Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение психологии как науки (предмет, задачи, структура). Место психологии в системе наук.

Вопросы к экзамену по общей психологии

Психология, как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики. Психологию можно определить как науку о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Психология-это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Это изучение, исследование души-знание о более возвышенном и удивительном. В психологию как бы вливаются объект и субъект познания. Предметом и задачами психологии являются психически управляемая деятельность. Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности.

Задачи: Задачами психологии является исследовании психики, человека, его души, мышления. Исследование высокоорганизованной материи (мозга).

Структура

Структура психики: психические процессы; сознательная деятельность; бессознательная деятельность.

• Психические процессы-динамическое отражение действий в различных формах психических явлений. Это течение психических явлений, имеющее начало, развитие и конец. Проявляется в виде реакции. Псих.процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражительностью нервной системы, идущими от внутренней среды организма. Все псих.процессы подразделяются на познавательные- к ним относятся ощущение и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоционально-активные и пассивные переживания и т.д. Процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения к деятельности человека.

• Бессознательная деятельность: сны, фантазии, интуиция, потребности(состояние нужды), эмоции, чувства, невратизмы, ошибки, автоматизмы.

• Сознательная деятельность: желания, объективная деятельность, субъективная деятельность.

[объективная] – позиция со стороны наблюдателя; можем отражать объект;

[субъективная] – личное, не воспринимаемое обществом.

Надо пояснить, что термины «сознательное» и «бессознательное» могут иметь различные значения. В одном случае они характеризуют субъективное состояние человека; это значение терминов называется функциональным. Сознательным является индивид, осознающий тот или иной происходящий в нем психический процесс, т. е. отдающий себе отчет в своих чувствах, помыслах, идеях, и т. д. Напротив, бессознательным в этом смысле называется состояние, при котором человек не отдает себе отчета в каких-либо происходящих в нем психических процессах, в том числе сенсорных. Индивид, осознающий то или иное чувство, является по отношению к этому чувству сознательным. Если же индивид не осознает какое-либо чувство, он является по отношению к нему личностью бессознательной. Необходимо иметь в виду, что термин «бессознательное» определяет лишь неосознанность каких-либо чувств, желаний, страхов и т. д., а вовсе не их отсутствие.

 

Термины «сознательное» и «бессознательное» имеют, помимо функционального, еще одно значение. В данном случае речь ведется о принципе определенного размещения сознательного и бессознательного в человеческой психике и их смысловом наполнении. В подобной трактовке «сознательное» и «бессознательное» представляют собой две различные части личности индивида, каждая из которых имеет свое особое содержание. По Фрейду, бессознательное представляет собой хранилище всего иррационального. Со своей стороны, Юнг рассматривает бессознательное как глубочайшую кладовую мудрости, а сознательному отводит роль вместилища человеческого интеллекта. Бессознательное вбирает в себя все, что неспособно разместиться в высших уровнях человеческой психики. Это можно сравнить с подвалом дома, куда отправляются вещи, которым не нашлось места на жилых этажах. «Подвал», во фрейдовском понимании, заключает в себе человеческие пороки, для Юнга же он является в первую очередь кладезем человеческой мудрости.

Место: Психология, таким образом, имеет связи со всеми научными дисциплинами, но наиболее тесные с философией. Психология должна сохранять самую тесную связь с физиологией и, в частности, с физиологией высшей нервной деятельности. Огромное значение для психологии имеет ее связь с общественными науками.

что может дать психология другим наукам?

Ответ Пиаже знаменателен: «Психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития». «С одной стороны, психология зависит от всех других наук... Но, с другой стороны, ни одна из этих наук невозможна без логико-математической координации, которая выражает структуру реальности, но овладение которой возможно только через воздействие организма на объекты, и только психология позволяет изучить эту деятельность в ее развитии».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...