и состояло почтиисключительно в приложении психологии индивидуальных различий. Двумядругими ветвями прикладной психологии в то время были образовательнаяпсихология и промышленная психология, представляющие психологиюиндивидуальных различий применительно к школе и трудовой деятельности. Каково соотношение понятий консультирование и психотерапия? Термин«психотерапия» означает комплексное лечебное, вербальное и невербальное,воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многихпсихических, нервных и психосоматических заболеваниях. Причем условноразличают клинически ориентированную психотерапию, направленнуюпреимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики, иличностно-ориентированную, ставящую задачей содействие клиенту в измененииего отношения к социальному окружению и собственной личности. Ряд исследователей (Эйдемиллер, Юстицкий, 1989) говорят о неврачебнойпсихотерапии, имея в виду консультирование проблемных семей, не способныхсправиться с организацией взаимоотношений. Другие же высказывают некоторыесомнения по поводу употребления термина "психотерапия", так как в данномслучае речь идет не о терапии (лечении) в точном смысле этого слова. Еще один термин, введенный в обиход именно в России, — психокоррекция,направленная на исправление тех или иных расстройств, но в то же времялечение в некоторых случаях рассчитано не на полное устранениепатологических нарушений, а лишь на их компенсацию. Существенной общейособенностью и психотерапии, и психокоррекции является психологическоевоздействие, направленное на нормализацию или улучшение психическойдеятельности и невросоматических функций человеческого организма. Методамипсихологической коррекции называются аутогенная тренировка, тренинговыеметоды, семейная психотерапия и т.д. Заметим, что одно и то же психологическое воздействие в России чащевсего называется психотерапией, если им занимается врач, и психокоррекцией,если его применяет психолог. Возникшее в отечественной психологииразделение этих понятий связано не с особенностями работы, а сукоренившимся и узаконенным положением о том, что психотерапией могутзаниматься лишь люди, имеющие специальное медицинское образование. Этоограничение является искусственным, поскольку психотерапия подразумеваетнемедикаментозное, то есть, психологическое воздействие. К тому же термин"психотерапия" является международным и в большинстве стран мира однозначноиспользуется по отношению к методам работы, осуществляемымпрофессиональными психологами (Алешина, 1994). Таким образом, в России существуют по крайней мере четыре близких посодержанию понятия: психотерапия, психокоррекция, неврачебная психотерапия,психологическое консультирование. Представим их сходство и различие втаблице 1. |НАПРАВЛЕНИЕ |СУБЪЕКТ |ОБЪЕКТ |ЦЕЛЬ ||Психотерапия | | | ||А. |Врач (психиатр,|Больной, |Ликвидация симптомов ||клинически-орие|психотерапевт) |клиент | ||нтированная | | | ||В. личностно- |Врач, психолог,|Больной, |Личностные и ||ориентированная|социальный |клиент |межличностные || |работник | |изменения ||Психокоррекция |Врач, психолог |Больной, |Исправление тех или || | |клиент |иных расстройств, || | | |нормализация || | | |психической || | | |деятельности ||Неврачебная |Психолог |Клиент |Оптимизация ||психотерапия | | |взаимоотношений || | | |(например, в || | | |проблемных семьях) ||Консультировани|Консультирующий|Клиент, семья,|Адаптация к жизни за ||е |психолог, |группа |счет активизации || |социальный | |личностных ресурсов || |работник | |(выход из трудной || | | |жизненной ситуации) | Мы видим, что термины психотерапия и психокоррекция практическисовпадают по содержанию. Смыкаются также понятия неврачебная психотерапия иконсультирование. Более того, в рамках понятия психотерапия четковыделяются две составляющие, и вторая из них, то есть личностно-ориентированная психотерапия, схожа с понятиями неврачебная психотерапия иконсультирование. Основная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы помочьклиенту посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны,продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые, будучиисточниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются (Алешина,1994). Это тоже психологическое воздействие, но воздействие более мягкое.Отличает консультирование и его краткосрочность (от одной до 5—6 встреч),хотя в последнее время появляются почти "мгновенные" психотерапевтическиетехники (Гриндер, Бэндлер, 1992). Выбор консультирования как формы психологической помощи зависит отмеры ответственности, которую может вынести сам клиент. Это предполагаетадекватную ориентацию клиента по отношению к проблемной и консультативнойситуациям, соответствующее эмоциональное состояние и уровеньинтеллектуального развития, позволяющий выбрать варианты решения проблемнойситуации. ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ И ЕЕ ЭТАПЫ Понятие проблемно-ориентированной психологической помощи Каждому человеку, оказавшемуся в психологически неразрешимой для негоситуации, кажется, что его проблема уникальна. Можно даже сказать, что длянего переживание «я — не такой, как все...» становится ведущим. Этопереживание усугубляется и наблюдением за окружающими, которые будто безвидимых усилий решают подобные внутренние проблемы. Само по себе такое переживание нормально, поскольку каждый человекобладает уникальностью и способностью открыть свое предназначение, своюжизненную задачу. Переживание своей уникальности со знаком «плюс» являетсяосновой внутренней стабильности человека, способности делать осознанныйвыбор и достойно встречать испытания. Но переживание своей уникальности со знаком «минус», которой обычнообусловлен приход человека к психологу- консультанту, приводит к иномурезультату — постоянному чувству растерянности и беспомощности или наоборот— стремлению поставить себя выше других за счет своих особых недостатков,возведенных в достоинства («я потому так несчастен, что более совестлив,чем другие», «я стал сердечником потому, что глубоко чувствую то, чтодругие не замечают»). Парадокс состоит в том, что до возникновения психологической проблемычеловек не задумывался над уникальностью своего жизненного пути и впервыестолкнулся с ней лишь при возникновении симптома или серьезной личнойпроблемы. Его позитивная уникальность, оставленная без внимания, можетзаявить о себе только через душевные и телесные страдания. Поэтому самоналичие жалобы на психологические проблемы или телесные симптомы можноистолковывать двояко: либо человек игнорировал на протяжении жизни самоналичие у себя особой жизненной задачи, либо совершил ошибку в ееобнаружении, сознательно или бессознательно приняв навязанные ему другимизадачи за его личные. И если благодаря уникальности со знаком «плюс» люди действительнопроявляют многообразие своих неповторимых стилей существования, тоуникальность со знаком «минус» является лишь мнимой, поскольку количествожалоб, проблем и симптомов является в принципе ограниченным. Причем каждаяиз «психологических проблем» является одним из типовых вариантовнеспособности обучаться на материале своего жизненного опыта, вырабатыватьили присваивать новые виды поведения или мышления, соответствующие новымжизненным обстоятельствам. Конечно, источники большинства психологических проблем коренятся вдетстве, но способность их решать является достоянием развитой иразвивающейся личности. Каждый человек становится самостоятельным испособным решать свои личные проблемы намного позже, чем он их приобретает.Сама ситуация детства, само положение зависимого и управляемого,вынужденного подчиняться воле «больших» и «взрослых» неотвратимо создаютпредпосылки этих проблем. И избежать их никто не может, так же как и неможет сразу родиться взрослым, минуя детство. Человек, приобретая способность самостоятельно мыслить о своей жизни ипринимать решения, столь же неминуемо сталкивается с необходимостьюразличения в себе «своего», т.е. того в себе, с чем он намерен жить дальше,решая свои жизненные задачи, и «чужого» в себе, т.е. того, что, может быть,когда-то и было полезным, но на данном этапе осознается как препятствие, иот чего он хотел бы освободиться. Но отделить одно от другого часто бывает трудно даже взросломучеловеку, не говоря уже о детях и подростках. Для этого и нужнапрофессиональная помощь психолога-консультанта, как человека, который нетолько не был вовлечен в ситуацию, но и не воспринимает многие привычныеустановки как само собой разумеющееся. Более того, в его профессиональныеобязанности входит «не торопиться вас понимать». Хотя это, быть может, ипротиворечит бытовому представлению о психологе, который все «понимает» спервого взгляда и без слов. Причем, часто именно поспешность в «понимании»,а точнее, в присоединении к самонепониманию консультируемого, мешаетначинающему психологу разобраться в проблеме по существу. Итак, каждый человек в потенциале обладает неповторимой внутреннейзадачей. Однако внешние и внутренние препятствия, которые он встречает насвоем жизненном пути, имеют достаточно типичный, неуникальный характер,хотя человек может их не воспринимать таковыми. Проблемно-ориентированная психологическая помощь направлена на решениетипичных проблем, возникающих у весьма отличающихся друг от друга похарактеру и установкам людей. Умение выявлять эти типовые проблемы завнешним многообразием историй жизни, жалоб, парадоксальным переплетениемсудеб приходит с опытом. Следует помнить, что существуют общиезакономерности жизненного пути человека, которые, как и законы физики, нидля кого не делают исключения. Итак, путь к симптому, тупику, проблеме у всех примерно одинаков, аздоровье, целостность и продуктивность поддерживаются уникальными инепохожими друг на друга способами. Неодинаковым также оказывается и путьот проблемы, тупика к продуктивному и целостному существованию. Поэтомунормы в обычном смысле слова относятся как раз к болезни, это нормы теченияболезни, нормы развития патологии, установить же удовлетворяющую всех нормупсихического здоровья, не впадая при этом в противоречия, невозможно. С точки зрения проблемно-ориентированной психологической помощи самогобольного нет; есть проблема, постепенно создающая болезнь, и естьсовершенно здоровая часть Я, к которой мы и обращаемся. Сам страдающийчеловек — лишь носитель проблемы, но он, по замыслу своему, совершенноздоров, совершенен и уникален. Когда мы говорим с ним о его проблеме, мы намеренно выводим его впозицию наблюдателя. Мы подразумеваем, что говорим о чем-то вне него, начто он и сам может посмотреть со стороны. Да и не только посмотреть, но исвою оставить ношу. Мы обращаемся к Наблюдателю в нем, мы находим источникипроблемы в его детстве, когда он еще не был способен психологическизащищать себя. Таким образом, мы максимально экстернализуем проблему,размещая ее и во времени его прошлого опыта и в пространстве ситуаций идействующих лиц. Мы это делаем для того, чтобы ему легче было осознать своепрошлое и, в конечном счете, освободиться от него. Конечно, человек может и не принять предлагаемого решения егопроблемы. И у этой ситуации может быть двойственное значение: либо онвыбирает дальше жить с проблемой, которая, как он считает, отнимет у негоменьше сил, чем ее решение, либо он найдет другое решение. Но в любомслучае психолог уважает его выбор, понимая границы своей ответственности.Психолог не может быть более ответственен за решение проблемы человека, чемон сам ответственен за это. Таким образом, цель психолога — снова и снова толковать проблемучеловека и выводить из этих толкований все новые и новые действенныеследствия. Личность может измениться и сама по себе, но только послерешения проблемы. Мы не ставим задачу глубинного изменения личности, мыпретендуем только на осознание и выявление достаточно типичных препятствий,нагроможденных вокруг и внутри человека, которые он считает частью себя. Аизменится ли он и куда он двинется дальше — это дело его выбора. Такая установка избавляет психолога от фантазма всемогущества,ограничивая зону его ответственности — с одной стороны, но повышая уровеньего ответственности в границах этой зоны — с другой. И здесь может быть задан вопрос: «А не может ли психолог навредитьчеловеку, сообщая ему не только интерпретации, но и действенные следствия?» Человеку столь же трудно навредить, как и помочь. Не стоитпреувеличивать возможностей своего «воздействия». У каждого человека естьфильтр психологической защиты, и то, что ему в данный момент «не нужно»,человек воспринимать и учитывать в своих действиях не будет. Но то, что было сказано — было сказано, и человеку, отказавшемуся отинтерпретаций, прогнозов и предложений, будет трудно делать далее вид, чтоон этого никогда не слышал. Тем самым, он будет иметь в виду тот выбор, накоторый пока не идет. Часто нечто говорится даже не для того, чтобы быть услышанным, а длятого, чтобы просто прозвучать. Нечто должно быть сказано независимо оттого, воспримут его или нет. Важно понять, что каждый человек в итоге исцеляется сам, лишьиспользуя психолога как средство. Признаком психологической зрелостиявляется не отсутствие проблем, а их своевременное решение, бдительность иалертность к их появлению, осознанию и разрешению в своей жизни. Проблемы, симптомы являются только знаками для развертывания процессасамопознания. Они фиксируются и развиваются только когда игнорируются и неразрешаются. Помимо знаковой функции, психологические проблемы имеют и еще однупозитивную функцию — энергетическую. Проблемы, будучи препятствием дляличностного развития, аккумулируют, как «плотины», известную энергию. Покаони не разрешаются, эта энергия находится как бы в «связанном» виде. Но вслучае разрешения проблемы она из препятствия, «плотины» превращается в«трамплин», усиливающий освобождение энергии в соответствии с осознаннойцелью. Человек получает в свое распоряжение свои собственные ресурсы, допоры до времени «связанные» в нем проблемой или симптомом. Процесс проблемно-ориентированной психологической помощиразвертывается через ряд этапов, каждый из которых имеет свою специфику. Этапы проблемно-ориентированной психологической помощи Обычно начинающий психолог- консультант испытывает трудности в тотмомент, когда ему нужно задать первые вопросы человеку, обратившемуся запсихологической помощью, и установить с ним отношения, необходимые дляэффективной совместной работы. Впрочем, те же трудности испытывает иклиент, первыми словами которого бывают «Даже не знаю, с чего начать...» Когда жизнь человека течет благополучно, он, как правило, к психологуне обращается. Решение обратиться за психологической помощью возникает втот момент, когда человек ощущает, что его личные ресурсы исчерпаны. И онхочет выработать либо новое понимание ситуации, либо новые способыповедения, либо то и другое одновременно. Он, как правило, уже совершалмногократные попытки разрешить проблему самостоятельно, но так и не вышелиз тупика, двигаясь по замкнутому кругу и возвращаясь каждый раз вначальную точку. Причина в том, что он пытался разрешить проблему ужеизвестными ему стереотипными способами, которые постепенно исчерпали себя: Драматизм ситуации состоит в том, что клиент раз за разом упускает тотмомент, когда старые способы поведения и мышления перестают бытьэффективными и требуется выработать что-то качественно новое, обучаясь нанепосредственном опыте собственной жизни. Упуская этот момент, он упускаетсаму возможность собственного развития. Понятая так, любая психологическая проблема сводится к проблемеобучаемости, но не в специально организованно «учебной» ситуации, а внепрерывном потоке своего существования. Такое непрерывное самообучение взрослого человека на материале своейжизни, не требующее внешнего руководства и специальной учебной ситуации,называется аутодидактическим процессом. Способность человека каутодидактическому процессу означает готовность к самопознанию,самообразованию и самоисцелению. Последнее понимается широко, не столькокак самолечение от «болезней», сколько как путь к собственной целостности.Тогда каждая жизненная трудность будет восприниматься позитивно — каквозможность чему-то научиться. В восстановлении или приобретении такой способности и заключается цельпроблемно-ориентированной психологической помощи. Отсюда вытекают и некоторые следствия. Главным из них является то, чтотакая психологическая помощь не может быть постоянной. Это временная мера,помогающая человеку встать на собственные ноги. И чем скорее этопроизойдет, тем лучше. Еще одно следствие состоит в том, что в проблемно- ориентированнойпсихологической помощи не используется еще один принцип, ставший широкораспространенным при оказании психологической помощи на Западе и у нас:психолог не дает советов, он только разделяет переживания и создает условиядля собственного роста клиента. Можно давать не только интерпретации исоветы, но и конкретные, детально разработанные «домашние задания»,позволяющие человеку пережить новый опыт и преодолеть сопротивление старыхстереотипов. Вот эту цель — итоговый переход к аутодидактическому процессу — надопостоянно иметь в виду, начиная работу с клиентом в русле проблемно-ориентированной психологической помощи. Общая схема основных этапов работы психолога-консультанта. Как видно, процесс психологического консультирования начинается сосбора информации. Следует помнить, что исходной точкой работы должен являться настоящиймомент, т.е. вопросы о том, что клиента беспокоит в настоящее время, атакже его представление о желаемом результате предстоящей работы. Этопозволяет сразу обсудить весьма часто появляющиеся нереалистичные ожидания,например, «хочу быть всегда спокойным, чтобы меня никогда и ничего неволновало и не тревожило». Предъявление таких нереалистических ожиданий часто скрывает за собойбессознательный страх перед неспособностью справиться либо с собственнымиэмоциональными вспышками, либо с неизбежными разногласиями, возникающимипри общении людей. Таким образом, мы сразу можем взять себе на заметку,каких жизненных навыков не хватает нашему клиенту и чему ему бы стоилонаучиться. Ведь он выражает такие ожидания, поскольку уже разуверился всвоей способности приобрести такие навыки. Важно собрать подробную информацию о жизненном пути и личной историиклиента, постоянно имея в виду выраженный им запрос. Отнюдь не все людизнают о том, что корни психологических проблем взрослого человекаобнаруживают себя в его раннем детстве и ситуациях детско-родительскихотношений. Поэтому клиенту может быть непонятно, почему, например, если онпредъявил запрос об изменении конфликтных отношений с начальником, апсихолог спрашивает его об отношениях в детстве с отцом. Наличие связейподобного рода психолог должен объяснить клиенту на простых и ясныхпримерах. Часто уже одно такое объяснение наводит клиента на мысль,стимулирует процесс конструктивного самопознания, вместо самокопания исамообвинения, и позволяет занять позицию наблюдателя по отношению ксобственной жизни. Можно даже порекомендовать клиенту прочитать доступные ипопулярные книги, например, Эрика Берна, раскрывающие подобную идею. Следует отметить, что при сборе информации психолог должен сохранитьпозицию заинтересованного нейтралитета и слушать клиента безоценочно.Последнее означает не только то, что психолог должен воздерживаться отсобственных оценок типа «нельзя же так» или «ну в этом Вы молодец» (какположительных, так и отрицательных), но и не присоединяться к оценочнымсуждениям клиента как в отношении него самого, так и других людей, окоторых он говорит. Последнее отнюдь не означает, что выражение лица психолога должно быть«каменным» и в ответ на подобные высказывания он должен лишь выжидающемолчать. Продуктивным поведением является задавание вопросов, помогающихкак клиенту, так и психологу лучше разобраться в ситуаций. Например:«Опишите подробнее Ваши переживания в тот момент» или «Вспомните, были ли уВас подобные переживания и ситуации раньше и как Вы с ними справлялись». Обязательно следует задать вопрос — «Когда впервые появилась даннаяпроблема?» Не исключено, что клиент скажет, что «она была всегда». Тогдаследует задать вопрос — «почему Вы обращаетесь за помощью именно сейчас?»Ведь нередко бывает так, что то, что сегодня воспринимается какпрепятствие, еще вчера воспринималось как преимущество. Так мы узнаем осущественных изменениях, происшедших в жизни человека. Другой типичный вопрос, помогающий организовать ситуациюконсультирования, это: «Какой идеальный результат от нашей совместнойработы Вы хотели бы получить? Причем не оценивайте его с точки зренияреалистичности. Представьте себе, что возможно все. Итак?» Как это ни парадоксально, но иногда под идеальным результатомпонимается желание оставить все по-старому, но так, чтобы не испытыватьсвязанных с этим неудобств. Здесь консультанту нужно иметь в виду, что, какбы ни были парадоксальны ответы клиента, психологу необходимо на этом этапесохранить безоценочность и не вступать в полемику с клиентом, пока несобрано достаточной информации о его жизненной ситуации, взглядах иценностях. Другим важным вопросом является такой: «Что Вы станете делать послетого, как беспокоящая Вас проблема полностью уйдет из Вашей жизни?»Наиболее частым ответом является — «не знаю». Здесь важно добитьсяформулирования хотя бы одной-двух ясных целей, достаточно привлекательныхдля клиента и связанных не с мотивацией избегания, а с мотивациейдостижения. Это необходимо потому, что без достаточного уровня позитивноймотивации человеку будет слишком трудно менять устоявшийся образ жизни.Нередко бывает так, что какая-то из этих положительных целей может бытьреализована уже сейчас, как бы вопреки наличию проблемы. Ее реализация,невзирая на проблему, существенно облегчит для клиента расставание свредными для него поведенческими стереотипами. Приведем пример. На консультацию обратилась молодая женщина 22 лет,страдающая ожирением. Несмотря на многочисленные попытки соблюдать диету,она каждый раз «срывалась» и опять начинала переедать. Причем, в основном,жирное, жареное и мучное. В такие моменты она ненавидела себя за безволие ичувствовала полную беспомощность и отчаяние от невозможности что-тоизменить. На вопрос — «как изменится ее жизнь после того, как онапохудеет?» первым ответом было — «муж перестанет упрекать меня заотсутствие силы воли» (это внешняя отрицательная мотивация, связанная сизбеганием). Ей было объяснено, что цель должна носить позитивный характер,связанный не с избеганием, а с получением чего-то. Вторым ответом клиентки было: «Тогда я смогу покупать себе красивыевещи. Вот, например, вчера я видела в магазине красивый костюм, но тут жевспомнила, какая я уродина и не стала покупать». Купить этот костюм и былопервым домашним заданием для нее. И не только купить, но и носить, несмотряна возникающее чувство неловкости. Через месяц костюм пришлось продать, таккак клиентка похудела настолько, что он оказался велик. Этот пример иллюстрирует два важных положения. Первое состоит в том,что в сознании клиента присутствует такая модель: «Сначала я избавлюсь откакого-то мешающего мне переживания (страха, вины, неловкости и т.л.), апотом начну делать то, чему это чувство препятствует». Реальный позитивныйэффект достигается как раз при обратной последовательности, выражающейся врекомендации: «Начинайте это делать, несмотря на возникающие у Васчувства». Действия вопреки еще присутствующему чувству позволяют клиентуобнаружить в себе скрытые ресурсы и творчески подойти к проблемесамоизменения. К сожалению, излишний пиетет перед чувствами клиента, существующий каку него самого, так и, нередко, у психолога, препятствует реальному,действенному изменению жизненной ситуации. Второе положение заключается в том, что совершение действия, которомупрепятствует привычное негативное чувство к себе, уничтожает самунеобходимость в продолжении существования симптома. На примере видно, что,презирая себя за безволие и непривлекательность, женщина лишила себя всехжизненных удовольствий и оказалась вынужденной компенсировать дефицитположительных эмоций едой. Происходило это, конечно, бессознательно,поскольку сознательно она стремилась совершенно к другому, однакоиспользовала только отрицательные стимулы и самопорицание. Научившись болееразнообразным способам положительного самомотивирования, она достигла своейцели легко и практически без усилий. Кроме указанных, существует еще ряд обязательных вопросов, касающихсяличной истории клиента и истории его проблемы (симптома). Психологи жеподчас сами ограничивают себя ситуацией «здесь и теперь», работой стелесными ощущениями и образами восприятия, воображения, как бы игнорируяпредысторию жизни и проблемы. Конечно, так работают далеко не все психологи-консультанты, но в наиболее современных технологиях психологической помощиработа только в ситуации «здесь и сейчас» становится общим принципом. Этокасается, в частности, гештальт-терапии и нейро-лингвистическогопрограммирования. Поэтому игнорирование, а подчас и просто незнание психологамивопросов, касающихся анамнеза жизни и проблемы, становится достаточнораспространенным и связано с переориентацией на работу с ощущениями иобразами. Ведь телесные ощущения и образы «присутствуют» именно «здесь исейчас», в то время как словесный дискурс всегда разворачиваетсяпоследовательно, это всегда история, представленная в словах. Необходимо заметить, что проблемно-ориентированная психологическаяпомощь имеет своим материалом все же словесное выражение рассудка клиента,но апеллирует при этом к его разуму. Если рассудок человека действительнонесет в себе все ограничения, «комплексы» и установки его личной истории иможет быть «болен», то разум (конечно, представленный в разных индивидах вразличной степени) носит общечеловеческий характер и всегда «здоров». Известное противоречие в психотерапии между длительностью иэффективностью процесса («длительный процесс помощи не может бытьэффективным, эффективный процесс помощи не может быть длительным») впроблемно- ориентированной психологической помощи разрешается следующимобразом. Основным объектом работы полагается личная проблема, а не человекв целом. После ее решения и принятия этого решения клиентом его личностныйрост осуществляется косвенно, через развитие в нем способности ксамостоятельному решению своих проблем. Конечно, клиент может обращаться кпсихологу и далее, но он обязан представить при этом опыт решения этойпроблемы в своей повседневной жизни (тем самым это уже не прежняяпроблема), либо предъявив новую проблему после разрешения предыдущей. Ограничение работы по ее объекту ограничивает ее и по времени, делаетее целенаправленной, с ясной обратной связью. Клиент побуждается кдвижению, он лишается права на пассивность, поскольку реализовать решенияможет только он. Психолог не может быть больше заинтересован в разрешениипроблемы клиента, нежели он сам. Анамнез жизни включает в себя изучение жизненной ситуации и личнойистории клиента. При этом необходимо знать ответы на основные вопросы:возраст клиента, род его занятий в настоящем и прошлом, образование, составего актуальной семьи. Целесообразно также задать вопросы о контактахвзрослого клиента с родителями, если они живы, и со взрослыми детьми,проживающими отдельно. Например, часто встречается ситуация, когда кто-тоиз супругов ежедневно один-два часа говорит по телефону со своей матерью,рассказывая ей обо всем и, естественно, изолируясь в это время от ролиродителя и супруга. В таких случаях необходимо выяснить, кому принадлежитинициатива контакта, а также что произойдет, если в положенное время звонкане будет. Желательно также выяснить, как наличие предъявляемой проблемы влияетна жизнь других членов семьи, признают ли они ее значимость, готовы ли вслучае необходимости оказать помощь в ее разрешении. Случается, что наличиепроблемы бессознательно выгодно другим членам семьи или они отрицают самфакт ее существования («ты все себе придумываешь», «это все пустое»). Бывает даже так, что, например, болезнь ребенка полусознательновыгодна матери в ее отношениях с мужем («пока ребенок болеет, его надоводить по врачам, и ты меня не посмеешь бросить»). Анализ истории жизни целесообразно проводить в рамках сценарийногоподхода, разработанного Э. Берном и его последователями. Особое вниманиеследует уделить вычленению ситуаций сегодняшней жизни, в которойпроявляются родительские директивы, полученные клиентом в детстве. Работапо преодолению родительских директив позволяет довольно быстро «вывести»клиента к новому осмыслению текущей ситуации. В ходе сбора информации нужно тщательно анализировать запрос клиента иособенности его речи, параллельно важно анализировать невербальноеповедение клиента, которое может противоречить его словам или помещать их внеожиданный контекст. Если у клиента есть какие-то хронические заболевания или частовозникающие телесные симптомы, то необходимо осведомиться о том, чтопредшествовало их возникновению. Причем вопрос психолога не долженсодержать в себе указания на причинно-следственную связь, которая обычно неосознается клиентом. Ведь большинство людей в нашей культуре не склоннысчитать телесные заболевания следствием своих неразрешенных, а нередко инеосознанных психологических проблем. Можно задать вопрос типа «Опишите события Вашей жизни, примерно втечение года до начала заболевания, не оценивая их по значимости». Для того чтобы осмыслить роль симптома в жизни человека, необходимоосознать, что человеческое тело на своем языке всегда заявляет о наличиинеразрешенных проблем. Поэтому психологу-консультанту необходимопознакомиться с основными концепциями и понятиями психосоматическогоподхода. В современных теориях психологической помощи довольно дискуссионнымявляется вопрос о сопротивлении клиента и
Воспользуйтесь поиском по сайту: