Государственное регулирование экономики и правовое регулирование предпринимательской деятельности
ПОНЯТИЕ ТОРГОВЛИ И МЕЖДУНАРОДНОГО ТОРГОВОГО ПРАВА Любая предпринимательская, коммерческая, банковская - торговая деятельность - это деятельность, связанная с извлечением торговой прибыли, включая и производство, ориентированное на торговлю. Например, в области обмена интеллектуальной собственностью товаром могут быть авторские, патентные и другие подобные права, а особыми сделками может оформляться уступка прав пользования этим специфическим товаром, по коммерческой сути своего рода аренда, прокат. Предметом торговли могут быть самые разнообразные ценности, блага, в том числе: - материальные ценности, вещи, движимое и недвижимое имущество, т.е. товар в узком смысле слова; - "невидимые" статьи торговли, в частности услуги, труд; - результаты интеллектуальной деятельности, права на интеллектуальную собственность, информацию; - деньги и ценные бумаги, ибо на практике и деньги (особенно "валюта") могут быть товаром, ибо ими можно торговать; тем более это относится к ценным бумагам. Торговля и валютно-финансовые отношения трудноразделимы. Нормы международного (межгосударственного) торгового права распространяют свое действие на все международные экономические отношения, за вычетом норм, относимых к международному имущественному праву, т.е. норм, обеспечивающих международно-правовую защиту и порядок использования собственности. Международное торговое право - это система норм и принципов, которая регулирует отношения, возникающие в области международной торговли, и является составной международного экономического права. Как и любое право, международное торговое право имеет свои источники. К ним относятся:
международные договоры, международные торговые обычаи; судебные прецеденты международных арбитражей и судов; национальное законодательство страны; международно-правовые акты Международных организаций. Распространенным и основным источником права в этой области правового регулирования является международный торговый договор. Система международного торгового права состоит из отдельных институтов. В них определены понятия и система международного торгового права; правовые принципы осуществления международной торговли и система органов, Которые выполняют функции управления международной торговлей, международные организации в области международной торговли, международные торговые договоры и соглашения; международно-правовое регулирование сделок в области внешней торговли; международно правовой режим торговых портов; международно-правовой режим морских, железнодорожных, речных и воздушных торговых путей; международно-правовые средства рассмотрения торговых споров. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРАВОВОЙ НОРМЫ Норма права – это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспеченное государством, закрепленное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений. Нормы права существенно отличаются от иных социальных норм, хотя во многом и «родственны» им по своему происхождению. В связи с этим можно выделить отличительные признаки правовых норм. Правовые нормы подразделяются на 2 вида: • правила поведения — данная группа норм является самой большой по численности. Правила поведения — это регулятивные нормы, нормы прямого регулирования, устанавливающие права и обязанности субъектов правоотношений; • исходные нормы — это нормы опосредованного регулирования, устанавливающие общие начала, исходные положения и направления правового регулирования;
Признаки права: 1. Норма права является обязательной. Она обязательна для всех, кого по своему содержанию прямо или косвенно касаются ее предписания, независимо от того, каково их субъективное отношение к этой норме 2. Норма права носит общий характер. Это означает, что она обращена ко всем тем субъектам, которые могут быть или уже являются участниками определенного вида общественных отношений. 3. Нормы права в отличие от других социальных норм устанавливаются либо санкционируются государством, а также охраняются этим государством от нарушения их кем бы то ни было. 4. Правовые нормы отличаются от иных видов социальных норм признаком формальной определенности. Это означает, что любая норма письменно закреплена в части, параграфе, статье, главе, разделе нормативного правового акта либо зафиксирована в другом источнике права. 5. Следующий признак нормы права – системность. Он выражается, в объединении всех норм права в различные отрасли и институты права, которые в совокупности составляют систему права. 6. Норма права рассчитана на многократное применение. Она распространяется не на один конкретный случай, а на все те случаи, когда возникает ситуация, предусмотренная нормой. 7. Норма права носит безличный характер. Это значит, что норма права рассчитана не на конкретную ситуацию с конкретным лицом, а на все сходные ситуации со всеми участниками отношений определенного вида.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Государственное регулирование экономики представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. По объектам воздействия государственное регулирование экономики означает деятельность по регулированию трех взаимосвязанных частей воспроизводственного процесса: регулирование ресурсов, регулирование производства, регулирование финансов. По уровням региональной иерархии государственное регулирование сосредоточено на двух основных направлениях: федеральном и региональном уровнях.
Общая стратегия государственного регулирования экономики базируется на следующих принципах: § государство должно финансировать только те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес; § государственное предпринимательство должно помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частными; § государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности; § усиление государственного регулирования осуществляется в целях контроля общехозяйственных кризисов, а также процессов в сфере межгосударственных экономических отношений. К основным целям государственного регулирования экономики относятся: § минимизация неизбежных негативных последствий рыночных процессов; § создание финансовых, правовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики; § обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым. Предпринимательское право — комплексная интегрированная отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих на основе соединения частных и публичных интересов отношения в сфере организации, осуществления предпринимательской деятельности и руководства ею. Самостоятельность данной отрасли обусловлена, как минимум, тремя факторами: · Предпринимательская деятельность как предмет регулирования имеет ряд специфических черт, отличающих её от иных сфер человеческой деятельности. · Помимо частной сферы существует предпринимательская деятельность в государственном секторе экономики. Государственное предпринимательство требует особого правового регулирования, выходящего за традиционные рамки частного права. · В современных условиях сформировалась специфическая форма взаимосвязи государства и рынка, при которой регулирование предпринимательской деятельности требует особых методов, нередко чуждых частному праву в связи с тем, что они основаны на публично-правовых, властных началах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|