Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Корни абсолютных и сравнительных преимуществ А.Смита и Д.Рикардо




Классики политической экономии были идеологами свобод­ной торговли (фритредерства), противостоящими сторонникам экономического меркантилизма. Международная (межрегиональная) торговля рассматривалась ими как способ получения выгоды для каждого участника.

А.Смит полагал, что международное разделение труда целесо­образно осуществлять с учетом тех абсолютных преимуществ, ко­торыми обладает та или иная страна (или регион). Каждая страна (регион) должна специализироваться на производстве и продаже того товара, по которому она обладает абсолютным преимуще­ством.

Если страна (регион) сконцентрирует свои ресурсы на произ­водстве только таких товаров и откажется от производства других, по которым она (он) не обладает абсолютными преимуществами, то это приведет к увеличению объемов производства и потребле­ния товаров в сотрудничающих странах (регионах).

Д.Рикардо продвинулся в теории существенно дальше А.Сми­та. Он доказал, что абсолютные преимущества представляют лишь частный случай общего принципа рационального разделения тру­да. Главное — не абсолютные, а относительные (сравнительные) преимущества. Даже страны (регионы), имеющие более высокие производственные издержки по всем товарам, могут выиграть от специализации и обмена благодаря «игре» на разнице издержек.

Из анализа, проведенного Д.Рикардо, следуют два вывода:

1. выигрыш при обмене происходит не из абсолютного пре­имущества, а из того, что соотношения издержек в разных регио­нах различны;

2. производство и потребление всех товаров может быть уве­личено, если регионы будут специализироваться на производстве и торговле теми товарами, по которым они обладают сравнитель­ными преимуществами.

В теориях классиков политической экономии главным факто­ром, определяющим рациональную структуру производства и об­мена, являются трудовые издержки. Шведские экономисты Э.Хек-шер и Б.Олин в 30-х гг. XX в. развили теорию международного (межрегионального) разделения труда, введя в рассмотрение со­отношения основных взаимозаменяемых факторов производства (труда, капитала, земли и др.).

Теоретические положения Хекшера—Олина сводятся к следую­щему:

1. страны (регионы) должны вывозить продукты интенсивного использования избыточных (относительно недефицитных) факто­ров производства и ввозить продукты интенсивного использова­ния дефицитных для них факторов;

2. в международной (межрегиональной) торговле при соответ­ствующих условиях осуществляется тенденция выравнивания «факторных цен»;

3. вывоз и ввоз товаров могут заменяться перемещением фак­торов производства.

Хекшер и Олин обосновывали целесообразность либерализа­ции не только торговли, но и международного (межрегионально­го) перемещения факторов производства.

Из исследований Хекшера—Олина следует, что отсталые или развивающиеся страны (регионы), имеющие, как правило, сильный дефицит капитала и избыток рабочей силы, должны специализи­роваться на производстве и вывозе трудоемкой продукции. Разви­тые же страны (регионы), накопившие большие массы функцио­нирующего капитала (в том числе научно-технического), должны стремиться к вывозу капиталоемкой продукции. Страны (регионы), обладающие большими площадями сельскохозяйственных угодий и относительно низкой плотностью населения, заинтересованы в расширении вывоза сельскохозяйственной продукции1.

(!?!)7. Региональные рынки и пространственная теория цены.

Многие учебники микроэкономики начинаются с анализа механизма спроса и предложения на товарном рынке. Демонстрируемая при этом модель рыночного равновесия предполагает, что спрос на товар D падает при увеличении цены Р, а предложение товара 5, наоборот, растет при увеличении цены (рис. 1.5). Пересечение обратных функций спроса и предложения дает точку равновесия спроса и предложения при объеме производства Q* и цене равновесия Я*.

Эта модель имеет, однако, принципиальный недостаток. Она игнорирует влияние пространства, предполагая, что рыночная экономика сосредоточена в точке Е. Для анализа проблем региональной экономики такие предположения неприемлемы.

' Ввиду того, что земля и другие естественные ресурсы являются немобильными факторами, а перемещаться могут только продукты их использования.

 

Начальный шаг анализа спроса и предложения в экономическом пространстве — это рассмотрение пространственно разделенных автономных региональных рынков.

Очевидно, что в каждом полностью автономном регионе будут устанавливаться свое рыночное равновесие спроса и предложения и свои цены рыночного равновесия, т.е. в каждом регионе будет автономно «работать» описанная выше модель.

Ситуация принципиально усложняется, если региональные рынки связываются друг с другом.

Выведение условий рыночного равновесия для многорегиональной системы представляет собой принципиально более сложную математическую задачу. До создания мощных компьютеров и алгоритмов нахождения состояний равновесия в задачах большой размерности предпринимались попытки моделирования решений с Рис. 1.6. Равновесие спроса и предложения однородного товара на двухрегиональном рынке помощью электрических цепей (С.Энке). В настоящее время решение таких задач не представляет собой чрезмерно сложную проблему.

(?)8. Региональная экономика как часть экономики страны.

При исследовании территориальных связей регион можно рассматривать по крайней мере с двух сторон:

во-первых, как часть единого народно-хозяйственного комплекса страны;

 во-вторых, как самостоятельное целостное образование, имеющее свои целевые установки развития, свой ресурсный потенциал, свои способы соединения производственных ресурсов — факторов производства.

Каждая из этих сторон имеет свои особенности, что накладывает отпечаток на процесс управления ходом регионального развития. При исследовании региона как части единого народно-хозяйственного комплекса страны встают проблемы определения его места в системе разделения труда в территориальном разрезе, исследования воспроизводственных циклов и определения на этой основе территориальных связей и пропорций в народном хозяйстве страны.

(?)9. Место региональной экономики в воспроизводственном процессе страны.

Устройство регионального блока «экономика» зависит от организации национальной экономической системы[1].

В административно-плановой экономической системе СССР отдельный регион представлял собой часть национальной экономики (единого народно-хозяйственного комплекса) и в гораздо меньшей мере - экономическую подсистему (региональный хозяйственный комплекс). Внутренние материальные и финансовые связи региона были существенно слабее внешних связей, регулируемых общегосударственным планированием (включающим планирование производства, материально-технического снабжения и сбыта, финансов, распределения трудовых ресурсов и т.д.). Основные параметры экономики региона определялись государственным планом и политикой общесоюзных ведомств, а не местными потребностями. В большинстве регионов вследствие экономической незаинтересованности предприятий в высвобождении работников поддерживалась практически полная занятость, а миграция из трудоизбыточных регионов имела в основном сезонный характер. С одной стороны, денежные доходы предприятий и населения жестко регулировались центром (перераспределение финансовых ресурсов и нормирование заработной платы), а с другой - реализация доходов ограничивалась из-за централизованного распределения и дефицита большей части средств производства и потребительских благ. Поэтому изменения доходов сравнительно мало влияли на производство, потребление, инвестиции. Таким образом, экономика региона была слабосвязанной экономической подсистемой.

Переход к рыночной экономике и реальному федерализму сопровождается тем, что каждый регион - субъект Федерации - становится экономической подсистемой, характеризующейся сильной взаимосвязанностью своих основных элементов. Значительно возрастает влияние доходов и платежеспособного спроса на региональное производство, потребление и инвестиции, развитие социальной сферы, а также влияние производства на занятость и доходы. Межрегиональный обмен осуществляется на рыночной основе, и поэтому регион как рынок испытывает влияние внешних конкурирующих и дополняющих рынков товаров, труда и капитала.

Укрупненные элементы и связи регионального экономического механизма в плановой и рыночной экономиках в основном совпадают. Однако при переходе к рыночной экономике изменяются сущность и сила связей между элементами регионального механизма и внешней экономической средой (федеральными регулирующими системами, экономиками других регионов и мировыми рынками). Для внутренних и прямых межрегиональных и международных связей типично их усиление, для связей с федеральными системами - изменение качества связей или ослабление[2].

Значительная часть финансовых потоков проходит через региональный и местные бюджеты и внебюджетные фонды. Так, доходы бюджета субъекта Федерации складываются из налогов (собственных и регулирующих), получаемых от предприятий, используемых природных ресурсов и населения, а также из поступлений от федерального бюджета (субвенций, трансфертов и т.п.). Источниками формирования внебюджетных фондов являются заемные средства, социальные сборы (страховые и т.п.), добровольные взносы, поступления из федеральных внебюджетных фондов и др. Доходы регионального и местных бюджетов и внебюджетных фондов направляются на финансирование социальной сферы (особенно образования, здравоохранения, социального обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства), финансовую поддержку производства (главным образом предприятий, находящихся полностью или частично в региональной и муниципальной собственности), инвестиции в региональное хозяйство, охрану окружающей среды.

Регион как подсистема национальной экономики имеет экономические связи с федеральными регулирующими системами (федеральным центром), с другими регионами и внешним миром[3].

Отношения между регионами и внешним миром являются преимущественно торговыми, хотя в последнее время регионы становятся непосредственными участниками межрегионального и международного рынков кредитных ресурсов, ценных бумаг. Регулирование таких финансовых взаимоотношений (особенно межбюджетных) - одно из главных направлений государственной региональной экономической политики.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...