Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гигиеническая оценка освещения.




Рациональное освещение жилых помещений, общественных зданий и рабочих мест необходимо для оптимальной функции зрительного анализатора, поддержания хорошего психоэмоционального состояния. Результатом неуовлетворительного освещения могут стать снижение работоспособности, преждевременное утомление глаз, а с течением времени ухудшение зрения и близорукость.

Свет обладает и психофизиологическим действием. Рациональное освещение положительно сказывается на функциональном состоянии коры большого мозга, улучшает функцию других анализаторов. В целом световой комфорт, улучшая функциональное состояние центральной нервной системы и повышая работоспособность глаза, приводит к повышению производительности и качества труда, отдаляет утомление, способствует уменьшению производственного травматизма.

Виды освещения. Различают:

- по источнику:

1. Естественное (дневное) освещение, являющееся результатом солнечной деятельности. Характеризуется оптимальным для зрительного анализатора и коры головного мозга спектральным составом, непостоянством. Естественное освещение оказывает тепловое, физиологическое и бактерицидное действие. Поэтому жилые, производственные и общественные здания должны быть обеспечены рациональным дневным освещением.

2. Искусственное освещение, создаваемое светильниками (лампами накаливания и газоразрядными), которые позволяют создать относительно постоянный уровень освещенности, однако могут вызывать шум (газоразрядные лампы) и нагревание воздуха (лампы накаливания). В настоящее время роль искусственного освещения возросла: вторые смены, ночной труд, подземные работы, вечерние домашние занятия, культурный досуг и др.

Одновременное наличие естественного и искусственного освещения называется совмещенным.

- по объекту освещения:

1. Общее освещение, предназначенное для освещения всего помещения.

2. Местное освещение, предназначенное для дополнительного освещения рабочего места.

Одновременное наличие местного и общего освещения называется комбинированным.

- по назначению:

1. Рабочее освещение, предназначенное для освещения рабочих мест в процессе работы

2. Аварийное освещение, предназначенное для освещения аварийных проходов и выходов.

 

Гигиеническая оценка освещения. К основным показателям, характеризующим освещение, относятся:

1. Спектральный состав света. Наибольшая производительность труда и наименьшая утомляемость глаза бывает при освещении стандартным дневным светом.

Если размеры рассматриваемых деталей один миллиметр и более, то для зрительной работы примерно одинаково освещение источниками, генерирующими белый дневной свет и желтоватый.

Спектральный состав света (в том числе отраженный от стен) оказывает и психофизиологическое действие. Так, красный, оранжевый и желтый цвета по ассоциации с пламенем, солнцем вызывают ощущение теплоты. Красный цвет возбуждает, желтый— тонизирует, улучшает настроение и работоспособность. Голубой, синий и фиолетовый кажутся холодными. Так, окраска стен горячего цеха в синий цвет создает ощущение прохлады. Голубой цвет — успокаивает, синий и фиолетовый—угнетают. Зеленый цвет — нейтральный — приятный по ассоциации с зеленой растительностью, он меньше других утомляет зрение. Окраска стен, машин, крышек парт и т.д. в зеленые тона благоприятно сказывается на самочувствии, работоспособности и зрительной функции глаза.

Окраска стен и потолков в белый цвет издавна считается гигиенической, так как обеспечивает наилучшую освещенность помещения из-за высокого коэффициента отражения. Белый цвет вызывает ощущение холода, он как бы увеличивает размер помещения, делает его неуютным. Поэтому теперь стены палат в больницах чаще окрашивают в светло-салатовый, светло-желтый и близкие к ним цвета.

2. Уровень освещенности. Освещенностью называют поверхностную плотность светового потока. Единицей освещенности является Люкс — освещенность поверхности 1 м², на которую падает и равномерно распределяется световой поток мощностью в один люмен.

Люмен — световой поток, который испускается полным излучателем (абсолютно черным телом) при температуре затвердения платины с площади 0,53 мм². Освещенность обратно пропорциональна квадрату расстояния между источником света и освещаемой поверхностью. Поэтому, чтобы экономно создать высокую освещенность, приближают источник к освещаемой поверхности (местное освещение). Освещенность определяют люксметром. Необходимо подчеркнуть, что шкала люксов обычная, не логарифмическая, как шкала децибел, а зрительное ощущение (видимость) зависит от логарифма освещенности. Из этого следует, что если освещенность возрастает в 2 раза (например, с 30 лк до 60 лк), то видимость усилится не в 2 раза, а в 1 + lg 2, т. е. примерно в 1,3 раза.

Исследовалось также влияние освещенности на зрительную функцию глаза при различной величине рассматриваемых предметов. При этом учитывалось влияние освещенности на разные функции глаза (остроту зрения, контрастную чувствительность, устойчивость ясного видения, быстроту различения и др.), производительность труда и утомляемость глаза. В результате установлены следующие нормативы. Если рассматриваемые детали имеют размер менее 0,1 мм нужна освещенность 400—1500 лк, 0,1—0,3 мм — 300— 1000 лк, 0,3—I мм — 200—500 лк, 1 мм — 10 мм— 100—150 лк, более 10 мм — 50— 100 лк. Нормативы приведены для освещения лампами накаливания. При этих нормативах освещенность достаточна для функции зрения, но в ряде случаев она менее 600 лк, т. е. недостаточна с психофизиологической точки зрения. Поэтому при освещении люминесцентными лампами (поскольку они экономичней) все перечисленные нормы увеличиваются в 2 раза и тогда освещенность приближается к оптимальной и в психофизиологическом отношении. При письме и чтении (школы, библиотеки, аудитории) освещенность на рабочем месте должна быть не менее 300 (150) лк, в жилых комнатах 75 (30), кухнях 100 (30).

3. Яркость. Для характеристики освещения большое значение имеет яркость. Яркость — сила света, излучаемого с единицы поверхности. Единица яркости — кандела на квадратный метр (кд/м²) — яркость равномерно светящей плоской поверхности, излучающей в перпендикулярном направлении с каждого квадратного метра силу света, равную одной канделе. Яркость определяют яркомером.

При рациональном освещении в поле зрения человека не должно быть ярких источников света или отражающих поверхностей. Если рассматриваемая поверхность чрезмерно яркая, то это негативно отразится на работе глаза: появляется ощущение зрительного дискомфорта (с 2000 кд/м²), падает производительность зрительной работы (с 5000 кд/м²), вызывает слепимость (с 32 000 кд/м²) и даже болевое ощущение (с 160 000 кд/м²). Оптимальная яркость рабочих поверхностей — несколько сотен кд/м². Допустимая яркость источников освещения, находящихся в поле зрения человека, желательна не более 1000—2000 кд/мг, а яркость источников, редко попадающих в поле зрения человека, не более 3000—5000 кд/м².

4. Равномерность освещения. Освещение должно быть равномерным и не создавать теней. Если в поле зрения человека часто меняется яркость, то наступает утомление мышц глаза, принимающих участие в адаптации (сужение и расширение зрачка) и синхронно с ней происходящей аккомодации (изменение кривизны хрусталика). Равномерной должна быть освещенность по помещению и на рабочем месте. На расстоянии 5 м пола помещения отношение наибольшей освещенности к наименьшей не должно превышать 3:1, на расстоянии 0,75 м рабочего места — не больше 2:1. Яркость двух соседних поверхностей (например, тетрадь — парта, школьная доска — стена, рана —операционное белье) не должна отличаться больше, чем 2: 1—3: 1. По этим и другим соображениям во многих операционных цвет окружающего рану операционного белья заменен с белого на зеленый. Из соображений равномерности освещения в производственных помещениях запрещается применять одноместное освещение. Освещенность, создаваемые общим освещением, должна быть не менее 10% величины, нормируемой при комбинированном, но не менее 50 лк при лампах накаливания и 150 лк при люминесцентных лампах.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...