Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система образования: сущность, формы, эволюция

Социальная сущность брака, ее историческая эволюция. Брачные нормативы

Брак – определенная форма регуляции секс отношений.

Исторические типы и формы брака

Брачный состав общества и его динамика

Семья: понятие, семьеобразующие признаки, функции

Семья возникает с аграрной эпохи как социальный институт.

Начиная с аграрной эпохи бр отношения, к пр, включены в сист сем отношений.

С. монолокальна (все члены С. Живут вместе).

Брак м б и дислокальный.

С. м. включать в свой состав брачную пару, но также м б и вне брачной.

  • Семья – это группа лиц, связанных брачными / кровно – родственными отношениями, свойственными отношениями, совместностью проживания, общностью хозяйства, быта и взаимной ответственностью.

Выступают отношения 2-х типов:

  • Брачные (свойственные – отношения м/у родственниками супругов)
  • Кровно - родственные (генеративный аспект: родители-дети).

Признаки С. (дискуссионные):

  • Совместность проживания
  • Общность бюджета
  • Общность быта
  • Взаимопомощь

Нередко признаки приводят к отождествлению С. и домохозяйства: термин «Д.» имеет более широкое значение, чем «С.», зато «С.» глубже.

  • Полные С. – на основе брачных или родственных отношений.
  • Неполные С.

 

  • Сложные С. – в их составе бр пары разных поколений и их родственники.
  • Нуклеарные (ядровые, простые) С. – брачная пара с неотделившимися детьми (2 ребенка).

Фазы семьи:

· Пред-родительство (с начала вступления в бр и до рождения ребенка);

· Репродуктивное род-во

· Социализационного родительства

· Пра-родительство (от рождения 1 внука до смерти 1 из супругов).

 

Функции С.:

  • Воспроизводство
  • Социализация подрастающего поколения
  • «Социальный амортизатор» неблагоприятных внешних воздействий
  • «Буфер» между внешним миром и внутренними отношениями

Традиционный тип семьи. Современный тип семьи: два подхода к ее интерпретации

Происхождение С. и традиционный тип С.:

Связано с рождением цивилизации, когда новые общественные условия потребовали новых форм социальной организации населения.

Ос-ти традиционного типа С.:

  1. Основа бр отношений: не только моногамные, но и полигамные отношения;
  2. Внутренняя сложная структура: С. вкл в себя не только бр пары разных поколений, но и многопоколенные, многосоставные (обслуга тоже в составе);
  3. Патриархат: неограниченная власть отца над всеми домочадцами
  4. Авторитарный хар-р традиц типа С. (деловой хар-р мотивации браков)

 

Современные функции С.:

    • Репродуктивная
    • Первичная социализация детей
    • Досуговая
    • Психологическая поддержка

Эволюционная трансформация функций С.

Особенности современного типа С.:

  1. Преимущественно моногамные бр отношения;
  2. Изменения во внутриС. организации С.: упрощ-тся внутриС. Структура С. (из сложной, т.е. многосоставной, многопоколенной С. Трансформируется в нуклеарную – простую С.); с др. ст, отмечается смена полных С. неполными;
  3. Эгалитарные С. (равноправие всех членов С.) = стирание главного члена С.

 

    • Кризисный подход: констатация тенденций деградации в происходящих переменах С.ной жизни:

1. однополые браки

2. бездетные С

3. разводы

4. отсутствие офиц оформления бр

5. внебрачн связи и т.д.

· Не деградация, а адаптация бр-С-ных отношений к новым условиям О-ной жизни. Брак и С. не исчезают как соц институты, а наоборот рост их устойчивости и общественного признания:

i. рост брачности опережает рост населения (2/3 заново вступают в брак)

ii. Если С. И переживает кризис, то это кризис не института С., а кризис старых форм С.: признак приспособления С. К новым условиям общественной жизни.

Семейный состав общества. Социология семьи и брака как частная социологическая дисциплина

Семейный состав общества как распределение населения по отношению к институту С.:

  1. Те, кто живет в составе С.
  2. Те, кто не имеют С.

В советской статистике + группа членов С., но проживающих вне С., но сохраняющих с ней материальную и духовную связь.

Число С. Выросло. Этот рост связан не только с приростом нас-я, но и с нуклеаризацией С., т.е. сокращением средних размеров С.

Для измерения всех этих процессов вводится специальный пок-ль: коэффициент С.

Социология С. как специальная социологическая теория среднего ранга.

  • Фамилистика – отрасль социологии, изучающая развитие и функционирование С. как соц-го института и малой группы.

Происхождение, эволюция С., 2 подхода:

  • Традиционный подход
  • Эволюционистские подход

Исследователи С.: Энгельс, Л. Морган, Ковалевский, Семенов

С 20-30 гг 20 в развитие эмпириеской ветви Социологии С.

Сер 20 в – функц представления о С. (Парсонс)

К 20 в – нач 21: Харчев, Антонов, Тартаковская.

Система образования: сущность, формы, эволюция

обр представляет собой соц инст-т, создаваемый О. для того чтобы ЗУН передавались личности и усваивались этой личностью ЗУН, необходимые для самостоятельного существования человека в условиях именно данного О.

2 формы реализац обр потребностей:

· неформальн: усвоение личностью накопленных О. ЗУН (самообразование, публичные лекции, путешествия)

С рождением индустриального О. неформальное образ на 2ой план.

· формальн: целенаправленное систематизированное обучение подрастающих поколений на базе спец-х уч учреждений.

Сегодня есть комбинированные формы образования, дистанционное образование.

3 аспекта обр д-ти ФОРМ ОБР:

1. обр как уч процесс, как система уч деят-ти, как взаимодействие 2-х ролестатусных групп: учитель- ученик (педагогика);

2. обр как система организации и управления учебным процессом, как некая структура, к-ая образуется сетью образоват учебных учреждений;

3. обр как соц инст-т, возникающий и существующий в связи с необх-ю удовлетворения соц-нных и ресоциализацион-х потребностей О. (социология образования: Теория среднего ранга)

Образование – синоним образованности (однако иное содержание терминов).

Эволюция института О.

В усл первобытн О отсутствуют спец учр. для подрастающ пок-я. С рождением первых цивилиз (аграрн О) происходит выделение обр в самостоятельную сф общественного труда. Однако рождающееся формальное О является соц-ной привилегией высших слоев О. что сохраняется вплоть до становления зрелого индустриального О 20 в. Доступность обр широким слоям населения относится к концу 19-20 вв: первые законы об обязательном нач образовании в Зап Европе относятся к 70-80 гг 19 века, законы об обяз-ти среднего образования имеют историю с середины 20 века, меры по расширению доступности высшего образования принимаются с последней трети 20 века. В основе всех этих изменений происходит усложнение технологии, повышается потребность в квалифицир работнике, с др стороны: в силу демократизации О есть ПБ в грамотном электорате. Т.о., можно выделить след этапы в развитии образования:

1. 1ая революция в образовании, к-ая породила сам механизм формального образования, но резко ограничила его масштабы (аграрное О)

2. индустриальное О.: становление сложной многоуровневой, многоформной структуры формальной системы образования, демократизация всех ступеней, видов образования.

3. 3ья рев-я: современный этап: переход к непрерывному обр.

2 ос-ти для сист обр инд О:

1. система ориентир на образование подрастающего пок-я; направлена на решение социализационных задач;

2. дать законченное обр, достаточного для всей его последующей жизни.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...