Вокально – хоровой анализ.
№8 «Domine Jesu» В.А. Моцарта написан для четырехголосного хора и четырех солистов. Общий диапазон произведения: Соль б – Ля2 Диапазон партий: сопрано: До – Ля2 альт: Лям – Ре2 тенор: Рем – Соль бас: Сольб – Ре Это произведение должно исполняться хоровым коллективом с большим диапазоном голосов и тонким слухом. Поэтому исполнители должны обладать хорошими вокальными данными и профессиональными качествами. Дыхание. Основа хорошего звука – правильное певческое дыхание. Дыхание является энергетическим фактором, от которого зависит сила и длительность звука, его тембровые краски. В номере из «Реквиема» «Domine Jesu» используются различные виды дыхания: по партиям и общехоровое (паузы проставленные композитором). по партиям: общехоровое: Произведение не требует большого глубокого дыхания. Важно чувствовать опору и экономно расходовать дыхание во время выдоха. Основным видом звуковедения хорового номера «Domine Jesu» является связное legato. Хору присуще кантиленное звуковедение. Мелодия очень выразительна. Кантиленное звучание достигается путем распевания гласных, короткого произнесения согласных. В сочинении встречается как плавное голосоведение, так и скачки: ч.5,м.6, м.7, б.7 и ч.8. Мелодический строй (горизонтальный) – это чистое интонирование мелодии вокальным унисоном хоровой партии. Поступенное исполнение мелодии, особенно во время пения переходных нот и переключения резонаторов (выход у партии сопрано во вторую октаву) требует особого внимания. Нужно помнить о принципах интонирования мажора и минора, следует осознавать ладовую роль звуков, их отношение к тонике и устойчивым ступеням лада (понятие вводнотоновости и тяготения), не забывать специфику исполнения интервалов м.2 и б.2, когда они рассматриваются как самостоятельные интервалы при ослаблении функциональности лада. В восходящем движении б.2 интонируется остро, высоко, а нисходящая м.2 интонируется чуть ниже.
В связи с преобладанием полифонического склада письма в данном сочинении, следует внимательно относиться к скачкам. Аккуратное их интонирование особенно важно в хоровых унисонах, так как тембральная разница в голосах сопрано и альтов имеет некоторую сложность для унисонного звучания скачка.
Хроматические проходящее отрывки исполняются остро. Опора должна идти от первого высокого звука и на нижний, соответственно, не следует «садиться» на звук. Сложно будет найти унисон (или октавный унисон) в первой ноте всех хоровых партий после паузы. Они должны предвосхитить ощущение интонирования и чисто вступить все вместе. Гармонический строй – это чистое интонирование созвучий в их последовательном движении. В данном произведении чистоты исполнения можно добиться при хорошей работе над гармоническим строем. Первым условием чистого исполнения будет факт осознания хористами функционального места их звука в партитуре и способность прислушиваться ко всем партиям хора. Внимательность к функциональности при исполнении предполагает устойчивое исполнение. В аккордах с секундой важнейшим моментов является исполнение именно секунды, она должна «жить», «мерцать», два звука должны как бы «консонировать», не глядя на диссонансную их природу, это особая красота в аккорде; такие созвучия придают трепетность и одухотворенность исполнению. Хоровой ансамбль - это динамическое и тембровое соответствие в звучности между голосами в хоровых партиях и между партиями в общехоровой звучности. Так как партии в хоровой партитуре «Domine Jesu» находятся в разных тесситурных условиях (перекрещивание партий), поэтому ансамбль искусственный.
Метро-ритмический ансамбль - единовременное чередование равных по длительности долей в музыке. Ритмическое воспитание хора – центральная задача профессионального воспитания коллектива. Ритмический рисунок сочинения представлен в виде восьмых, четвертей, шестнадцатых, половинных, четвертей, залигованных с восьмой. Фактором, требующим особого внимания, является полифонический склад письма (несовпадение ритма во всех партиях). В первую очередь следует обратить внимание на внутредолевую пульсацию, если она есть (и едино ощущается каждым певцом), то не возникнут «бегущие» вне ритма и ускоряющиеся при движении вверх или замедляющиеся при нисходящем движении восьмые; «мертвые, безжизненно повисшие» долгие длительности. Ощущение постоянной пульсации в хоре не даст возможность вступить не вместе или не вовремя певцам. Для выработки такого навыка нужно простукивать мелкие длительности. Тембровый ансамбль предусматривает способность подчинить свой голос общему звучанию голосов и характеру произведения. В данном хоре также, как и в других, необходимо в ходе работы достигать тембрового ансамбля между певцами внутри партии, между партиями певцов. Динамический ансамбль - уравновешенность по силе голосов внутри партии и согласованность громкости звучания хоровых партий в общем ансамбле.
В «Domine Jesu» встречается ряд трудностей, связанных с динамическим ансамблем. В первую очередь, качественное piano: озвученное, опертое на дыхание. Важно сохранить штрих legato, при исполнении неподвижного нюанса каждая нота должна быть динамически равна предыдущей. Чтобы качественно исполнить piano в средней и высокой тесситуре, следует работать над правильным дыханием. Дикционный ансамбль - единство формирования и произношения гласных и согласных звуков при пении. В хоре В.А.Моцарта хормейстеру нужно добиваться единой для всех членов хоровой партии и хора в целом манеры произнесения текста, так как текст на иностранном языке. Она должна быть классической - прикрытый звук, все гласные позиционно выравнены. Дикция является одним из элементов хоровой звучности, которая играет существенную роль в передаче текста исполняемого произведения.
Особенности произношения хором текста заключается в верно организованной работе над произношением гласных и согласных звуков. Так как основной прием звуковедения в данном произведении – legato, это означает, что согласные проговариваются быстро и четко (но не «выталкивая»), окончания на согласные переносятся к следующему слогу, а гласные максимально протягиваются. Исполняя классическое произведение, следует использовать академическую манеру пения (прикрытый звук, все гласные позиционно выравнены), уделять большое внимание смысловым акцентам, ключевым словам в фразах.
ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ.
В исполнительском плане № 8 «Реквиема» Domine Jesu, важно отразить молитвенно настроение, гибкость развития, а также особенности ладотонального звучания. Развитие музыкального материала происходит на основе звукоизобразительных эффектов – за счет гармонических, динамических средств и полифонической фактуры. При исполнении любого вокально-хорового произведения важно донести до слушателя литературный текст и мелодию. Поэтому необходимо особое внимание уделить работе над фразировкой, осмыслить каждое слово. Для дирижера важнейшей задачей будет поиск подходящего для создания нужного образа жеста. В первую очередь это касается исполнения хорошего наполненного, но не тяжелого, а озвученного светом звука на legato. Крайне важно подготовить певцов на звукоизвлечение при мягкой атаке (ауфтакт не должен быть резким, он дает хорошее дыхании и мягкую точку в последствии), хорошо будет подготавливать хор при исполнении скачков опережающим движением, несущим не столько иллюстративную функцию, сколько дающего возможность скоординировать дыхание и единообразность исполнения нижнего и верхнего звуков. Важно вовремя снимать звучания и «озвучивать» не «проваливать» выразительное значение пауз. В руке должна отображаться фразировка, значимость того или иного слова. Дирижер должен следить за темпом и с помощью амплитуды и выразительности жеста и мимики передавать все нюансы. Именно от руководителя хора зависит восприятие выразительности и смысловой наполненности восприятия хористами и слушателями формы: каждый эпизод имеет свое чувственное содержание. Важно в жесте передать ощущение «жизни», «перетекания» каждого звука, гласной и согласной, у певцов всегда должно быть ощущение исполнения «вперед», не оттягивая ноту или аккорд.
На первом этапе разучивания разбирать сочинение необходимо по партиям, пропевая их как сольфеджио, а также на звуки «ли», «ле», «лю» и др., что должно помочь в достижении единообразного и плавного звучания. Так как произведение звучит с аккомпанементом, то это является хорошей поддержкой для исполнителей. Но требует отдельного внимания для дирижера. Он должен добиться звукового баланса между хором и оркестром. После того как произведение разобрано, можно переходить к пению с текстом. При этом необходимо уделять внимание ясному, четкому, связному произношению слов. На следующем этапе главным является достижение сбалансированности всех компонентов партитуры произведения, как по динамике, так и по другим элементам музыкальной выразительности. Заключительным этапом разучивания являются художественное выстраивание произведения, генеральная репетиция и концертное выступление.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Несмотря на духовный текст, «Реквием» В.А. Моцарта далек от богослужебного культа. Средствами музыкальной выразительности Моцарт воплощает глубочайший мир человеческих переживаний - душевное смятение, умиротворенный покой, глубину горя и страданий. Все произведение проникнуто высоким гуманизмом, страстной любовью к человеку, горячим сочувствием к его страданиям. Как уже говорилось ранее, дирижеру следует проникнуться содержанием сочинения и предоставить такую возможность хористам, направив их исполнение в нужном творческом русле. От восприятия содержания будет зависеть все исполнение. Музыка очень выразительна, и без осмысления превратится в нечто пустое и безыскустное. Затем уже следует выработать навык исполнения штриха legato, легкого и подвижного. Следует выработать ровное светлое звучание на всем диапазоне звучания партитуры. Важен дословный перевод и осмысление его и запоминание хористами. Можно предложить просмотр видео, где сочинение исполняет детский хор под руководством автора. Важно создание не только единого содержательного порыва, но и единого эталонного для данного произведения тембра. Сложные интонационные места следует проходить, опираясь на гармоническое звучание, хорошо и уместно здесь на начальном этапе использовать рояль. Дома хористам можно предложить так же попеть при помощи инструмента, затем петь свою партию, подыгрывая остальные. Чтобы побудить исполнителей слышать соседние партии, можно предложить исполнение по квартетам, для начала просто поставив четверками, затем вызывая петь квартетами, важно, чтобы остальные не поющие в это время исполнители замечали недостатки и для себя их отмечая не повторяли ошибки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Аберт Г. В. А. Моцарт / Пер. с нем., вступ. статья, коммент. К. К. Саквы. — 2-е изд.. — М.: Музыка, 1990. 2. Вэйс Д. Возвышенное и земное. — М.: Терра, 1997. 3. Холопов Ю.Н., Лебедев С.Н. Мелодия // Большая российская энциклопедия. Т.19. Москва, 2012 4. Шаповалова О. Музыкальный энциклопедический словарь.- Рипол Классик, М., 2003 5. Лукишко А.И. Хороведение. - Рязань., 2000 6. Способин И.В. Музыкальная форма. - М.: Музыка, 1967. 7. Романовский. Хоровой словарь. — М. 2000
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|