Так на коне Пётр или не Пётр?
Кого до сих пор во всём мире любят так изображать? (кадр из всем известного фильма)
Не могу пройти мимо ещё одного рисунка Так называемый Св.Геогий. Георгий Победоносец. Скульптор. Н. С. Пименов. 1856 г. Эрмитаж.
Вам ничего не напоминает постамент к памятнику?
Иллюстрированный каталог Художественного отдела Всероссийской выставки в Москве, 1882 г. Часть 1.
Будучи школьником, мне в руки попалась книжка по истории, вернее исторический роман, где автор пытался, взяв за основу легенду о пропавшем золотом памятнике Александру Македонскому отыскать его след (золотым он был не весь, только доспехи, шлём и копьё, остальные части из бронзы). Закончилось там тем, что памятник при перевозке из Вавилона, утонул где то в районе о. Мальта. А может доплыл? Зачем его туда везли? Кто его вёз? В книге было сказано, что перевозчиками были рыцари Ордена Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийского креста). Случилось это в аккурат под конец 17 века. Вспомним историю: В 1798 году, когда Наполеон I во время экспедиции в Египет захватил Мальту, рыцари ордена обратились к российскому императору Павлу I с просьбой принять на себя сан Великого магистра ордена Св. Иоанна Иерусалимского, на что последний согласился. В самом конце 1798 года, российский император Павел I был провозглашён Великим магистром Мальтийского ордена. Так вот, к чему я веду: в конце 17 века пропадает памятник А.Македонскому, а в середине 18 появляется обновлённый памятник Петру 1. А может до обновления он выглядел именно так, как на рисунке выше? Ещё один нюанс, этот воин в римских доспехах убивает не змея, а крылатого дракона.
Рисунок из альбома 1833 года.
Остатки стройматериала, что использовались при ремонте ещё не убраны.
История и не скрывает этого: голову Петра лепила ученица скульптора Э.Фальконе, Мари Анн Колло. Змею по замыслу Фальконе вылепил Фёдор Гордеев. Отливка фрагментов статуи осуществлялась под руководством мастера Емельяна Хайлова и была закончена в 1778 году. Архитектурно-планировочные решения и общее руководство осуществлял Ю. М. Фельтен... и снизу подпись: Автор памятника Этьен Фальноне. Интересно, да?
Фальконе, которому никогда прежде не приходилось самому выполнять подобные работы, отказался делать доводку памятника самостоятельно и ожидал приезда французского мастера Б. Эрсмана. Литейщик в сопровождении трёх подмастерьев прибыл 11 мая 1772 года, имея при себе для гарантии успеха всё необходимое: «землю, песок, глину…». Однако долгожданный мастер не смог выполнять требования скульптора и скоро, по настоянию Фельтена, был уволен. Эрсман просто отказался заниматься поставленной перед ним задачей. С этого момента все подготовительные работы к отливке осуществлял сам Фальконе.
Чтобы оценить напряжённость обстановки и отношений действующих лиц, нужно привести письмо скульптора от 3 ноября 1774 года Екатерине II, взывавшего к её покровительству: «Всемилостивейшая государыня, в начале прошлого месяца г. Бецкой велел мне через Фельтена написать требования мои относительно завершения отливки (тут следует читать "переделки") статуи, хотя формальность эта показалась мне излишнею, тем не менее я немедленно отправил письмо, с которого прилагаю при сём копию, с тех пор я не получал ответа. Без августейшего покровительства Вашего я нахожусь во власти человека, который с каждым днём более меня ненавидит, и если Вашему Величеству не угодно лицезреть меня более, то мне пришлось бы здесь жить хуже, чем всякому пришельцу, который под конец находит покровителя…»
Вот что писал по поводу памятника сам Фальконе: «Монумент мой будет прост… Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя-законодателя…». Тут на счёт "великого полководца, и победителя" Фальконе явно проговорился. Для достоверности замысла на одной из складок плаща "Медного всадника" скульптор выгравировал надпись «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года». Вот такие тогда бушевали страсти, но попытка фальсификации происхождения памятника, благодаря одноимённой поэме Пушкина удалась на все СТО процентов.
Копируя статью, не забывайте указывать авторство.
ZigZag
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|