Вызов желательных эмоций через музыку
Среди вспомогательных средств для снятия агрессивности, пожалуй, одним из самых действенных и организующих является музыка. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям, которым ещё нет и года (В.М. Бехтерев). Само собой разумеется, что музыкальные образы и музыкальный язык должен соответствовать возрасту ребёнка. С давних пор музыка используется и как лечебный фактор. Эмоциональное переживание как основное условие восприятия музыки отмечалось философами и врачами Древней Греции (Аристотель, Платон, Гиппократ). Аристотель писал, что «…музыкальные лады существенно отличаются друг от друга, так что при слушании их у нас появляется различное настроение, и мы далеко не одинаково относимся к каждому из них. Так, например, слушая одни лады, мы испытываем более жалостное и подавленное настроение, слушая другие, менее строгие лады, мы в нашем настроении размягчаемся. Иные лады вызывают в нас по преимуществу среднее, уравновешенное настроение. Последним свойством обладают, по-видимому, только один из ладов, именно дорийский, что касается фригийского лада, то он действует на нас возбуждающим образом» П.И. Чайковский (1878) отмечал, что музыка передает все то, «для чего нет слов, но что приносит из души и хочет быть высказано». Влияние музыки на эмоции человека отражено и А.С. Пушкиным, вот как он писал о влияние церковной музыки на Сальери в раннем детстве: Ребёнком, будучи, когда высоко Звучал орган в старинной церкви нашей, Я слушал и заслушивался, слезы Невольные и сладкие текли! В.М. Бехтерев считал музыку властительницей чувств и настроений человека. Поэтому в одном случае она способна ослабить излишнее возбуждение, в другом – перевести из грустного в хорошее настроение, в третьем – придать бодрость и снять усталость. В средние века эта проблема изучалась в русле теории аффектов, устанавливающей связь между эмоциональными явлениями человека и способами их отражения в музыке.
Изучение эмоциональной значимости отдельных элементов музыки (ритма, тональности) показало их способность вызывать определенные эмоциональные состояния человека. Минорные тональности обнаруживают «депрессивный эффект», быстрые пульсирующие ритмы и консонансы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, «мягкие» ритмы и консонансы успокаивают. Сердечно-сосудистая система заметно реагирует на музыку, когда она доставляет удовольствие и создает приятное настроение: пульс замедляется, усиливаются сокращения сердца, снижается артериальное давление. При раздражающем характере музыки сердцебиение учащается и становится слабее. Стали говорить о кодировании эмоций в музыке, о музыкальной эмоции, которая может быть представлена в виде различных формул. Путем экспертных оценок В.И. Петрушиным была составлена таблица музыкальных произведений, выражающих эмоциональное сходное состояние (Таблица 6) Из представленных данных следует, что одна и та же мелодия, в зависимости от того, как она будет исполнена: в мажорном или минорном ладу, быстром или медленном темпе, будет передавать разные эмоции. Объяснение этому, возможно, состоит в том, что правое полушарие, кроме того, что оно связано с отрицательными эмоциями, специализируется в анализе частотно –и амплитудно-модулированных стимулов, а левое, связанное с положительными эмоциями, в опознании ритмической структуры сложных звуковых сигналов. Отсюда музыка, в которой большая роль принадлежит частотно – амплитудной модуляции, в большей мере будет адрессована к правому полушарию и связанным с ним эмоциям. А музыка, в которой значительное место отводится ритмическим звуковым сигналам, в большей мере будет адресована к левому полушарию и связанным с ним эмоциями.
Это предложение, высказанное Л.П. Новицкой (1984), нашло некоторое подтверждение в проведенном ею эксперименте. Так, классическая музыка, в которой выражена частотно – амплитудная модуляция, вызывала у слушателей приятную легкую грусть в сочетании с радостным оживлением, приливом сил, воодушевлением, оптимизмом. Рок и диско – музыка, характеризующая ритмичностью, вызывали либо сверхвеселое настроение, либо раздражение и тоску. Ю.А. Цагарелли показал, что незнакомая классическая музыка снижает эмоциональное напряжение больше, чем знакомая. Как показала Л.Р. Фахрутдинова (1996), возникновение эмоции того или иного знака зависит от привычной (для данной культуры) или непривычной музыки. Привычная музыка вызывает в основном положительные эмоциональные переживания (удовольствие, радость, блаженство, счастье), либо печаль, грусть. Непривычная музыка – эмоционально отрицательно окрашенные состояния (апатию, усталость, вялость). Учитывая влияние музыки на эмоциональную сферу человека, а влияние последней на его здоровье, в настоящее время все больше развивается такое направление, музыкотерапия. Обобщенные характеристики музыкальных произведений, выражающие эмоциональные сходные состояния.
В России по инициативе В.М. Бехтерева в 1913 году было основано “Общество для выяснения лечебно-воспитательного значения музыки и её гигиены”. Были составлены своеобразные “лечебные каталоги музыки”, примером которых может служить таблица №7. Пакеты музыкальных программ для регуляции эмоционального фона (по Н.Н. Обозову).
Этот достаточно большой опыт дает возможность использование музыкотерапии для снятия или ослабления агрессивности у детей.
Ритмичные задания помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес детей к деятельности вообще. «Конвейерный» принцип отдельных упражнений представляет собой приём втягивания в общее дело трудных, негативно настроенных детей. Делая музыкальный ритм организатором движения, можно развить у детей внимание, внутреннюю собранность. С помощью музыкальных игр возможно снятие психоэмоционального напряжения в группе, воспитание навыков адекватного группового поведения, безусловного приятия (ситуационного) роли лидера или ведомого, т.е. социализация ребёнка через игру. Слушание музыки на психодиагностике может предварять этюд, помогающий ребёнку войти в нужное эмоциональное состояние. Так, лирическая музыка (отражающая тончайшие нюансы настроения) дает общее настроение успокоения, тихой радости и грусти, ровное внешнее поведение. А драматическая музыка создает настроения возбуждения, повышенного жизненного тонуса, подвижное и неспокойное поведение (Б.Г. Ананьев). Особенно интересна для нас одна из методик, которая может быть использована и на занятиях психогимнастикой. Основная цель этой методики – распознавание эмоций. Она состоит из 4-х музыкальных уроков с постепенным усложнением заданий. На первом уроке дети получают 6 карточек с изображением на них детского лица с различной мимикой: радости, гнева, грусти, удивления, внимания и задумчивости – это карты настроения. Прослушав музыкальную пьесу, дети должны поднять одну из карт. Если все поднятые карты совпадают по настроению с настроением музыки, то эмоции, выраженные в них, не называются. На последующих трех уроках дети, наоборот, учатся словесно описывать чувства, вызываемые контрастными музыкальными произведениями, и соотносить их с картами настроений. Так как мимика на картах настроения решена неоднозначно, то дети могут после 6 прослушивания одного и того же произведения показать две разные карты. Для характеристики музыкальных образов, своих чувств и звучание музыки дети пользуются двумя наборами полярных определений: веселый - грустный, бодрый - усталый, довольный – сердитый, спокойный – взволнованный, смелый – трусливый, медленный – быстрый, праздничная – будничная, теплая – холодная, задушевная – отчужденная, ясная – мрачная, радостная – грустная, красивая – некрасивая Ожидаемые результаты можно сформулировать так:
Структура программы Занятия по программе будут полезны для детей с поведенческими проблемами, имеющих трудности в общении, детей с отставаниями в развитии эмоционально-волевой и личностной сферы. Мною разработано перспективное планирование по реализации программы на год в виде сетки-схемы, в которой указаны время проведения занятий, темы, программное содержание занятий и методические приёмы работы с детьми. В соответствии с планом разработаны конспекты 21 занятия, которые имеют психокоррекционный характер. Занятия проводятся с детьми по 6-8 человек в подгруппе, 4 раза в месяц в течение пяти месяцев с октября по февраль. Не менее 10 часов составляет диагностика и собеседование с родителями в начале и в конце года. Итоги работы подводятся вместе с педагогами и родителями на открытых занятиях, собраниях, индивидуальных консультациях. Занятия проводятся в кабинете психолога (45 м.кв.)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|