Сравнение традиционного и проблемного обучения
Из истории проблемного обучения
Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в разработках уроков для Эмиля у Ж.Ж.Руссо. Особенно близко подходил к этой идее К.Д.Ушинский. А.Дистервег: «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить». Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Д.Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменён игровой и трудовой деятельностью. Занятия чтением, письмом, счётом проводились только в связи с потребностями – инстинктами, возникающими у детей спонтанно, по мере их физиологического созревания. Д. Дьюи выделил 4 инстинкта для обучения: социальный, конструирования, художественного выражения, исследовательский. В 1923 г. в СССР были «комплекс-проекты» на основе Дьюи (в процессе выполнения проектов «борьба за промфинплан», «за коллективизацию» усваивались знания). Однако, в 1932 г. эти методы были отменены (бригадно-лабораторный и метод «проектов»). Первым теорию проблемного обучения стал разрабатывать польский учёный В.А.Оконь. У нас в стране этой проблемой занимались: М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер – дидакты; А.М.Матюшкин, Е.Л.Рубинштейн – психологи. Основные понятия Проблемное обучение – такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.
Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении учащимися выдвинутых проблем
Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения ученика, когда Он осознаёт трудность, пути преодоления которой ему неизвестны; осознаёт недостаточность имеющихся у него знаний для разрешения этой трудности; когда у него возникает познавательная потребность, побуждающая к активной самостоятельной деятельности (но: знаний хватает для самостоятельного анализа условий проблемы). Гипотеза – это предположение о возможном объяснении противоречия, заключённого в проблеме
Психологическая структура проблемной ситуации Два вида проблемных ситуаций: - психологическая (в головах учеников); - педагогическая (организация учебного процесса). Педагогическая проблемная ситуация создаётся с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчёркивающих новизну, важность и др. отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Не слишком трудная, не слишком лёгкая познавательная задача не вызовет проблемную ситуацию в головах учеников. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Учитель вызывает проблемную ситуацию, направляет учеников на её решение, организует поиск решения. Таким образом, ребёнок ставится в позицию субъекта своего обучения и, как результат, у ребёнка образуются новые ЗУН, приобретается способ действия. Трудность управления процессом проблемного обучения в том, что возникновение проблемной ситуации акт индивидуальный, поэтому требует использования индивидуального и дифференцированного подхода. Проблемная ситуация характеризуется состоянием неопределённости. Проблема – задача, имеющая противоречие. Проблемная ситуация, принятая субъектом и осознанная им становится проблемной задачей. Не всякая учебная задача является проблемой. Проблемное содержание – нестандартные творческие задания, которые требуют не репродукции знаний, а переноса их в новую ситуацию.
Психологическая структура проблемной ситуации: 1. новое, неизвестное (ЗУН, которые предстоит открыть); 2. возможности учащихся (опыт, уровень умений и навыков, развития, опыт творческой деятельности); 3. познавательная потребность, которая побуждает к интеллектуальной деятельности.
Виды проблемных ситуаций
Виды проблемных ситуаций (А.М.Матюшкин)
1 класс – усваиваемым неизвестным является цель (предмет действия); 2 класс – усваиваемое неизвестное составляет способ действия практические умения и двигательные навыки; 3 класс – проблемные ситуации, в которых неизвестным являются новые ус- ловия действий; (на этапах тренировки усвоенного действия).
Методические приёмы создания проблемных ситуаций - подведение учащихся к противоречию с предложением самим найти способ его разрешения; - столкновение противоречий практической деятельности; - изложение различных точек зрения на один вопрос;
- предложение рассмотреть явление с различных позиций (напр., командира, юриста, финансиста, педагога); - побуждение делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты); - постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения); - определение проблемных теоретических и практических заданий (напр., исследовательских); - постановка проблемных задач (с недостающими или избыточными исходными данными; с неопределённостью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения; на преодоление «психологической инерции» и др.); - знакомство с историей возникновения проблемы, показ тех опытов и экспериментов, которые привели к научному открытию; - использование наглядности, демонстрирующей непонятный предмет или явление; - включение вопросов и заданий с выбором ответа, с поиском нескольких вариантов решения (напр., 25*3=20*3+5*3=75 2+5*3=21 25*3=25*2+25=75 2+5*3=17) - включение вопросов и заданий, носящих прогностический характер, т.е. приглашающих к раздумью о будущем; - прерванное чтение.
(Примеры из книги Ш.А.Амонашвили «Здравствуйте, дети!», с. 65, 105)
Сравнение традиционного и проблемного обучения
Структура урока 1. Создание проблемной ситуации и постановка проблемы. 2. Выдвижение гипотез, предположений о возможных путях решения проблемы, обоснование их и выбор одной или нескольких (гипотеза – это предположение о возможном объяснении противоречия, заключённого в проблеме). 3. Опытная проверка принятых гипотез и анализ материалов, источников для доказательства выдвинутых положений. 4. Обобщение результатов: включение новых знаний и умений в уже освоенную учениками систему, закрепление и применение их в теории и практике. Учитель выполняет функции руководителя, организатора учения. Для решения проблемы, т.е. проверки истинности гипотезы, учитель осуществляет определённые действия: даёт дополнительную информацию, указывает, где информацию получить, как организовать опыт, сделать анализ художественного текста и т. д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|