Методы и этапы обучения двигательным действиям в СБЕ.
Существует несколько видов классификации методов обучения. Наиболее логичной является классификация, определяющим фактором которой является способ восприятия учеником информации: слух, зрение, нервно мышечная система. Поэтому методы обучения двигательным действиям делятся на три группы: слова и звукового восприятия, наглядный, практического упражнения. В свою очередь каждая группа методов конкретизуется рядом методических приёмов. Метод слова и звукавого воздействия подразделяется на следующие методические приемы: рассказ, описание, беседа, объяснение, анализ, задание, указание (распоряжение), команда, оценка, подсчёт. Метод слова весьма широко распространён в практике СБЕ в связи со склонностью народов Востока к образному мышлению. Для облегчения ориентации занимающихся в темповых, ритмических и временных характеристиках упражнения возможно применение метронома, звуколидера, и музыкального сопровождения. Метод обеспечения наглядности включает две группы методических приёмов, к которым относится наблюдение и демонстрация. Наблюдения могут быть качественными и количественными. Простейшим способом организации наблюдения за качеством выполнения упражнения является использование зеркала. Количественные наблюдения как правило, требуют применение измерительных приборов. Основным методом демонстрации двигательного действия является показ, включающий большое количество методических приемов: образцовый показ, и утрированный показ, показ выполнения упражнения со стандартной скоростью и с замедленной, синхронных показ и т. д. В большинстве случаев показ сочетается с методом слова. Метод практического упражнения. Наиболее целесообразный в педагогическом отношении классификаций методов практического упражнения представляется классификация по признаку воздействия физического упражнения на организм занимающихся:
1. Варьирование физических упражнений (выполнение подводящих, имитирующих, упрощённых, стандартных и усложнённых упражнений, а также выполнение упражнений по частям). 2. Варьирование внешних условий выполнения физических упражнений (упрощение и усложнение внешней среды, оказание физической помощи и страховки, применение отягощений и сопротивлений). 3. Варьирование состояния занимающегося при выполнении физических упражнений (выполнение упражнений в условиях проверки, игры, соревнований, на фоне утомления). Важно обратить внимание на то, что в связи с большой координационной сложностью и неисчерпаемым количеством технических приёмов, процесс обучения в СБЕ также бесконечен и реализуется по схеме: умение – навык – умение более высокого порядка – навык более высокого порядка - … и т. д. В связи с этим есть необходимо напомнить, что умение – это приобретается способность осуществлять двигательной действие при ведущей роли мышления в управлении движениями. Программа обучения двигательным действиям включает в себя три этапа: 1-й этап – начальное разучивание. Цель этапа: сформировать умение выполнять основу техники двигательного действия. Задачи 1-го этапа: 1. Создать общее представление о двигательном действии и установку на овладение им. 2. Восстановить предшествующий опыт выполнения действий, близких по технике вновь изучаемому. 3. Разучить звенья основы техники, не освоенные ранее, предупреждение возникновения грубых ошибок. 4. Добиться самостоятельного выполнения основы техники двигательного действия в целом. Методы и методические приёмы, применяемые на 1-ом этапе: 1. Метод слова: рассказ, объяснение, сравнение, указание.
2. Метод обеспечения наглядности: образцовый показ, адаптированный (замедленный, выразительный) показ. 3. Метод практического упражнения: разучивание в целом или по частям (если движение сложное), подводящие упражнения, выполнение упражнения с помощью партнера, тренира преподавателя.
- 18 -
Формы контроля: предварительная проверка и многократная попутная проверка. Формы оценивания: оценочное суждение. Первый этап обучения считается законченным после того, как ученик сможет самостоятельно выполнить разучиваемое движение, не акцентируя внимание на отдельных моментах движения.
2- й этап – углублённое разучивание. Цель: формирование умения выполнять двигательное действие относительно совершенно, в объёме намеченных технических требований. Задачи 2-го этапа: 1. Углубить понимание закономерностей техники изучаемого действия и значения её частей, предупредить возникновение значительных и незначительных ошибок. 2. Последовательно разучить общие и малые детали и усовершенствовать пространственные, временные и динамические характеристики технических действий. 3. Добиться слитного выполнения упражнения в полном объёме изученных технических требований в условиях, позволяющих обучаемым концентрировать внимание на технике двигательного действия. Методы и методические приёмы. Применяемые на 2-ом этапе: 1. Метод слова: словесный анализ выполнения учебных заданий, отчёты и самоотчёты занимающихся, замечания и указания преподавателя. Обязательно акцентируется внимание на прикладном назначении того или иного элемента; также рекомендовано применение образных сравнений. 2. Метод обеспечения наглядности: особенно актуальным становится просмотр видеозаписей с замедлением и использованием стоп-кадра, позволяющий сравнить реальное выполнение упражнения с моделью, акцентируя внимание на неточностях и ошибках в деталях техники двигательного действия. Незаменим показ, сопровождаемый словесными указаниями, акцентируя внимание на деталях техники. 3. Метод практического упражнения: целостное исполнение, выполнение по частям, но в отличие от 1-ого этапа более ограничено. Применяется выполнение упражнения в условиях соревнования на качество техники.
Формы контроля: многократная попутная проверка качества решения задачи урока. Специально организованная проверка выполнения двигательного действия в полном объёме изученных технических требований. Формы оценивания: оценочное суждение, устная оценка в баллах, комплексная поурочная оценка. Оценка с выставлением бала в журнал. 3-й этап – закрепление и совершенствование. Цель: закрепление умения в навык и формирование способности выполнять двигательное действие в условиях его практического применения. Задачи 3-его этапа: 1. Закрепить в необходимой мере технику двигательного действия. 2. Совершенствовать изучаемое двигательное действие в соединениях с другими двигательными действиями. 3. Сформировать дополнительные варианты техники для целесообразного выполнения действия в различных внешних условиях и ситуациях. 4. Совершенствовать малые и индивидуальные детали двигательного действия. 5. Совершенствовать выполнение действия в условиях повышенных волевых и физических усилий, вплоть до максимальных. Методы и методические приёмы: 1. Метод слова: указание, команда, подсчёт, оценка. 2. Метод обеспечения наглядности: образцовый показ. 3. Метод практического упражнения: соревновательный метод, применение отягощений в виде манжетов на руках и ногах, другие варианты усложнения упражнения, внешних условий, внутреннего состояния занимающихся. (Гагонин С.Г.1997)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|