Проблемные задания. Анализ источников.
Олимпиадные задания по истории (9 класс). Задание 1. Что объединяет эти даты? а) 1237-1238, 1240, 1380, 1382, 1480 б) 1497, 1550, 1581, 1597, 1649 в) 1768-1774, 1787-1791, 1806-1812, 1877-1878 2 балла за каждый правильный ответ. Максимальное число баллов – 6. Задание 2. Соотнесите:
Форма записи: кд. 1 балл за каждую правильно составленную пару. Максимальное число баллов – 10. Задание 3. Что объединяет эти географические названия: а)Казань, Астрахань, Сибирь б) Рязань, Козельск, р. Сить. в) Орешек, Нарва, Лесная. 1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное число баллов – 3. Задание 4. Города иногда переименовывают, исходя из исторических или политических причин и обстоятельств. Например Тверь – Калинин – Тверь. Как в настоящее время называются города, носившие в советское время следующие названия? 1. Ленинград 2. Куйбышев 3. Горький 4. Свердловск 5. Орджоникидзе 6. Фрунзе 7. Ульяновск 1 балл за каждое правильное название. Максимальное число баллов – 7. Задание 5. Составьте определение из предложенных слов: а) ему, с, князем, подвластных, дани, территорий, сбор; б) работающий, по, полузависимый, феодала, крестьянин, ряду (договору), на. в) на, власть, направленная, укрепление, внутренняя, самовластия, политика, самодержавия, Ивана Грозного, ликвидацию, и, бояр.
3 балла за «собранное» определение +1 балл за определяемое слово (понятие). Максимальное число баллов – 12. Задание 6. Определите лишнее а) закомары, ротонда, пилястры, апсиды б) рядовичи, закупы, холопы, тивуны в) поляне, древляне, печенеги, вятичи 1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное число быллов – 3. Задание 7. «Штрихи к портрету». О ком идет речь? 1. Кавалерист-девица, чья история стала основой фильма «Гусарская баллада» 2. На его гербе было написано «Без лести предан» 3. Художник, о своем портрете работы которого А.С. Пушкин сказал: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит» 4. Боевой офицер, участник войны 1812 года, движения декабристов, автор строк: «Не время нам дремать в покое, России верные сыны! Пойдем, сомкнемся в ратном строе, Пойдем, и в ужасах войны Друзьям, Отечеству, народу Добудем славу и свободу». Жил и похоронен в Твери. 5. О его картине сказано: «И стал последний день Помпеи для русской кисти первый день» 6. К его фамилии в качестве почетного титула прибавили название горной местности По 2 балла за каждый правильный ответ. Максимальное число баллов – 12. ИСТОРИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ Задание 8. О каких исторических событиях идет речь в этих песнях? а) Наверх вы, товарищи, Все по местам! Последний парад наступает. Врагу не сдается наш гордый «Варяг», Пощады никто не желает! б) Из-за острова на стрежень На простор речной волны Выплывают расписные Красногрудые челны. в) Как родная меня мать провожала, Как тут вся моя родня набежала: «Ой, куда ты, паренек, ой, куда ты? Не ходил бы ты, Ванек, во солдаты!». г) Белеет ли в поле пороша, пороша, пороша, Белеет ли в поле пороша Иль гулкие ливни шумят. Стоит над горою Алеша, Алеша, Алеша, Стоит над горою Алеша – В Болгарии – русский солдат. д) Нам ли стоять на месте
В своих дерзаниях всегда мы правы! Труд наш есть дело чести, Есть дело доблести И подвиг славы. 2 балла за каждый правильный ответ. Максимальное число баллов – 10.
Задание 9. Прочитайте эти высказывания и ответьте на вопросы. а/ «Идите и скажите всем, что Русь жива: пусть без страха жалуют к нам в гости; но кто с мечом придет от меча и погибнет, На том стоит и стоять будет Русская земля». Кто произнес эти слова? Когда они были произнесены? / в каком году или после какого события/. б/ «Откуда есть пошла Русская земля. Кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть». В каком произведении звучат эти строки? Кто автор этого произведения? в/ «И сказал брат брату: «Это мое и то мое же» и стали князья про малое «это великое» молвить – и сами на себя крамолу ковать. А поганые со всех сторон приходили с победами на землю русскую». По какому поводу сказаны эти слова./ Вариант вопроса: О каком явлении идет речь/. В каком произведении звучат эти строки? г/ «Не посрамим земли Русской, но ляжем костьми, ибо мертвые сраму не имут». Кому принадлежат эти слова? По какому поводу они сказаны? 1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное число баллов – 8.
Задание 10. Напишите названия документов, в которых: а) Определялся порядок прохождения государственной службы дворянами б) Дворяне освобождались от обязательной государственной службы в) Ограничивались права императрицы Анны Иоановны как самодержицы всероссийской г) Окончательно закрепощались крестьяне. 2 балла за каждый правильный ответ. Максимальное число баллов – 8. Ответы: ХРОНОЛОГИЯ Задание 1. а) борьба Руси с монголо-татарами б) этапы закрепощения крестьян в) русско-турецкие войны.
Задание 2. ак, бл, вз, га, дж, ег, жб, зв, ие, кд, ли. ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО Задание 3. а) Территории, присоединенные в годы правления Ивана Грозного. б) Монголо-татарское нашествие на Северо-Восточную Русь в) Северная война. Задание 4.
2. Самара 3. Нижний Новгород 4. Екатеринбург 5. Владикавказ 6. Бишкек 7. Ульяновск Задание 5. 1.Дань 2.Рядович 3.Опричнина Задание 6 а) ротонда б) тивуны в) печенеги.
Задание 7. 1. Дурова 2. Аракчеев 3. Кипренский 4. Глинка 5. Брюллов 6. Семенов Тянь-Шаньский ИСТОРИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
Задание 8 а) Русско-японская война. Бой в Чемульпо. б) Восстание крестьян под предводительством Степана Разина. в) Гражданская война г) Великая Отечественная война. Освобождение Восточной Европы Красной Армией. д) Первые пятилетки в СССР. Задание 9. а) Александр Ярославич Невский. В 1242 году, после победы русских на льду Чудского озера над немецкими рыцарями. б) «Повесть временных лет» Нестор в) «Слово о полку Игореве». О междоусобной борьбе между русскими князьями и набегах половцев. г) Князь Святослав, перед сражением с превосходящими силами византийцев.
ПРОБЛЕМНЫЕ ЗАДАНИЯ. АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ. Задание 10. а) «Табель о рангах» б) «Жалованая грамота дворянству» в) Кондиции. г) Соборное Уложение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|