Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лабораторная работа №1 «Становление и развитие эволюционных идей»




 

1. Поясните мысль, высказанную К. Линнеем: "Система – это ариадная нить ботаники, без нее гербарное дело превращается в хаос". Рассмотрите схему (рис.2) классификации растений, предложенную К. Линнеем. Установите, какие логические операции использовал К. Линней для классификации растений. Объясните, почему к классу тайнобрачных К. Линней отнес растения с невыясненным способом размножения – мхи и папоротники. Какие ошибки допущены в классификации растений?

 

2. Познакомьтесь с классификацией животных, предложенных К.Линнем, Ш.Бонне, Ж.Б.Ламарком. Определите, сколько признаков положено в основу классификации. Насколько правомерно такое деление организмов? Отметьте правильно выделенные группы и ошибки, допущенные в классификации животных.

Лестница существ от растений до человека Ш. Бонне:

Человек – Четвероногие животные – Птицы – Рыбы – Змеи – Слизни. Раковинные – Насекомые – Растения

Принцип градации в зоологической системе Ж.Б. Ламарка:

I – 1 Инфузории. 2 Полипы; II – 3 Лучистые. 4 Черви; III – 5 Насекомые. 6 Паукообразные. 7 Ракообразные; IV – 8 Кольчатые черви. 9 Усоногие. 10 Моллюски; V – 11 Рыбы. 12 Рептилии; VI – 13 Птицы. 14 Млекопитающие Классификация животных по К. Линнею:

III ступень – Черви (6). Насекомые (5) (холодная белая жидкость вместо крови); II ступень – Рыбы (4). Гады (3) (сердце с одним желудочком, кровь красная и холодная); I ступень – Птицы (2). Четвероногие (1) (сердце с двумя желудочками, кровь красная и горячая)

 

3. Сравните высказывания К. Линнея и его современника натуралиста Б. де Майе (1696-1738): «Творец природы, создавая виды, наложил на свои создания вечный закон: плодиться и размножаться, воспроизводя себе подобных. Правда, во многих случаях он наделил их правом на некоторые отклонения во внешнем виде, но не на превращение одного вида в другой» (К. Линней, 1737). «Кто может сомневаться в том, что от летающих рыб произошли наши птицы? Превращению гусеницы в бабочку в тысячу раз труднее было бы поверить, чем превращению рыбы в птиц, если бы эта метаморфоза не происходила каждодневно у нас на глазах… пусть сто миллионов погибнет, будучи неспособным приспособиться, достаточно, если это удастся двум для того, чтобы произошел (новый) вид» (Б. де Майе, 1748).

 

4. Познакомьтесь с иерархичностью систематических категорий, установленных К. Линнеем (рис. 3) и сравните ее с дарвиновской (рис.4)

 

5. «Всякое же изменение, сохраняется в дальнейшем путем размножения при условии, если оно присуще обоим индивидуумам, совместно участвующим в оплодотворении при воспроизведении своего вида. Это изменение передается дальше и переходит таким образом ко всем индивидуумам последующих поколений, подвергающихся воздействию тех же условий, хотя потомкам уже не приходится приобретать его тем же путем, каким оно было создано" Ж.Б. Ламарк "Философия зоологии". В чем расходятся, судя по этому тексту, Ламарк и Дарвин?

 

6. Стрелолист вальковатый (Sagittaria teres) растет только в воде и всегда образует узкие подводные листья, а стрелолист цепкоплодный (S. lappula) растет только на суше и всегда имеет листья с широкой пластинкой. Эти эволюционные переходы от индивидуальных приспособительных реакций к новым видам кажутся вполне возможными, если соблюдаются следующие два принципа Ламарка. Какие принципы принимались Ламарком в качестве непреложных истин, не требующих доказательств?

 

7. Придумайте по одному – два примера образования органов с точки зрения Ж.Б.Ламарка. «Береговая птица, не любящая плавать, но которая всё-таки вынуждена отыскивать пищу у самого берега, постоянно подвергается опасности опуститься в ил. И вот, стремясь избегнуть необходимости окунуть тело в воду, птица делает всяческие усилия, чтобы вытянуть и удлинить ноги. В результате длительной привычки, усвоенной данной птицей и прочими особями её породы, постоянно вытягивать и удлинять ноги, все особи данной породы как бы стоят на ходулях, так как мало-помалу у них образовались длинные голые ноги, лишённые перьев до бедра, а часто и выше».

«Что касается привычек, любопытно наблюдать их результаты на примере своеобразной формы тела и роста жирафа… Известно, что это самое высокое из млекопитающих животное… водится в местах, где почти всегда почва сухая и лишена растительности. Это заставляет жирафа объедать листву деревьев и делать постоянные усилия, чтобы дотянуться до неё. Вследствие этой привычки, существующей с давних пор у всех особей данной породы, передние ноги стали длиннее задних, а его шея настолько удлинилась, что это животное… достигает шести метров… в высоту» Ж.Б.Ламарк «Философия зоологии».

 

8. Как вы думаете, можно ли, придерживаясь взглядов Ж.Б. Ламарка о роли упражнения и неупражнения органов в эволюции, объяснить происхождение таких приспособлений организмов, как покровительственная окраска у зайца или зеленого кузнечика, наличие волосяного или перьевого покрова у животных и т.п.?

 

9. «Твердо помнить должно, что видимые телесные на земле вещи и весь мир не в таком состоянии были с начала от создания, как ныне находим, но великие происходили в нем перемены, что показывает история и древняя география, с нынешней снесенная, и случающиеся в наши века перемены земной поверхности... Итак, напрасно многие думают, что все, как видим, с начала творцом создано» (М.В. Ломоносов). Что вы можете сказать на основании этого высказывания М.В. Ломоносова о его взглядах на природу? Сравните мировоззренческие взгляды М.В. Ломоносова и К. Линнея.

 

10. Используя рисунок 6, попытайтесь объяснить возникновение такого приспособления, как длинная шея жирафа, по Ламарку (1-3) и Дарвину (1.1-3.1). Выполните подписи под каждым из рисунков.

 

11. Заполните таблицу 1, сравнив искусственный и естественный отбор Ч. Дарвина.

Таблица 1. Сравнение искусственного и естественного отбора

№ п.п Сравниваемый признак Искусственный отбор Естественный отбор
  Материал для отбора.    
  Судьба особей – обладателей благоприятного признака.    
  Судьба особей – обладателей неблагоприятного признака.    
  Отбирающий (селектирующий) фактор    
  Определение направления отбора.    
  Характер индивидуальных различий у отбираемых особей.    
  Характер действия отбора.    
  Результат отбора    

12. Сравните взгляды К. Линнея, Ж.Б. Ламарка, Ж. Кювье, Ж. Сент-Илера и Ч. Дарвина на развитие органического мира. Заполните таблицу 2.

Таблица 2. Эволюционные идеи ученых-биологов

Эволюционные идеи К.Линней Ж.Б.Ламарк Ж.Кювье Э.Ж. Сент-Илер Ч.Дарвин
Возникновение и развитие органического мира.          
Направление и причины развития органического мира          
Важнейшие обобщения, выводы          

 

13. «Постепенное изменение в организации животных, или их преобразование, бывает различно, по различию производящих условий и степени их действия. Вообще животное, переносимое из одних климатических условий в другие, перерождается, т.е. получает новые признаки. Животные не менее изменяется и переходя из дикого состояния в домашний быт, к человеку... Новые случайные изменения в организации животных и растений передаются в потомство, и так как каждое отдельное животное и растение... каждая отдельная особь может, в свою очередь, подвергнуться еще сильнейшему изменению, то очевидно, что случайные изменения могут достигать в естественных телах значительной степени (К.Ф. Рулье). Какие факторы эволюции органического мира признавал К.Ф. Рулье, в чем сходство и отличие во взглядах К. Рулье и Ж. Ламарка на факторы эволюции.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...