Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Преступления в сфере экономической деятельности. Общая характеристика, виды.




Уголовная ответственность за преступления в сфере экономической деятельности предусмотрена нормами главы 22 УК. Содержащиеся в ней запреты ориентированы на защиту свободы предпринимательской деятельности и разнообразие ее организационно-правовых форм, защиту предпринимательства от недобросовестной конкуренции и монополизма, охрану прав потребителей товаров и услуг, защиту финансовых интересов государства в условиях постоянно возрастающего количества совершаемых преступлений в сфере экономической деятельности.

С объективной стороны большинство преступлений в сфере экономической деятельности совершаются путем действий (например, незаконное предпринимательство, принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения, незаконное использование товарного знака, изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг и др.). Некоторые преступления могут быть выполнены только путем бездействия (например, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности, невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран и др.).

С субъективной стороны все преступления в сфере экономической деятельности характеризуются умышленной виной. Обязательным признаком субъективной стороны некоторых составов являются мотив и цель. Так, регистрация незаконных сделок с землей предполагает корыстную или иную личную заинтересованность со стороны должностного лица. Состав лжепредпринимательства образуют предусмотренные вст.173 УК РФ действия, имеющие целью получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности.

Субъектами преступлений в сфере экономической деятельности могут быть лица, достигшие к моменту совершения преступления 16 лет. На основании прямого указания закона субъектами некоторых преступлений в сфере экономической деятельности являются только должностные лица. Таковы составы воспрепятствования законной предпринимательской деятельности, регистрации незаконных сделок с землей. Субъектами отдельных преступлений выступают как должностные, так и иные (частные) лица (например, при злостном уклонении от погашения кредиторской задолженности, незаконном использовании товарного знака и др.).

преступления в области экономической деятельности условно можно подразделить на следующие виды:

1) преступления в сфере предпринимательства: воспрепятствование законной предпринимательской деятельности; регистрация незаконных сделок с землей; незаконное предпринимательство; производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции; незаконная банковская деятельность; лжепредпринимательство; легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества; незаконное использование товарного знака и т.д.

2) преступления в денежно-кредитной сфере: незаконное получение кредита; злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности; нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм; изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов; нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм; злоупотребления при эмиссии ценных бумаг и т.д.

3) преступления в сфере финансовой деятельности государства: контрабанда; незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга; нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней; уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица; уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица и т.д.

30. Преступления в сфере компьютерной информации. Общая характеристика, виды.

 

В нашей стране в силу различных обстоятельств законодательные органы вовремя не прореагировали на отмеченные выше обстоятельства. Однако осложнение криминогенной ситуации в сфере использования компьютерной техники ускорило принятие правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с компьютеризацией человеческой деятельности. Принят Закон РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» от 23 сентября 1992г.*, Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995г.** и, наконец, гл. 28 УК «Преступления в сфере компьютерной информации». В эту главу включены следующие составы: неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК); создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273 УК); нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст. 274 УК). Составы преступлений, совершаемых с помощью компьютерной техники, в УК РФ не включены.

 

* ВВС. 1992. № 42. Ст. 2325.

**СЗ РФ. 1995. №8. Ст. 609.

 

Объектом анализируемой группы преступлений, исходя из законодательного описания составов, являются общественные отношения, складывающиеся в связи с использованием компьютерной информации.Предмет преступления — информация, сосредоточенная в файлах, программах, базах данных.

Объективная сторона составов рассматриваемых преступлений, сконструированных по типу материальных, характеризуется тремя обязательными признаками: деянием, преступными последствиями и причинной связью между ними. Деяние, как правило, представляет собой активные действия, например, разработка вредоносных (так называемых вирусных) программ, отключение элементов компьютерной системы и др. Состав, сформулированный в ст. 274 УК РФ, предполагает бездействие — несоблюдение установленных правил эксплуатации ЭВМ.

Преступные последствия выступают в виде вреда для пользователей ЭВМ, в нарушении нормального функционирования ЭВМ или сетей ЭВМ. При анализе объективной стороны необходимо установить, что наступившие последствия находятся в причинной связи с неправомерным поведением субъекта.

Субъективную сторону данной группы преступлений характеризует вина в форме умысла (прямого или косвенного) или неосторожности. Факультативные признаки субъективной стороны (мотив и цель) в ст. 272—274 УК РФ не названы.

Субъект преступления — физическое лицо, вменяемое, достигшее 16 лет. Это могут быть лица, в обязанности которых входит соблюдение правил хранения информации, либо лица, противоправно получившие доступ к информации.

Виды преступлений в сфере компьютерной информации. Статья 272 УК РФ устанавливает ответственность за неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации.

Предметом преступного посягательства выступает информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах. Эти сведения сконцентрированы в информационных системах (банках данных). Закон, акцентируя внимание на «неправомерности внедрения», имеет в виду, что информация является «чужой» для лица, осуществляющего доступ к ней, она защищена от произвольного копирования.

Объективную сторону этого состава преступления характеризуют активные действия. Неправомерный доступ может иметь место на всех этапах технологического процесса отработки информации с использованием ЭВМ:

а) при сборе исходных данных и переносе их на машинные носители;

б) при формировании и вводе массива информации в память ЭВМ, контроле и корректировке ввода;

в) при передаче информации по каналам связи, регистрации выполненных работ и т.п.

 

 

31. Правоведение. Система юридических наук:

Правоведение (лат. юриспруденция) является частью научного знания об обществе наряду с такими науками, как социология, история, экономика, политология, культурология и др. Но предметом правоведения выступает не всё общество, а только право и государство, в той мере, в какой оно связано с правом.

В связи с постоянной дифференциацией научного знания любая научная область представляет собой сегодня систему родственных наук. Например, биология есть система таких биологических наук, как вирусология, ботаника, энтомология, приматология и др.

Таким образом, правоведение - это система юридических наук. Она состоит из следующих групп:

1) историко-теоретические науки (теория права и государства, история права и государства, история учений о праве и государстве, философия права);

2) отраслевые науки, изучающие части ныне действующего права (наука конституционного (государственного) права, гражданского, трудового, административного, уголовного, уголовнопроцессуального, финансового, экологического права и др.);

3) прикладные науки, изучающие не само право, но применение в правовых целях данных естественных, технических, экономических и иных наук (криминалистика, криминология, судебная статистика и медицина и др.).

Для получения научного знания в правоведении используются методы как общие для всех наук (теоретико-логический, исторический, системный), так и частнонаучные, применяемые только юридическими науками. Таковы формально-юридический метод, заключающийся в догматическом толковании правовых норм, и метод сравнительного правоведения - сопоставление правовых явлений разных стран и эпох.

Итак, во втором значении, правоведение - это учебная дисциплина для студентов неюридических специальностей, в которой дается обзор основ ряда юридических наук. В основном это изучение теории права и государства и отдельных отраслевых наук; вне учебного предмета «правоведение» остаются история права и правовых учений, а также все прикладные юридические дисциплины.

 

32. Сущность и функции государства:

Термин «государство» употребляется в разных значениях. В обыденной речи понятие «государство» нередко используется для обозначения больших общественных групп — отдельных стран, обществ, народов. Такое понимание государства не является строго научным. Являясь организацией больших общественных групп, государство — это вместе с тем и прежде всего основной институт господствующей в конкретном обществе политической системы, совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций, осуществляющих регулирование политических отношений, управление общественными делами, выполнение властных функций.

До недавнего времени в отечественной научной, учебной, и учебно-методической литературе государство трактовалось односторонне. Оно преимущественно рассматривалось как машина, аппарат, посредством которого один класс держит в подчинении другие классы, осуществляет свою диктатуру, используя для этого специальные органы принуждения. При этом сплошь и рядом, нередко со ссылками па произведения К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина подчеркивалось, что таковыми являлись государства рабовладельческого, феодального и является государство буржуазного общества, а социалистическое государство якобы классовым не является.

Государство — это основной институт господствующей в обществе политической системы, центральный институт политической власти, «организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп. Государство — это определенная структура, в состав которой входят органы законодательной, исполнительно-распорядительной, судебной, прокурорской власти, органы управления хозяйственной деятельности, органы государственного контроля, органы охраны общественного порядка, органы государственной безопасности.

Сущность всех государств проявляется в их функциях. Под функциями государства принято понимать основные направления его деятельности. Государства выполняют разнообразные функции, которые принято подразделять на две группы: внутренние и внешние.

Внутренние функции государства — это основные направления деятельности конкретного государства на своей территории, внешние функции — это основные направления его деятельности во взаимоотношениях с другими государствами, на международной арене.

Основными внутренними функциями существующих в настоящее время государств являются следующие: 1) защита существующего социально-экономического строя, 2) регулирование отношений господствующего социального слоя с другими классами, социальными слоями, общественными группами, 3) регулирование всей совокупности социальных отношений — национальных, межнациональных, семейных и т. д.)., 4) регулирование экономической жизни, 5) обеспечение организованности, упорядоченности в обществе, охрана установленных законов и правопорядка, а также интересов общества в целом, 6) регулирование взаимоотношений общества с природой, 7) воспитательная функция и другие.

Внешние функции современных государств направлены на то, чтобы отстаивать свои интересы на международной арене, в международных отношениях. К числу внешних функций относят следующие: 1) защита суверенитета и территории, 2) укрепление обороны и обеспечение государственной безопасности. 8) поддержание нормальных отношений и развитие сотрудничества с другими странами, 1) участие в международном разделении труда, 5) участие в решении глобальных проблем и другие.

 

33. Типы и формы государства:

Государство является основным интегрирующим общество политическим институтом. Используя его, власть организует, направляет и контролирует совместную деятельность и отношения индивидов, общественных групп и классов.

Существуют следующие типы государства: восточная деспотия, полис, раннефеодальная монархия, абсолютизм.

Восточная деспотия. Этот тип государственного устройства свойствен странам Древнего Востока (Египта, Индии, Китая и т. д.). Здесь ведущим занятием было земледелие, и это привело к созданию сильной централизованной власти, т. е. развитого аппарата принуждения. С греческого языка термин «деспотия» переводится как «неограниченная власть». Это некая форма самодержавной власти. Суть восточной деспотии заключалась в следующем: правитель (царь, император) считался единственным собственником земли и осуществлял высшие судебные функции.

Полис. Совершенно противоположным восточной деспотии культурно-историческим типом является античный полис (в Греции, Риме). Здесь главным было не земледелие, а морской промысел. Полис вырастал из общины, превращался в самодержавное государство, экономически замкнутое.

Раннефеодальная монархия. Крупные феодалы жаловали свои земли рыцарям, вассалам. Рыцари отдавали земли в держание крестьянам. Крестьяне обрабатывали землю, ухаживали за ней, но платили за держание земли ренту.

Раннефеодальную монархию последовательно сменили период феодальной раздробленности и междоусобных войн, централизованная монархия, а после произошел переход к абсолютизму. При абсолютизме король контролирует все: и законодательство, и финансы, и армию, а также содержит постоянное войско. Такой вид монархии получил название абсолютной.

Форма государства – это способ организации политической власти, совокупность его внешних признаков.

Форма государственного устройства представляет собой способ территориального устройства государства. Существуют 3 формы государства: унитарное, федеративное и конфедеративное.

Унитарное государство – это политически однородная и неделимая организация. Все административные единицы действуют на основе единых норм и правил.

Федерация как форма государственного устройства представляет собой форму свободного объединения отдельных государств (субъектов федерации), каждое из которых обладает определенной автономией и имеет особые отношения с центральной властью.

Конфедерация является постоянным союзом самостоятельных государств, которые временно передают часть полномочий союзным органам для осуществления совместных целей (в области обороны, транспорта, связи).

Помимо названных трех основных форм государственного устройства, в истории имели место и некоторые другие специфические формы – протектораты, унии, империи. Империи – государственные образования, отличительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Для империй характерна захватническая политика, угнетение и эксплуатация подчиненных и зависимых народов. Империи существовали в различные исторические эпохи, – достаточно назвать Римскую, Британскую или Российскую империи.

Протекторат – формальная опека слабого государства более сильным государством. Как правило, протекторат ведет к потере самостоятельности слабого государства, может сопровождаться оккупацией его территории или оккупация предшествует протекторату. Так Великобритания оккупировала Египет в 1882 году, а в 1914 году установила над ним протекторат. Иногда протекторат является переходной формой к полному присоединению зависимого государства.

Уния представляет собой тесный союз, объединение нескольких государств. Это объединение может происходить в форме персональной унии – объединения двух монархических государств под властью одного монарха; при этом каждое государство сохраняет свои властно-управленческие структуры. Реальная уния предусматривает не только общего главу, но и объединение важнейших органов власти и управления, позволяющее проводить единую внешнюю политику двух государств. В истории существовали Кальмарская (1397 г.) и Утрехтская (1579 г.) унии, уния протестантских князей в Европе (1608 г.). Известны исторические примеры личной унии, обусловленной династическими связями или приглашением на новый престол короля, императора из другой страны при сохранении им прежнего государственного статуса.
34. Механизм государства

Механизмом государства называют систему государственных органов и организаций, действующую на основе единых, законодательно закрепленных принципов, призванную реализовывать государственную власть, выполнять функции и решать задачи государства.

Для изучения механизма государства используют структурно-функциональный подход. Он представляет собой одно из направлений системного анализа и базируется на исследовании структуры и функций механизма государства в их взаимосвязи, определяет роль и место элементов системы.

Признаки механизма государства:

1) наличие системы государственных органов, которая базируется на принципе разделения властей в организации и деятельности государственного аппарата;

2) сложная структура;

3) взаимообратная связь между функциями государства и государственным механизмом;

4) решение задач по обеспечению управления государством и выполнению государственных функций.

Структуру механизма государства составляют следующие виды (группы, подразделения) государственных органов:

1) государственные органы, которые связаны между собой отношениями соподчинения и наделены правами совершать действия от имени государства:

– органы представительной власти;

– органы исполнительной власти;

– судебные органы;

– контрольно-надзорные органы;

2) государственные учреждения, которые не обладают властными полномочиями и специально не исполняют функции по управлению, но на основании государственной собственности, а также властных распоряжений вышестоящих органов они осуществляют функции в области производства, культуры, науки, образования, здравоохранения и т. д.:

1) государственные учреждения и организации, осуществляющие организационно-распорядительные и социально-культурные функции в областях здравоохранения, образования, культуры, науки;

2) государственные предприятия и организации, сформированные для производства разной продукции, а также для оказания услуг населению страны;

3) государственные гражданские служащие – те лица, которые профессионально занимаются управлением государства, поэтому занимают назначенную государственную должность;

4) здания, сооружения и различное оборудование, которое обеспечивает в соответствии с научно-техническим уровнем действительное функционирование механизма государства.

Механизм государства действует на основе принципа разделения властей, который заключается в том, что государственная власть делится на следующие ветви власти:

1) законодательная – власть, которая имеет верховный характер, так как формируется напрямую и непосредственно народом и определяет правовую базу государственной, а также общественной жизни;

2) исполнительная – та власть, которая представляет, которая занимается непосредственной реализацией, проведением в жизнь принятых законодательными органами нормативных документов;

3) судебная – власть, которая действует самостоятельно от исполнительной и законодательной, посредством судебных органов осуществляет охрану прав и свобод граждан, защищает правовые устои государственной и общественной жизни от каких-либо посягательств независимо от того, кто совершил данное нарушение.

 

35.Политическая система общества:

Политическая система общества представляет собой упорядоченную на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т. п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Понятие «политическая система» включает регулирование политических процессов, формирование и функционирование политической власти. Это механизм организации и реализации политической деятельности.

Структура политической системы:

– политическая организация общества, включающая в себя государство;

– политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т. п.;

– политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;

– социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;

– политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;

– политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

Функции политической системы:

1) обеспечение власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества (конкретные формы и методы властвования – демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т. п.);

2) управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (управляющая политическая система включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ деятельности политических институтов);

3) мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (включает организаторскую работу, людские, материальные и духовные ресурсы для решения многих поставленных целей и задач);

4) выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (селекция, четкое определение и выражение на политическом уровне данных интересов);

5) удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества;

6) интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры;

7) политическая социализация, посредством которой формируется политическое сознание индивида;

8) легитимация политической власти (т. е. обоснование ее существования).

36.Гражданское общество:
Гражданское общество - такое состояние общества, когда человек является высшей ценностью, когда признаются, защищаются его права и свободы, когда государство способствует динамическому развитию экономики и политической свободы и находится под контролем общества, когда государство и общественная жизнь основываются на праве, идеалах демократии и справедливости.

Признаки гражданского общества:

1. Индивид независим от государства,

2. Наличие частной собственности,

3. Многоукладная экономика,

4. Отсутствие государственной монополии на СМИ,

5. Человек сам выбирает сферу профессиональной реализации,

6. Наличие в обществе различных классов, социальных групп, имеющих собственные интересы,

7. Самоуправляемость общества,

8. Отсутствие обязательной государственной идеологии,

9. Права и свободы человека признаются, соблюдаются и защищаются государством,

10. Человек имеет возможность свободно выражать свои политические убеждения.

Структура гражданского общества:

1. Негосударственные социально-экономические отношения и институты;

2. Совокупность независимых от государства производителей;

3. Общественные объединения и организации;

4. Политические партии и движения;

5. Система негосударственных СМИ.

Правовое государство -это государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство закона во всех сферах общественной жизни, где признаются и гарантируются права и свободы человека, равенство всех перед законом, а в основу организации власти положен принцип разделения властей. Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством

38. Пра́во — Это система общеобязательных, нормативных предписаний или правил поведения, которые устанавливает и реализует государство. Права выражает интересы общества, регулирует наиболее значимые общественные интересы, предоставляет субъективные права и возлагает юридические обязанности.

Сущность права - это совокупность основных свойств и отношений, определяющих его природу и назначение в жизни общества. Сущность права раскрывается в его предписаниях, так как право носит представительно - обязывающий характер.

Правопонимание - это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

 

39. Принципы права — это основные, исходные положения, юридически закрепляющие важнейшие закономерности об­щественной жизни. Под принципами права понимаются исходные руководящие идеи, лежащие в основе права и находящие свое осуществление не только в юридической форме, но и в тех общественных отношениях, которые они отражают.

К числу общих принципов относятся: приоритета прав и свобод человека как высших социальных ценностей; социальной справедливости; законности; юридическое равенство граждан перед законом и судом; гуманизм; демократизм; единство прав и обязанностей; ответственности за вину: сочетание убеждения и принуждения

Функции права — это основные направления пра­вового воздействия на общественные отношения и их упорядочение, определяемые сущ­ностью и социальным назначением права в жизни общества.

Выделяют две группы функции права. К общесоциальным относят: а) экономическую функцию — гражданско-правовые договоры обеспечивают процесс перемещения материальных благ;б) политическую функцию — право регулирует деятельность субъектов политической системы;в) коммуникативную функцию — посредством права обеспечивается связь между объектами управления;г) экологическую функцию. 2. Специально-юридические функции:а) регулятивная - выражается в воздействии права на общественные отношения путем определения правил поведения людей в различных ситуациях; обеспечение общественного порядка;б) охранительная - направлена на охрану наиболее значимых общественных отношений, реализуется путем применения специальных охранительных норм;в) оценочная — позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков.г) воспитательную функцию — право отражает определенную идеологию, воздействует на поведение людей;

Правовая система -- это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны

 

40. Правовые системы современности:
В современном мире исторически сложились и действуют четыре правовые системы. Понятие «правовая система» не тождественно понятию «система права».
Правовая система является совокупностью следующих элементов: непосредственно системы права, традиций правового регулирования, правовых учений, доктрин.

1. Англосаксонская правовая система.
Главным источником права в странах данной правовой системы, а ими являются Англия, США, Канада, Австралия, новая Зеландия и другие, является судебный прецедент. В результате своего развития данная система позволила судьям по своему усмотрению принимать решения по делам, основываясь не только на нормах общего права, но и на собственном понимании справедливости. То есть при рассмотрении дел судьи используют в качестве образца примеры рассмотрения подобных дел другими судьями.

2. Романо—германская (континентальная) правовая система.
В качестве основы явилось римское право. Странами, где действует указанная правовая система, являются континентальная Европа, Северная Африка, Южная Америка, Япония, Россия. Отличительная особенность состоит в том, что в отличие от англосаксонской правовой семьи, где источником права являлся прецедент, здесь эту роль выполняют нормативно—правовые акты, сформированные в единую систему.

3. Система мусульманского (религиозного) права.
Существует в странах, где традиционно действует ислам (Иран, Саудовская Аравия, Ирак и других). В подавляющем большинстве стран данной системы источником права являются только религиозные принципы. Но в ряде стран действует двоякая правовая система, где наряду с действием религиозных принципов применяется кодифицированное право. Особенностью данной системы является также следующее. Право даровано богом, а, значит, обязательно к применению. Нормативно—правовые акты вторичны, роль судебной практики незначительна. При этом большим авторитетом пользуется религиозные произведения.

4. Система традиционного (обычного) права
Наиболее архаичная система, существующая в ряде государств Африки, племен Южной Америки, на островах Океании. Основой, источником права является обычай. Право некодифицировано, основу обычаев составляют мифология, моральные нормы. Правосудие осуществляется жрецами, вождями и т. д. Допускается возможность мести при совершении тяжкого преступления. Необходимо отметить, что со стороны государственных органов некоторых стран (например, Индонезии) признано право за племенами вершить правосудие, опираясь на обычаи, а не на нормативно—правовые акты страны.

41. Информация как объект правоотношений:

В ст. 128 ГК РФ информация определяется как объект гражданских правоотношений.

Анализируя информацию с этих позиций, необходимо обращать вни-мание на аспект, связанный с юридической защитой информации как объекта права собственности. Такой подход к информации объясняется тем, что, с одной стороны, историческим и традиционным объектом права собственности является материальный объект, с другой — информация, не являясь материальным объектом окружающего мира, неразрывно связана с материальным носителем: это мозг человека или отчужденные от человека материальные носители (книга, дискета и др.)

Рассматривая информацию как отражение действительности объек-том окружающего мира, можно говорить об информации как об абст-рактной субстанции, которая существует сама по себе, но ни хранение, ни передача информации без материального носителя невозможны. Известно, что информация, с одной стороны, как объект права собственности копируема (тиражируема) за счет материального носителя, с другой — как объект права собственности легко перемещается от одного субъекта к следующему субъекту права собственности без очевидного (заметного) нарушения права собственности на информацию

42. Правовые основы защиты государственной тайны:
Государственная тайна — защищаемые государствомсведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной и иной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности государства.

Органы защиты гос. тайны:

межведомственная комиссия по защите государственной тайны;

федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности; такой же орган в области обороны; внешней разведке; защиты информации.

Права государства:

1. Устанавливать степень секретности информации и гриф секретности носителей этих сведений в соответствии со степенью тяжести возможного ущерба в случае их распространения:

особой важности (ОВ) – ущерб интересам Российской Федерации;

совершенно секретно (СС) – ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики;

секретно (С) – ущерб интересам предприятия, учреждения или организации.

2. Рассекречивать сведения, составляющие государственную тайну.

3. Разрешать и прекращать допуск граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций к государственной тайне с ограничением их прав и законных интересов в установленном законом порядке.

4. Разрешать доступ лиц, имеющих допуск к государственной тайне, к конкретным сведениям, составляющим государственную тайну.

5. Ограничивать право собственности российских предприятий, учреждений, организаций и граждан РФ на информацию в связи с ее засекречиванием.

6. Распоряжаться сведениями, составляющими государственную тайну (передавать другим государственным органам РФ, предприятиям, учреждениям, организациям, а также другим государствам).

7. Требовать соблюдения законодательства о государственной тайне от органов государственной власти, предприятий, учреждений или организаций, их должностных лиц и граждан РФ.

8. Требовать обязательной сертификации средств защиты информации на соответствие требованиям защиты сведений определенной степени секретности (проводят Гостехкомиссия при Президенте РФ, ФСБ, МО РФ).

9. Требовать привлечения к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства о государственной тайне.

Допуск к государственной тайне – это процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций – на проведение работ с использованием таких сведений.

*Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке.

*Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации.

Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:

о ЧП и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан

о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

о привилегиях, и социальных гарантиях, предоставляемых государством

о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...