Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сравнение традиционного и проблемного обучения

Из истории проблемного обучения

 

Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в разработках уроков для Эмиля у Ж.Ж.Руссо. Особенно близко подходил к этой идее К.Д.Ушинский. А.Дистервег: «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить».

Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Д.Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменён игровой и трудовой деятельностью. Занятия чтением, письмом, счётом проводились только в связи с потребностями – инстинктами, возникающими у детей спонтанно, по мере их физиологического созревания. Д. Дьюи выделил 4 инстинкта для обучения: социальный, конструирования, художественного выражения, исследовательский.

В 1923 г. в СССР были «комплекс-проекты» на основе Дьюи (в процессе выполнения проектов «борьба за промфинплан», «за коллективизацию» усваивались знания). Однако, в 1932 г. эти методы были отменены (бригадно-лабораторный и метод «проектов»).

Первым теорию проблемного обучения стал разрабатывать польский учёный В.А.Оконь. У нас в стране этой проблемой занимались: М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер – дидакты; А.М.Матюшкин, Е.Л.Рубинштейн – психологи.

Основные понятия

Проблемное обучение – такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.

 

Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении учащимися выдвинутых проблем

 

Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения ученика, когда Он осознаёт трудность, пути преодоления которой ему неизвестны; осознаёт недостаточность имеющихся у него знаний для разрешения этой трудности; когда у него возникает познавательная потребность, побуждающая к активной самостоятельной деятельности (но: знаний хватает для самостоятельного анализа условий проблемы).

Гипотеза – это предположение о возможном объяснении противоречия, заключённого в проблеме

 

Психологическая структура проблемной ситуации

Два вида проблемных ситуаций:

- психологическая (в головах учеников);

- педагогическая (организация учебного процесса).

Педагогическая проблемная ситуация создаётся с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчёркивающих новизну, важность и др. отличительные качества объекта познания.

Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Не слишком трудная, не слишком лёгкая познавательная задача не вызовет проблемную ситуацию в головах учеников.

Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Учитель вызывает проблемную ситуацию, направляет учеников на её решение, организует поиск решения. Таким образом, ребёнок ставится в позицию субъекта своего обучения и, как результат, у ребёнка образуются новые ЗУН, приобретается способ действия. Трудность управления процессом проблемного обучения в том, что возникновение проблемной ситуации акт индивидуальный, поэтому требует использования индивидуального и дифференцированного подхода.

Проблемная ситуация характеризуется состоянием неопределённости. Проблема – задача, имеющая противоречие. Проблемная ситуация, принятая субъектом и осознанная им становится проблемной задачей. Не всякая учебная задача является проблемой. Проблемное содержание – нестандартные творческие задания, которые требуют не репродукции знаний, а переноса их в новую ситуацию.

Психологическая структура проблемной ситуации:

1. новое, неизвестное (ЗУН, которые предстоит открыть);

2. возможности учащихся (опыт, уровень умений и навыков, развития, опыт творческой деятельности);

3. познавательная потребность, которая побуждает к интеллектуальной деятельности.

 

Виды проблемных ситуаций

По содержанию (неизв–х) По уровню проблемности По виду рассогласованности информации По методическим особенностям
Х – цель Возникает независимо от приёмов Неожиданности Непреднамеренные    
Х – объект деятельности Вызываемые и разрешаемые учителем Конфликта Целевые    
Х – способ деятельности Вызываемые учителем, разрешаемые учеником Предположения, опровержения Проблемное изложение    
Х – условие выполнения деятельности Самостоятельное формирование проблемы и решения Несоответствия Эвристическая беседа      
    Неопределённости Проблемная демонстрация    
      Исследовательский метод в лабораторной работе    
      Проблемный фронтальный эксперимент    
      Мысленный проблемный эксперимент    
      Проблемное решение задач    
      Проблемные задания    
      Игровые проблемные ситуации    

Виды проблемных ситуаций

(А.М.Матюшкин)

 

1 класс – усваиваемым неизвестным является цель (предмет действия);

2 класс – усваиваемое неизвестное составляет способ действия

практические умения и двигательные навыки;

3 класс – проблемные ситуации, в которых неизвестным являются новые ус-

ловия действий;

(на этапах тренировки усвоенного действия).

 

 

Методические приёмы создания проблемных ситуаций

- подведение учащихся к противоречию с предложением самим найти способ его разрешения;

- столкновение противоречий практической деятельности;

- изложение различных точек зрения на один вопрос;

- предложение рассмотреть явление с различных позиций (напр., командира, юриста, финансиста, педагога);

- побуждение делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты);

- постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

- определение проблемных теоретических и практических заданий (напр., исследовательских);

- постановка проблемных задач (с недостающими или избыточными исходными данными; с неопределённостью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения; на преодоление «психологической инерции» и др.);

- знакомство с историей возникновения проблемы, показ тех опытов и экспериментов, которые привели к научному открытию;

- использование наглядности, демонстрирующей непонятный предмет или явление;

- включение вопросов и заданий с выбором ответа, с поиском нескольких вариантов решения (напр., 25*3=20*3+5*3=75 2+5*3=21

25*3=25*2+25=75 2+5*3=17)

- включение вопросов и заданий, носящих прогностический характер, т.е. приглашающих к раздумью о будущем;

- прерванное чтение.

 

(Примеры из книги Ш.А.Амонашвили «Здравствуйте, дети!», с. 65, 105)

 

 

Сравнение традиционного и проблемного обучения

Дидактич. компонент Проблемное обучение Традиционное обучение
цель обучения - научить приобретать знания, овладевать методами познания - формирование творческой личности - развитие мышления, познавательной самостоятельности формирование ЗУН    
Сущность - передача способов получения знаний - овладение знаниями в процессе самостоятельной поисковой деятельности передача ЗУН в готовом виде    
Методы - проблемное изложение - частично-поисковый - исследовательский - отдельные элементы объяснения и т.д. Объяснительно-иллюстративный и отдельные элементы поисковой деятельности    
Формы - индивидуальная - групповая (другая структура урока) В основном фронтальная      

 

 

Структура урока

1. Создание проблемной ситуации и постановка проблемы.

2. Выдвижение гипотез, предположений о возможных путях решения проблемы, обоснование их и выбор одной или нескольких (гипотеза – это предположение о возможном объяснении противоречия, заключённого в проблеме).

3. Опытная проверка принятых гипотез и анализ материалов, источников для доказательства выдвинутых положений.

4. Обобщение результатов: включение новых знаний и умений в уже освоенную учениками систему, закрепление и применение их в теории и практике.

Учитель выполняет функции руководителя, организатора учения. Для решения проблемы, т.е. проверки истинности гипотезы, учитель осуществляет определённые действия: даёт дополнительную информацию, указывает, где информацию получить, как организовать опыт, сделать анализ художественного текста и т. д.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...