Опасные и вредные производственные факторы.
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Организация работы по охране труда. Система управления охраной труда, ее функции и задачи. Руководители предприятий в вопросах организации работы по ОТ должны исходить из признания и обеспечения приоритета жизни и здоровья работников в процессе производственной деятельности. При этом безопасность труда должна учитываться при принятии решений по всем вопросам производства и на всех его уровнях. Это значит, что на всех стадиях, начиная от проектир., строит. и эксплуатац. производства вплоть до выпуска и отгрузки готовой продукции, должны соблюдаться требования по ОТ. Обеспечение безопасности и надлежащих условий труда работников должно быть первоочередной задачей нанимателя. В целях реализации данной задачи наниматель должен выработать систему мер по организации работы в этой области. Принятые в РБ стандарт СТБ 18001-2009 «Система управления охраной труда. Требования» предусматривает следующие элементы такой системы: политика в области охраны труда; планирование; внедрение и функционирование; контролирующие и корректирующие действия; анализ со стороны руководства. В организациях должна быть разработана политика в области ОТ, одобренная руководством организации. Политика в области ОТ определяет общую направленность и принципы деятельности организации. Политика должна быть документально оформлена и доведена до сведения всех работников с тем, чтобы каждый знал и добросовестно исполнял свои обязанности. В рамках элемента «Планирование» должны быть разрешены вопросы: по планированию идентификации опасностей, оценке рисков и управлению рисками; разработки и поддержания в рабочем состоянии процедур для идентификации и обеспечения доступности законодательных и других применяемых требований в области ОТ;
определения цели по ОТ для каждой соответствующей ступени и уровне в пределах управления охраной труда. Элемент «Внедрение и функционирование» предполагает: определение структуры управления и ответственности работников, решение вопросов их обучения, осведомленности и компетентности; установление схем обмена информацией и проведения консультаций работников; ведение соответствующей документации по СУОТ и управление документацией; разработку мер по готовности к аварийным ситуациям и ответным действиям. Элемент «Контролирующие и корректирующие действия» определяет: порядок проведения мониторинга и измерения эффективности СУОТ; полномочие и ответственность за несчастные случаи, инциденты, несоответствия, а также разработку и реализацию корректирующих и предупреждающих мер; порядок ведения записей и управления ими, проведение аудита. Руководство организации должно через определенные промежутки времени анализировать СУОТ с целью определения ее соответствия, целям и задачам управления и вносить при необходимости соответствующие изменения. Планирование и финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Планир. в сис-ме управлен. ОТ явл одним из осн. элемент. Планы и программ. по ОТ им. свою классиф. они м.б.: · перпективн. – целевые комплексн. план. и прогр., кот. раздел обычн на 5 лет · текущее планир. – раздел. на срок до 1 года · оперативн планир. – на месяц или квартал. В планы и программ. вкл. меропр. направл. на решен. след. задач: 1. устран. или сниж. проф. риск, а такж. улучшу слов. труд; 2. сокр. числ. раб., занят в опасн. и вредн. усл., а такж тяж. физ. труд.; 3. доведен. обеспече. работн. сан-быт. помещ. и ср-р защ.до устан. норм.; 4. обесп в устан порядк обучен, инструкт и пров знан по вопр ОТ;
5. внедр передов опыт и научн технолог. Исходн данн для разраб планир и прогр. ОТ явл-ся: · анализ произв. травмат. и усл. труд; · результ аудит сис-м упр ОТ; · аттестац. раб мест по ОТ(результ аттестац) · результ техн. осмотр., экспертиз техн. сост, испыт и осведетельст-й объектов. · предпис. орган. гос. надзора. Источн. финансир-я: · ср-ва, затраты по кот относ-ся на себестоимость(эти меропр. носят некапитальн характ. и непосредств связ с работ(закупк спеодежды, мыла и др. смыв ср-в.)) · ср-ва аммортиз фонда, если раб. вып-ся одновр с капит ремонтом и реконстр объект · банковс кредит, если меропр вкл в перечень, кредитир. банком.; · инвест в осн капит, вкл фонд накопл, если меропр носят капит характ (приобрет оборудов и др.) Все виды планир/прогр. разреш. и утвержд. в устан. порядке, а такж оормл. соотв образом. При этом указывается: · наименован мероприятия · сроки выполнения · стоимость выполнения мероприятия (планир. и фактич.) · ответств за выполн кажд меропр. · ожидаемая эффективность 9. Организация обучения безопасным методам и приемам работы, проведение инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда. В соответствии со статьей 13 Закона РБ«Об охране труда» работодатель (по статье 226 ТК РБ — наниматель) обязан осуществлять подготовку (обучение), инструктаж, переподготовку, стажировку, повышение квалификации и проверку знаний работающих по вопросам охраны труда. Обучение по вопросам охраны труда при подготовке, переподготовке, повышении квалификации работников, на курсах целевого назначения в организациях организуют кадровые службы или инженер по подготовке кадров, или соответствующие структурные подразделения, созданные для этих целей в организациях. Лица, совмещающие несколько профессий (должн.), проходят обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда по основной и совмещаемым профессиям (должн.).Лица, замещающие временно отсутств. раб., дополнит. проходят обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда в объеме требований по замещаемым должностям (профес.). Перед проверкой знаний по вопросам охраны труда работодателем при необходимости организуются семинары, лекции, консультации и другие занятия. О дате и месте проведения проверки знаний по вопросам охраны труда работающие уведомляются не позднее чем за 15 дней. Комиссии структурных подразделений возглавляют руководители структурных подразделений организации или их заместители.Если организация не находится в подчинении республ. органа гос. управления, иной гос. организации, подчиненной Правительству РБ, др. организации, то проверка знаний по вопросам охраны труда лиц проводится в комиссиях местных исполн. и распорядит. органов для проверки знаний по вопросам ОТ.В комиссии структурного подразделения проходят проверку знаний по вопросам охраны труда работники данного структурного подразделения, за исключением руководителя структурного подразделения, его заместителей и членов комиссии структурного подразделения, которые проходят проверку знаний в комиссии организации.Решение комиссии организации о результатах проверки знаний по вопросам ОТ принимается большинством голосов присутств. членов комиссии и оформляется соответств. протоколом, который подписывается председателем и членами комиссии, принимавшими участие в ее работе. Протокол хранится в течение 5 лет. Запись о прохождении проверки знаний по вопросам ОТ вносится в удостоверение по охране труда и личную карточку прохождения обучения по вопросам ОТ.
Внеочередная проверка знаний по вопросам ОТ работающих проводится: — при вводе в эксплуатацию новых (реконструированных) производств. объектов, внедрении и применении новых технолог. процессов, сырья и мат-лов; — по требованию представителей специально уполномоченных гос. органов надзора и контроля, руководителя организац. или должностного лица организации, ответственного за организацию охраны труда, при нарушении работающими требований по охране труда, которые могут привести или привели к аварии, несчастному случаю на производстве и другим тяжелым последствиям. При невозможности создания комиссии организации проверка знаний работающих по вопросам ОТ проводится в комиссиях местных исполн. и распорядит. органов для проверки знаний по вопросам ОТ.Проверка знаний по вопросам ОТ проводится в индивид. порядке путем устного опроса или с применением комп. техники в объеме требований нормативных правовых актов, технич. нормат. прав. актов, локальных нормат. прав. актов, соблюдение которых входит в квалификационные (должностные) обязанности работающего.
10. Надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда: гос. надзор и контроль, ведомственный и общественный контроль. В соответствии с действующим законодат-вом в РБ надзор и контроль является важнейшим компонентом СУОТ и осуществляется по 3 направлениям: · государственный надзор и контроль · ведомственный контроль · общественный контроль Общ. контроль за состоянием ОТ осуществляют профсоюзные организации в соответствии с постановлением Сов. мин., а также в соответствии с инструкцией о порядке такого контроля уполномоченными по ОТ работниками организации. Выборы уполномоченных проводятся на общих собрания от 2 до 5 лет. Такие лица имеют право: · осуществлять проверки · запрашивать и получать от руководителя информацию о состоянии ОТ · выдавать представления об устранении нарушений · принимать участие в расследовании несчастных случаев. Гос.надзор и контроль за соблюдением законодательства об ОТ осуществляют специальные уполномоченные гос. органы и инспекция, которые действуют в рамках соответствующего закона или положения об этих органах: 1. прокуратура РБ 2.в структуре Мин.труда и соц.защиты: 2.1. департамент государственной инспекции труда РБ 2.2 государственная экспертиза условий труда 3. в структуре МЧС РБ: 3.1 государственный пожарный надзор 3.2 государственный промышленный надзор 3.3 государственный атомный надзор 3.4 ГАИ 3.5 госэнергонадзор 3.6 государственный санитарно-эпидемиологический надзор Ведомств. контроль осуществляется в пределах ведомств в следующих формах: · проверки состояния ОТ · обследования и осмотре объектов · систематический учет показателей, характеризующих ОТ · за требование необходимой информации · рассмотрение жалоб и заявлений Задачи: · выявление и предупреждение нарушений гос. нормат. требований ОТ · оценка состояния условий труда · выполнение работниками должностных обязанностей Ведомств. контроль вкл.: контроль, который осуществляют руководители, специалисты, должностные лица в соответствии с их должностными обязанностями;контроль, кот. осущ.служба ОТ организации в соответствии с Положением о такой службе;контроль, производимый за соблюдением требований промышленной безопасности;периодический контроль за состоянием ОТ
Опасные и вредные производственные факторы. Классификация: подразделяются по природе действия на группы: физические; химические; биологические; психофизиологические. Физические делятся на: движущиеся машины и механизмы; подвижные части производственного оборудования;передвигающиеся изделия, заготовки, материалы; разрушающиеся конструкции;обрушивающиеся горные породы; повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов;повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны; повышенный уровень шума на рабочем месте;повышенный уровень вибрации; повышенный уровень инфразвуковых колебаний;повышенный уровень ультразвука; повышенное или пониженное барометрическое давление в рабочей зоне и его резкое изменение; повышенная или пониженная влажность,ионизация и подвижность воздуха; повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека; повышенная напряженность электрического и магнитного поля; отсутствие или недостаток естественного света;недостаточная освещенность рабочей зоны; повышенная яркость света;пониженная контрастность; повышенный уровень ультрафиолетовой и инфракрасной радиации; расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола); острые кромки, заусеницы и шероховатость на поверхностях заготовок, инструментов и оборудования; Химические подразделяются: – по характеру воздействия на организм человека на: токсические; раздражающие; сенсибилизирующие; канцерогенные; мутагенные; влияющие на репродуктивную функцию; –по пути проникновения в организм человека через: органы дыхания; желудочно-кишечный тракт; кожные покровы и слизистые оболочки. Биологические: патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, грибы, простейшие) и продукты их жизнедеятельности; макроорганизмы (растения и животные). Психофизиологические опасные и вредные производственные факторы по характеру действия подразделяются на: · физические перегрузки, которые подразделяются на: статические;динамические; · нервно-психические перегрузки, которые подразделяются на: умственное перенапряжение;перенапряжение анализаторов;монотонность труда; · эмоциональные перегрузки. Один и тот же опасный и вредный производственный фактор по природе своего действия может одновременно относиться к различным группам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|