Система образования: сущность, формы, эволюция
Социальная сущность брака, ее историческая эволюция. Брачные нормативы Брак – определенная форма регуляции секс отношений. Исторические типы и формы брака Брачный состав общества и его динамика Семья: понятие, семьеобразующие признаки, функции Семья возникает с аграрной эпохи как социальный институт. Начиная с аграрной эпохи бр отношения, к пр, включены в сист сем отношений. С. монолокальна (все члены С. Живут вместе). Брак м б и дислокальный. С. м. включать в свой состав брачную пару, но также м б и вне брачной.
Выступают отношения 2-х типов:
Признаки С. (дискуссионные):
Нередко признаки приводят к отождествлению С. и домохозяйства: термин «Д.» имеет более широкое значение, чем «С.», зато «С.» глубже.
Фазы семьи: · Пред-родительство (с начала вступления в бр и до рождения ребенка); · Репродуктивное род-во · Социализационного родительства · Пра-родительство (от рождения 1 внука до смерти 1 из супругов).
Функции С.:
Традиционный тип семьи. Современный тип семьи: два подхода к ее интерпретации
Происхождение С. и традиционный тип С.: Связано с рождением цивилизации, когда новые общественные условия потребовали новых форм социальной организации населения. Ос-ти традиционного типа С.:
Современные функции С.:
Эволюционная трансформация функций С. Особенности современного типа С.:
1. однополые браки 2. бездетные С 3. разводы 4. отсутствие офиц оформления бр 5. внебрачн связи и т.д. · Не деградация, а адаптация бр-С-ных отношений к новым условиям О-ной жизни. Брак и С. не исчезают как соц институты, а наоборот рост их устойчивости и общественного признания: i. рост брачности опережает рост населения (2/3 заново вступают в брак) ii. Если С. И переживает кризис, то это кризис не института С., а кризис старых форм С.: признак приспособления С. К новым условиям общественной жизни.
Семейный состав общества. Социология семьи и брака как частная социологическая дисциплина Семейный состав общества как распределение населения по отношению к институту С.:
В советской статистике + группа членов С., но проживающих вне С., но сохраняющих с ней материальную и духовную связь. Число С. Выросло. Этот рост связан не только с приростом нас-я, но и с нуклеаризацией С., т.е. сокращением средних размеров С. Для измерения всех этих процессов вводится специальный пок-ль: коэффициент С. Социология С. как специальная социологическая теория среднего ранга.
Происхождение, эволюция С., 2 подхода:
Исследователи С.: Энгельс, Л. Морган, Ковалевский, Семенов С 20-30 гг 20 в развитие эмпириеской ветви Социологии С. Сер 20 в – функц представления о С. (Парсонс) К 20 в – нач 21: Харчев, Антонов, Тартаковская. Система образования: сущность, формы, эволюция обр представляет собой соц инст-т, создаваемый О. для того чтобы ЗУН передавались личности и усваивались этой личностью ЗУН, необходимые для самостоятельного существования человека в условиях именно данного О. 2 формы реализац обр потребностей: · неформальн: усвоение личностью накопленных О. ЗУН (самообразование, публичные лекции, путешествия) С рождением индустриального О. неформальное образ на 2ой план. · формальн: целенаправленное систематизированное обучение подрастающих поколений на базе спец-х уч учреждений. Сегодня есть комбинированные формы образования, дистанционное образование. 3 аспекта обр д-ти ФОРМ ОБР: 1. обр как уч процесс, как система уч деят-ти, как взаимодействие 2-х ролестатусных групп: учитель- ученик (педагогика); 2. обр как система организации и управления учебным процессом, как некая структура, к-ая образуется сетью образоват учебных учреждений; 3. обр как соц инст-т, возникающий и существующий в связи с необх-ю удовлетворения соц-нных и ресоциализацион-х потребностей О. (социология образования: Теория среднего ранга) Образование – синоним образованности (однако иное содержание терминов).
Эволюция института О. В усл первобытн О отсутствуют спец учр. для подрастающ пок-я. С рождением первых цивилиз (аграрн О) происходит выделение обр в самостоятельную сф общественного труда. Однако рождающееся формальное О является соц-ной привилегией высших слоев О. что сохраняется вплоть до становления зрелого индустриального О 20 в. Доступность обр широким слоям населения относится к концу 19-20 вв: первые законы об обязательном нач образовании в Зап Европе относятся к 70-80 гг 19 века, законы об обяз-ти среднего образования имеют историю с середины 20 века, меры по расширению доступности высшего образования принимаются с последней трети 20 века. В основе всех этих изменений происходит усложнение технологии, повышается потребность в квалифицир работнике, с др стороны: в силу демократизации О есть ПБ в грамотном электорате. Т.о., можно выделить след этапы в развитии образования: 1. 1ая революция в образовании, к-ая породила сам механизм формального образования, но резко ограничила его масштабы (аграрное О) 2. индустриальное О.: становление сложной многоуровневой, многоформной структуры формальной системы образования, демократизация всех ступеней, видов образования. 3. 3ья рев-я: современный этап: переход к непрерывному обр. 2 ос-ти для сист обр инд О: 1. система ориентир на образование подрастающего пок-я; направлена на решение социализационных задач; 2. дать законченное обр, достаточного для всей его последующей жизни.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|