Фиксация в растянутом состоянии
Окраска гематоксилин-эозин
Конечным отделом бронхиального дерева является терминальная (конечная) бронхиола. Она выстлана однослойным кубическим реснитчатым эпителием. В нем встречаются реснитчатые, щеточные и секреторные клетки. В ее собственной пластинке имеются хорошо выраженные эластические волокна и гладкомышечные клетки.
Терминальная бронхиола разветвляется на респираторные бронхиолы, выстланные однослойным кубическим нереснитчатым эпителием. В стенке этой бронхиолы имеются отдельные альвеолы.
Респираторная бронхиола входит в морфо-функциональную единицу легкого - ацинус. Его следующим отделом являются альвеолярные ходы, стенка которых образована альвеолами. Между ними находятся выступы с булавовидными утолщениями, покрытые кубическим эпителием и содержащие кольцеобразно расположенные гладкомышечные клетки.
Альвеолярные ходы разветвляются на альвеолярные мешочки. Стенка альвеол образована однослойным плоским эпителием, в котором имеется два вида клеток: респираторные клетки 1 типа, осуществляющие газообмен, и гранулярные клетки 2 типа, вырабатывающие сурфактант.
Между ацинусами имеются тонкие прослойки рыхлой волокнистой соединительной ткани.
| Задание 6 (аудиторная СРС): изучить препарат, комбинируя большое и малое увеличения микроскопа. Зарисовать схему строения ацинуса легкого.
Обозначить: 1 – терминальная бронхиола; 1.1 – эпителий; 1.2 – собственная пластинка; 1.2.1 – эластические волокна; 1.2.2 – гладкомышечные клетки; 2 - респираторная бронхиола; 2.1 – эпителий; 2.2 – альвеолы; 3 – альвеолярный ход; 3.1 – альвеолы; 4 – альвеолярный мешочек; 4.1 – однослойный плоский эпителий
|
Задание 7 (аудиторная СРС): Определить гистологические препараты, обозначить структуры.
Задание 8 (аудиторная СРС): Назвать электронные микрофотографии, обозначить структуры.
_____________________________
1.____________________________
2.____________________________
3.____________________________
4.____________________________
|
_____________________________
1.____________________________
2.____________________________
3.____________________________
4.____________________________
5.____________________________
6.____________________________
|
Задание 9 (внеаудиторная СРС): подготовить ответы на контрольные вопросы, отработать практические навыки.
Вопросы для контроля по теме:
Дыхательная система
1. Развитие дыхательной системы.
2. Строение слизистой оболочки стенки полости носа в разных ее отделах.
3. Строение и функции обонятельного эпителия. Источники развития.
4. Строение стенки трахеи. Источники развития.
5. Клетки эпителия в стенках трахеи и бронхов. Источники развития.
6. Строение стенки крупного бронха.
7. Строение стенки среднего бронха.
8. Строение стенки малого бронха.
9. Строение терминальной бронхиолы.
10. Составные элементы ацинуса.
11. Строение стенки респираторной бронхиолы и альвеолярного хода.
12. Строение стенки альвеолы.
13. Аэро-гематический барьер.
14. Строение и функции респираторных клеток (альвеолоцитов I типа).
15. Строение и фукции гранулярных клеток (альвеолоцитов II типа).
16. Понятие о сурфактанте, его функции.
17. Интерстициальная соединительная ткань легкого.
18. Интерстициальные и альвеолярные макрофаги. Источники развития.
19. Элементы иммунной системы в органах дыхательной системы.
20. Строение и функции плевры.
| Практические навыки
1. На препарате трахеи уметь определять ее оболочки и определять их тканевой состав.
2. Уметь определять эпителий, выстилающий трахею и его клеточный состав. Уметь схематически изображать этот эпителий.
3. На препарате легкого (в спавшемся состоянии) уметь определять бронхи разного калибра (средние и мелкие). Находить структурные компоненты их оболочек.
4. Уметь составлять сравнительную характеристику строения стенки бронхов разного калибра.
5. На препарате легкого (в растянутом состоянии) уметь находить разные отделы респираторного отдела легкого.
6. Уметь схематически изображать строение аэро-гематического барьера.
7. Научиться читать рисунки, схемы, электронные микрофотографии по данной теме.
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: