Глава 2. Выявление особенностей подростков, приводящих к началу курения
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Во второй главе представлены экспериментальные материалы по выявлению основных социальных, личностных, мотивационных и поведенческих особенностей подростков, которые, по мнению исследователей, приводят к началу курения. Выявлены основные психологические характеристики курящих и некурящих подростков. Дальнейшее исследование продемонстрировало мотивационные и личностные особенности курящих подростков, а также индивидуально-психологические различия между подростками, имеющими и не имеющими физиологической зависимости от курения. По результатам анкетного опроса были получены следующие данные о взаимосвязи распространенности курения в семье с курением подростка (табл.1). Достоверно показано, что курение родителей и братьев в семье увеличивает риск курения подростка. Таблица 1 Частота курения (%) в семьях курящих и некурящих подростков
Достоверные различия также выявлены между группами курящих (N=103) и некурящих подростков (N=96) в зависимости от количества курящих друзей и приятелей (табл.2). Важно отметить, что в окружении курящих подростков нет некурящих сверстников, и только 5,2% некурящих подростков отметили, что в их окружении нет курящих. Необходимо отметить, что полученные данные говорят о высокой распространенности курения в подростковой среде. Таблица 2 Сравнительная характеристика окружения (%) у курящих и некурящих подростков
Таким образом, вследствие возрастно-психологических особенностей существенную роль в приобщении подростка к курению играет давление группы сверстников или более старших подростков, которые уже курят и считают это своеобразной групповой нормой. В результате подросток вынужден принять эту норму, если он хочет войти в группу. Поскольку в подростковом возрасте потребность в одобрении поведения со стороны сверстников является базисной возрастно-психологической потребностью, курение может являться той минимальной жертвой, на которую подросток готов пойти ради того, чтобы войти в компанию. Согласно полученным результатам (табл.3), основным досугом для подростков является встречи и общение с друзьями, что соответствует психологическим особенностям подросткового возраста. Но курящий подросток (N=103), в отличие от некурящего (N=96), проводит с друзьями больше времени, в то время как досуг некурящих более разнообразен, они чаще занимаются спортом, читают, смотрят телевизионные программы, увлекаются компьютером, чаще общаются с родителями, помогают по дому. Это может говорить о различии некоторых личностных особенностей, мотивов и стилей поведения курящих и некурящих подростков. Учитывался факт, что подростки чаще, чем взрослые, испытывают чувство одиночества. Быть одиноким в этом возрасте - значит чувствовать, что ты исключен из группы, что тебя не любят окружающие, что тебе не с кем поделиться своими личными интересами или что ты чужой среди своих, и следствие этого - высокий уровень эмоционального напряжения, рискованного поведения и неуверенность в себе. Мы изучили вопрос получения помощи и психологической поддержки, если у подростка возникла такая необходимость. Данные представлены в таблице №4.
Таблица 3 Распределение свободного времени (%) у курящих и некурящих подростков
Так, курящие подростки достоверно чаще, чем некурящие обращаются за помощью и поддержкой к друзьям и приятелям, но не к родителям и взрослым. Таким образом, если ребенок не имеет поддержки дома или у него нарушены отношения с родителями и другими значимыми взрослыми, у него не остается выбора: он идет к друзьям, которые его поддержат, выслушают и помогут. Если же друзья окажутся курящими, то приобщение к этой вредной привычке становится неизбежным. Таблица 4 Психологическая поддержка близкого окружения (%) подростка
Несмотря на отсутствие достоверных различий, видна тенденция более частого обращения за помощью и поддержкой некурящих подростков (N=96) к родителям, по сравнению с курящими (N=103). По результатам опроса видно, что сложные и трудные вопросы, возникающие в жизни, подростки нечасто решают с помощью членов семьи. Процент некурящих подростков (45,8%), которые в сложных жизненных ситуациях обращаются к матери, также больше, чем курящих (36,9%), что может говорить о более доброжелательных и доверительных отношениях в семьях некурящих подростков. Поддержка, готовность оказать помощь, принять и понять ребенка снижают уровень тревоги, эмоциональной напряженности, стресса, что, в свою очередь, уменьшает риск начала курения в раннем возрасте. Изучая и анализируя поведение, особенности личности и мотивацию курящих подростков (N=103), важно было получить ответ на вопрос: что могло послужить поводом для первой пробы курения? Полученные данные представлены в табл. 5.
Больше чем для половины подростков (59,1%) поводом для первой пробы курения послужило любопытство. Этот факт явно указывает на особенности возрастно-психологического развития подростков: любопытство является одним из основных его специфических факторов. Столь высокие показатели еще раз подтверждают огромное влияние примеров курения взрослых на приобщение к курению как признаку взрослости в глазах подростков; сигарету потому и хочется попробовать, что это кажется очень взрослым занятием, наиболее привлекательным в младшем подростковом возрасте. Таблица 5 Причины начала курения (%) подростков
Следующим по значимости является курение за компанию (23, 6%). Этот показатель подтверждает огромное влияние друзей и компании на мальчиков в подростковом возрасте. Подростки, общающиеся с курильщиками, более склонны к курению, так как считают, что курение принято и распространено в большей степени, чем это имеет место на самом деле. Сюда же можно отнести и следующий (по количеству выборов) повод приобщения к курению: 15,5 % подростков указали, что «не хотели отставать от друзей». Это еще раз показывает, насколько для подростка в пубертатном периоде значимо влияние сверстников и нежелание оказаться «белой вороной». Неприятности послужили поводом к курению в 8,2% случаев: релаксационный эффект табакокурения широко известен не только взрослым, но и подросткам. Никотин считается эффективным и доступным средством борьбы со стрессом, который помогает курильщику легко обрести контроль над собой и своими эмоциями. Курение - известный способ расслабиться, успокоиться и снять эмоциональное напряжение. Как повод для первой пробы курения желание чувствовать себя взрослее отметили 3,6 % курящих подростков. Это факт еще раз указывает на желание подростков выделиться среди сверстников, улучшить социальный статус среди сверстников и в глазах окружения, в глазах противоположного пола: ведь курение - самый известный, широко разрекламированный, не строго осуждаемый окружающими и не требующий особых усилий атрибут поведения взрослого человека.
Использование анкеты Хорна позволило определить типы курения. Результаты показали, что среди курящих подростков преобладают следующие типы курения (рис. 1). Наибольшее внимание привлекают два типа курения - «поддержка» и «расслабление». Полученные данные еще раз подтверждают тот факт, что курение в подростковой среде тесно связано со стрессовыми ситуациями: курят, чтобы справиться с раздражением, гневом, преодолеть застенчивость, снизить эмоциональное напряжение, а также получить одобрение и поддержку окружающих. Рис.1 Распространенность типов курительного поведения среди подростков по данным анкеты Хорна (%)
То обстоятельство, что на втором месте оказался тип «расслабление», указывает на стремление курящих подростков получить удовольствие от курения, расслабиться, почувствовать себя комфортнее, достичь релаксации и спокойствия. Третье место, занятое типом курения «игра», говорит о том, что подросткам нравятся все манипуляции, связанные с процессом курения, важны его аксессуары - зажигалки, пепельницы, сигареты определенного сорта. Курят представители этого типа немного - две-три сигареты в день и в основном в ситуации общения, за компанию, от нечего делать. Этот факт подтверждает то, что подростков очень привлекают внешние проявления взрослости, а курение, как ранее указывалось, для подростков является ярким атрибутом взрослой жизни. Группа подростков, для которых преобладающим типом курения является «жажда», уже имеет физиологическую зависимость от табака. Они ощущают острую потребность в курении через определенные промежутки времени, подобно жажде. Их стремление удовлетворить эту потребность настолько сильно, что они курят даже вопреки запретам. Тип «рефлекс» также говорит о выраженной физиологической зависимости от табака. Курильщики такого типа не только не осознают психологических причин своего курения, но и часто даже не замечают, сколько сигарет в день выкуривают. Курение приобретает автоматический характер, количество выкуриваемых сигарет может достигать более двух пачек в день. Подросток, для которого характерен тип «стимуляция», убежден, что сигарета обладает тонизирующим действием, бодрит, снимает усталость. Он прибегает к сигарете, когда хочется взбодриться, при физическом или психологическом переутомлении.
Полученные с помощью опросника Хорна данные свидетельствуют о том, что курение в подростковом возрасте носит чаще всего характер психологической, а не физиологической зависимости, т.е. курение может быть спонтанным самолечением, способом расслабиться, снять напряжение, пообщаться в компании; оно кажется способом справиться с проблемами или уйти от них. Однако, учитывая тот факт, что по показателям опросника Хорна 11,8% подростков имеют тип курения «жажда» и 2,7 % - тип курения «рефлекс», для уточнения факта физиологической зависимости подростков от курения нами был применен опросник Фагерстрема. По данным этого опроса, из 103 курящих подростков 29 испытывали физиологическую зависимость от курения, а 74 имели незначительную или не имели ее вообще. Данные, полученные с помощью опросника Фагерстрема, еще раз подтверждают, что большинство подростков не испытывают физиологической зависимости от курения. Таким образом, при изучении условий и характеристик подросткового курения, а также при проведении профилактических программ необходимо уделять особое внимание психологическим условиям приобщения подростка к курению. Результаты, полученные с помощью психологических тестов (Большая пятерка, тест Басса-Дарки, тест Спилбергера-Ханина, а также применение опросников, оценивающих рискованное поведение), показали различия индивидуально-личностных особенностей курящих (N=103) и некурящих подростков (N=96) (негативизм, вербальная агрессия, рискованное поведение). Негативизм больше выражен у курящих подростков, что говорит об оппозиционной манере поведения курящих подростков, об их отрицании и неприятии многих обычаев и установленных законов, проявляющемся в основном в отказе выполнять предъявляемые требования и выполнении действий, противоположных требуемым. Вербальная агрессия также более выражена у курящих подростков и проявляется в выражении негативных чувств и агрессивности вербально, через крики, угрозы, оскорбления. Это говорит о том, что «вербальная агрессия» - это типичная форма агрессивного поведения в подростковом возрасте, которая отражает дисгармонию внутриличностного развития подростка и его социальное неблагополучие. Следующий показатель, достоверно отличающий курящих от некурящих подростков, это показатель рискованности поведения. Курящий подросток более склонен к рискованному поведению, не ограничивает свое поведение общепринятыми в социуме рамками, он стремится выйти за грани дозволенного, он не чувствует страха, менее осторожен в жизненных ситуациях и мало задумывается о последствиях своих действий. Следовательно, курение относится к рискованному поведению. Курящие подростки, в отличие от некурящих, не считают курение риском для здоровья. Полученные результаты еще раз доказывают, что между курящими и некурящими подростками существуют различия, которые можно отнести к факторам, оказывающим влияние на устойчивость к началу курения в подростковом возрасте. Выявлены индивидуально-личностные различия курящих подростков (N=103), имеющих физиологическую зависимость от курения и не имеющие таковой. Экстраверсия более свойственна подросткам, не имеющим физиологической зависимости. Различия статистически достоверны. Эти подростки более открыты, более общительны и склонны проявлять сотрудничество, в отличие от подростков, имеющих никотиновую зависимость, которые склонны к сдержанности в проявлении эмоций и имеют трудности с налаживанием новых контактов с людьми. Зависимые от курения подростки положительно относятся к любому проявлению рискованного поведения и имеют большую предрасположенность к рискованному поведению. Имеющие зависимость курящие подростки более раздражительны, вспыльчивы, склонны проявлять резкость в общении, демонстрировать негативные эмоции в ситуации напряжения, чаще проявляют грубость в отношении окружающих, т.е. готовы к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении. Можно предположить, что зависимые подростки в дальнейшем чаще прибегают к курению для снятия эмоционального напряжения (которое они имели, когда только начинали курить). Но для этого им нужна большая доза и частота курения. В результате экспериментального изучения подросткового курения и работы с подростками, была осуществлена программа профилактики курения среди подростков. Вмешательство носило немедикаментозный характер и было направлено в основном на создание и усиление мотивации к отказу от курения и на психологическую поддержку подростка в отказе от курения. Этап профилактики включал индивидуальные консультации, цикл психологических тренингов. Техники и методы включены в программу для снятия абстинентного синдрома (в связи с отказом от курения), снижения эмоционального напряжения, уменьшения ситуационной тревожности. Профилактическая программа осуществлялась в трех недель, после окончания ее оценивался результат. Поддерживающие мероприятия не проводились. Через три недели с момента начала профилактической программы бросило курить 5 человек (25%), у некоторых подростков уменьшилось число выкуриваемых сигарет (25%); продолжало курить с прежней интенсивностью 10 человека (50%). Таблица 6 Результаты профилактики курения в группах мальчиков-подростков 16-19 лет
Примечание. Группа 1 - подростки, участвовавшие в программе и бросившие курить через 3 недели; группа 2 - подростки, участвовавшие в программе и продолжавшие курить, но снизившие интенсивность курения. Отмечаемая в столь молодом возрасте достаточно выраженная никотиновая зависимость и относительно низкий эффект вмешательства ставит вопрос не только о необходимости активных поддерживающих мер, но и необходимости новых подходов к профилактике. В ряде случаев, вероятно, целесообразно ставить вопрос о никотинзамещающей терапии. Успешно проведенная профилактическая программа подтвердила правильный подход к решению проблемы подросткового курения, поставленную первоначальную гипотезу, правильность постановки задач исследования и положений, выносимых на защиту. Формирование здорового образа жизни у молодых людей без вредных для здоровья привычек должно стать приоритетом государственной политики. Дальнейшее, более детальное изучение психологических условий возникновения и распространения курения среди подростков специалистами-психологами позволит выявить пусковые механизмы курения и повысить эффективность профилактики этой привычки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1. Обобщены теоретические и экспериментальные данные влияния личностных, поведенческих и средовых факторов на курение в подростковом возрасте. В проведенных исследованиях в основном указывается один - два фактора и, как правило, отсутствует комплексный подход к изучаемой проблеме. Выделены основные психологические факторы и особенности поведения связанные с курением. К ним относятся высокий уровень тревожности, агрессивность, эмоциональная неустойчивость, низкий уровень самооценки, подозрительность, аддиктивность поведения, а также влияние ближайшего окружения. 2. Установлены основные направления профилактического вмешательства, проводимого в программах по отказу от курения подростков. Анализ показал, что на практике профилактические мероприятия, как правило, не проводятся или носят узконаправленный характер. Врач или педагог, принимающий участие в данных мероприятиях, не всегда учитывают важную роль личностных особенностей подростков и средовых факторов. . Изучен комплекс тестов и опросников, включающий личностные, поведенческие и социально-психологические характеристики для оценки вероятности курения подростка. Представлены наиболее эффективные методы для объективной оценки психологической и физиологической зависимости от курения, что позволяет дифференцировать подходы к профилактике курения среди подростков и увеличить ее эффективность. . Проведена дифференциация курящих и некурящих подростков по основным индивидуально-личностным и поведенческим показателям. Доказательно представлено, что основными психологическими условиями, влияющими на устойчивость к вредным привычкам в подростковом возрасте, в частности к курению, являются высокий уровень негативизма, рискованность поведения и проявления вербальной агрессии. Негативизм достоверно чаще встречается у курящих подростков, что говорит об оппозиционной манере их поведения, об отрицании и неприятии ими многих обычаев и установленных законов, проявляющемся в основном в отказе выполнять предъявляемые обществом требования и выполнении действий, противоположных принятым в обществе нормам поведения. Вербальная агрессия является типичной формой агрессивного поведения в подростковом возрасте и отражает дисгармонию внутриличностного развития подростка и его социальное неблагополучие. Высокий показатель рискованности поведения, отличающий курящих от некурящих подростков, указывает на то, что курящий подросток не ограничивает свое поведение общепринятыми в социуме рамками, стремится выйти за грани дозволенного, он менее осторожен в рискованных ситуациях и мало задумывается о последствиях своих действий. Подтверждена негативная роль в приобщении к курению подростка близкого окружения: курение родственников (матери, отца, старшего брата) и курение друзей и приятелей. Курящие подростки много времени проводят с друзьями, в то время как досуг некурящих более разнообразен: они больше занимаются спортом, смотрят телевизионные программы, увлекаются компьютером, чаще помогают по дому и общаются с родителями. Курящие подростки чаще, чем некурящие, обращаются за помощью и поддержкой к друзьям. Этот факт может указывать на более близкие и доверительные отношения лишь в кругу друзей. Поддержка, готовность оказать помощь, принять и понять ребенка снижают уровень тревоги, стресса, эмоциональной напряженности, которые, в свою очередь, увеличивают риск начала курения в раннем возрасте. 5. Апробирована система мер по профилактике курения, основанная на интегративном подходе к изучаемому поведению (курение) подростков и эмпирически установлена ее эффективность. Экспериментально доказаны положительные изменения в статусе курения у подростков в результате направленного профилактического воздействия, в основу которого заложены акмеологические принципы развития зрелого, здорового, самостоятельно принимающего решения человека. Определены достаточно широкие объективные возможности профилактического воздействия на процесс коррекции аутодеструктивного, незрелого поведения подростка. Трехнедельное наблюдение за избранным контингентом позволяет утверждать, что избранный подход в борьбе с курением оказался весьма эффективным. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Чучалин А.Г., Сахарова Г.М., Новиков К.Ю. Практическое руководство по лечению табачной зависимости // Русский медицинский журнал. - 2001. - Т. 9, №21. - С. 904-910. . Камардина Т.В. Смертность, обусловленная курением в России // Общественное здоровье и профилактика заболеваний. -2004.- №2.- С. 29-34. . Смирнов В.К. Клиника и терапия табачной зависимости.- М., 2000. - 96 с. . Киселева Е.A. Влияние табакокурения на здоровье // Новые Санкт-Петербургские врачебные ведомости. - 2003. - №4.- С. 64-68. . Берштейн Л.М. Онкоэндокринология курения. - Спб.: Наука, 1995. -127 с. Рекомендации по мониторингу табачной эпидемии и борьбе с ней. - Geneva, World Health Organization, 1998; M.: Медицина, 1999 . Relationship between cigarette smoking and novel risk factors for cardiovascular diseases in the United States / L.A. Bazzano, J. He, P. Muntner et al. // Ann. Intern. Med.-2003. - Vol. 13, №11, - P. 891-897. 7. Fagerstrom K.O., Sawe U. The pathophysiology of nicotine dependence: treatment options and cardiovascular safety of nicotine // Cardiovascular risk factors. - 1997. -Vol. 6, №3. - P. 135-143.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|