Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация работы по курсу «философия»

А. П. Елопов

 

 

Вам предстоит прослушать 10 лекций, поучаствовать в 8 практических занятиях (семинарах) и сдать экзамен по философии.

 

Ваши непосредственные предшественники отвечали на экзамене по следующим вопросам (внимание! их формулировка не является окончательной и может измениться не позднее, чем за месяц до экзамена):

1. Мировоззрение: сущность, структура, функции

2. Основные исторические типы мировоззрения

3. Философия и ее основные вопросы

4. Философская мысль Древнего Востока (Индии и Китая)

5. Становление древнегреческой философии в доклассический период

6. Классический период в истории древнегреческой философии

7. Эллинистическая и позднеримская философия

8. Становление средневековой европейской философии. Патристика

9. Средневековая схоластика

10. Философия Возрождения

11. Европейская философия XVII в.: эмпиризм и рационализм

12. Философская мысль эпохи Просвещения

13. Немецкая классическая философия

14. Марксизм и его место в философской традиции

15. Иррационалистическая программа в философии (Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше)

16. Позитивизм, аналитическая философия, прагматизм

17. Феноменология, философская герменевтика, экзистенциализм

18. Психоаналитическая философия, неомарксизм, структурализм

19. Русская философия XIX – начала XX в.

20. Философская мысль Беларуси

21. Онтология как философское учение о бытии

22. Материя. Современная наука о строении материального мира

23. Пространственно-временная организация бытия

24. Природа как объект философского осмысления

25. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии

26. Феномен человека и его философские интерпретации

27. Проблема антропогенеза и варианты ее решения

28. Основные модусы и проекции человеческого бытия

29. Основные подходы к философскому анализу сознания

30. Проблема генезиса сознания

31. Познание и его границы. Субъект и объект познания

32. Классическая концепция истины и ее альтернативы

33. Структура и основные характеристики познавательного процесса

34. Наука как форма познания, ее статус и функции в обществе

35. Структура и динамика научного знания

36. Социальная философия и ее исследовательские программы

37. Общество как сложноорганизованная и развивающаяся система

38. Источники и движущие силы социальной динамики

39. Линейные и нелинейные интерпретации истории

40. Духовная жизнь общества и современные тенденции ее развития

 

Вам всем надлежит:

- вести конспект лекций;

- готовиться к семинарам по вопросам, предложенным преподавателем;

- участвовать во всех тестированиях, которые будут проводиться на семинарах;

- выступить на практическом занятии хотя бы один раз с докладом;

- выполнить и сдать в указанные сроки СУРС.

 

По желанию вы можете также:

- прочитать, зареферировать и обсудить с преподавателем один философский текст из предложенного списка (I);

- написать сочинение-рецензию по одному произведению художественной литературы из предложенного списка (II);

- написать сочинение-размышление по вопросу, предложенному преподавателем.

 

Есть возможность получить оценку «отлично» (9 или 10) по результатам работы в течение семестра – без сдачи экзамена. Для этого необходимо:

- выступить с докладами 1- 2 раза, имея средний балл по выступлениям не ниже «9»;

- иметь по тестированиям средний балл не ниже «7»;

- получить по СУРС не меньше 8 баллов;

- выполнить все (!) указанные выше работы для «желающих» и иметь по ним средний балл не ниже «8»;

- на семинарах выступать с дополнениями, обсуждать выступления товарищей, высказываться по вопросам, задаваемым преподавателем;

- не иметь пропусков занятий без уважительной причины.

 

Внимание! В группах, в которых практические занятия проводит О. В. Низова, она может рекомендовать студентов на получение «автомата», руководствуясь собственными критериями.

 

Доклад должен иметь объем 3 - 4 стр. формата А-4. К нему прилагается 5 (пять! пять! пять!) контрольных вопросов (вместе с ответами на них) и список использованной литературы (2-5 текстовых единиц с выходными данными). Выступление с докладом следует рассчитывать на 5 – 7 (максимум на 10) мин. Доклад надо не столько читать, сколько рассказывать. Оценки «9» и «10» получает тот, кто, выполнив формальные требования к докладу, изложит материал свободно и уверенно, не заглядывая в текст, точно и быстро ответит на дополнительные вопросы.

 

Пропуски занятий (лекций и семинаров) без уважительной причины и оправдательных документов отрабатываются. По одному из вопросов пропущенной темы (из ее плана) готовится доклад, по которому преподаватель задает ряд устных вопросов (после занятий). Пропущенные тесты (независимо от причины пропуска) можно и нужно будет выполнить в конце семестра.

 

Литература по курсу «Философия»:

1. Философия / под общ. редакцией Я. С. Яскевич. – Мн.,2008

2. Яскевич Я. С., Вязовкин В. С., Гафаров Х. С. Основы философии. – Мн., 2006

3. Чуешов В. И., Таркан И. И. Философия. – Мн., 2012

4. Философия / отв. ред. Кохановский В. П. – Ростов-на-Дону, 1996

5. Введение в философию. Т. 1-2. – М.,1989

6. Новейший философский словарь / сост. Грицанов А. А. – Мн., 1998

7. Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс. – М., 1997

8. Философия / под ред. В. Д. Губина и Т. Ю. Сидориной. - М., 2008

9. Философия / под общ. ред. Ю. А. Харина. – Мн., 2006 и др.

 

ФИЛОСОФСКИЕ ТЕКСТЫ (I):

1. Платон: Федон, Пир (или другой диалог)

2. Аристотель: Политика. Большая Этика. Никомахова этика

3. Марк Аврелий: Наедине с собой

4. Эпиктет: Беседы Эпиктета

5. Сенека: Нравственные письма

6. Мудрецы Китая (сборник даосских текстов)

7. Лун-Юй (Беседы и суждения: изречения Конфуция и его учеников)

8. Будда. История прошлых рождений. Гирлянда джатак (включая Дхаммападу)

9. Августин Аврелий: Исповедь

10. Эразм Роттердамский: Похвала глупости

11. Монтень М.: Опыты

12. Паскаль Б.: Мысли

13. Декарт Р.: Рассуждение о методе

14. Кант И.: Критика практического разума

15. Фейербах Л.: Сущность христианства

16. Шопенгауэр А.: Афоризмы житейской мудрости

17. Ницше Ф.: Так говорил Заратустра. По ту сторону добра и зла.

18. Энгельс Ф.: Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии (вместе с приложением: Маркс К. Тезисы о Фейербахе)

19. Вебер М.: Протестантская этика и дух капитализма

20. Кассирер Э.: Опыт о человеке

21. Гуссерль Э.: Философия как строгая наука

22. Фрейд З.: Психология масс и анализ человеческого Я. Недовольство культурой

23. Юнг К.: Архетип и символ

24. Фромм Э.: Искусство любить. Бегство от свободы. Иметь или быть

25. Сартр Ж.-П.: Экзистенциализм – это гуманизм

26. Камю А.: Миф о Сизифе. Бунтующий человек

27. Ясперс К.: Введение в философию. Философская вера.

28. Хайдеггер М.: Письмо о гуманизме

29. Ортега-и-Гассет Х.: Восстание масс

30. Франкл В.: Человек в поисках смысла (сборник). Сказать жизни «Да!» (сборник)

31. Хейзинга Й.: Homo Ludens (Человек играющий)

32. Рассел Б. Почему я не христианин. Проблемы философии

33. Поппер К. Нищета историцизма

34. Кун Т.: Структура научных революций

35. Льюис К. Страдание. Чудо

36. Соловьев В.: Смысл любви

37. Данилевский Н.: Россия и Европа

38. Леонтьев К.: Византизм и славянство

39. Федоров Н.: Философия общего дела

40. Розанов В.: Опавшие листья. Уединенное

41. Бердяев Н.: Философия свободы. Смысл творчества. Смысл и истоки русского коммунизма

42. Ильин И.: О сопротивлении злу силою. Путь к очевидности. Поющее сердце

43. Лосев А.: Диалектика мифа

44. Мамардашвили М. Необходимость себя

45. Зиновьев А. Иди на Голгофу. Глобальный человейник

 

 

Можно и другие тексты – по согласованию с преподавателем. Текст надо прочитать и письменно изложить его основное содержание (со своими комментариями и оценками!), а затем побеседовать о нем с преподавателем. Объем реферата по тексту: 10–15 стр. Сдать до 7 занятия!

 

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ (II):

1. Стругацкие А. и Б. Пикник на обочине. Град обреченный

2. Брэдбери Р. 451 по Фаренгейту. Вино из одуванчиков

3. Хаксли О. О дивный новый мир

4. Фаулз Дж. Коллекционер

5. Голдинг У. Повелитель мух

6. Зюскинд П. Парфюмер

7. Эко У. Имя Розы

8. Пелевин В. Жизнь насекомых

9. Маркес Г. Сто лет одиночества

10. Ерофеев В. Москва-Петушки

11. Честертон Г. Шар и крест. Человек, который был Четвергом. Рассказы об отце Брауне

12. Льюис К. Письма Баламута. Расторжение брака.

13. Камю А. Чума

14. Грин Г. Сила и слава

15. Оруэлл Дж. 1984

16. Шмитт Э.-Э. Оскар и Розовая Дама

17. Турнье М. Каспар, Мельхиор и Бальтазар

 

Объем сочинения-рецензии – 5–10 стр. В сочинении вы должны 1) отразить сюжет прочитанного произведения, 2) проанализировать его идейное содержание (над чем заставило задуматься? чему способно научить?), 3) высказать и объяснить свою общую оценку текста (понравилось или не понравилось – почему?). Сочинения будут проверяться на плагиат! Сдать до 7 занятия!

Объем сочинения-размышления – 1–2 стр. Темы будут предлагаться на лекциях и практических занятиях.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...