Е.П. Ильин Психология спорта. С-Пб.: изд. «Питер», 2008. - 37с
Первый этап Решается специальная задача - снижение общей психической активности и уровня бодрствования. Для этого необходимо провести сеанс релаксации, желательно в отдельном помещении (в условиях соревнований это редко возможно, поэтому такое мероприятие проводят в углу зала, просто в стороне от основного места соревнований...). Сглаживают неблагоприятное воздействие соревновательной обстановки приемами словесных формулировок (направленных на расслабление, успокоение и т. д.) или включением в процесс секундирования специального массажа (последовательное расслабление рук, ног, плеч, спины...), кроме того, часто используются заранее подготовленные магнитофонные записи (шум горного ручья, специальные речевые наговоры и т. п.). Второй этап После сеанса релаксации, если еще есть время, спортсмену предлагается провести самостоятельный сеанс сюжетного представления. Он должен сам выбрать вариант, который позволяет: как можно больше отвлечься от всего окружающего; четко воссоздать представляемую обстановку, предметы, их расстановку, цвет и т. д.; воспроизвести приятные чувства, которые спортсмен испытывает обычно в той ситуации. Третий этап В заключение спортсмену делаются следующие внушения: . он должен быть спокоен и уверен в себе, работать с полной отдачей сил, полностью реализовать все, что заложено в подготовительном периоде, не сомневаться, что находится в прекрасной спортивной форме; . ему следует напомнить о характере поведения при выходе на старт и на старте: твердый уверенный взгляд, четкие уверенные движения, раскованность и т. д.; . ему необходимо поднять боевой дух (он должен неудержимо стремиться к борьбе, к победе, к успеху);
. ему следует напомнить о содержании деятельности (это зависит от вида спорта) Сеанс секундирования проводится исключительно на добровольных началах. Известно, что некоторые спортсмены предпочитают в процессе секундирования только релаксацию, другие - мобилизирующие мероприятия. Есть спортсмены, желающие заполнить практически все время сеанса внушениями уверенности в себе, в готовности к соревнованию и т. п. Таким образом, ситуативное управление включается в ритуал предсоревновательного поведения спортсмена наряду с саморегуляцией, помогая вскрыть резервные возможности. Кроме того, оно может успешно использоваться в ходе соревнований (перед началом следующего этапа соревнований). Армрестлинг предусматривает очень напряженную психологическую борьбу. Для победы в этой больбе Вам необходимо в совершенстве владеть всеми стандартными тактическими и техническими приемами. Только чемпионы имеют право на собственную тактику и технику, а также свою произвольную программу. Тактика борьбы в армрестлиге является искусством применения техники в определенных условиях, а также противопоставление своих физических и морально волевых качеств качествам и намерениям противника. Перед тем как начать поединок, армрестлер обязан твердо для себя решить: приспосабливаться к действиям соперника или активно действовать самому. Тут важно понимать, сколько Вы знаете про врага и что Вы знаете про него. Вы будете владеть преимуществом, если научитесь твердо оценивать свои возможности. Армрестлер, который имеет хорошие скоростные и силовые качества, обычно выбирают атакующую стратегию. В армрестлинге существует такое понятие как школа. Это набор инструментов, приемов и техник, которые применяются во время соревнований. Школа в армрестлинге условно делится на 3 фазы: Стартовая позиция, атака и реализация преимущества.
Если Ви хотите победить, Ви обязаны овладеть всеми тонкостями каждой из этих фаз. Так золотым правилом армспртсмена считается такая стойка в стартовой позиции, чтобы плече и предплечье были на самом возможно близком расстоянии. Если армрестлер в начале поединка может воссоединить центр веса своего тела с площадью опоры и немного сместить проекцию первых в сторону то у него будет дополнительное преимущество. Такой прием является следствием применения на практике известного еще школьникам из курса физики правила рычага, или, кае его еще называют, золотого привила механики. В результате Ви получите возможность получить выигрыш в силе за счет уменьшения расстояния до центра вращения. Очень важно сразу после команды судьи не упустить момент и мгновенно навязать противнику та тактику, в которой Вы сильны. Существует несколько типов атак. Это атака через верх (когда спортсмен начинает скользить вдоль указательного пальца противники и накрывает его своей ладонью), атака крюком (когда спортсмен со стартовой позиции начинает резко вращать собственной рукой, при этом мизинец направляется в середину к себе) и атака толчком (когда спортсмен по сигналу арбитра толкает руку вперед, изгибая ее в запястье). В любом случае важно наклонить руку противники до угла в 45 градусов от плоскости стола, а там уже справиться с ним будет значительно проще. Но сильно не увлекайтесь! Помните: никто не застрахованный от переломов. Вы можете навредить не только противнику, но и себе. Поэтому будьте аккуратны.
3.3 Оптимизация тренировочного процесса армспортсменов
Спортивная подготовка (тренировка) - это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям. Тренеру понять, что когда тренируешь себя это одно, все про себя известно, что больше подходит организму, как себя тренировать, а в работе со спортсменами, нужен индивидуальный подход, в каждом процессе спортивной тренировке, к каждому рукоборцу. Армреслинг - это единоборство двух людей, обладающих не только различными качествами, но и разным мышлением, психикой, волей и другими качествами, где выбор методики и средств зависит от индивидуальных качеств спортсмена.
Учет индивидуальных особенностей занимающихся осуществляется, прежде всего, в работе со спортсменами-разрядниками при совершенствовании различных сторон мастерства. В процессе обучения и тренировки необходим индивидуальный подход к каждому занимающемуся, одна и та же нагрузка может быть под силу одному спортсмену и непосильной для другого. Всякое задание должно быть и трудным, но в то же время вполне доступным. В построении тренировочного процесса мнения разделились. Одни говорят, что надо спарринговать не меньше одного раза в неделю, другие один раз в месяц, а третьи считают, что борьба приводит к большим затратам: физическим, эмоциональным, нервным, что выбивает из тренировочного графика, и борьбу исключают совсем. Такая же ситуация во всем: предельные нагрузки нужны, не нужны; количество тренировок колеблется от 1 до 7 раз в неделю. Я считаю, что спарринг - это основа армреслинга и убирать его из тренировочного процесса могут только спортсмены высокого уровня, которые добились наивысших результатов. Отсутствие борьбы у спортсменов-разрядников снижает: развитие технических и тактических приемов, развитие собственного мышления, совершенствования специальных физических качеств, развитие воли и характера спортсмена. Спарринг бои рационально проводить 1 раз неделю с тренировочным характером (т.е. с разбором ошибок, технических и тактических приемов и недостатков), и один раз в месяц с соревновательным, что позволяет проявить волю и борцовские качества армспортсмена, его характер. Проведение чаще спарринг боев, чем один раз в неделю приводит к утомляемости спортсмена и сбою тренировочного процесса. После борьбы особенности восстановления у всех спортсменов разные, относительно этого определяется количество тренировочных дней в неделю, и также по манере ведения боя и стилю борьбы (борьба верхом, крюком, боком) можно строить и саму спортивную тренировку.
При значительно больших нагрузках в тренировках перегрузок не должно быть. Планомерность тренировок должна заключаться в том, что при неизменном повышении нагрузки спортсмена (в зависимости от тренировки и мастерства спортсмена) она не должна превышать его возможностей. Если спортсмен получает нагрузку, превышающую ту, которую он может освоить, то это влечет за собой значительные изменения в его функциональном состоянии, снижается работоспособность. Первые симптомы в физическом состоянии спортсмена: вялость, скованность движения. Поэтому работать с нагрузками более чем 70%-90% от максимальных считаю не целесообразно и как показала практика недопустимо. На каждой тренировке следует уделять не малое время на разминку 30-40 минут следует отводить на общую разминку, на специальные и базовые упражнения с нагрузкой 20% - 50% от максимальной. Следует прорабатывать только одно базовое упражнение в тренировку на максимум, т.е. 70% - 90% 6-10 повторений в подходе, причем на каждой тренировке следует тренировать разные группы мышц, что помогает избежать перетренированности в целом и больших затрат нервной энергии. Два раза в неделю необходим аэробный тренинг: бег, плавание и игровая деятельность: футбол, баскетбол, волейбол. Это хорошее средство для развития тактического мышления, быстроты, ловкости, координации движения и выносливости.
Заключение
Уровень спортивного мастерства в армрестлинге зависит от согласованности трех видов деятельности организма - нервной, мышечной и двигательной. Согласованность, в конечном счете, определяет уровень автоматизма основного соревновательного движения с максимальными показателями его мощности. Первоначальное утомление наступает в нервной системе, которая является управляющей для всех систем организма. Для достижения успехов в армрестлинге важнейшая задача заключается в создании для организма эффективной физической нагрузки в процессе тренировки для роста взрывной силы. Перед специализированными занятиями армрестлингом обязательно следует обеспечить общую психологическую подготовку. Регулярно проводить групповые теоретические занятия (в виде бесед); групповые практические учебно-тренировочные занятия в соответствии с требованиями программы для группы каждого года обучения по утвержденному расписанию; спортивные соревнования и дружеские спортивные встречи различного масштаба; наблюдение за проведением спортивных соревнований и выступлением спортсменов, их анализ;
просмотр и анализ учебных фильмов и видеоматериалов по армрестлингу; диагностику и тестирование (сдача контрольных нормативов). Помимо хорошо развитых физических качеств технической и тактической подготовки, борцу необходимы такие волевые качества, как инициативность, уверенность, смелость, мужество, без которых немыслимо успешное выступление на соревнованиях. При изучении воспитанниками техники борьбы в сочетании с тактическими действиями следует: требовать от них проявления личной инициативности каждого; создать наиболее благоприятные условия для воспитания и проявления инициативы; проводить схватки с различными партнерами, что заставит каждый раз находить правильные решения для успешного ведения борьбы. Уверенность спортсмена приобретается в процессе обучения и тренировок и закрепляется на соревнованиях. Уверенность воспитывается в процессе кропотливой работы учащегося и педагога во время совершенствования технических действий и в дальнейшем в умении их применения в схватках. Первые победы на соревнованиях вселяют в спортсмена уверенность, повышают его интерес к занятиям, поэтому допускать к соревнованиям нужно только хорошо подготовленных воспитанников. Неудачи могут постигать и опытных борцов, задача тренера - облегчить переживания воспитанника, определить причины поражения и средства для их устранения. В подготовке волевого спортсмена первостепенное значение имеет его дисциплинированность, поэтому следует большое внимание уделять воспитанию у спортсменов сознательной дисциплины. Дисциплинированность неразрывно связана с организованностью и представляет собой определенную напряженность воли. Дисциплина и организованность в тренировочном процессе есть основа подготовки хороших рукоборцев. Участие в спортивных соревнованиях на современном этапе развития армрестлинга сопровождается высокими физическими нагрузками и напряжением центральной нервной системы. Эти два фактора взаимосвязаны, но конечное управляющее воздействие на организм за нервной системой. Она фактически управляет величинами максимальных усилий и их последствиями. Психоэмоциональное состояние армспортсмена является достаточно сложным фактором, зависящим от многих врожденных и тренируемых показателей. Управление нервной системой требует долговременной специальной психической подготовки. Зона нормального психоэмоционального состояния, граничащая с утомлением и перенапряжением, для каждого спортсмена индивидуальна, и поэтому в процессе тренировок следует уделить внимание поиску оптимального уровня надежности центральной нервной системы. Особое внимание Психологической подготовки уделяется на соревнованиях, в этот момент оно должна находиться на пороге возбуждения, но не перенапряжения, если это выдерживается, то обеспечивается необходимая активизация всех энергосистем организма. При перенапряжении возникает состояние переутомления и депрессии, что резко снижает мышечную активность. Подобное состояние отмечается как в результате неподготовленности организма спортсмена к высоким физическим нагрузкам в момент соревнований, так и в результате перетренированности до начала соревнований.
Список использованной литературы
Е.П. Ильин Психология спорта. С-Пб.: изд. «Питер», 2008. - 37с 2. Илюшина В.А. статья «Определение свойств и особенностей нервной системы армспортсменов в подготовительный период». Харьковская государственная академия физической культуры., 2008г. . Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288с. . Гогунов Е.Н. Психология спорта: Учеб. пособие для студ. фак. физкультуры. - Тольятти, 1997.- 208с.) . Верхошанскш Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. - М.: ФиС, 1977. . Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. - М.: ФиС, 1980. . Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: ФиС, 1970. . Кретти Б.Д. Психология в современном спорте. - М.: ФиС, 1978. . Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: ФиС, 1997. . Мерлин B.C. Структура личности. Характер, способности, самосознание. Пермь, 1990. - 336 с. . Живора П.В., Рахманов А.И. Армспорт: Учеб. пособие для студ высших пед. учебных заведений.- М.:Изд. центр «Академия», 2001.-112 с. . Методы исследований в психологии / Под ред. А.С. Батуева. -СПБ.: Изд-во ЛГУ, 1994. 144 с. . Попов А.Л. Спортивная психология: учебное пособие для физкультурных вузов /А.Л. Попов. М.: Флинта, 1998. - 150 с. . Материалы сайта http://armrestling.ucoz.ru/publ . // Железный мир на http://www.ironworld.ru/athletes/arm/
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|