Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как происходило крещение русского народа?

Какова роль князя Олега в возникновении древнерусского государства?

 

Среди этих туманных эпических сказаний о первых правителях — варягах реальная историческая действитель­ность начинает четко прослеживаться с конца IX в. - времени правления новгородского князя Олега (879—912).

В 882 г. Олег поплыл из о. Ильмень на Днепр и покорил Смоленск, Любеч, Киев, сделав последний своей столи­цей и назвав его «материю русских земель».

С целью ук­репления своей власти и объединения русских земель под началом Киева Олег совершил походы на древлян, севе­рян, радимичей, покорив и собрав под рукой киевского князя главные восточнославянские племена и наиболее значительные торговые города на пути «из варяг в гре­ки».

Олег освободил русские племена от хазарской зави­симости и дани, наложив киевскую дань на многие пле­мена, платившие и не платившие ее хазарам. Киев стал политическим и экономическим центром большого государства, границы которого надо было укреплять, особенно с юга и востока, где в степях господствовали ко­чевники.

Олег предпринял ряд шагов для укрепления безопас­ности движения торговых караванов и усиления товаро­обмена с Византией. В 907 г. Олег «на конях и кораблях» совершил поход на Константинополь и осадил город, опустошая его сельскохозяйственную округу и угрожая взять штурмом и разорить. Византийский император вынужден был отку­питься, заплатить Олегу дань и назначить определенные привилегии для русских купцов, подтвержденные позднее повторным договором 911г.

Военные удачи и поход Олега на Константинополь произвели большое впечатление на Руси и значительно подняли авторитет киевского князя, называемого великим князем русским. Олега восхваляли в песнях, именовали «вещим», т. е. мудрым, ведающим скрытое от простых людей, прославляли как героя, пове­сившего свой щит на «вратах Царьграда».

 

Как происходило крещение русского народа?

 

В 988 г., при Владимире I, в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный — один из уче­ников Христа.

В начале нашей эры апостол Андрей — старший брат апостола Петра — отправился в Скифию. Как свидетельствует «По­весть временных лет», апостол Андрей поднялся до среднего течения Днепра, установил на киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет «матерью городов русских». Дальнейший путь апостола лежал через Новгород, где, по словам летописца, его привела в изумление русская баня, на Балтику и далее вокруг Европы в Рим. Рассказы о последующих крещениях отдельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) пока­зывают, что христианство постепенно входило в жизнь древнерус­ского общества.

Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни (Херсонесе) — центре византийских владений в Крыму (Херсонес располагается в черте нынешнего Севастополя). Ему пред­шествовало участие киевской дружины в борьбе византийского импе­ратора Василия II с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не выполнил своего обязательства — отдать за Владими­ра свою сестру Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение «варвара», которого давно привлекала греческая вера.

Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротив­ление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.

Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни (бренная земная жизнь предшествует вечному пребыванию в раю или аду души человека после его смерти) утверждало идею ра­венства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от чест­ного исполнения ими своих обязанностей на земле.

 «Божий слуга» — государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во внутригосударственных делах, и доблест­ным защитником границ державы.

Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились.           

Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние ви­зантийской, через нее и античной культуры.

Во главе русской православной церкви был поставлен митропо­лит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные об­ласти Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах.

Все население страны было обязано платить налог в пользу церк­ви— «десятину» (термин происходит от размеров налога, составляв­шего на первых порах десятую часть дохода населения). Впоследст­вии размер этого налога изменился, а его название осталось преж­ним. Митрополичья кафедра, епископы, монастыри (первый из них Киево-Печерский, основанный в первой половине XI в., получил на­звание от пещер — печер, в которых первоначально селились мона­хи) вскоре превратились в крупнейших земельных собственников, оказавших огромное влияние на ход исторического развития страны. В домонгольские времена на Руси было до 80 монастырей. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлени­ях, нарушениях нравственных и семейных норм.

Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического разви­тия. Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется равноапостольным.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...