Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перевозка грузов на особых условиях

Глава V

УСЛОВИЯ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ

1. Общие положения

Для доставки воздушным транспортом в установленные сроки грузов,

готовых к отправке, их перевозят прямыми регулярными рейсами по расписанию и по кратчайшим маршрутам. При невозможности отправить за прямыми рейсами и по кратчайшим маршрутам перевозка их может производиться с перевалкой в аэропортах перегрузки, заказными рейсами или по окружным маршрутам.

В необходимых случаях отправка грузов с перевалкой должна быть согласована с отправителем и с аэропортами перевалки, как это предусмотрено в соответствующих указаниях МГА о перевозке транзитных грузов. При отправке грузов по окружным маршрутам без согласования с отправителем разница в тарифах за перевозку по окружному и кратчайшему направлениям с отправителя и получателя не взыскивается. Если отправка грузов окружными маршрутами была согласована с отправителем, то за перевозку взыскивается оплата за действительное расстояние.

Доставка груза в аэропорт производится транспортом грузоотправи­теля. Им же выполняются на грузовом складе работы, связанные с выгрузкой груза из транспорта, и переноской его к весам и местам для укладки, указанным кладовщиком. Доставку груза и работы по выгрузке и переноске груза на склад перевозчик при наличии возмож­ностей и по договоренности с отправителем может взять на себя за оплату по действующим тарифам.

Аэропортам разрешается принимать к перевозке только такое коли­чество грузов, которое может быть отправлено и доставлено в установленные сроки.

В порядке очередности перевозятся грузы в соответствии с утвержден­ным планом перевозок; мелкие партии грузов, принятые к перевозке по багажному тарифу; грузы, принятые к перевозке сверх плана от госу­дарственных предприятий, организаций и учреждений; а также.грузы, принятые к перевозке по льготным тарифам.

Вне очереди перевозятся грузы по заданиям правительства; для предотвращения и ликвидации стихийных бедствий, аварий, катастроф и т. п.; грузы специального назначения (выборные, посевные, уборочные); ошибочно засланные или временно задержанные во время перевозки.

Грузы, принятые к перевозке по специальным договорам с грузо­отправителями, имеют преимущество перед грузами, принятыми к пере­возке по разовым заявкам.

2. Нормативные акты

Для организации и обслуживания перевозок имеет огромное значение четкое знание и правильное применение правил и нормативных актов по данным вопросам.

Важнейшим нормативным актом является Воздушный кодекс Союза ССР, утвержденный Президиумом Верховного Совета СССР и введенный в действие с 1 января 1962 г.

Воздушный кодекс Союза ССР — это свод законов, устанавливающий полный и исключительный суверенитет Союза ССР над воздушным пространством страны, регулирующий передвижения летательных аппа­ратов и всю эксплуатационно-производственную деятельность гражданской авиации.

Воздушный кодекс состоит из 10 глав. Первая глава закрепляет суверенитет СССР, устанавливает общие положения о деятельности гражданской авиации и правах МГА по изданию соответствующих правил и инструкций, связанных с эксплуатацией воздушного транспорта, обязательные для всех организаций, предприятий, учреждений и для отдельных граждан.

В главах II, III, IV и V определяется деятельность гражданской авиации в области эксплуатации воздушных судов и правовые отно­шения с местными органами власти, министерствами, ведомствами, орга­низациями и учреждениями по данным вопросам.

В главах VI и VIII устанавливается порядок международных полетов и международных воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов, отно­сящийся к деятельности гражданской авиации, по международному праву.

В гл. VII предусмотрен порядок воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты, относящийся к деятельности Министерства гражданской авиации в этой области на внутренних линиях СССР.

В гл. IX регламентируется применение воздушных судов гражданской авиации в отдельных отраслях народного хозяйства по договорам с заинте­ресованными организациями.

В гл. X предоставляется право МГА и его органам налагать за нарушение издаваемых на основании настоящего кодекса правил об охране порядка, имущества, безопасности движения, а также за несоблюдение противопожарных и санитарных норм штраф в административном порядке, если нет оснований для привлечения нарушителей к более строгой ответственности.

Так как общие положения Воздушного кодекса закрепляют основы деятельности гражданской авиации, их должны знать и руководствоваться ими все работники отрасли. Рассмотрим общие положения более подробно.

Ст. 1 общих положений определяет, что Союзу ССР принадлежит полный и исключительный суверенитет над воздушным пространст­вом СССР.

Под воздушным пространством СССР понимается воздушное прост­ранство над сухопутной и водной территорией нашей страны, в том числе над территориальными водами, определенными законодательством СССР и международными договорами, заключенными Союзом ССР. Проблема суверенитета государства, как известно, является одной из важнейших проблем международно-правовых отношений, СССР рассмат­ривает пространство, расположенное над его территорией над сушей и водными территориями, определенными международными конвенциями и договорами, как неотъемлемую составную часть своей государственной территории.

Ст. 2, закрепляя суверенитет СССР, определяет порядок деятельности гражданской авиации и гражданского воздухоплавания в целях охраны интересов государства, обеспечения безопасности полетов воздушных судов и удовлетворения потребностей народного хозяйства и граждан в пере­возках. Положение этой статьи нашло наиболее полное отражение в Программе КПСС, которая особо указывает на необходимость надежной защиты интересов СССР.

Действие ст. 3 распространяется на все виды гражданской авиации и гражданского воздухоплавания в пределах СССР, за исключением авиации и воздухоплавания авиационной промышленности, предназна­ченных для опытно-конструкторских, экспериментальных и исследова­тельских работ, воздушных судов авиационной промышленности, проходящих испытания, а также авиации ДОСААФ; на все гражданские воздуш­ные суда, занесенные в государственный реестр воздушных судов Союза ССР (ст. 10), во время их нахождения за пределами СССР, если законы страны пребывания не требуют иного.

Ст. 4 определяет применение гражданской авиации и гражданского воздухоплавания в Союзе ССР для следующих целей: воздушных пере­возок пассажиров, багажа, грузов и почты; выполнения специальных работ в отдельных отраслях народного хозяйства (применение авиации в сельском хозяйстве, для охраны лесов, аэрофотосъемки и т. п.); оказания медицин­ской и иной помощи населению и проведения санитарных мероприятий;

проведения опытных, экспериментальных и научно-исследовательских работ;

учебных, культурно-просветительных и спортивных мероприятий.

Ст. 6 определяет права Министерства гражданской авиации на издание в соответствии с Воздушным кодексом и «Основными правилами полетов в воздушном пространстве СССР» обязательных для всех государственных, кооперативных и общественных организаций и граждан правил, наставле­ний и инструкций, регулирующих эксплуатацию аэродромов и аэропортов, полеты гражданских воздушных судов, перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты, в том числе международные полеты и перевозки, и других правил, наставлений и инструкций по вопросам, отнесенным к его компетенции.

В соответствии со статьями 6 и 119 Воздушного кодекса Министерст­вом гражданской авиации по вопросам организации воздушных перевозок изданы «Правила перевозки пассажиров, багажа и грузов по воздушным линиям Союза ССР», «Правила перевозки почты по воздушным линиям Союза ССР» и ряд других правил и инструкций.

По вопросам организации и условий перевозок грузов, подлежащих санитарному, карантинному или таможенному контролю, на основании по­становлений и распоряжений Совета Министров СССР отдельные ком­петентные министерства и ведомства издают уставы, Правила и распо­ряжения, также являющиеся обязательными для всех граждан и транспорт­ных, государственных, кроперативных и общественных организаций. Та­кими нормативными актами являются: Ветеринарный устав СССР, Ветеринарно-санитарные правила, Устав государственной службы по карантину растений в СССР, Правила по внешнему карантину растений и др.

Статьи 81 и 82 гл. VII указывают, что воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты и регулярные полеты по расписанию для выполнения, этих перевозок могут совершаться только воздушно-транспортными предприятиями гражданской авиации. Другие предприятия, организации и учреждения, имеющие воздушные суда, могут перевозить пассажиров, багаж, грузы и почту лишь для обеспечения своих нужд. Следовательно, в области воздушных перевозок гражданской авиации предоставлено монопольное право.

Отдельные статьи гл. VII устанавливают положения о договорах авиаперевозки, правах, обязанностях и ответственности пассажиров, от­правителей и воздушно-транспортных предприятий (перевозчика) при авиаперевозках и порядке оформления и рассмотрения претензий и исков.

Так как отдельные статьи гл. VII, касающиеся одних и тех же вопросов, помещены в разных местах, что усложняет их изучение, целесообразно положения некоторых статей этой главы сгруппировать и изложить в определенной последовательности. Так, статьи 83, 84 устанавливают, что перевозки грузов и почты осуществляются на осно­вании договора воздушно-транспортных предприятий (перевозчика) с отправителем груза и почты.

Положение ст. 108 устанавливает, что всякие соглашения перевозчика с грузоотправителями и грузополучателями, имеющие целью изменение для той или другой стороны ответственности, предусмотренной настоя­щим Воздушным кодексом и правилами, изданными на его основании, признаются недействительными.

Договор воздушной перевозки груза удостоверяется грузовой наклад­ной, а почты — почтовой. По договору воздушной перевозки груза или почты перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз или почту в пункт назначения в установленные правилами перевозки грузов и почты сроки доставки (ст, 97) и выдать их уполномоченному на получение лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза или почты по установленному тарифу.

В соответствии со ст. 85 тарифы на воздушные перевозки грузов и почты утверждаются в порядке, установленном Советом Министров СССР, а правила применения тарифов устанавливаются Министерством гражданской авиации. Плата за воздушную перевозку пассажиров, багажа и грузов взимается при выдаче перевозочного документа, если иное не предусмотрено правилами перевозки (ст. 86). Порядок оплаты за перевозку почты регулируется изданными на основании Воздушного кодекса «Пра­вилами перевозки почты по воздушным линиям Союза ССР», утвержден­ными приказом ГУГВФ № 310 от 13.04.1964 и приказом Министерства связи СССР № 320 от 30.04.1964.

Статьи 90 и 91 устанавливают выполнение авиационных перевозок грузов по плану или специальному договору. Грузы перевозятся по планам, утвержденным в установленном порядке, а не предусмотренные планом или предъявленные сверх плана — по предварительным заявкам грузоотправителя, принятым перевозчиком без ущерба для плановой перевозки. В случае систематических перевозок грузов одного и того же грузоотправителя в течение определенного периода перевозчик и грузоотправитель могут заключить между собой специальный договор, в котором должны быть определены условия, вытекающие из особенностей данной перевозки.

Статьи 92 к 93 устанавливают права, обязанности и ответственность перевозчика, грузоотправителя и получателя при перевозке грузов по плану, договорам или отдельным заявкам в следующих случаях:

во исполнение плана перевозчик обязан представить указанные в нем перевозочные средства, грузоотправитель — предъявить к перевозке предусмотренный планом груз;

за неподачу указанных в плане перевозочных средств и непредъявле­ние к перевозке предусмотренного планом груза перевозчик и грузоотпра­витель несут друг перед другом ответственность в виде штрафа в размере 25% провозной платы за весь непредъявленный или невывезенный, но подготовленный к погрузке груз. Такую же ответственность несут пере­возчик и грузоотправитель за невыполнение обязательств по внеплановой и сверхплановой перевозке грузов по заявкам грузоотправителей, приня­тым перевозчиком.

Грузоотправитель освобождается от ответственности за непредъявление к перевозке груза или предъявление его в меньшем количестве, если это произошло вследствие явлений стихийного характера, а также аварий на предприятиях грузоотправителя, вызвавших прекращение производства на срок не менее 3 сут.

Перевозчик освобождается от ответственности за неподачу перевозочных средств, если это произошло вследствие стихийного бедствия, а также невозможности полетов воздушных судов по метеоусловиям.

В соответствии со ст. 98 грузоотправитель имеет право в порядке, предусмотренном правилами перевозок, получить обратно сданный к пере­возке груз до его отправки, изменить указанного в грузовой накладной получателя до выдачи груза адресату, распорядиться грузом в случае непринятия его получателем или невозможности выдачи его получателю. Во время перерыва или прекращения движения воздушных судов перевозчик обязан поставить об этом в известность грузоотправителя и грузополу­чателя и спросить их распоряжения.

На основании Воздушного кодекса Союза ССР МГА издаются соответствующие нормативные документы, регулирующие деятельность гражданской авиации по обслуживанию перевозок пассажиров, грузов и почты и нужд различных отраслей народного хозяйства.

3. Сроки доставки грузов

В соответствии с требованиями ст. 97 Воздушного кодекса и ст. 43 (§ 219) «Правил перевозки пассажиров, багажа и грузов по воздушным линиям Союза ССР», перевозчик обязан доставить принятый к перевозке груз в пункт назначения в установленные сроки. Сроки доставки грузов установлены приказом МГА № 406 от 10 июня 1965 г.

Груз считается доставленным в срок, если перевозчик не позднее 12 ч по истечении установленных сроков доставки направил грузополу­чателю извещение о прибытии груза. Срок доставки считается ненару­шенным, если задержка произошла по причинам: стихийного бедствия; невозможности полетов по метеорологическим условиям; ограничения полетов распоряжениями государственных органов; другим причинам, не зависящим от перевозчика.

Не включается в срок доставки грузов следующее время: задержки отправки груза по вине грузоотправителя, когда погрузка осуществляется его средствами; ожидания в аэропорту перегрузки отправления груза очередным рейсом в аэропорт назначения и по установленному расписанию, но не более 24 ч; задержки груза в аэропорту отправления или в аэро­порту перегрузки по требованию государственных органов (санитарных, карантинных и др.).

Сроки доставки грузов, принятых к перевозке в пункты, куда не установлено регулярное движение воздушных судов, определяются перевозчиком по договоренности с грузоотправителем, о чем делается запись в грузовой накладной.

При прямых-смешанных железнодорожно-воздушных и других сообще­ниях сроки доставки грузов исчисляются раздельно по Правилам, дейст­вующим на соответствующих видах транспорта.

В случае перерыва или прекращения движения воздушных судов перевозчик обязан поставить в известность грузоотправителя и грузопо­лучателя о вызванной задержке в доставке груза и запросить распоря­жения грузоотправителя. Если перевозчик не имеет возможности доставить груз в аэропорт назначения и в 5-дневный срок со дня высылки уве­домления не получит от грузоотправителя или грузополучателя указаний о распоряжении грузом, он имеет право: передать груз другим видам транспорта для его дальнейшей перевозки в адрес грузополучателя; поместить груз на ответственное хранение на склад какой-либо органи­зации; реализовать груз в порядке, предусмотренном в ст. 51 «Правил перевозки пассажиров, багажа и грузов по воздушным линиям Союза ССР». О своем решении перевозчик обязан сообщить грузоотправителю и грузо­получателю.

Грузоотправитель обязан возместить перевозчику понесенные им расходы, возникшие вследствие вышеуказанных действий. Если груз был передан для дальнейшей перевозки другим видом транспорта, перевозчик обязан произвести возврат грузоотправителю сумм в размерах, установлен­ных Правилами применения тарифов. Сроки доставки отдельных видов грузов помещены в приложении 5.

4. Требования к грузаи и их упаковке

При воздушных перевозках придается важное значение упаковке грузов. Ст. 95 Воздушного кодекса определяет, что грузы, нуждающиеся в таре или упаковке, должны предъявляться к перевозке в исправной таре или упаковке, соответствующей государственным стандартам, а грузы, на тару и упаковку которых стандарты не - установлены, — в исправной таре, обеспечивающей их полную сохранность при транспортировке. Сельскохо­зяйственные продукты, отправляемые колхозами, могут приниматься и в нестандартной таре, обеспечивающей сохранность груза при пере­возке.

В соответствии с требованиями «Правил перевозок пассажиров, багажа и грузов» к перевозке принимаются только такие грузы, на качество, массу, объем и свойства которых не влияют условия воздушной транспортировки.

Грузовые места должны иметь габаритные размеры, позволяющие их свободную погрузку-выгрузку в грузовые люки, размещение и на­дежную швартовку в багажно-грузовых помещениях самолетов.

Грузы должны быть упакованы в чистую тару, не имеющую острых выступов, штырей, металлических заостренных планок, углов или предметов и гвоздей, выступающих из упаковки и могущих загрязнить или повре­дить помещения самолетов и их оборудование, а также совместно пере­возимые другие грузы, багаж и почту. Отдельные места грузов должны иметь массу не менее 5 и не более 200 кг, включая упаковку (массу брутто).

Места грузов массой более 80 кг считаются тяжеловесными, а с размерами свыше 500 х 500 х 1000 мм — негабаритными. Условия перево­зок этих грузов изложены ниже.

Размеры загрузочных люков, дверей и объемы багажно-грузовых поме­щений самолетов и вертолетов гражданской авиации приведены в при­ложении 6.

Масса одного грузового места, перевозимого без перегрузки в пути, не должна превышать 200 кг, а перевозимого с перегрузкой в пу­ти—100—200 кг. Размеры каждого места груза не должны превышать 500 х 500 х 1000 мм. К перевозке на пассажирских самолетах без перегрузки в пути принимаются грузы массой одного места до 200.кг, а с перегруз­кой в пути— 150 кг.

К перевозке в багажных помещениях пассажирских самолетов с ТРД и ТВД и поршневых грузовых допускаются тяжеловесные грузы массой одного места от 81 до 200 кг при строгом соблюдении следующих условий: габариты груза не должны превышать размеров, допускающих его свободную загрузку и разгрузку через стандартные люки без повреж­дений элементов конструкции самолета и с соблюдением требований тех­ники безопасности погрузочно-разгрузочных работ; опорная поверхность одного грузового места в таре должна быть такой, чтобы удельная нагрузка на 1 м2 площади пола самолета не превышала установленных норм статической нагрузки (удельные нагрузки на площадь пола ба­гажно-грузовых4 помещений самолетов и вертолетов приведены в приложе­нии 7, а предельные нагрузки на участки грузового пола самолета АН-12—в приложении 8); электромоторы, двигатели и т.д. без тары, массой не более 200 кг должны быть обязательно смонтированы на специальных деревянных щитах в виде деревянных брусьев или толстых досок с опорной площадью, не превышающей установленных предельно допустимых статических нагрузок на площадь пола самолета.

Металлическая, стеклянная, керамическая, пластмассовая и другая тара, в которую упаковываются (заполняются) жидкие грузы, подлежащие пере­возке воздушным транспортом, должна выдерживать внутреннее избы­точное давление, зависящее от высоты полета и температуры, и полностью гарантировать от утечки или разлива содержимого на пол помещения самолета.

К перевозке на турбовинтовых самолетах АН-12 могут быть приняты любые народнохозяйственные грузы, техника и личные вещи граждан, если характер, упаковка и свойства грузов позволяют их транспортировать при условии: длительного пребывания во время перевозки при низком барометрическом давлении и температурах +60 °С; возможной вертикаль­ной скорости снижения до 50 м/с; воздействия вибрационных перегрузок до 2,9 д и статических перегрузок в различных режимах полета. Изме­нение давления и температуры атмосферного воздуха в зависимости от высоты над уровнем моря дано в табл. 18.

При перечисленных условиях груз не должен изменять своих хими­ческих, физических и иных свойств, могущих привести его к порче или к уменьшению безопасности воздушной перевозки.

5. Грузы без упаковки и в неудовлетворительной упаковке, запрещенные к перевозке воздушным транспортом

Для исключения возможности повреждения или загрязнения помеще­ний пассажирских самолетов, багажа и почты неупакованными, промаслен­ными и загрязненными грузами, имеющими острые утлы и выступы, а также для обеспечения полной безопасности полетов к перевозке на пассажирских самолетах запрещаются:

абразивные, шлифовальные и наждачные круги;

бытовые и электрические машины и аппаратура;

изделия и предметы из черных и цветных металлов (электродвига­тели, насосы, трубы (трубки), прутки, проволока, латунь в листах, металли­ческая лента в полосках, запасные части машин и другие подобные грузы);

ртутные выпрямители и различные приборы, содержащие ртуть в стекле;

изделия из синтетических смол и пластических масс (аминопласт, винипласт листовой, плексиглас, гетинакс, текстолит и т. п.);

сыпучие грузы, упакованные в бумажную тару, — крафтмешки (пресс-по­рошок, полиэтилен, химические и минеральные удобрения, красители, белила, графит и т. п.);

громоздкие, длинномерные грузы, листовое железо, а также тяжело­весные грузы, не оборудованные устройствами для швартовки в самолетах (вертолетах), без стеллажей, позволяющих равномерно распределять нагруз­ку, и грузы, форма (конфигурация) которых позволяет разместить и зашвартовать их в самолете (вертолете); другие грузы, упаковка, швартов­ка, свойства и конфигурация которых не гарантирует безопасность воз­душной перевозки.

Перевозка перечисленных грузов может производиться только грузо­выми самолетами при условии, что они будут надлежащим образом упакованы и оборудованы устройствами для надежной швартовки, пол­ностью гарантирующими безопасность транспортировки. Доставляются такие грузы только прямыми рейсами самолетов, принадлежащих управ­лению, разрешившему данную перевозку, за которую взыскивается полный авиационный тариф без скидки.

Г л a в а V I

ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ НА ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ

1. Перевозка грузов с сопровождающими

Некоторые грузы, (скоропортящиеся, перевозимые по договорам с отправителем; особо опасные независимо от количества; блоки,,детекторы и другие грузы, транспортируемые в сосудах Дьюара, а также отдельные специальные обязательно сопровождаются представителями отправителя или получателя под их ответственность. Сопровождаются 'грузы по соглашению отправителя с аэропортом отправления или по требованию аэропорта.

При оформлении перевозки груза с со провожающим в грузовой накладной в графе «Дополнительные отметки отправителя» делаются за­писи о том, что груз следует в сопровождении и под ответственностью представителя грузоотправителя (грузополучателя), указываются фамилия, имя и отчество сопровождающего, наименование и номер документа, удостоверяющего личность, номер командировочного удостоверения и пассажирского билета.

Сопровождающий должен расписаться в грузовой накладной о при­нятии груза под свою ответственность и, если получение груза в аэро­порту назначения поручено ему, представить доверенность установленного образца.

Пассажирские билеты выдаются сопровождающим груз за плату на общих основаниях. По бесплатным билетам допускается перевозка со­провождающих только при доставке скоропортящихся грузов на условиях, установленных договором с отправителем. Сопровождающий обязан при­сутствовать при сдаче груза в аэропорту отправления, погрузке в самолет и обеспечить его охрану в пути следования и при посадках в промежуточных аэропортах. Порядок сопровождения и охраны особо опас­ных и специальных грузов изложен в соответствующих правилах и инструкциях.

Сопровождающий занимает в самолете место, указанное командиром корабля, а при.перевозке груза на самолете АН-12 — в кабине бортпро­водника, но только после того, как будет погружен и зашвартован груз. Сопровождающий обязан наблюдать за состоянием груза, era сохранностью и надежной швартовкой, о смещении или расшвартовке немедленно докладывать командиру воздушного судна, не допускать к грузу посторонних лиц и не позволять перемещать его в самолете без разрешения командира воздушного судна, беспрекословно выполнять любые приказания командира воздушного судна в полете; при сопровожде­нии опасных грузов принимать меры личной и общественной безопасности и иметь при себе необходимый инструмент и средства для устранения неисправностей, знать правила обращения с этими грузами при возникно­вении пожара или отравлении, иметь средства индивидуальной защиты и уметь пользоваться ими; при транспортировке животных производить уборку помещений, уход за ними и кормление; при доставке скоропортя­щихся грузов в случае задержек самолетов в промежуточных аэропортах докладывать начальнику службы организации перевозок аэропорта о состоянии груза или о необходимости его снятия и последующей реализации; по прибытии в аэропорт назначения сообщать начальнику службы организации перевозок аэропорта о качественном состоянии доставленного груза и об имевших место нарушениях правил перевозок.

Сопровождающему груз запрещается отлучаться от самолета в аэро­портах посадки и производить какие-либо действия с грузом во время полета без разрешения командира воздушного судна.

Перевозчик обязан оказывать содействие сопровождающему в выполне­нии им заданий по сопровождению груза. Если грузу угрожает порча и. доставить его в полной сохранности не представляется возможным, сопровождающий обязан принять меры к реализации груза или сдаче его соответствующим организациям в установленном порядке. В этом случае по письменному заявлению сопровождающего перевозчик обязан оказать ему необходимое содействие, а грузоотправитель возместить пере­возчику все расходы, связанные с оказанием содействия сопровождаю­щему в передаче груза другой организации или в его реализации, если это вызвано не по вине перевозчика.

В случае болезни сопровождающего или возникновения других условий, при которых он будет лишен возможности сопровождать груз, перевозчик обязан проверить наличие и состояние груза и составить об этом акт. Дальше груз перевозится на общих основаниях под ответственность перевозчика. При назначении перевозчиком другого сопровождающего грузополучатель обязан возместить перевозчику все расходы по сопро­вождению груза.

В аэропортах назначения при выдаче не взвешиваются грузы, сле­дующие с сопровождающим, за исключением случаев, когда частичная утрата или порча груза произошла по причинам, не зависящим от сопровождающего.

2. Перевозка грузов с объявленной ценностью

К перевозке воздушным транспортом могут быть приняты грузы с объявленной и без объявленной ценности. С обязательным объявле­нием ценности перевозятся грузы, действительную стоимость которых в случае утраты, порчи или повреждения невозможно определить. К ним относятся: грузы, на которые не установлены государственные цены; бывшие в употреблении предметы и товары, степень износа которых не определена; домашние вещи.

При объявлении ценности указанных грузов их стоимость не должна завышаться и в необходимых случаях должна сравниваться с прейску­рантной ценой этих товаров или предметов, сходных с ними, с учетом степени их износа. Не допускается объявление ценности: скоропортящихся и опасных грузов; грузов, перевозимых с сопровождающими от отправи­теля или получателя. Сумма объявленной ценности груза не ограничи­вается, но она не должна превышать фактической его стоимости и должна быть подтверждена отправителем приложенными к грузовой накладной счетами, прейскурантами и другими документами.

При отсутствии необходимых документов, подтверждающих размер объявленной ценности груза, перевозчик имеет право отказать в приеме к перевозке.

Драгоценные металлы и ювелирные изделия из них, драгоценные камни, предметы искусства, художественные изделия, антикварные вещи, уникальные приборы и другие предметы высокой стоимости или представ­ляющие большую историческую ценность, а также дорогостоящие предме­ты и вещи, стоимость которых может быть определена только компетент­ными органами или экспертизой, целесообразно перевозить только с сопро­вождающими лицами от отправителя под их ответственность за сохран­ность.

Грузы, сдаваемые к перевозке с объявленной ценностью, должны быть упакованы в прочную исправную тару, иметь окантовку цельной стальной лентой и опломбированы. На шпагат или проволоку навешиваются пломбы с ясными оттисками цифровых или буквенных обозначений. Концы шпагата или проволоки должны быть прочно сжаты, чтобы полностью исклю­чить возможность их снятия, отрыв или повреждение во время перевозки; Личные вещи граждан не пломбируются. Однако вещи и имущество, упакованные в ткани и другие прочные материалы, должны обшиваться одинаковыми и целыми нитками и обвязываться прочными веревками без узлов.

На каждом месте груза с объявленной ценностью отправитель обязан сделать надпись несмываемой краской о сумме объявленной ценности, ука­зав эту сумму прописью и в скобках цифрой. Приемщик обязан тщательно осмотреть упаковку и маркировку каждого отдельного места груза, сда­ваемого к перевозке с объявленной ценностью, проверить целость и исправ­ность окантовки, опломбированного шнура или проволоки, правильность, прочность и исправность пломб.

При неудовлетворительной упаковке груза кладовщик обязан отказать в приеме его к перевозке с объявленной ценностью. Приемщик груза (кладовщик) аэропорта отправления обязан взвесить сдаваемый с объявлен­ной ценностью груз, независимо от указания отправителем его массы. При расхождении массы брутто, указанной отправителем, с фактической такие грузы не принимаются к перевозке.

Грузы с объявленной ценностью могут быть приняты к перевозке только в те пункты назначения, до которых расписанием предусмотрены прямые рейсы. Прием грузов с объявленной ценностью в аэропорты с перегрузкой в транзитных или промежуточных аэропортах запрещается.

По одной грузовой накладной разрешается оформлять такое коли­чество мест груза с объявленной ценностью, которое может быть погру­жено одновременно на один самолет. При оформлении грузовой наклад­ной места грузов в стандартной упаковке с одинаковой объявленной цен­ностью могут быть записаны общим количеством мест, общей массой и суммированной объявленной ценностью.

Если к перевозке сдаются грузы с одинаковой объявленной ценностью, но в различной упаковке, а также с разной суммой объявленной ценности, то каждое такое место груза записывается в отдельной строке грузовой накладной с указанием его массы и ценности. После такой записи в грузовой накладной проставляются цифрами и прописью сумми­рованные итоги количества мест, их масса и общая сумма объявленной ценности.

При невозможности вписать в одну грузовую накладную все места грузов с объявленной ценностью, сдаваемых к перевозке в один пункт назначения и в адрес одного получателя, выписывается такое коли­чество грузовых накладных, которое потребуется для оформления их указанным выше порядком. Оформление одной грузовой накладной на перевозку грузов с объявленной и без объявленной ценности не до­пускается.

Все места грузов, оформленные одной грузовой накладной с объявлен­ной ценностью, должны быть во всех случаях отправлены вместе на одном

самолете. Разъединение мест грузов с объявленной ценностью и отправка их по досылочным документам к грузовой накладной запрещается. При оформлении сопроводительных или полово-грузовых ведомостей грузы с объявленной ценностью вносятся в первые графы с обязательной допол­нительной записью следующих слов: «Ценный, объявленная цен­ность... рублей».

Грузы с объявленной ценностью сдаются члену экипажа самолета, ответственному за коммерческую загрузку, обязательно на грузовом складе с тщательным осмотром и взвешиванием каждого отдельного места. Если при осмотре и взвешивании выявляются какие-либо неисправности, то погрузка запрещается, о чем составляется акт общей формы за подписью кладовщика, сдающего и члена экипажа самолета, принимающего груз.

В аэропортах назначения грузы с объявленной ценностью принимаются от члена экипажа самолета на грузовом складе аэропорта тем же поряд­ком с обязательным осмотром состояния упаковки и взвешиванием. Прием грузов с объявленной ценностью транспортно-экспедиционными конторами непосредственно на складах отправителей не допускается.

За перевозку грузов с объявленной ценностью взыскивается авиацион­ный тариф и дополнительный сбор за объявленную ценность, согласно правилам применения тарифов. Места грузов с объявленной ценностью должны храниться в аэропортах отдельно от' других грузов в закрываю­щихся на замки и опломбированных помещениях.

При сменных дежурствах кладовщиков прием-сдача грузов с объявлен­ной ценностью производится с обязательным осмотром состояния упа­ковки, а при необходимости и с проверкой их массы. Такие грузы должны перевозиться в закрывающихся и опломбированных помещениях самолетов, а при невозможности этого — под наблюдением члена экипажа самолета, ответственного за коммерческую загрузку.

Любые спорные вопросы, возникающие между складскими работни­ками аэропорта и отправителями при приеме к перевозке грузов с объявленной ценностью (о сумме объявленной ценности, состояний упаковки и т. п.), а также между складскими работниками и членами экипажей самолетов, ответственными за коммерческую загрузку при приеме-сдаче, разрешает начальник отдела организации перевозок аэро­порта или начальник аэропорта.

Если в необходимых случаях грузы с объявленной ценностью передаются для перевозки до пунктов назначения другим видам транспорта, то в передаточных документах обязательно делаются записи о сумме объявленной ценности груза согласно данным об этом в грузовой накладной.

3. Перевозка тяжеловесных, длинномерных v, крупногабаритных грузов

Места грузов массой более 80 кг считаются тяжеловесными, разме­рами свыше 500 х 500 х 1000 мм — крупногабаритными, а грузы, длина которых превышает 1000мм,— длинномерными. Прием к перевозке тяжело­весных и крупногабаритных грузов до пунктов назначения прямыми рейсами производится с разрешения начальника аэропорта отправления, а с перегрузкой в пути — только с разрешения начальников аэропортов перегрузки, если расписанием предусмотрено следование грузовых самоле­тов от пункта перегрузки до пункта назначения.

Тяжеловесные, крупногабаритные и длинномерные грузы принимаются к перевозке только в том случае, если отправитель оборудовал их устройствами, позволяющими производить погрузку-выгрузку с помощью аэродромных или самолетных средств механизации, а также устройствами, обеспечивающими надежную швартовку (<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...