Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственное образовательное учреждение

Общие положения

В процессе изучения дисциплины предполагается выполнение студентами дневной, заочной (очно-заочной) формы обучения индивидуальной работы, которая выполняются с целью проверки уровня освоения теоретического материала дисциплины и повышение уровня освоения теоретического материала, который выносится на самостоятельную проработку.

 

Состав заданий работы

Индивидуальная работа содержит два задания:

- написание реферата;

- изложение коротких содержательных письменных ответов на десять теоретических вопроса (желательно, чтобы ответ на каждый вопрос занимал около одной страницы). Вопросы выбрать самостоятельно – из каждого блока по одному вопросу.

 

Номер варианта темы реферата

Номер варианта для студентов дневной формы обучения как правило соответствует порядковому номеру студента по журналу учета.

Номер варианта для студентов заочной (очно-заочной) форм обучения определяется по последним двум цифрам номера зачетной книжки. Если число, образованное этими цифрами, не превосходит 30, то оно и есть номер варианта. В противном случае из этого числа вычитается максимально возможная величина, кратная 30, а остаток определяет номер варианта. Например, последние две цифры номера зачетной книжки – 74. Тогда номер варианта 14: 74 - 30·2 = 14. Если остаток равняется нулю – номер варианта 30.

 

Структура текстового оформления работы

Рекомендуется следующая структура текстового оформления работы:

- титульный лист с обязательным указанием номера зачетной книжки и номера выбранного варианта реферата (см. Приложение);

- собственно задание (копируется из методических рекомендаций, включая индивидуальные исходные данные согласно выбранному варианту);

- содержательная и расчетно-пояснительная часть.

Таблицы и диаграммы обеспечиваются надписями (подписями).

Все величины, которые указываются в таблицах, на диаграммах, а также все расчетные значения должны приводиться с соответствующей единицей измерения.

 

Порядок сдачи работы

Индивидуальную контрольную работу необходимо сдать на рецензию на кафедру экономики и маркетинга (3 - й учебный корпус, 113 ауд., тел. 301-03-78), прислав по электронной почте не позднее, чем за 2 недели до начала зачетной сессии. Для оперативного сопровождения процесса выполнения индивидуальной контрольной работы и оперативных консультаций контрольную работу и вопросы рекомендуется направлять в электронном виде по e‑mail:

К зачету допускаются студенты, которые получили положительную рецензию на индивидуальную контрольную работу.

После получения положительной рецензии контрольную работу необходимо защитить в ходе индивидуального собеседования.

 

Требования к реферату

 

Реферат представляет собой анализ теоретических и методических положений по соответствующей тематике.

Реферат оформляется с применением компьютерных технологий на одной стороне листа бумаги формата А4 через полтора междустрочных интервала, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, выравнивание текста «По ширине», отступ первой строки 1 см.

Объем реферата должен составлять 10-25 страниц текста. В указанный объем входит табличный и иллюстративный материал.

Текст реферата должен быть вычитан и отформатирован.

Реферат должен состоять из следующих структурных частей:

- титульный лист, на котором указывается тема реферата;

- содержание;

- введение;

- основная содержательная часть (с обязательным личным анализом и обоснованными выводами по исследованной тематике);

- общие выводы;

- перечень использованных источников, включая ссылки на Интернет-документы;

- приложения (при наличии).

 


Литература

 

1. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. – М.: Либроком. – 280 с.

2. Большая советская энциклопедия: http://encycl.yandex.ru

3. Научно-образовательный портал: http://www.eup.ru

4. Административно-управленческий портал: http://www.aup.ru/

5. Образовательный портал: http://www.informika.ru

6. Портал для аспирантов и соискателей ученой степени: http://www.aspirantura.com/

7. Каталог сайтов для аспирантов и соискателей ученой степени: http://www.aspirantura.net/

8. Методология научных исследований: курс лекций. – http://www.twirpx.com/file/444784

9. http://nauka.ho.ua/ – Сайт содержит подборку учебных и методических разработок для аспирантов.

10. Проверку правильности оформления научных источников можно сделать на сайте: vak.in.ua

11. http://www.nbuv.gov.ua/ – Сайт библиотеки имени Вернадского, доступны обширные электронные базы статей, авторефератов диссертаций, научных изданий.

12. http://disser.com.ua/ – библиотека диссертаций и авторефератов.

 

 


Темы рефератов

1. Процессный и функциональный подходы в научных исследованиях.

2. Комплексный и системный подходы в научных исследованиях.

3. Аналитические методы исследования.

4. Экспериментальные методы исследования. Метод эксперимента. Условия его применения.

5. Метод анализа и синтеза, условия его применения.

6. Методы научных абстракций.

7. Моделирование экономических процессов.

8. Методы обработки статистических данных в экономических исследованиях.

9. Методы прогнозирования.

10. Методы оценки риска инвестиционного проекта.

11. Теория нечетких множеств и условия использования метода нечетких множеств.

12. Факторный анализ и условия его применения.

13. ФСА в экономических исследованиях. Где используют метод ФСА и каковы его элементы?

14. Метод анализа иерархий и условия его применения.

15. Методы экспертных оценок.

16. Специфика проведения опроса в научных исследованиях. Методики проведения разных видов опросов.

17. Беседа как исследовательский прием. Стратегия и тактика проведения беседы.

18. Документальные источники как объект изучения.

19. Методы статистического описания данных.

20. Методы графического представления данных.

21. Корреляционный анализ и сферы его применения.

22. Структура проведения исследования.

23. Соотношение диагностирования и научного исследования.

24. Теоретические методы исследования.

25. Методология как система принципов организации теоретической и практической деятельности. Приемы, методы, средства научного познания. Соотношение понятий «методология» и «методика».

26. Сущность, роль и функции метода эксперимента в научном исследовании. Обосновать наиболее важные условия эффективности его проведения. Этапы проведения эксперимента.

27. Эксперимент и наблюдение. Применение наблюдения в разных видах исследования. Методика проведения наблюдения.

28. Описание, объяснение, предсказание как задачи научного познания и как особые познавательные действия. Виды научного объяснения.

29. Понимание и истолкование (интерпретация) как задачи научного познания и как особые познавательные действия.

30. Общие требования к оформлению результатов научного исследования.

 


Вопросы для проверки уровня освоения теоретического материала дисциплины

Обосновать ответы на вопросы по схеме «вопрос-ответ».

Вопросы сгруппированы в 10 блоков.

Из каждого блока необходимо выбрать один вопрос.

Номер вопроса и формулировку вопроса приводить обязательно.

 

Блок 1-Основные определения

1-1. Определение понятия «методология исследования» в широком и узком смысле этого слова, функции методологии.

1-2. Сущность понятия «метод». Дайте определение понятию «научный метод».

1-3. Методы научного познания: сущность, содержание, основные характеристики.

1-4. Сформулируйте определение понятия «методика исследования». Обоснуйте положение о том, что методика научного исследования всегда конкретна и уникальна.

1-5. Дайте определение и охарактеризуйте понятие «научная деятельность».

1-6. Объясните, чем отличаются между собой методология, метод и методика исследований?

1-7. Раскройте специфику научного познания и его основные отличия от стихийно-эмпирического.

1-8. Перечислите основные компоненты научного аппарата исследования и дайте краткую содержательную характеристику каждого из них.

1-9. Какими показателями измеряют интеллектуальный капитал предприятия?

1-10. Объясните, в чем разница между задачами науки и техники?

1-11. Обоснуйте сущность и специфику теоретического познания. Перечислите его основные формы.

 

Блок 2-Научные подходы

2-1. Каким основным требованиям должна отвечать любая научная теория?

2-2. Чем отличаются фундаментальные научные исследования от прикладных исследований?

2-3. Перечислите и охарактеризуйте научные подходы при выполнении научных исследований.

2-4. Что такое структурный подход в научных исследованиях и в чем его отличие от маркетингового подхода?

2-5. Чем отличается системный подход в научных исследованиях от комплексного подхода?

2-6. Что является главным в системном подходе к исследованию?

2-7. В чем разница между функциональным и процесным подходами в научных исследованиях?

2-8. Что такое неопределенность в научных исследованиях и чем она измеряется?

2-9. В чем проявляются отличительные черты системного подхода?

2-10. В чем главная особенность исследования социально-экономических систем? Дайте содержательную характеристику.

а. Затруднено получение объективной информации.

б. Размыты границы объекта исследования.

в. Ограничены возможности экспериментирования.

г. Решающее значение системного подхода.

д. Динамичность процесса функционирования.

2-11. Раскройте особенности использования общенаучных логических методов в научном исследовании.

2-12. В чем заключается сущность количественных измерений в научном исследовании?

2-13. Этапы процесса внедрения результатов исследования в практику?

 

Блок 3-Процесс исследования

3-1. Как выстроить план научного исследования?

3-2. Почему нельзя рассматривать задачи исследования до гипотезы исследования?

3-3. Назовите и охарактеризуйте главные критерии оценки результатов научного исследования.

3-4. Дайте характеристику основных этапов исследования. Укажите в чем их взаимосвязь и субординация.

3-5. Что характеризует качество исследования? Подходы к оценке качества научного исследования.

3-6. Какое определение понятия «эффективность исследования» наиболее корректно и почему?

а. Подтверждение рабочей гипотезы полученным результатом исследования.

б. Сопоставление результата исследования с расходами на его получение.

в. Степень достижения поставленной цели исследования.

г. Возможность практического использования результатов исследования.

д. Рекомендации, принятые к практическому использованию.

3-7. Какую роль в исследовании играет классификация проблем, факторов, условий и др.?

3-8. Из каких элементов состоит структура программы исследования?

3-9. Что характеризует понятие «исследовательский потенциал»?

 

Блок 4-Исследовательские элементы

4-1. Что понимают в научных исследованиях под областью исследования и предметом исследования?

4-2. Что понимается под целью исследования?

4-3. Что такое методы исследования?

4-4. Что такое противоречие и проблема исследования?

4-5. Что понимается под объектом исследования? Чем определяется выбор объекта исследования?

4-6. Из чего следует исходить, определяя тему, объект, предмет, цель, задачи и гипотезу исследования?

4-7. Чем отличается фактор от показателя?

4-8. Что понимают под понятиями «критерии», «фактор», «показатель»?

4-9. Какой из перечисленных методов относится к общенаучным и почему? Раскройте сущность этого метода.

а. Статистический анализ.

б. Морфологический анализ.

в. Социометрический анализ.

г. Тестирование.

д. Хронометрирование.

 

Блок 5-Научные кадры

5-1. Какие ученые степени существуют? Чем отличаются ученые степени от ученых званий? Кто присваивает ученые степени и ученые звания?

5-2. Каково назначение аспирантуры?

5-3. Какие требования выдвигает ВАК к защите кандидатских и докторских работ?

5-4. Какие требования выдвигает ВАК к процедуре защиты диссертации?

5-5. Кто разрешает (и при каких условиях) организацию специализированных советов по защите кандидатских и докторских диссертаций?

5-6. Условия присвоения ученых званий доцента и профессора.

5-7. Чем отличается обучение в ВУЗе и в аспирантуре?

 

Блок 6-Информация в исследованиях

6-1. Виды информации в научных исследованиях.

6-2. Виды и типы источников информации.

6-3. Принципы работы с научной информацией.

6-4. Основные приемы работы с текстом (приемы работы с текстом в текстовом процессоре не рассматривать!).

6-5. Как провести анализ и обобщение литературы по теме?

6-6. Особенности применения метода научной литературы, архивного метода.

6-7. Виды научного цитирования в диссертационной работе.

6-8. Этапы алгоритма быстрого чтения.

 

Блок 7-Написание научной статьи

7-1. Специфика подготовки научных статей в рецензируемые журналы.

7-2. Определение темы статьи, подбор источников, группировка авторов.

7-3. Правила цитирования, ссылки и сноски.

7-4. Основные требования к научной этике цитирования.

7-5. Что такое ВАКовская научная статья? Требования к ВАКовской статье.

7-6. Какие требования выдвигаются к написанию научной статьи?

 

Блок 8-Оформление научного исследования

8-1. Перечислите требования, которые предъявляются к содержанию, логике и методике изложения исследовательского материала в научной работе.

8-2. Из каких основных частей состоит научная работа?

8-3. В чем состоит структура и логика научного диссертационного исследования?

8-4. Архитектура диссертации это…?

8-5. Автореферат как квинтэссенция диссертации.

8-6. Как оформляют результаты научных исследований?

 

Блок 9-Обработка данных

9-1. Раскройте основные способы обработки исследовательских данных.

9-2. Что следует понимать под систематизацией результатов исследования?

9-3. Для каких целей проводится апробация результатов научной работы?

9-4. Какими методами определяют значимость факторов?

9-5. Чем отличается корреляционная и аналитическая модели?

9-6. Как оценить синергетический эффект?

 

Блок 10-Методы исследований

10-1. Специфика и основные методы теоретического познания, его ключевые категории и понятия.

10-2. Методы эмпирического исследования.

10-3. Дайте сущностную характеристику таких методов, как анкетирование, интервьюирование, тестирование, экспертный опрос и социометрия.

10-4. В чем состоит сущность и преимущества метода тестирования?

10-5. Сущность метода «мозговой штурм». Чем определяется эффективность использования метода «мозговой штурм»?

10-6. Что понимают под кривой Парето, какой она имеет вид на рисунке и как интерпретируется?

10-7. Что такое доверительный интервал в статистических моделях?

10-8. Что такое метод «шесть сигм» и когда он используется в научных исследованиях?

10-9. Что такое метод ранговой корреляции и чем он отличается от классического метода корреляции?

10-10. Что такое метод анализа иерархий, предложенный Т. Саати? Приведите пример использования этого метода.

10-11. Что такое метод Гурвица и для чего его используют? Продемонстрируйте применение метода Гурвица на условном примере.

10-12. Какими критериями определяют соответствие теоретического закона распределения случайной величины и экспериментального?

10-13. Содержание метода SWOT-анализа. Для каких целей его применяют в исследованиях?

 

 


Приложение

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...