Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государство и право как надстроечные явления.

Политические взгляды О.Конта

Основатель философии позитивизма, известной также под названиями «социальная физика» и «социология», Огюст Конт (1798—1857). Он имел и предшественников в лице А. Р. Ж. Тюрго, Ж. А. Н. Кондорсе и А. Сен-Симона.

Основной труд Конта — шеститомный «Курс положительной философии», «Система позитивной политики».

В своих политических ориентациях Конт придерживался консервативно-охранительной позиции. Он видел главный источник морального и политического кризиса общества и даже основную причину революционных настроений в глубоком разногласии умов и отсутствии общих идей. Выход он усматривал в обнаружении таких положительных научных истин, которые, будучи хорошо усвоенными, окажутся в состоянии чуть ли не сами по себе привести человечество к миру и счастью. Если единение умов на почве общности принципов состоится, то соответствующие учреждения создадутся сами, естественным образом, без всякого тяжелого потрясения.

Совокупность методологических формул и социальных ориентиров: порядок и прогресс как главная формула умеренного реформаторства на все времена; социальная солидарность в общественном взаимодействии; социократия как идеал общественно-политического устройства, при котором управление осуществляется наиболее пригодными по роду своих основных занятий людьми —

банкирами, промышленниками и священниками позитивистской церкви.

Сосуществование порядка и прогресса должно, по его замыслам, обеспечиваться так. Представители политической науки формулируют цели и задачи и придают им привлекательный для общественного мнения вид.

Общественное мнение должно затем высказать соответствующее пожелание, публицисты — средства для их выполнения, а правители — их исполнить. Гражданину при этом остается роль социального функционера, всецело подчиненного власти. Таким образом, позитивная политика предполагает самое полное повиновение граждан.

Всякая человеческая свобода есть бессмысленная анархия, если они не подчиняются какому-то закону. Поскольку божественного права больше не существует, все человеческие права с общего согласия разумных и честных людей должны быть упразднены, а за человеком следует признать только право исполнять свой долг.

 

 

Социально-исторические корни марксистского понимания государства и права.

Свои итоговые суждения относительно состояния современного им западноевропейского общества создатели марксизма изложили в «Манифесте Коммунистической партии» — программе Союза коммунистов.

Капитализм достиг, по их мнению, пика, предела своего развития и более не может справиться с могущественными средствами производства и обмена. Капитализм как тип социальной организации окончательно исчерпал себя.

Рабочий класс в грядущей революции должен уничтожить частную собственность и разрушить все, что до сих пор охраняло и обеспечивало ее. Ближайшая практическая цель пролетариев, консолидирующихся в самостоятельный класс,— ниспровержение господства буржуазии, завоевание политической власти.

Выстраивая корпус соц. знания, Маркс и Энгельс обращались к «мыслительному материалу», накопленному историей европейской духовной культуры.

Немалую роль в возникновении марксизма сыграли идеи ряда представителей европейской философии. Среди них справедливо выделить классиков немецкой философии, особенно Г. Гегеля.

Марксизм испытал притяжение развитой еще до него идеи свободы — антипода произвола. Маркс и

Энгельс восприняли от И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля конструкцию права в качестве специфического реального отношения, складывающегося между субъектами общественного взаимодействия. Участники этого отношения контактируют друг с другом в ходе обмена социальными ценностями (вещами, услугами, иными благами) как равные, свободные (самостоятельно делающие свой выбор), автономные индивиды.

В собственно идеологическом плане классовым симпатиям и антипатиям марксизма более всего соответствовали воззрения, в которых с позиций угнетенных трудящихся масс критиковались и осуждались право и законодательство эксплуататорского общества.

Многое в марксистских представлениях о функциях, выполняемых законодательством в буржуазном обществе, идет от предшествующей марксизму социалистической мысли. Например, та точка зрения, что формальное (официальное) закрепление определенных принципов как общеобязательных норм, устанавливаемых и защищаемых госаппаратом, рождает право.

 

Государство и право как надстроечные явления.

Суть историко-материалистического подхода к государству и праву состоит в понимании этих образований в качестве надстроечных по отношению к экономической структуре общества. Уподобление государства и права надстройке — прием, призванный доказать наличие того факта, что данные явления коренятся в «материальных жизненных отношениях», опираются на «реальный базис» и зависят от него.

Реальный базис, производственные отношения не только лежат в основании политической и юридической надстройки, но и образуют ее условие, определяют ее саму. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Конечную причину и решающую движущую силу всех важных исторических событий марксизм находит в экономическом развитии общества.

Возьмите определенную ступень развития производства, обмена и потребления, и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий или классов — словом, определенное гражданское общество. Возьмите определенное гражданское общество, и вы получите определенный политический строй, который является лишь официальным выражением гражданского общества (К. Маркс).

Марксизмом утверждается, что реальный базис (экономика) всегда остается первичным и определяющим моментом для политической и юридической надстройки.

Марксова формула: «внутренняя зависимость и внешняя самостоятельность». «Внешняя самостоятельность» обнаруживается в движении надстроечных институтов согласно законам, лишь им одним свойственным, в обратном воздействии этих институтов на базис способом, только им одним присущим.

Относительная самостоятельность учреждений надстройки вырастает из общественного разделения труда и связанных с ним процессов постепенной дифференциации и обособления разнородных социальных функций. Вокруг указанных функций концентрируются автономизирующиеся области общественной жизни(в частности, государство и право). Эти сферы отличаются посодержанию, типическим признакам, занимаемому в обществеместу, поскольку различна природа лежащих в их основе социальных функций.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...