Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оппозиционные методологические стратегии в социологии

 

Следует признать сложность материала, который излагался выше. Однако характеристика методологических стратегий, наполнение понятия "методологическая стратегия" конкретным содержанием может помочь усвоению рассматриваемых вопросов. Это, в свою очередь, предотвратит догматический подход к социологическому знанию, создаст предпосылки для восприятия новых социологических идей и представлений. Последнее особенно важно, когда освоение социологического знания происходит в условиях переходного периода общественного развития, преобразования самых различных сфер общественной жизни, трансформации самой социологии.

Существуют различные классификации теоретико-методологических подходов (методологических стратегий в социологии). Остановимся далее на той, которая предполагает выделение трех пар методологических оппозиционных стратегий. Оппозиционными являются стратегии, входящие в каждую пару, то есть каждая стратегия имеет другую, основанную на прямо противоположных посылках. Основания выделения каждой пары стратегий различны. Так, в зависимости от того, какой уровень анализа выступает как основополагающий при построении теории — уровень поведения людей или общества в целом, выделяют микросоциологию и макросоциологию (поведенческий подход и институциональный подход). Различные представления о значимости объективного и субъективного в общественной жизни положены в основание объективно-предметной и субъективно-ценностной стратегий. Признание особой значимости равновесного состояния общества либо его изменчивости и развития лежит в основе функционалистской и конфликтной стратегий.

Остановимся несколько подробнее на характеристике каждой стратегии и приведем имена наиболее ярких их представителей. Заметим, однако, что не всегда можно достаточно четко охарактеризовать методологический подход той или иной теории. В одной и той же теории могут сочетаться отдельные черты прямо противоположных (оппозиционных) методологий. Поэтому правильнее утверждать, что речь должна идти о преимущественном, типичном для той или иной теории подходе. Начнем, далее, с характеристики микро- и макросоциологических подходов.

В микросоциологии (поведенческой стратегии) общество задается как взаимодействие людей. Взаимодействие образует группы, которые непосредственно наблюдаемы и многообразны. Само взаимодействие (интеграция) может толковаться различным образом. Например, Джордж Хоманс, автор теории социального обмена, считает, что решающая роль во взаимодействии принадлежит процессам интеграции и дифференциации людей в группах. Социальное взаимодействие и определяющие его процессы в принципе могут быть истолкованы, по его мнению, с позиций психологической науки. Такой подход достаточно представлен в социологии. Авторы различных микросоциологических теорий нередко обращались к психологии, заимствуя те или иные психологические понятия и представления. Как правило, микросоциология, принимая за точку отсчета человека и человеческие взаимодействия, обращала внимание не только на поступки, но и на взгляды, представления, мотивы поведения, разделяемые символы. Так, представители так называемого символического интеракционизма (Дж.Мид, Г.Блумер и др.) считали, что взаимодействие людей опосредствуется разделяемыми ими символами, в качестве которых выступают различные предметы, слова, поступки. Общение людей, по мнению сторонников символического интеракционизма, обусловлено теми значениями, которые люди придают вещам, используемым как символы. Существуют и различные другие школы, которые также можно отнести к микросоциологии, ибо так или иначе понятое человеческое взаимодействие является для их представителей решающим фактором построения социологической теории.

Иное дело в макросоциологии. Нельзя сказать, что представляющие данную стратегию социологи не признают значимость человеческого взаимодействия для понимания общества. Просто для них само это взаимодействие обусловлено природой общества в целом и той его структурой, которая характеризует общество как социальную систему, как целостный социальный организм. К макросоциологическим относятся теории "отцов социологии" Огюста Конта и Герберта Спенсера, для которых общество представляло собой систему взаимосвязанных и взаимозависимых частей, каждая из которых необходима для существования целого (общества). "Макросоциологическими" являются и концепции классиков социологии Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера, Карла Маркса и других крупных социологов XIX века. Считается, что макросоциологическая ориентация преобладает вплоть до 20-х годов XX века и уступает место микросоциологии в связи с широким развитием эмпирических исследований в 30-е годы. К наиболее поздним представителям макросоциологической ориентации следует отнести Толкотта Парсонса, Роберта Мертона, Кингли Дэвиса, Ральфа Дарендорфа и др.

Микро- и макросоциологические подходы еще различают как "поведенческий" и "институциональный". В первом случае (микроповеденческая ориентация) общество анализируют как бы "снизу", сосредотачивая внимание на человеческом поведении, версии которого, как уже отмечалось, могут быть самыми различными. В частности, происходящее в обществе может объясняться индивидуальными свойствами людей (индивидуальная версия) либо коллективными (групповая версия). Во втором же случае (макроинституциональный подход) общество задается "сверху" и существенно различимыми в данном случае становятся не люди и их взаимодействие, а сама социальная система и образующие ее структуры. К последним относятся сложные взаимодействия относительно устойчивых отношений различного типа — "социальных институтов" общества (экономика, политика, религия, семья, образование и др.). Социальные институты, как и характер взаимодействия между ними, в различных обществах имеют свои особенности, что обнаруживается в сравнительных исследованиях.

Хотя "социальный институт" — одна из основных категорий социологии, ее трактуют неоднозначно. Чем обусловлена эта неоднозначность — об этом речь будет идти далее. В данном случае обратим внимание лишь на то, что институциональный подход так или иначе сопутствует макросоциологии и противопоставляется поведенческому подходу, который связывают обычно с микросоциологическим. Отметим также, что в некоторых западных учебных руководствах по социологии институциональный уровень выделяют в самостоятельный, а к более "низкому" по степени обобщения уровню относят не только микроанализ, но и "организационный уровень": социальную жизнь в больших группах и формальных организациях типа колледжа, университета, корпорации и др. Однако такого рода разграничение не всегда имеет место, хотя категории "социальные институты" и "социальные организации" социологами всегда различаются. Другая пара оппозиционных стратегий включает те из них, которые различаются в зависимости от того, какое значение придается объективно-предметной и субъективно-смысловой сторонам в общественной жизни (объективно-предметная и субъективно-ценностная стратегии). К объективно-предметным относятся различного рода натуралистические концепции, в которых общественные явления уподобляются явлениям природным, а происходящее в обществе объясняется с точки зрения естественных законов. В социологии особое распространение получили, например, биологизаторские теории, в которых преувеличивалась значимость биологических характеристик и законов. Биологизаторство присуще и теории Огюста Конта, отождествлявшего общество с живым организмом, и представлениям об обществе Герберта Спенсера, рассматривавшего общественную эволюцию как рост внутренней дифференциации, связанной с усовершенствованием процесса интеграции органов в живом организме. Существуют различного рода другие натуралистические концепции общества, в частности, физикалистские и механицистские, в которых игнорируется специфика общественных явлений. Специфика эта, кроме всего прочего, состоит в том, что в обществе действуют люди, наделенные сознанием. Соответственно человеческая субъективность должна так или иначе быть учитываема при анализе общественной жизни.

Однако существует иная, ненатуралистическая, версия объективно-предметного подхода к общественным явлениям и связана она с именем К.Маркса. Интерпретаторы теории К.Маркса, указывающие на ее преимущественно экономический характер, недостаточно внимания обращают на специфику используемой К.Марксом методологической стратегии, на ее социологический характер. Суть последней заключается в признании того, что главное — это не то, что и как люди (общество) думают, что осознают, а то, какова логика фактического поведения, предметно-практической деятельности людей (общества).

Именно объективная логика действий и предметно-практической деятельности преимущественно находится в поле зрения К.Маркса. Соответственно общество, понимаемое как социальная система, рассматривается как совокупность качественно различных объективных отношений (экономических, социальных, политических, нравственных, правовых, религиозных и др.). В марксистской методологии (в отличие от натуралистической) не отрицаются специфически субъективный характер человеческой деятельности и значимость сознания в общественной жизни. Более того, теорию К.Маркса можно рассматривать и как "определенную теорию сознания". Однако само сознание, как и другие общественные явления, анализируется здесь в рамках объективно-предметной методологии, посредством объективного метода, который давал Марксу одновременно и ключ к пониманию сознания как особого образования, позволял произвести ряд его расчленений и получить фундаментальные исходные представления о его природе, способе действия и дифференциации основных форм.

В другой, оппозиционной по отношению к объективно-предметной, методологии общественные явления (включая сознание) анализируются с субъективно-смысловой их стороны. Приоритет в этой (условно называемой "субъективно-ценностной") методологии отдается мотивам действия, ценностям общества (представлениям о плохом, хорошем, должном и т.д.). В основе такой методологии, которая к концу XIX века становится типичной для западной социологии, лежит известный тезис об особой роли сознания в человеческой деятельности, в жизни общества. При этом сам сознательный фактор, которому придавалось основополагающее значение, трактовался по-разному. Так, известный американский социолог польского происхождения Флориан Знанецкий особое значение придавал ценностным представлениям, необходимость учета которых при познании культурных (общественных) явлений заставляла социолога (в отличие от естествоиспытателя) пользоваться так называемым "гуманистическим коэффициентом". В своих размышлениях по поводу социологической методологии Ф.Знанецкий противопоставляет свою методологию методологии натуралистической, обращая внимание на то, что социолог имеет дело с иной, чем естествоиспытатель, реальностью. Методология, таким образом, имеет у Ф.Знанецкого онтологическое обоснование (объект иной, следовательно и метод должен отличаться. В соответствии с этим и предлагается "гуманистический" поправочный коэффициент).

У известного Питирима Сорокина необходимость учета принятых в обществе смыслов и значений обусловливает использование так называемого "логико-значащего метода". Признание Толкоттом Парсонсом значимости для социального действия принятых в обществе значений и разделяемых символов было основанием для того, чтобы называть парсонсовскую теорию "волюнтаристической".

Сравнение различных пар оппозиционных методологий ("микро-макро" и "субъективной-объективной") свидетельствует о том, что сочетание методологических подходов довольно многообразно. Так, "субъективистский" характер могут носить и макротеории (М.Вебер, П.Сорокин, Т.Парсонс и др.), и микротеории (символический интеракционизм, феноменологическая социология, этнометодология). Субъективизм ("субъективно-смысловой", "субъективно-ценностный" подход), противопоставляемый натурализму и позитивизму, образует определенное направление в западной социологии, которое называют "понимающей социологией". В американских учебниках методологию, используемую представителями данного направления, называют "интерпретативной". Уже во взглядах таких социологов, как Макс Вебер, Георг Зиммель, Джордж Кули, Уильям Томас и др., то есть в теориях конца XIX — начала XX века специфика понимающей социологии обозначилась достаточно определенно. И фактически до настоящего времени ее идеи так или иначе вдохновляют и увлекают многих представителей современной западной социологии, придающих этим идеям своеобразие и современное звучание.

Третья пара оппозиционных стратегий — функционалистский и конфликтный подходы — характеризует общество по иному критерию: преобладают ли в обществе силы, способствующие поддержанию равновесия, устойчивого его состояния, или же общество постоянно изменяется, общественные системы разрушаются под воздействием противоречий и конфликтов.

Функционалистекая методология сопровождает социологию на всем пути ее становления и развития. Суть данной методологии состоит в том, что те или иные общественные явления рассматриваются с точки зрения того, какую роль (функцию) они выполняют в поддержании общества, понимаемого как целостная социальная система. Так, Эмиль Дюркгейм исследовал роль разделения труда в жизни общества, в поддержании его единства. "Спрашивать, какова функция разделения труда, — пишет он, — значит исследовать, каким потребностям оно соответствует"10. При этом, как отмечает далее Э.Дюркгейм, идея соответствия не может быть выражена термином "результат" или "следствие". Она лучше всего может быть выражена словом "роль" или "функция".

Функционализм имеет различные разновидности и формы. На различных этапах развития функционализм был связан с разными сферами человеческого знания, принимая тот или иной вид, пользовался популярностью в различной степени. Функционализм О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма сменился структурно-функциональным анализом ("функциональным императивизмом") Т.Парсонса, затем функциональным структурализмом Роберта Мертона. Тем не менее общим у всех теорий, использующих функционалистскую методологию, было то, что внимание сосредоточивалось на факторах и механизмах, способствующих "поддержанию порядка" в обществах.

Известный американский социолог Джонатан Тернер считает, что решение "проблемы порядка", выдвинутой Томасом Гоббсом еще в XVII веке, так или иначе вдохновляло социологов, стимулировало развитие социологических теорий. Проблема состояла в том, чтобы ответить на следующий вопрос: "как можно создать и сохранить хотя бы какое-то подобие порядка и организации?". Однако социология занималась не только этим. Социологическое теоретизирование означало проявление интереса к тому, "как создаются, сохраняются и изменяются модели социальной организации". Функционалистский же подход всегда критиковался за то, что использующие его социологи не уделяли внимание происходящим в обществе изменениям и практически не могли их объяснить, недооценивали факторы, ведущие социальные системы к гибели. То и другое как раз и находилось в поле зрения социологов, использующих конфликтный подход.

Конфликтную методологию связывают прежде всего с именем К.Маркса. Его "модель конфликта революционного класса и социального изменения", благодаря которой он создал определенный образ социальной организации, "оказывает значительное влияние на современную социологическую теорию". Так же, как и функционализм, "конфликтный" подход имеет свои разновидности, многообразные проявления. В одних случаях внимание сосредотачивается на непримиримости противоборствующих сил и выявлении факторов, разрушающих социальные системы (диалектические теории конфликта Карла Маркса и Ральфа Дарендорфа). В других конфликтующие силы анализируются в аспекте преодоления противоречий и сохранения относительного равновесия (конфликтный функционализм Георга Зиммеля и Льюиса Козера). Однако тот факт, что преимущественное внимание сосредотачивается именно на конфликтующих факторах, обусловливает содержание теорий, используемые для описания и анализа общества понятия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...