Перевозка грузов на особых условиях
Глава V УСЛОВИЯ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ 1. Общие положения Для доставки воздушным транспортом в установленные сроки грузов, готовых к отправке, их перевозят прямыми регулярными рейсами по расписанию и по кратчайшим маршрутам. При невозможности отправить за прямыми рейсами и по кратчайшим маршрутам перевозка их может производиться с перевалкой в аэропортах перегрузки, заказными рейсами или по окружным маршрутам. В необходимых случаях отправка грузов с перевалкой должна быть согласована с отправителем и с аэропортами перевалки, как это предусмотрено в соответствующих указаниях МГА о перевозке транзитных грузов. При отправке грузов по окружным маршрутам без согласования с отправителем разница в тарифах за перевозку по окружному и кратчайшему направлениям с отправителя и получателя не взыскивается. Если отправка грузов окружными маршрутами была согласована с отправителем, то за перевозку взыскивается оплата за действительное расстояние. Доставка груза в аэропорт производится транспортом грузоотправителя. Им же выполняются на грузовом складе работы, связанные с выгрузкой груза из транспорта, и переноской его к весам и местам для укладки, указанным кладовщиком. Доставку груза и работы по выгрузке и переноске груза на склад перевозчик при наличии возможностей и по договоренности с отправителем может взять на себя за оплату по действующим тарифам. Аэропортам разрешается принимать к перевозке только такое количество грузов, которое может быть отправлено и доставлено в установленные сроки. В порядке очередности перевозятся грузы в соответствии с утвержденным планом перевозок; мелкие партии грузов, принятые к перевозке по багажному тарифу; грузы, принятые к перевозке сверх плана от государственных предприятий, организаций и учреждений; а также.грузы, принятые к перевозке по льготным тарифам.
Вне очереди перевозятся грузы по заданиям правительства; для предотвращения и ликвидации стихийных бедствий, аварий, катастроф и т. п.; грузы специального назначения (выборные, посевные, уборочные); ошибочно засланные или временно задержанные во время перевозки. Грузы, принятые к перевозке по специальным договорам с грузоотправителями, имеют преимущество перед грузами, принятыми к перевозке по разовым заявкам. 2. Нормативные акты Для организации и обслуживания перевозок имеет огромное значение четкое знание и правильное применение правил и нормативных актов по данным вопросам. Важнейшим нормативным актом является Воздушный кодекс Союза ССР, утвержденный Президиумом Верховного Совета СССР и введенный в действие с 1 января 1962 г. Воздушный кодекс Союза ССР — это свод законов, устанавливающий полный и исключительный суверенитет Союза ССР над воздушным пространством страны, регулирующий передвижения летательных аппаратов и всю эксплуатационно-производственную деятельность гражданской авиации. Воздушный кодекс состоит из 10 глав. Первая глава закрепляет суверенитет СССР, устанавливает общие положения о деятельности гражданской авиации и правах МГА по изданию соответствующих правил и инструкций, связанных с эксплуатацией воздушного транспорта, обязательные для всех организаций, предприятий, учреждений и для отдельных граждан. В главах II, III, IV и V определяется деятельность гражданской авиации в области эксплуатации воздушных судов и правовые отношения с местными органами власти, министерствами, ведомствами, организациями и учреждениями по данным вопросам. В главах VI и VIII устанавливается порядок международных полетов и международных воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов, относящийся к деятельности гражданской авиации, по международному праву.
В гл. VII предусмотрен порядок воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты, относящийся к деятельности Министерства гражданской авиации в этой области на внутренних линиях СССР. В гл. IX регламентируется применение воздушных судов гражданской авиации в отдельных отраслях народного хозяйства по договорам с заинтересованными организациями. В гл. X предоставляется право МГА и его органам налагать за нарушение издаваемых на основании настоящего кодекса правил об охране порядка, имущества, безопасности движения, а также за несоблюдение противопожарных и санитарных норм штраф в административном порядке, если нет оснований для привлечения нарушителей к более строгой ответственности. Так как общие положения Воздушного кодекса закрепляют основы деятельности гражданской авиации, их должны знать и руководствоваться ими все работники отрасли. Рассмотрим общие положения более подробно. Ст. 1 общих положений определяет, что Союзу ССР принадлежит полный и исключительный суверенитет над воздушным пространством СССР. Под воздушным пространством СССР понимается воздушное пространство над сухопутной и водной территорией нашей страны, в том числе над территориальными водами, определенными законодательством СССР и международными договорами, заключенными Союзом ССР. Проблема суверенитета государства, как известно, является одной из важнейших проблем международно-правовых отношений, СССР рассматривает пространство, расположенное над его территорией над сушей и водными территориями, определенными международными конвенциями и договорами, как неотъемлемую составную часть своей государственной территории. Ст. 2, закрепляя суверенитет СССР, определяет порядок деятельности гражданской авиации и гражданского воздухоплавания в целях охраны интересов государства, обеспечения безопасности полетов воздушных судов и удовлетворения потребностей народного хозяйства и граждан в перевозках. Положение этой статьи нашло наиболее полное отражение в Программе КПСС, которая особо указывает на необходимость надежной защиты интересов СССР.
Действие ст. 3 распространяется на все виды гражданской авиации и гражданского воздухоплавания в пределах СССР, за исключением авиации и воздухоплавания авиационной промышленности, предназначенных для опытно-конструкторских, экспериментальных и исследовательских работ, воздушных судов авиационной промышленности, проходящих испытания, а также авиации ДОСААФ; на все гражданские воздушные суда, занесенные в государственный реестр воздушных судов Союза ССР (ст. 10), во время их нахождения за пределами СССР, если законы страны пребывания не требуют иного. Ст. 4 определяет применение гражданской авиации и гражданского воздухоплавания в Союзе ССР для следующих целей: воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты; выполнения специальных работ в отдельных отраслях народного хозяйства (применение авиации в сельском хозяйстве, для охраны лесов, аэрофотосъемки и т. п.); оказания медицинской и иной помощи населению и проведения санитарных мероприятий; проведения опытных, экспериментальных и научно-исследовательских работ; учебных, культурно-просветительных и спортивных мероприятий. Ст. 6 определяет права Министерства гражданской авиации на издание в соответствии с Воздушным кодексом и «Основными правилами полетов в воздушном пространстве СССР» обязательных для всех государственных, кооперативных и общественных организаций и граждан правил, наставлений и инструкций, регулирующих эксплуатацию аэродромов и аэропортов, полеты гражданских воздушных судов, перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты, в том числе международные полеты и перевозки, и других правил, наставлений и инструкций по вопросам, отнесенным к его компетенции. В соответствии со статьями 6 и 119 Воздушного кодекса Министерством гражданской авиации по вопросам организации воздушных перевозок изданы «Правила перевозки пассажиров, багажа и грузов по воздушным линиям Союза ССР», «Правила перевозки почты по воздушным линиям Союза ССР» и ряд других правил и инструкций.
По вопросам организации и условий перевозок грузов, подлежащих санитарному, карантинному или таможенному контролю, на основании постановлений и распоряжений Совета Министров СССР отдельные компетентные министерства и ведомства издают уставы, Правила и распоряжения, также являющиеся обязательными для всех граждан и транспортных, государственных, кроперативных и общественных организаций. Такими нормативными актами являются: Ветеринарный устав СССР, Ветеринарно-санитарные правила, Устав государственной службы по карантину растений в СССР, Правила по внешнему карантину растений и др. Статьи 81 и 82 гл. VII указывают, что воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты и регулярные полеты по расписанию для выполнения, этих перевозок могут совершаться только воздушно-транспортными предприятиями гражданской авиации. Другие предприятия, организации и учреждения, имеющие воздушные суда, могут перевозить пассажиров, багаж, грузы и почту лишь для обеспечения своих нужд. Следовательно, в области воздушных перевозок гражданской авиации предоставлено монопольное право. Отдельные статьи гл. VII устанавливают положения о договорах авиаперевозки, правах, обязанностях и ответственности пассажиров, отправителей и воздушно-транспортных предприятий (перевозчика) при авиаперевозках и порядке оформления и рассмотрения претензий и исков. Так как отдельные статьи гл. VII, касающиеся одних и тех же вопросов, помещены в разных местах, что усложняет их изучение, целесообразно положения некоторых статей этой главы сгруппировать и изложить в определенной последовательности. Так, статьи 83, 84 устанавливают, что перевозки грузов и почты осуществляются на основании договора воздушно-транспортных предприятий (перевозчика) с отправителем груза и почты. Положение ст. 108 устанавливает, что всякие соглашения перевозчика с грузоотправителями и грузополучателями, имеющие целью изменение для той или другой стороны ответственности, предусмотренной настоящим Воздушным кодексом и правилами, изданными на его основании, признаются недействительными. Договор воздушной перевозки груза удостоверяется грузовой накладной, а почты — почтовой. По договору воздушной перевозки груза или почты перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз или почту в пункт назначения в установленные правилами перевозки грузов и почты сроки доставки (ст, 97) и выдать их уполномоченному на получение лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза или почты по установленному тарифу.
В соответствии со ст. 85 тарифы на воздушные перевозки грузов и почты утверждаются в порядке, установленном Советом Министров СССР, а правила применения тарифов устанавливаются Министерством гражданской авиации. Плата за воздушную перевозку пассажиров, багажа и грузов взимается при выдаче перевозочного документа, если иное не предусмотрено правилами перевозки (ст. 86). Порядок оплаты за перевозку почты регулируется изданными на основании Воздушного кодекса «Правилами перевозки почты по воздушным линиям Союза ССР», утвержденными приказом ГУГВФ № 310 от 13.04.1964 и приказом Министерства связи СССР № 320 от 30.04.1964. Статьи 90 и 91 устанавливают выполнение авиационных перевозок грузов по плану или специальному договору. Грузы перевозятся по планам, утвержденным в установленном порядке, а не предусмотренные планом или предъявленные сверх плана — по предварительным заявкам грузоотправителя, принятым перевозчиком без ущерба для плановой перевозки. В случае систематических перевозок грузов одного и того же грузоотправителя в течение определенного периода перевозчик и грузоотправитель могут заключить между собой специальный договор, в котором должны быть определены условия, вытекающие из особенностей данной перевозки. Статьи 92 к 93 устанавливают права, обязанности и ответственность перевозчика, грузоотправителя и получателя при перевозке грузов по плану, договорам или отдельным заявкам в следующих случаях: во исполнение плана перевозчик обязан представить указанные в нем перевозочные средства, грузоотправитель — предъявить к перевозке предусмотренный планом груз; за неподачу указанных в плане перевозочных средств и непредъявление к перевозке предусмотренного планом груза перевозчик и грузоотправитель несут друг перед другом ответственность в виде штрафа в размере 25% провозной платы за весь непредъявленный или невывезенный, но подготовленный к погрузке груз. Такую же ответственность несут перевозчик и грузоотправитель за невыполнение обязательств по внеплановой и сверхплановой перевозке грузов по заявкам грузоотправителей, принятым перевозчиком. Грузоотправитель освобождается от ответственности за непредъявление к перевозке груза или предъявление его в меньшем количестве, если это произошло вследствие явлений стихийного характера, а также аварий на предприятиях грузоотправителя, вызвавших прекращение производства на срок не менее 3 сут. Перевозчик освобождается от ответственности за неподачу перевозочных средств, если это произошло вследствие стихийного бедствия, а также невозможности полетов воздушных судов по метеоусловиям. В соответствии со ст. 98 грузоотправитель имеет право в порядке, предусмотренном правилами перевозок, получить обратно сданный к перевозке груз до его отправки, изменить указанного в грузовой накладной получателя до выдачи груза адресату, распорядиться грузом в случае непринятия его получателем или невозможности выдачи его получателю. Во время перерыва или прекращения движения воздушных судов перевозчик обязан поставить об этом в известность грузоотправителя и грузополучателя и спросить их распоряжения. На основании Воздушного кодекса Союза ССР МГА издаются соответствующие нормативные документы, регулирующие деятельность гражданской авиации по обслуживанию перевозок пассажиров, грузов и почты и нужд различных отраслей народного хозяйства. 3. Сроки доставки грузов В соответствии с требованиями ст. 97 Воздушного кодекса и ст. 43 (§ 219) «Правил перевозки пассажиров, багажа и грузов по воздушным линиям Союза ССР», перевозчик обязан доставить принятый к перевозке груз в пункт назначения в установленные сроки. Сроки доставки грузов установлены приказом МГА № 406 от 10 июня 1965 г. Груз считается доставленным в срок, если перевозчик не позднее 12 ч по истечении установленных сроков доставки направил грузополучателю извещение о прибытии груза. Срок доставки считается ненарушенным, если задержка произошла по причинам: стихийного бедствия; невозможности полетов по метеорологическим условиям; ограничения полетов распоряжениями государственных органов; другим причинам, не зависящим от перевозчика. Не включается в срок доставки грузов следующее время: задержки отправки груза по вине грузоотправителя, когда погрузка осуществляется его средствами; ожидания в аэропорту перегрузки отправления груза очередным рейсом в аэропорт назначения и по установленному расписанию, но не более 24 ч; задержки груза в аэропорту отправления или в аэропорту перегрузки по требованию государственных органов (санитарных, карантинных и др.). Сроки доставки грузов, принятых к перевозке в пункты, куда не установлено регулярное движение воздушных судов, определяются перевозчиком по договоренности с грузоотправителем, о чем делается запись в грузовой накладной. При прямых-смешанных железнодорожно-воздушных и других сообщениях сроки доставки грузов исчисляются раздельно по Правилам, действующим на соответствующих видах транспорта. В случае перерыва или прекращения движения воздушных судов перевозчик обязан поставить в известность грузоотправителя и грузополучателя о вызванной задержке в доставке груза и запросить распоряжения грузоотправителя. Если перевозчик не имеет возможности доставить груз в аэропорт назначения и в 5-дневный срок со дня высылки уведомления не получит от грузоотправителя или грузополучателя указаний о распоряжении грузом, он имеет право: передать груз другим видам транспорта для его дальнейшей перевозки в адрес грузополучателя; поместить груз на ответственное хранение на склад какой-либо организации; реализовать груз в порядке, предусмотренном в ст. 51 «Правил перевозки пассажиров, багажа и грузов по воздушным линиям Союза ССР». О своем решении перевозчик обязан сообщить грузоотправителю и грузополучателю. Грузоотправитель обязан возместить перевозчику понесенные им расходы, возникшие вследствие вышеуказанных действий. Если груз был передан для дальнейшей перевозки другим видом транспорта, перевозчик обязан произвести возврат грузоотправителю сумм в размерах, установленных Правилами применения тарифов. Сроки доставки отдельных видов грузов помещены в приложении 5. 4. Требования к грузаи и их упаковке При воздушных перевозках придается важное значение упаковке грузов. Ст. 95 Воздушного кодекса определяет, что грузы, нуждающиеся в таре или упаковке, должны предъявляться к перевозке в исправной таре или упаковке, соответствующей государственным стандартам, а грузы, на тару и упаковку которых стандарты не - установлены, — в исправной таре, обеспечивающей их полную сохранность при транспортировке. Сельскохозяйственные продукты, отправляемые колхозами, могут приниматься и в нестандартной таре, обеспечивающей сохранность груза при перевозке. В соответствии с требованиями «Правил перевозок пассажиров, багажа и грузов» к перевозке принимаются только такие грузы, на качество, массу, объем и свойства которых не влияют условия воздушной транспортировки. Грузовые места должны иметь габаритные размеры, позволяющие их свободную погрузку-выгрузку в грузовые люки, размещение и надежную швартовку в багажно-грузовых помещениях самолетов. Грузы должны быть упакованы в чистую тару, не имеющую острых выступов, штырей, металлических заостренных планок, углов или предметов и гвоздей, выступающих из упаковки и могущих загрязнить или повредить помещения самолетов и их оборудование, а также совместно перевозимые другие грузы, багаж и почту. Отдельные места грузов должны иметь массу не менее 5 и не более 200 кг, включая упаковку (массу брутто). Места грузов массой более 80 кг считаются тяжеловесными, а с размерами свыше 500 х 500 х 1000 мм — негабаритными. Условия перевозок этих грузов изложены ниже. Размеры загрузочных люков, дверей и объемы багажно-грузовых помещений самолетов и вертолетов гражданской авиации приведены в приложении 6. Масса одного грузового места, перевозимого без перегрузки в пути, не должна превышать 200 кг, а перевозимого с перегрузкой в пути—100—200 кг. Размеры каждого места груза не должны превышать 500 х 500 х 1000 мм. К перевозке на пассажирских самолетах без перегрузки в пути принимаются грузы массой одного места до 200.кг, а с перегрузкой в пути— 150 кг. К перевозке в багажных помещениях пассажирских самолетов с ТРД и ТВД и поршневых грузовых допускаются тяжеловесные грузы массой одного места от 81 до 200 кг при строгом соблюдении следующих условий: габариты груза не должны превышать размеров, допускающих его свободную загрузку и разгрузку через стандартные люки без повреждений элементов конструкции самолета и с соблюдением требований техники безопасности погрузочно-разгрузочных работ; опорная поверхность одного грузового места в таре должна быть такой, чтобы удельная нагрузка на 1 м2 площади пола самолета не превышала установленных норм статической нагрузки (удельные нагрузки на площадь пола багажно-грузовых4 помещений самолетов и вертолетов приведены в приложении 7, а предельные нагрузки на участки грузового пола самолета АН-12—в приложении 8); электромоторы, двигатели и т.д. без тары, массой не более 200 кг должны быть обязательно смонтированы на специальных деревянных щитах в виде деревянных брусьев или толстых досок с опорной площадью, не превышающей установленных предельно допустимых статических нагрузок на площадь пола самолета. Металлическая, стеклянная, керамическая, пластмассовая и другая тара, в которую упаковываются (заполняются) жидкие грузы, подлежащие перевозке воздушным транспортом, должна выдерживать внутреннее избыточное давление, зависящее от высоты полета и температуры, и полностью гарантировать от утечки или разлива содержимого на пол помещения самолета. К перевозке на турбовинтовых самолетах АН-12 могут быть приняты любые народнохозяйственные грузы, техника и личные вещи граждан, если характер, упаковка и свойства грузов позволяют их транспортировать при условии: длительного пребывания во время перевозки при низком барометрическом давлении и температурах +60 °С; возможной вертикальной скорости снижения до 50 м/с; воздействия вибрационных перегрузок до 2,9 д и статических перегрузок в различных режимах полета. Изменение давления и температуры атмосферного воздуха в зависимости от высоты над уровнем моря дано в табл. 18. При перечисленных условиях груз не должен изменять своих химических, физических и иных свойств, могущих привести его к порче или к уменьшению безопасности воздушной перевозки. 5. Грузы без упаковки и в неудовлетворительной упаковке, запрещенные к перевозке воздушным транспортом Для исключения возможности повреждения или загрязнения помещений пассажирских самолетов, багажа и почты неупакованными, промасленными и загрязненными грузами, имеющими острые утлы и выступы, а также для обеспечения полной безопасности полетов к перевозке на пассажирских самолетах запрещаются: абразивные, шлифовальные и наждачные круги; бытовые и электрические машины и аппаратура; изделия и предметы из черных и цветных металлов (электродвигатели, насосы, трубы (трубки), прутки, проволока, латунь в листах, металлическая лента в полосках, запасные части машин и другие подобные грузы); ртутные выпрямители и различные приборы, содержащие ртуть в стекле; изделия из синтетических смол и пластических масс (аминопласт, винипласт листовой, плексиглас, гетинакс, текстолит и т. п.); сыпучие грузы, упакованные в бумажную тару, — крафтмешки (пресс-порошок, полиэтилен, химические и минеральные удобрения, красители, белила, графит и т. п.); громоздкие, длинномерные грузы, листовое железо, а также тяжеловесные грузы, не оборудованные устройствами для швартовки в самолетах (вертолетах), без стеллажей, позволяющих равномерно распределять нагрузку, и грузы, форма (конфигурация) которых позволяет разместить и зашвартовать их в самолете (вертолете); другие грузы, упаковка, швартовка, свойства и конфигурация которых не гарантирует безопасность воздушной перевозки. Перевозка перечисленных грузов может производиться только грузовыми самолетами при условии, что они будут надлежащим образом упакованы и оборудованы устройствами для надежной швартовки, полностью гарантирующими безопасность транспортировки. Доставляются такие грузы только прямыми рейсами самолетов, принадлежащих управлению, разрешившему данную перевозку, за которую взыскивается полный авиационный тариф без скидки. Г л a в а V I ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ НА ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ 1. Перевозка грузов с сопровождающими Некоторые грузы, (скоропортящиеся, перевозимые по договорам с отправителем; особо опасные независимо от количества; блоки,,детекторы и другие грузы, транспортируемые в сосудах Дьюара, а также отдельные специальные обязательно сопровождаются представителями отправителя или получателя под их ответственность. Сопровождаются 'грузы по соглашению отправителя с аэропортом отправления или по требованию аэропорта. При оформлении перевозки груза с со провожающим в грузовой накладной в графе «Дополнительные отметки отправителя» делаются записи о том, что груз следует в сопровождении и под ответственностью представителя грузоотправителя (грузополучателя), указываются фамилия, имя и отчество сопровождающего, наименование и номер документа, удостоверяющего личность, номер командировочного удостоверения и пассажирского билета. Сопровождающий должен расписаться в грузовой накладной о принятии груза под свою ответственность и, если получение груза в аэропорту назначения поручено ему, представить доверенность установленного образца. Пассажирские билеты выдаются сопровождающим груз за плату на общих основаниях. По бесплатным билетам допускается перевозка сопровождающих только при доставке скоропортящихся грузов на условиях, установленных договором с отправителем. Сопровождающий обязан присутствовать при сдаче груза в аэропорту отправления, погрузке в самолет и обеспечить его охрану в пути следования и при посадках в промежуточных аэропортах. Порядок сопровождения и охраны особо опасных и специальных грузов изложен в соответствующих правилах и инструкциях. Сопровождающий занимает в самолете место, указанное командиром корабля, а при.перевозке груза на самолете АН-12 — в кабине бортпроводника, но только после того, как будет погружен и зашвартован груз. Сопровождающий обязан наблюдать за состоянием груза, era сохранностью и надежной швартовкой, о смещении или расшвартовке немедленно докладывать командиру воздушного судна, не допускать к грузу посторонних лиц и не позволять перемещать его в самолете без разрешения командира воздушного судна, беспрекословно выполнять любые приказания командира воздушного судна в полете; при сопровождении опасных грузов принимать меры личной и общественной безопасности и иметь при себе необходимый инструмент и средства для устранения неисправностей, знать правила обращения с этими грузами при возникновении пожара или отравлении, иметь средства индивидуальной защиты и уметь пользоваться ими; при транспортировке животных производить уборку помещений, уход за ними и кормление; при доставке скоропортящихся грузов в случае задержек самолетов в промежуточных аэропортах докладывать начальнику службы организации перевозок аэропорта о состоянии груза или о необходимости его снятия и последующей реализации; по прибытии в аэропорт назначения сообщать начальнику службы организации перевозок аэропорта о качественном состоянии доставленного груза и об имевших место нарушениях правил перевозок. Сопровождающему груз запрещается отлучаться от самолета в аэропортах посадки и производить какие-либо действия с грузом во время полета без разрешения командира воздушного судна. Перевозчик обязан оказывать содействие сопровождающему в выполнении им заданий по сопровождению груза. Если грузу угрожает порча и. доставить его в полной сохранности не представляется возможным, сопровождающий обязан принять меры к реализации груза или сдаче его соответствующим организациям в установленном порядке. В этом случае по письменному заявлению сопровождающего перевозчик обязан оказать ему необходимое содействие, а грузоотправитель возместить перевозчику все расходы, связанные с оказанием содействия сопровождающему в передаче груза другой организации или в его реализации, если это вызвано не по вине перевозчика. В случае болезни сопровождающего или возникновения других условий, при которых он будет лишен возможности сопровождать груз, перевозчик обязан проверить наличие и состояние груза и составить об этом акт. Дальше груз перевозится на общих основаниях под ответственность перевозчика. При назначении перевозчиком другого сопровождающего грузополучатель обязан возместить перевозчику все расходы по сопровождению груза. В аэропортах назначения при выдаче не взвешиваются грузы, следующие с сопровождающим, за исключением случаев, когда частичная утрата или порча груза произошла по причинам, не зависящим от сопровождающего. 2. Перевозка грузов с объявленной ценностью К перевозке воздушным транспортом могут быть приняты грузы с объявленной и без объявленной ценности. С обязательным объявлением ценности перевозятся грузы, действительную стоимость которых в случае утраты, порчи или повреждения невозможно определить. К ним относятся: грузы, на которые не установлены государственные цены; бывшие в употреблении предметы и товары, степень износа которых не определена; домашние вещи. При объявлении ценности указанных грузов их стоимость не должна завышаться и в необходимых случаях должна сравниваться с прейскурантной ценой этих товаров или предметов, сходных с ними, с учетом степени их износа. Не допускается объявление ценности: скоропортящихся и опасных грузов; грузов, перевозимых с сопровождающими от отправителя или получателя. Сумма объявленной ценности груза не ограничивается, но она не должна превышать фактической его стоимости и должна быть подтверждена отправителем приложенными к грузовой накладной счетами, прейскурантами и другими документами. При отсутствии необходимых документов, подтверждающих размер объявленной ценности груза, перевозчик имеет право отказать в приеме к перевозке. Драгоценные металлы и ювелирные изделия из них, драгоценные камни, предметы искусства, художественные изделия, антикварные вещи, уникальные приборы и другие предметы высокой стоимости или представляющие большую историческую ценность, а также дорогостоящие предметы и вещи, стоимость которых может быть определена только компетентными органами или экспертизой, целесообразно перевозить только с сопровождающими лицами от отправителя под их ответственность за сохранность. Грузы, сдаваемые к перевозке с объявленной ценностью, должны быть упакованы в прочную исправную тару, иметь окантовку цельной стальной лентой и опломбированы. На шпагат или проволоку навешиваются пломбы с ясными оттисками цифровых или буквенных обозначений. Концы шпагата или проволоки должны быть прочно сжаты, чтобы полностью исключить возможность их снятия, отрыв или повреждение во время перевозки; Личные вещи граждан не пломбируются. Однако вещи и имущество, упакованные в ткани и другие прочные материалы, должны обшиваться одинаковыми и целыми нитками и обвязываться прочными веревками без узлов. На каждом месте груза с объявленной ценностью отправитель обязан сделать надпись несмываемой краской о сумме объявленной ценности, указав эту сумму прописью и в скобках цифрой. Приемщик обязан тщательно осмотреть упаковку и маркировку каждого отдельного места груза, сдаваемого к перевозке с объявленной ценностью, проверить целость и исправность окантовки, опломбированного шнура или проволоки, правильность, прочность и исправность пломб. При неудовлетворительной упаковке груза кладовщик обязан отказать в приеме его к перевозке с объявленной ценностью. Приемщик груза (кладовщик) аэропорта отправления обязан взвесить сдаваемый с объявленной ценностью груз, независимо от указания отправителем его массы. При расхождении массы брутто, указанной отправителем, с фактической такие грузы не принимаются к перевозке. Грузы с объявленной ценностью могут быть приняты к перевозке только в те пункты назначения, до которых расписанием предусмотрены прямые рейсы. Прием грузов с объявленной ценностью в аэропорты с перегрузкой в транзитных или промежуточных аэропортах запрещается. По одной грузовой накладной разрешается оформлять такое количество мест груза с объявленной ценностью, которое может быть погружено одновременно на один самолет. При оформлении грузовой накладной места грузов в стандартной упаковке с одинаковой объявленной ценностью могут быть записаны общим количеством мест, общей массой и суммированной объявленной ценностью. Если к перевозке сдаются грузы с одинаковой объявленной ценностью, но в различной упаковке, а также с разной суммой объявленной ценности, то каждое такое место груза записывается в отдельной строке грузовой накладной с указанием его массы и ценности. После такой записи в грузовой накладной проставляются цифрами и прописью суммированные итоги количества мест, их масса и общая сумма объявленной ценности. При невозможности вписать в одну грузовую накладную все места грузов с объявленной ценностью, сдаваемых к перевозке в один пункт назначения и в адрес одного получателя, выписывается такое количество грузовых накладных, которое потребуется для оформления их указанным выше порядком. Оформление одной грузовой накладной на перевозку грузов с объявленной и без объявленной ценности не допускается. Все места грузов, оформленные одной грузовой накладной с объявленной ценностью, должны быть во всех случаях отправлены вместе на одном самолете. Разъединение мест грузов с объявленной ценностью и отправка их по досылочным документам к грузовой накладной запрещается. При оформлении сопроводительных или полово-грузовых ведомостей грузы с объявленной ценностью вносятся в первые графы с обязательной дополнительной записью следующих слов: «Ценный, объявленная ценность... рублей». Грузы с объявленной ценностью сдаются члену экипажа самолета, ответственному за коммерческую загрузку, обязательно на грузовом складе с тщательным осмотром и взвешиванием каждого отдельного места. Если при осмотре и взвешивании выявляются какие-либо неисправности, то погрузка запрещается, о чем составляется акт общей формы за подписью кладовщика, сдающего и члена экипажа самолета, принимающего груз. В аэропортах назначения грузы с объявленной ценностью принимаются от члена экипажа самолета на грузовом складе аэропорта тем же порядком с обязательным осмотром состояния упаковки и взвешиванием. Прием грузов с объявленной ценностью транспортно-экспедиционными конторами непосредственно на складах отправителей не допускается. За перевозку грузов с объявленной ценностью взыскивается авиационный тариф и дополнительный сбор за объявленную ценность, согласно правилам применения тарифов. Места грузов с объявленной ценностью должны храниться в аэропортах отдельно от' других грузов в закрывающихся на замки и опломбированных помещениях. При сменных дежурствах кладовщиков прием-сдача грузов с объявленной ценностью производится с обязательным осмотром состояния упаковки, а при необходимости и с проверкой их массы. Такие грузы должны перевозиться в закрывающихся и опломбированных помещениях самолетов, а при невозможности этого — под наблюдением члена экипажа самолета, ответственного за коммерческую загрузку. Любые спорные вопросы, возникающие между складскими работниками аэропорта и отправителями при приеме к перевозке грузов с объявленной ценностью (о сумме объявленной ценности, состояний упаковки и т. п.), а также между складскими работниками и членами экипажей самолетов, ответственными за коммерческую загрузку при приеме-сдаче, разрешает начальник отдела организации перевозок аэропорта или начальник аэропорта. Если в необходимых случаях грузы с объявленной ценностью передаются для перевозки до пунктов назначения другим видам транспорта, то в передаточных документах обязательно делаются записи о сумме объявленной ценности груза согласно данным об этом в грузовой накладной. 3. Перевозка тяжеловесных, длинномерных v, крупногабаритных грузов Места грузов массой более 80 кг считаются тяжеловесными, размерами свыше 500 х 500 х 1000 мм — крупногабаритными, а грузы, длина которых превышает 1000мм,— длинномерными. Прием к перевозке тяжеловесных и крупногабаритных грузов до пунктов назначения прямыми рейсами производится с разрешения начальника аэропорта отправления, а с перегрузкой в пути — только с разрешения начальников аэропортов перегрузки, если расписанием предусмотрено следование грузовых самолетов от пункта перегрузки до пункта назначения. Тяжеловесные, крупногабаритные и длинномерные грузы принимаются к перевозке только в том случае, если отправитель оборудовал их устройствами, позволяющими производить погрузку-выгрузку с помощью аэродромных или самолетных средств механизации, а также устройствами, обеспечивающими надежную швартовку (<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|