26. Особенности личности преступника, совершающего насильственные преступления
27. Особенности личности преступника, совершающего общеуголовные корыстные преступления
28. Особенности причин и условий преступности в сфере экономической деятельности
29. Особенности причинного комплекса и структуры преступности в мегаполисе
2. Примерный перечень простых практических контрольных заданий к экзамену (соответственно – диф. зачету или зачету) для оценивания результатов обучения в виде умений.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КРИМИНОЛОГИИ
№№
пп
Наименование вопроса к экзамену
Компетенции
Признак компетенции
Умения
Составить перечень криминогенных факторов группового и индивидуального уровней (не менее пяти для каждого из уровней), детерминирующих преступления против собственности, указать меры профилактики каждого из таких факторов и субъектов, осуществляющих эти меры
ОК-1
А.1-4, В.1-3, С.1
ОК-2
А.1-4, В.1, С.1
Перечислить субъекты профилактики, призванные предупреждать насильственные преступления:
Ø на общесоциальном уровне;
Ø на региональном уровне;
на индивидуальном уровне.
ОК-1
А.1-4, В.1-3, С.1
ОК-2
А.1-3, В.1, С.1
Перечислить наиболее эффективные меры профилактики преступлений в сфере экономической деятельности, при выполнении которых подразделениями ОВД будут получены положительные результаты (для оперативных служб полиции, не менее пяти по каждой).
ОК-1
А.1-4, В.1-3, С.1
ОК-2
А.1-3, В.1, С.1
ОК-3
А.1-4, В.1-4, С.1
ПК-2
А.1, В.1-4, С.1
ПК-3
А.1-4, В.1-2, С.1
ПК-4
А.1-2, В.1-2, С.1
ПК-5
А.1-2, В.1, С.1
ПК-6
А.1-4, В.1-4, С.1
ПК-11
А.1-4, В.1-3, С.1
Укажите признаки, характеризующие повышенную общественную опасность рецидивной и профессиональной преступности
ОК-1
А.1-4, В.1-3, С.1
ОК-2
А.1-3, В.1, С.1
ОК-3
А.1-4, В.1-4, С.1
ПК-2
А.1, В.1-4, С.1
ПК-3
А.1-4, В.1-2, С.1
ПК-4
А.1-2, В.1-2, С.1
ПК-5
А.1-2, В.1, С.1
ПК-6
А.1-4, В.1-4, С.1
ПК-11
А.1-4, В.1-3, С.1
ПК-15
А.1-4, В.1-4, С.1
Что можно сказать о рецидивной преступности, если общее число преступников ежегодно (первоначальное общее число преступников можно взять произвольно):
- увеличивается на 1000 человек, а удельный вес лиц, ранее совершавших преступления, остаётся на уровне 20 %;
- уменьшается на 1000человек, а удельный вес лиц, ранее совершавших преступления, увеличивается на один процент;
- уменьшается, а удельный вес лиц, совершавших преступление ранее, также снижается.
ОК-1
А.1-4, В.1-3, С.1
ОК-2
А.1-3, В.1, С.1
ОК-3
А.1-4, В.1-4, С.1
ПК-2
А.1, В.1-4, С.1
ПК-3
А.1-4, В.1-2, С.1
ПК-4
А.1-2, В.1-2, С.1
ПК-5
А.1-2, В.1, С.1
ПК-6
А.1-4, В.1-4, С.1
ПК-11
А.1-4, В.1-3, С.1
ПК-15
А.1-4, В.1-4, С.1
Перечислите виды преступных объединений, ответственность за противоправную деятельность которых предусмотрена действующим уголовным законодательством. Охарактеризуйте их.
ОК-1
А.1-4, В.1-3, С.1
ОК-2
А.1-3, В.1, С.1
ОК-3
А.1-4, В.1-4, С.1
ПК-2
А.1, В.1-4, С.1
ПК-3
А.1-4, В.1-2, С.1
ПК-4
А.1-2, В.1-2, С.1
ПК-5
А.1-2, В.1, С.1
ПК-6
А.1-4, В.1-4, С.1
ПК-11
А.1-4, В.1-3, С.1
ПК-15
А.1-4, В.1-4, С.1
Раскройте в чем заключается принципы справедливости и гуманности при организации предупредительной деятельности.
ОК-1
А.1-4, В.1-3, С.1
ОК-2
А.1-3, В.1, С.1
ОК-3
А.1-4, В.1-4, С.1
ПК-2
А.1, В.1-4, С.1
ПК-3
А.1-4, В.1-2, С.1
ПК-4
А.1-2, В.1-2, С.1
ПК-5
А.1-2, В.1, С.1
ПК-6
А.1-4, В.1-4, С.1
ПК-11
А.1-4, В.1-3, С.1
ПК-15
А.1-4, В.1-4, С.1
Раскройте в чем заключается принципы справедливости и гуманности при организации предупредительной деятельности.
ОК-1
А.1-4, В.1-3, С.1
ОК-2
А.1-3, В.1, С.1
ОК-3
А.1-4, В.1-4, С.1
ПК-2
А.1, В.1-4, С.1
ПК-3
А.1-4, В.1-2, С.1
ПК-4
А.1-2, В.1-2, С.1
ПК-5
А.1-2, В.1, С.1
ПК-6
А.1-4, В.1-4, С.1
ПК-11
А.1-4, В.1-3, С.1
ПК-15
А.1-4, В.1-4, С.1
Какие меры виктимологической профилактики могли бы быть эффективны в отношении краж:
- квартирных;
- карманных.
ОК-1
А.1-4, В.1-3, С.1
ОК-2
А.1-3, В.1, С.1
ОК-3
А.1-4, В.1-4, С.1
ПК-2
А.1, В.1-4, С.1
ПК-3
А.1-4, В.1-2, С.1
ПК-4
А.1-2, В.1-2, С.1
ПК-5
А.1-2, В.1, С.1
ПК-6
А.1-4, В.1-4, С.1
ПК-11
А.1-4, В.1-3, С.1
ПК-15
А.1-4, В.1-4, С.1
Проанализируйте возможности семьи как субъекта воздействия на преступность
ОК-1
А.1-4, В.1-3, С.1
ОК-2
А.1-3, В.1, С.1
ОК-3
А.1-4, В.1-4, С.1
ПК-2
А.1, В.1-4, С.1
ПК-3
А.1-4, В.1-2, С.1
ПК-4
А.1-2, В.1-2, С.1
ПК-5
А.1-2, В.1, С.1
ПК-6
А.1-4, В.1-4, С.1
ПК-11
А.1-4, В.1-3, С.1
ПК-15
А.1-4, В.1-4, С.1
Укажите научные и информационные основы криминологического прогнозирования
ОК-1
А.1-4, В.1-3, С.1
ОК-2
А.1-3, В.1, С.1
ОК-3
А.1-4, В.1-4, С.1
ПК-2
А.1, В.1-4, С.1
ПК-3
А.1-4, В.1-2, С.1
ПК-4
А.1-2, В.1-2, С.1
ПК-5
А.1-2, В.1, С.1
ПК-6
А.1-4, В.1-4, С.1
ПК-11
А.1-4, В.1-3, С.1
ПК-15
А.1-4, В.1-4, С.1
Существует классификация прогнозов по времени: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Объясните содержание и необходимость данной классификации.
ОК-1
А.1-4, В.1-3, С.1
ОК-2
А.1-3, В.1, С.1
ОК-3
А.1-4, В.1-4, С.1
ПК-2
А.1, В.1-4, С.1
ПК-3
А.1-4, В.1-2, С.1
ПК-4
А.1-2, В.1-2, С.1
ПК-5
А.1-2, В.1, С.1
ПК-6
А.1-4, В.1-4, С.1
ПК-11
А.1-4, В.1-3, С.1
ПК-15
А.1-4, В.1-4, С.1
Раскройте, на основе чего осуществляется прогнозирование индивидуального преступного поведения.
ОК-1
А.1-4, В.1-3, С.1
ОК-2
А.1-3, В.1, С.1
ОК-3
А.1-4, В.1-4, С.1
ПК-2
А.1, В.1-4, С.1
ПК-3
А.1-4, В.1-2, С.1
ПК-4
А.1-2, В.1-2, С.1
ПК-5
А.1-2, В.1, С.1
ПК-6
А.1-4, В.1-4, С.1
ПК-11
А.1-4, В.1-3, С.1
ПК-15
А.1-4, В.1-4, С.1
Определите, какую информацию необходимо брать для составления прогноза поведения лица, освободившегося из колонии после отбывания наказания за изнасилование.
ОК-1
А.1-4, В.1-3, С.1
ОК-2
А.1-3, В.1, С.1
ОК-3
А.1-4, В.1-4, С.1
ПК-2
А.1, В.1-4, С.1
ПК-3
А.1-4, В.1-2, С.1
ПК-4
А.1-2, В.1-2, С.1
ПК-5
А.1-2, В.1, С.1
ПК-6
А.1-4, В.1-4, С.1
ПК-11
А.1-4, В.1-3, С.1
ПК-15
А.1-4, В.1-4, С.1
Какие из названных преступлений наиболее часто совершаются несовершеннолетними преступниками (укажите 3 наиболее и 3 наименее характерных преступления): хулиганство; изнасилование; карманная кража; убийство; квартирная кража; неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон); применение насилия в отношении представителя власти; мошенничество; дача взятки. Дайте развернутый ответ.
ОК-1
А.1-4, В.1-3, С.1
ОК-2
А.1-3, В.1, С.1
ОК-3
А.1-4, В.1-4, С.1
ПК-2
А.1, В.1-4, С.1
ПК-3
А.1-4, В.1-2, С.1
ПК-4
А.1-2, В.1-2, С.1
ПК-5
А.1-2, В.1, С.1
ПК-6
А.1-4, В.1-4, С.1
ПК-11
А.1-4, В.1-3, С.1
ПК-15
А.1-4, В.1-4, С.1
Дайте основанные на определениях рецидивной и профессиональной преступности описания этих видов преступности; укажите черты, характеризующие их повышенную общественную опасность.
ОК-1
А.1-4, В.1-3, С.1
ОК-2
А.1-3, В.1, С.1
ОК-3
А.1-4, В.1-4, С.1
ПК-2
А.1, В.1-4, С.1
ПК-3
А.1-4, В.1-2, С.1
ПК-4
А.1-2, В.1-2, С.1
ПК-5
А.1-2, В.1, С.1
ПК-6
А.1-4, В.1-4, С.1
ПК-11
А.1-4, В.1-3, С.1
ПК-15
А.1-4, В.1-4, С.1
Г., будучи осужден за кражу и отбывая наказание в колонии, совершил хулиганство и при этом применил насилие, опасное для жизни и здоровья, по отношению к сотруднику места лишения свободы. За эти преступления Г. был осужден к лишению свободы.
Укажите, какие виды рецидива имеют место в описанном случае.
ОК-1
А.1-4, В.1-3, С.1
ОК-2
А.1-3, В.1, С.1
ОК-3
А.1-4, В.1-4, С.1
ПК-2
А.1, В.1-4, С.1
ПК-3
А.1-4, В.1-2, С.1
ПК-4
А.1-2, В.1-2, С.1
ПК-5
А.1-2, В.1, С.1
ПК-6
А.1-4, В.1-4, С.1
ПК-11
А.1-4, В.1-3, С.1
ПК-15
А.1-4, В.1-4, С.1
Дайте аргументированные ответы на следующие вопросы:
1. Что такое преступный (криминальный) профессионализм?
2. Каковы его проявления и признаки?
3. Для каких категорий преступников он более характерен?
ОК-1
А.1-4, В.1-3, С.1
ОК-2
А.1-3, В.1, С.1
ОК-3
А.1-4, В.1-4, С.1
ПК-2
А.1, В.1-4, С.1
ПК-3
А.1-4, В.1-2, С.1
ПК-4
А.1-2, В.1-2, С.1
ПК-5
А.1-2, В.1, С.1
ПК-6
А.1-4, В.1-4, С.1
ПК-11
А.1-4, В.1-3, С.1
ПК-15
А.1-4, В.1-4, С.1
Раскройте и покажите на примерах связь организованной преступности с «теневой экономикой» и коррупцией.
ОК-1
А.1-4, В.1-3, С.1
ОК-2
А.1-3, В.1, С.1
ОК-3
А.1-4, В.1-4, С.1
ПК-2
А.1, В.1-4, С.1
ПК-3
А.1-4, В.1-2, С.1
ПК-4
А.1-2, В.1-2, С.1
ПК-5
А.1-2, В.1, С.1
ПК-6
А.1-4, В.1-4, С.1
ПК-11
А.1-4, В.1-3, С.1
ПК-15
А.1-4, В.1-4, С.1
Какие из возрастных групп (14-17 лет, 18-24 года. 25-29 лет, 30-40 лет) более всего проявляют себя в следующих преступлениях: кражи (квартирные, карманные, автотраспорта), грабежи, разбои, мошенничество?
ОК-1
А.1-4, В.1-3, С.1
ОК-2
А.1-3, В.1, С.1
ОК-3
А.1-4, В.1-4, С.1
ПК-2
А.1, В.1-4, С.1
ПК-3
А.1-4, В.1-2, С.1
ПК-4
А.1-2, В.1-2, С.1
ПК-5
А.1-2, В.1, С.1
ПК-6
А.1-4, В.1-4, С.1
ПК-11
А.1-4, В.1-3, С.1
ПК-15
А.1-4, В.1-4, С.1
Раскройте систему международных организаций, а также национальных органов, которые осуществляют международное сотрудничество в области предупреждения преступности. Раскройте использование возможностей ООН в области предупреждения международной преступности. Укажите основные формы и направления международного сотрудничества в предупреждении преступности
ОК-1
А.1-4, В.1-3, С.1
ОК-2
А.1-3, В.1, С.1
ОК-3
А.1-4, В.1-4, С.1
ПК-2
А.1, В.1-4, С.1
ПК-3
А.1-4, В.1-2, С.1
ПК-4
А.1-2, В.1-2, С.1
ПК-5
А.1-2, В.1, С.1
ПК-6
А.1-4, В.1-4, С.1
ПК-11
А.1-4, В.1-3, С.1
ПК-15
А.1-4, В.1-4, С.1
В городе «А» в течение года зарегистрировано 1 080 преступлений. Его население – 410 тыс. человек.
В городе «В» за этот же период зарегистрировано 900 преступлений. Население здесь составляет 395 тыс. человек.
Вычислите коэффициент интенсивности преступности для каждого города в расчете на 10 тыс. населения и определите, в каком из них он выше.
ОК-1
А.1-4, В.1-3, С.1
ОК-2
А.1-3, В.1, С.1
ОК-3
А.1-4, В.1-4, С.1
ПК-2
А.1, В.1-4, С.1
ПК-3
А.1-4, В.1-2, С.1
ПК-4
А.1-2, В.1-2, С.1
ПК-5
А.1-2, В.1, С.1
ПК-6
А.1-4, В.1-4, С.1
ПК-11
А.1-4, В.1-3, С.1
ПК-15
А.1-4, В.1-4, С.1
В городе «К» за 6 месяцев текущего года зарегистрировано 19 891 преступление. Его население – 760 тыс. человек (из них 25% – лица, не достигшие совершеннолетнего возраста). В том числе зарегистрировано: а) 800 преступлений, совершенных несовершеннолетними; б) 2 185 преступлений, совершенных ранее судимыми лицами; в) 3 370 преступлений, совершенных в общественных местах; г) 2 048 преступлений, совершенных на улице; д) 6 437 тяжких и особо тяжких преступлений.
Какие показатели преступности можно определить, исходя из вышеуказанных характеристик преступности? Каким образом рассчитываются данные показатели?
ОК-1
А.1-4, В.1-3, С.1
ОК-2
А.1-3, В.1, С.1
ОК-3
А.1-4, В.1-4, С.1
ПК-2
А.1, В.1-4, С.1
ПК-3
А.1-4, В.1-2, С.1
ПК-4
А.1-2, В.1-2, С.1
ПК-5
А.1-2, В.1, С.1
ПК-6
А.1-4, В.1-4, С.1
ПК-11
А.1-4, В.1-3, С.1
ПК-15
А.1-4, В.1-4, С.1
Укажите методы выявления латентной преступности, в том числе применительно к преступлениям против личности; преступлениям против собственности; преступлениям в сфере экономической деятельности.
ОК-1
А.1-4, В.1-3, С.1
ОК-2
А.1-3, В.1, С.1
ОК-3
А.1-4, В.1-4, С.1
ПК-2
А.1, В.1-4, С.1
ПК-3
А.1-4, В.1-2, С.1
ПК-4
А.1-2, В.1-2, С.1
ПК-5
А.1-2, В.1, С.1
ПК-6
А.1-4, В.1-4, С.1
ПК-11
А.1-4, В.1-3, С.1
ПК-15
А.1-4, В.1-4, С.1
Проанализируйте причины и условия совершения преступлений в России в настоящее время.
ОК-1
А.1-4, В.1-3, С.1
ОК-2
А.1-3, В.1, С.1
ОК-3
А.1-4, В.1-4, С.1
ПК-2
А.1, В.1-4, С.1
ПК-3
А.1-4, В.1-2, С.1
ПК-4
А.1-2, В.1-2, С.1
ПК-5
А.1-2, В.1, С.1
ПК-6
А.1-4, В.1-4, С.1
ПК-11
А.1-4, В.1-3, С.1
ПК-15
А.1-4, В.1-4, С.1
Раскройте понятие насильственной преступности в контексте узкой и широкой трактовок понимания сущности указанного вида преступности. Охарактеризуйте основные тенденции уровня, структуры и динамики данного вида преступности на территории России в конце XX – начале XXI столетий. Какую роль в мотивации насильственных действий играет страх? Назовите изменения, которые произошли в мотивации тяжких насильственных преступлений за последние 15 – 20 лет.
ОК-1
А.1-4, В.1-3, С.1
ОК-2
А.1-3, В.1, С.1
ОК-3
А.1-4, В.1-4, С.1
ПК-2
А.1, В.1-4, С.1
ПК-3
А.1-4, В.1-2, С.1
ПК-4
А.1-2, В.1-2, С.1
ПК-5
А.1-2, В.1, С.1
ПК-6
А.1-4, В.1-4, С.1
ПК-11
А.1-4, В.1-3, С.1
ПК-15
А.1-4, В.1-4, С.1
Составьте портрет личности корыстного преступника. Укажите особенности свойств личности преступника, характерные для совершения преступлений против собственности, преступлений экономической направленности.
ОК-1
А.1-4, В.1-3, С.1
ОК-2
А.1-3, В.1, С.1
ОК-3
А.1-4, В.1-4, С.1
ПК-2
А.1, В.1-4, С.1
ПК-3
А.1-4, В.1-2, С.1
ПК-4
А.1-2, В.1-2, С.1
ПК-5
А.1-2, В.1, С.1
ПК-6
А.1-4, В.1-4, С.1
ПК-11
А.1-4, В.1-3, С.1
ПК-15
А.1-4, В.1-4, С.1
Как Вы полагаете, какие меры необходимо предпринять, чтобы не допустить трансформации антиобщественной группировки в преступную группу, преступное организованное формирование?
ОК-1
А.1-4, В.1-3, С.1
ОК-2
А.1-3, В.1, С.1
ОК-3
А.1-4, В.1-4, С.1
ПК-2
А.1, В.1-4, С.1
ПК-3
А.1-4, В.1-2, С.1
ПК-4
А.1-2, В.1-2, С.1
ПК-5
А.1-2, В.1, С.1
ПК-6
А.1-4, В.1-4, С.1
ПК-11
А.1-4, В.1-3, С.1
ПК-15
А.1-4, В.1-4, С.1
Ранжируйте по степени криминогенности следующие группы несовершеннолетних: учащиеся (лицеев, гимназий, общеобразовательных школ ит.п.); работающие; не работающие и не учащиеся. Обоснуйте свой ответ.
ОК-1
А.1-4, В.1-3, С.1
ОК-2
А.1-3, В.1, С.1
ОК-3
А.1-4, В.1-4, С.1
ПК-2
А.1, В.1-4, С.1
ПК-3
А.1-4, В.1-2, С.1
ПК-4
А.1-2, В.1-2, С.1
ПК-5
А.1-2, В.1, С.1
ПК-6
А.1-4, В.1-4, С.1
ПК-11
А.1-4, В.1-3, С.1
ПК-15
А.1-4, В.1-4, С.1
3. Примерный перечень комплексных практических контрольных заданий к экзамену (соответственно – диф. зачету или зачету) для оценивания результатов обучения в виде владений.