Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Духовное назначение мантры




Гаятри и Саи Гаятри Мантры

Б.А.Загорулько

В данной работе (в теоретическом и практическом аспектах) рассматриваются две известные мантры - "Гаятри" и "Саи Гаятри".

Первая из них - Гаятри Мантра - является самой священной и наиболее могущественной мантрой Вед. Считается, что она содержит в себе всю их сущность. Повторение этой мантры входит в ежедневный ритуал всех правоверных индуистов. Эта мантра, которая обращена непосредственно к Ишваре (Богу) нашей вселенной, именуемому Савитаром, способна привести человека к единению с сознанием Ишвары и тем самым познанию Его через его шакти (силу), олицетворяемую богиней Гаятри.

Вторая - Саи Гаятри мантра - является мантрой аватара (Бога в человеческой форме) нашего века - Шри Сатьи Саи Бабы, считающегося одновременным воплощением Шивы (Космического Сознания) и Шакти (Космической Энергии). Практика этой мантры через Божественную Милость Аватара может даровать человеку всё, начиная от исполнения мирских желаний вплоть до конечного освобождения (мокши).

В первой главе рассматриваются некоторые основополагающие вопросы мантра-йоги (сущность мантры, принцип её действия, уровни в практике джапы и т.п.). Ценность работы состоит также в том, что в ней впервые на русском языке (в упрощённой форме, посредством сдвига слогов по вертикали) дана интонационная запись мантры, облегчающая её воспроизведение. Работа расчитана на широкий круг читателей, интересующихся историей религий, индуизмом, теорией и практикой йоги.

Б.А.Загорулько, Н.Н.Самсонова: "Саи Веда", 1997.

Оглавление:

Мантра и джапа

Мантра как инструмент садханы

Духовное назначение мантры

Джапа

Гаятри Мантра

Назначение Гаятри Мантры

Значимость Гаятри Мантры

Риши и размер мантры

Савитар или Ишвара нашей вселенной

Гаятри Дэви как Шакти Ишвары

Значение и символизм мантры

Практика мантры и её эффект

Саи Гаятри Мантра

Структура, значение и объект мантры

Цель и эффект повторения мантры

Практика мантры

Другие варианты Саи Гаятри

Мантра и Джапа

Согласно философии древнеиндийских мудрецов, вся наша Вселенная является лишь внешним выражением Высшей Реальности, недоступной познанию посредством интеллекта. Эта Трансцендентная Реальность или, в терминологии индуизма, Брахман проявляет себя с одной стороны в виде неодушевлённой вселенной, а с другой - в форме бесчисленных центров сознания или душ. Эти души оказываются вовлечёнными в долгий процесс сначала инволюции (нисхождения в материю), а затем эволюции (восхождения к духу), который растягивается на многие воплощения и представляет собой так называемое колесо сансары (цикл рождений и смертей). Конечной целью эволюции душ является осознание ими своей Божественности и выход из круга сансары, то есть достижение мокши (конечного освобождения). Почему души были вовлечены в процессы инволюции и эволюции - это особый вопрос (атипрашна), на который нельзя получить ответ на уровне интеллекта и который может быть разрешён только после достижения самореализации.

Все без исключения живые существа в этом мире стремятся к счастью. Но многие ли его достигают? Несмотря на огромные успехи человеческого интеллекта, повсюду в мире можно видеть боль, страдания, смерть. И всё же на земле есть и всегда были те немногие, кто, обретя истинное и абсолютное знание, пребывают в постоянном блаженстве, помогая человечеству в достижении того же. Именно они - мудрецы и йоги - говорят нам, что источник счастья можно найти только внутри самого себя, подняв своё сознание на высший, божественный уровень, через преодоление иллюзий и ограничений низшей жизни. Для этого человек должен стать на путь духовного совершенствования.

Мантра как инструмент садханы

Существует много видов духовной практики или путей, ведущих к постижению Бога: ритуальное поклонение, молитва, медитация, различные формы йоги и т.д. На санскрите духовная практика именуется садханой, а человек, занимающийся ею - садхакой (Садхака - человек, занимающийся духовной практикой, то есть практикующий садхану [реже - садхак: жен. род. - садхика]). Садхана - это длительный путь постепенного и прогрессивного раскрытия в себе всё более высоких уровней сознания посредством индивидуального усилия (корень 'садх' означает 'прилагать усилие') вплоть до достижения конечной цели человеческого развития - единения с Богом. Основным принципом любой садханы является увеличение в человеке саттва-гуны (одного из фундаментальных качеств природы, связанного с духовным началом в человеке). Одной из наиболее распространённых форм садханы в Индии (особенно на её начальных этапах) является повторение мантры или джапа.

Мантра как инструмент садханы известна с ведийских времён и представляет собой специфически индийское явление. Сами Веды, считающиеся откровением Бога, есть ничто иное, как совокупность священных текстов, состоящих из мантр.

Все священные писания мира единодушны в том, что наш мир был сотворён при помощи Слова. "В начале было Слово" читаем мы в русском переводе Библии. В греческом оригинале это звучит как "В начале был Логос". В Ведах говорится: "Праджапатир Ваи Идам Асит. Тасья Ваг Двитийя Асит" - "Поистине существовал лишь Праджапати (Бог). С ним вторая была Вак (Речь, Слово)".

Согласно священным писаниям, первичное проявление Высшей Реальности происходит посредством изначальной вибрации, которая называется шабда, что означает Звук или Слово. Брахман в форме Слова или Звука именуется Шабдабрахманом. В этом смысле он соответствует греческому Логосу, означающему одновременно Слово и Мысль. Слово в его тонкой форме есть Мысль. Это Слово-Мысль в своём аспекте творящей силы есть Священное Речение или Мантра.

В отличие от обычного языкового высказывания мантра, которая так же, как и обычный язык, может состоять из предложений, слов, слогов или даже звуков, обладает некой мистической силой. Именно этой силой, священной биджа-мантрой (досл. 'мантра-семя', то есть мантра, из которой произрастают другие мантры. Такие мантры служат прототипом объектов и явлений действительности.) Ом творится и поддерживается наша Вселенная. Отсюда становится понятной и роль мантры как инструмента духовной практики. Если мантра - это сила Бога, то "овладение" этой силой ведёт к постижению Бога.

Духовное назначение мантры

Согласно определению, мантра - это имеющая определённую силу комбинация звуков, способная при её правильном произнесении производить особые результаты. Как мы видим, очень важную роль здесь играет звуковая сторона. Именно звуковые качества мантры, заключающие в себе определённую энергию, и отличают мантру от молитвы.

Основное отличие молитвы от мантры состоит в том, что в молитве главное - её смысл, и потому она может быть выражена любыми словами, а также переведена на любой язык. Её эффект всецело зависит от вкладываемой в неё силы мысли, а не от её звуковых характеристик. При неправильном произнесении, если сила мантры не пробуждена, мантра действует как обычная молитва.

Каждой мантре присущи своё божество, свой метрический размер, риши (провидец, который дал миру эту мантру), шакти (сила или энергия), определённая сфера действия и конкретное практическое назначение. Мантры могут отличаться друг от друга также по ряду других характеристик: по субъективным целям, по силе и скорости воздействия, по языковой структуре и т.д. Одной из наиболее важных классификаций мантр является их подразделение в зависимости от объекта почитания.

Считается, что за каждой мантрой стоит определённое божество - дэвата. Дэвата представляет собой аспект единого Высшего Бога - какую-либо его функцию или силу. Все Дэваты обладают сознанием и силой, однако, те, в которых в большей степени выявляется один из этих аспектов, соответственно, представляются в их мужской и женской ипостасях и называются дэвы (боги) или дэви (богини). Каждому из них соответствует определённое имя и конкретный (чаще антропоморфический) образ или форма, имеющие глубоко символическое значение. Отсюда - мантры, посвящённые различным божествам: Шиве (Ом Намах Шивайя), Ганеше (Ом Шри Ганешайя Намах), Кали (Хрим Шрим Крим Адья Калика Парамешвари Сваха), Раме (Шри Рама Джайя Рама Джайя Джайя Рама) и т.д.

По характеру воздействия все мантры можно разделить на два больших класса: мантры, имеющие магический эффект (вызывающие изменения в природе), и мантры, имеющие духовное воздействие (вызывающие изменения в сознании). Первые приблизительно эквивалентны заклинаниям, заговорам, оберегам и т.п. и с незапамятных времён используются всеми народами и существуют во всех языках. Вторые - специфически индийский тип - предназначены для духовной практики.

Необходимо также указать ещё на некоторые особенности звуковой вибрации. Будучи одной из фундаментальных форм энергии, звук связан с сознанием и является инструментом божественного Сознания. Звуковая вибрация не только лежит в основании любой формы, но также абсолютно необходима для проявления сознания. В силу этого сам звук способен воздействовать непосредственно на сознание. Одна из его функций в процессе познания - это изменение состояний сознания. Использование мантры для духовных целей, как средство раскрытия высшей природы человека посредством изменения его состояний сознания, составляет особую дисциплину, называемую мантра-йога. Каждая форма садханы имеет свою цель. Цель мантра-йоги - достижение полного единения сознания садхаки с сознанием избранного божества (ишта-дэваты). Способность мантры устранять преграду между обычным сознанием человека и сознанием высшим, божественным и положена в основу мантра-йоги.

Для того, чтобы мантра действовала, сила, скрытая в звуковых сочетаниях (мантра-шакти), должна быть пробуждена посредством усилия садхаки в процессе садханы (садхана-шакти). Действие мантры осуществляется через соединение мантра-шакти и садхана-шакти. В этом случае возникает так называемая мантра-чайтанья (букв. 'сознание мантры'), которая приводит к соединению сознания садхаки с сознанием Божества, управляющего мантрой. Единение сознания садхаки и сознания Дэваты - это и есть пробуждение или раскрытие сознания, что и является целью мантра-йоги.

Если при использовании мантр, имеющих недуховное назначение, их эффект может проявляться часто достаточно быстро, а иногда и сразу, то мантры, имеющие чисто духовную цель, требуют длительной практики, так как сознание садхаки должно быть очищено и подготовлено для своего раскрытия. Оно не может быть трансформировано сразу. Чем выше объект назначения мантры, тем проще и безопаснее техника её исполнения и, соответственно, тем дольше требуется времени для достижения полного результата.

Для того чтобы мантра имела более быстрый и ощутимый эффект, необходимо, прежде всего, знать её значение, уметь правильно её произносить и, самое главное, - она должна быть получена от просветлённого человека, каким и должен быть настоящий гуру (духовный учитель). В этом случае считается, что мантра уже "пробуждена" и имеет энергетическую силу. Это действительно так. Однако, при достаточном усилии, высокой концентрации и преданности объекту поклонения, сила мантры (мантра-шакти) может "пробудиться" сама. Пробуждению мантры способствует её многократное повторение, чёткое и правильное произношение с учётом соответствующей интонации и ритма.

Джапа

Джапа - это повторение мантры с целью достижения опыта более высоких состояний сознания. Повторение мантры производит определённые вибрации на различных планах. Эти вибрации, в свою очередь, воздействуют на различные тела садхаки и производят в них изменения, перестраивают их материю. В результате изменений происходит очищение и гармонизация различных проводников сознания таким образом, что становится возможным проявление более высоких состояний сознания.

Мантру можно повторять вслух, произносить шёпотом или про себя. При повторении вслух физические звуки воздействуют на физическое тело. При повторении шёпотом мантра действует на тонкое (эфирное) тело садхаки и производит в нём изменения. При мысленном повторении мантра, соответственно, воздействует на его ум. Считается, что манасика (ментальная) джапа является наиболее эффективной.

Ментальное повторение мантры имеет несколько стадий. На первой стадии ум концентрируется на самих звуках и осознаёт только их. На второй стадии вместе со звучанием слов автоматически осознаётся и их значение. На третьей стадии вместо значения отдельных слов осознаётся значение всей мантры в целом. При долгой практике и концентрации общая идея всей мантры становится всё более и более устойчивой и практически постоянно присутствует в уме. На этой стадии, хотя мантра продолжает произноситься мысленно, слова уходят на второй план и (подобно индийскому музыкальному инструменту - танпуру) просто создают общий фон для основной идеи, постоянно присутствующей в уме. Это тот уровень, которого может достичь обычный садхака.

Однако, если практикующий джапу желает постичь реальность, которая находится за пределами ума, он должен превзойти уровень ума, поднявшись на четвёртую стадию практики, которая, фактически, знаменует собой стадию самадхи (состояние транса). Это достигается посредством совершенной преданности объекту поклонения. В этом случае садхака перестаёт осознавать себя, и его сознание полностью сливается с идеей, постоянно присутствующей в уме, в результате чего происходит полное познание объекта.

Для того чтобы достичь этой стадии, садхака должен объединить все свои силы, используя свою эмоциональную природу, концентрацию ума и волевое усилие. Практика джапы становится эффективнее в том случае, если её сопровождать визуализацией избранного божества. В принципе, не так важно, где и каким образом создавать образ, так как он всё равно формируется в уме. Подходящим местом для этого считается духовное сердце, символически расположенное в центре груди. Важно самим формировать образ божества в уме. "Когда ум создаёт форму Бога, - говорит Шри Сатья Саи Баба, - он сам становится этой формой, и сам Бог наполняет форму своей Божественностью".

Гаятри Мантра

Никакой духовный прогресс не возможен без очищения ума и развития в человеке принципа буддхи, основной функцией которого является различение между истинным и неистинным. Буддхи - это способность более высокого по сравнению с интеллектом уровня, которая в европейской терминологии называется интуицией (досл. 'прямое познание'). Чтобы интеллектуальные знания могли стать знаниями истинными, они должны быть озарены светом буддхи. Развитие или, точнее, раскрытие в себе буддхи является отправной точкой сознательной духовной практики. Такую роль выполняет в индуизме Гаятри Мантра. Текст этой мантры гласит:

ОМ БХУР БХУВАх СВАХа ТАТ САВИТУР ВАРЕНЬЯаМ БхАРГО ДЕВАСЬЯ ДхИМАХИ ДХИЙО ЙО НАх ПРАЧОДАЯТ   Om Bhur Bhuva Suvah Tat Savithur Varenyam Bhargo Devasya Dheemahi Dhiyo Yonah Prachodayat

 

Звучание Гаятри мантры в исполнении Сатья Саи Бабы: 1. gayatri.wav, Win PCM, 11050 Hz, 191 KB, 18 секунд 2. gayatri.mp3, MPEG 1.0 layer 3, 125 KB, 32 секунды 3. From "SAI DARSHAN" site, gayathri.au

Ом! Благо Земному, Тонкому и Небесному Мирам! На лучезарный Свет Савитара (олицетворяющий божественную Славу Ишвары) медитируем! Да озарит Он наш разум!

Слово гаятри* употребляется в индуистских писаниях в трёх различных смыслах. Прежде всего, этим словом обозначается хорошо известная мантра, повторение которой является обязательной частью повседневной религиозной практики всех правоверных индуистов. Второе - это стихотворный размер, в котором написана эта мантра, и третье - богиня, олицетворяющая силу этой мантры.

(* Гаятри' - именно такое ударение (т.е. на последнем слоге) даёт в своём "Санскритско-Английском" словаре один из наиболее авторитетных и известных в мире санскритологов Моньер-Вилльямс.)

Назначение Гаятри Мантры

Слово 'гаятри' (жен.р. с ударением на последнем слоге) буквально означает "то, воспеванием чего достигается спасение" (где 'га' - 'воспевать', 'три' - 'спасать'). Другой вариант слова 'гаятра' (муж. и ср. р.), как поясняет Саи Баба, этимологически расшифровывается как "то, что защищает индивидуальные души" (где 'гая' - 'индивидуальные души - дживы', 'тра' - 'защищать'). Таким образом, уже само значение слова указывает на высшую цель духовной практики - спасение или освобождение, а также на высшую силу мантры, способную покровительствовать тому, кто её практикует.

Основное назначение Гаятри Мантры, в которой садхака обращается к Богу как лучезарному Свету Высшего Сознания со словами "Да озарит Он наш разум!", где слово 'разум' означает 'буддхи', как раз и состоит в том, чтобы раскрыть в человеке этот высший принцип. Важно также то, что практика Гаятри Мантры обеспечивает постепенное и прогрессивное раскрытие сознания. Именно поэтому древние риши сделали Гаятри Мантру обязательной частью ежедневной религиозной практики индуистов.

Первейшей задачей ставшего на духовный путь человека, стремящегося к постижению своей истинной природы, является не достижение освобождения (ибо это труд не одной жизни), а устранение своего невежества, заключающегося в иллюзорном видении мира. Для этого необходимо очищение и реорганизация всех низших проводников сознания, с тем чтобы стремящийся к истине мог иметь более тонкие инструменты для работы на высоких духовных планах. Это и есть свет буддхи, пробуждению которого способствует практика Гаятри Мантры. Если человек, упорно практикуя Гаятри-джапу, искренне стремится к Свету, который может прийти только изнутри, в его ауре, как пишет один из наиболее глубоких исследователей Гаятри Мантры профессор И.К.Таймни (См. I.K.Taimni. Gayatri: the daily religious practice of the Hindus. Adyar: Madras, 1974.), создаётся особое напряжение, которое открывает канал для нисхождения в его сознание Божественной силы высших планов.

Познание Бога может осуществляться на трёх уровнях: на уровне ума (манас) или интеллекта; на уровне интуиции (буддхи) или духовного восприятия и на уровне Реальности, непосредственно - через слияние своего Высшего Я (Атма) с сознанием Бога. Гаятри Мантра способна дать такое познание на всех этих трёх уровнях.

Значимость Гаятри Мантры

Гаятри Мантра считается самой священной и наиболее могущественной мантрой Вед. Эта универсальная мантра-молитва упоминается во всех четырех Ведах, а также в тантрах (Тантры - один из типов священных писаний индуизма. Тантры считаются эзотерической частью Вед - Ведами Кали-Юги. В Тантрах наиболее глубоко разработана наука о мантрах - мантра-шастра. Слово 'шастра' означает 'трактат'.). С самой высшей похвалой о ней отзываются великие мудрецы и риши. Как говорит Шри Сатья Саи Баба, она предназначена для всех людей без исключения, независимо от их касты, вероисповедания, места жительства и уровня развития. Она содержит в себе квинтэссенцию всех Вед, и поэтому её, поистине, называют Матерью Вед. Так же как сущность учения Вед содержится в упанишадах (философских частях Вед), сущность Упанишад заключена в Гаятри Мантре. Каждая из четырех Вед утверждает одну основную истину: Праджнанам Брахма (Сознание есть Брахман) - Риг Веда; Ахам Брахма Асми (Я есть Брахман) - Яджур Веда; Тат Твам Аси (Ты есть То) - Сама Веда; Айям Атма Брахма (Этот Атман есть Брахман) - Атхарва Веда. При соединении этих четырёх истин появляется Гаятри. Утверждается, что если её произносить регулярно, то эффект от неё будет таким же благотворным, как от произнесения самих Вед.

Огромная значимость Гаятри Мантры отражается в одном из самых важных обрядов индуизма - "упанаяне". Упанаяна - это обряд "посвящения" мальчиков, когда их приводили на период ученичества в дом учителя (гуру). Одним из элементов этого обряда является посвящение в Гаятри Мантру. После этого посвящённый становится "дваждырождённым". Получение от гуру Гаятри Мантры, как один из наиболее важных элементов этого обряда, символизирует вступление человека на путь сознательной духовной эволюции, то есть его "второе" - духовное рождение.

Точно также как процесс нисхождения в материю начинается с разделения Единства на множество словами Бога "Эко 'хам Баху Сьям" - 'Я Един. Да стану Многим!', процесс соединения с Богом начинается словами "Бхарго Дэвасья Дхимахи" - 'Мы медитируем на Божественный Свет!'

Риши и размер мантры

Обычно чтение важных ведических мантр предваряется произнесением вспомогательных - винийога-мантр, в которых указывается риши, размер, божество и цель, с которой эта мантра произносится.

В винийога-мантре, относящейся к Гаятри, сообщается, что Риши основной части Гаятри Мантры является Вишвамитра. Некоторые отождествляют его с известным мудрецом, упоминаемом в пуранах (мифологических текстах индуизма). Однако, как полагает профессор Таймни, это не соответствует высокому назначению Гаятри Мантры, которая считается Матерью Вед. 'Вишвамитра' - это одно из имён творца вселенной, Брамы, и именно он является Риши этой мантры.

Основная часть Гаятри Мантры написана размером, который имеет одноимённое ей название - гаятри. Она состоит из двадцати четырёх слогов, организованных в три строки по восемь слогов в каждой. Этот размер считается древним и священным.

О цели или назначении мантры уже было сказано выше. Что касается Дэваты Гаятри Мантры, то в винийога-мантре сказано, что им является Савитар.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...