Методы получения информации о заемщике.
Вопрос внесенный в заголовок, относится в условиях современной России к числу сложнейших. Узнать, где, у кого и как возможно найти, а главное, как получить добротную информацию, которая позволяла бы работникам банков принимать квалифицированные решения в ходе кредитного процесса, очень и очень трудно. источником информации для анализа кредитоспособности предприятий являются баланс и форма № 2 «Отчет о финансовых результатах и их использование». При рассмотрении отчетности заемщика кредитору необходимо установить: платежеспособен ли он, ликвиден ли его баланс, есть ли (и в каком размере) чистый оборотный капитал, насколько маневренно используются средства, в какой степени он зависит от используемых источников средств, устойчив ли в финансовом отношении, какова перспектива улучшения его финансово-хозяйственной деятельности, доходна ли та область деятельности, которой он занимается. чтобы ответить на этот вопрос, лучше или хуже работало предприятие в отчетный период, необходима динамика соответствующих показателей. Для ответа на поставленные вопросы указанных двух документов недостаточно. Кроме того, нередко вызывает сомнения достоверность данных, присутствующих в названных отчетных документах предприятий. Именно эти обстоятельства обеспечивают все более широкое поле деятельности, например, для частных информационных агентств и служб (включая иностранные), которые предлагают банкам свои соответствующие услуги. Однако неверно было бы делать основную ставку на указанного рода информационные агентства (о причине см. ниже). Равным образом не решат всех проблем и научно-исследовательские институты. Главная практическая работа по поиску, получению и оценки информации о потенциальных заемщиках лежит и будет лежать на самих банках. И, кстати, многие российские банки уже успели выработать свои подходы к данному виду работы. Тем не менее ситуация в целом остается напряженной.
В настоящее время ни в одной из государственных информационных систем Российской Федерации невозможно найти достоверных и всеобъемлющих баз данных, пригодных для использования в банковской сфере. Структуры государственной статистики потеряли сою организационную целостность, особенно на районном уровне, отчетность перед ними предприятий государственного и негосударственного секторов перестала иметь обязательный характер. Что касается налоговых инспекций, то у них не хватает квалифицированных специалистов, современной вычислительной техники. Несмотря на то, что налоговые службы располагают наиболее достоверной финансовой информацией, они перегружены текущей контрольно-учетной работой с громадным количеством предприятий частного сектора, и у них не остается времени для создания агрегированных баз данных. Таким образом, полагаться на государственные структуры при поиске информации о заемщиках невозможно, поскольку госстатистика не располагает достоверными сведениями, а налоговая служба - возможностями, которые позволили бы ей вести поисково-информационную работу одновременно с контрольно-налоговой. Кроме того, действующие в настоящее время инструкции запрещают налоговой инспекции предоставлять какую -либо финансовую информацию по обслуживаемым предприятиям и организациям. Сейчас активно развиваются частные агентства и службы. Только в Московском регионе насчитывается более 200 организаций подобного профиля. Однако базы данных, которыми они располагают, носят отрывочный характер, не согласуются друг с другом и с государственными системами. Частные службы не располагают и практическим опытом по решению информационно-поисковых задач.
В целом схема сбора и анализа информации о потенциальном клиенте, по которой работает кредитный отдел банка, а в некоторых случаях и служба безопасности банка, состоит из двух основных блоков: это получение от клиента определенных документов, справок, отчетов, заявлений и последующая официальная и неофициальная проверка содержащихся в них фактических сведений. Сейчас банки требуют от потенциальных клиентов от 9 до 24 различных документов, которые являются официальным основанием для получения кредита. Несмотря на то что не существует официальной процедуры работы с ними и по существу каждый банк по своей собственной схеме собирает эти документы, в целом они должны содержать все необходимые сведения о заемщике: его юридический статус, адреса, банковские реквизиты, отражать текущее и прошлое финансовое состояние, содержать сведения о сделке или проекте, которые планируется кредитовать, намечать пути погашения кредита. Чтобы не запутаться в этом огромном объеме разнообразной финансовой и экономической информации, рассмотрим основные виды документации, испрашиваемой и проверяемой службами банка. Официальный запрос заемщика, который должен содержать цель кредита, его сумму, предполагаемые сроки использования и погашения кредита, наименование товара, который планируется закупить, сведения о фирме-продавце. С целью проверки этой информации кредитный отдел банка запрашивает у заемщика проект контракта и обычно связывается по телефону с фирмой-продавцом. Такой путь подходит, когда в качестве продавца выступает крупная фирма. что же касается мелких торговых фирм, то в таких случаях лучше заказывать специальное расследование консультационной или аудиторской фирме. И уже первые данные, полученные в ходе расследования, о том, например что такой торговой фирмы не существует, она имеет другую специализацию или пользуется дурной славой, служат достаточным основанием для прекращения дальнейших переговоров с заемщиком. Копии уставных и учредительных документов заемщика, фамилии должностных лиц, уполномоченных наведение переговоров с банком.
Кредитный отдел банка, как правило, проверяет достоверность учредительных документов, используя личные связи и контакты в Регистрационной палате. Служба безопасности банка выезжает на место, чтобы убедиться в достоверности указанных в документах адресов заемщика, телефонов, поговорить с сотрудниками компании. Служба безопасности может проводить такие операции как официально, так и неофициально, используя вымышленные предлоги или документы. Оригиналы официальных отчетных форм: баланс предприятия, отчет о финансовых результатах и их использовании, приложение к балансу предприятия. Как правило, отчетные формы запрашиваются за последние 2-3 года. Затем, используя личные связи и контакты в налоговой инспекции, к которой прикреплен заемщик, служба безопасности банка пытается установить достоверность предложенной отчетности(при этом не следует забывать, что такая «контрольная» работа приходит в противоречие с действующими инструкциями налоговой службы). Если проверка заканчивается успешно, то кредитный отдел начинает анализировать документы уже на предмет содержащейся в них финансовой информации. Проблема в том, что, по самой осторожной оценке, официальная бухгалтерская отчетность может искажать величину реальных финансовых ресурсов предприятия, а также величину вложения этих ресурсов (в сторону завышения) на 40-50%. Поэтому следует использовать специальные методики проверки и оценки финансового положения заемщика. К основным принципам таких оценок относятся: 1. Принцип единства оценки: оценивается не сумма стоимостей, а результат взаимодействия различных сторон и составляющих предприятия. 2. Оценка должна основываться на анализе прошлого (3-5 лет) и настоящего. 3. Принцип ориентации на будущее: оценка проводиться на определенную дату, но выявляются изменения, которые могут произойти в будущем. 4. При оценке следует руководствоваться принципом «средних ожиданий», исходить не из максимальных значений и не из минимальных. Это значит, что определяются те и другие, но лишь для того, чтобы определить верхнюю и нижнюю границы риска и средние значения.
5. Принцип достоверного и реального отражения имущества предприятия, который включает в себя следующее: · отражение основных средств по оценке потребителя за вычетом амортизационных отчислений; · отражение при оценке активов рыночного курса валюты и изменения цен; · отражение стоимости ценных бумаг по биржевому курсу; · применение наименьшей оценки при изменении рыночного курса; · отражение затрат на приобретение товара без добавленной стоимости. 6. Принцип наилучшего использования имущества предприятия. 7. Принцип четкого ограничения оцениваемого объекта. 8. Учет возможных изменений в налогообложении. 9. Концентрация на самых существенных деталях. 10. Оценка должна базироваться на анализе прогнозов и ситуаций и оценке будущей выгоды. 11.Принцип оценки по использованию аналогичных ситуаций. Возможно использование рейтингового анализа финансового состояния заемщика, основы которого разработаны в Финансовой академии при Правительстве РФ. По итогам рейтинга в зависимости от количества набранных балов предприятие может быть отнесено к одному из классов: · Высший класс - абсолютно устойчивое финансовое состояние. · Первый класс - устойчивое финансовое состояние, небольшие отклонения от нормы. · Второй класс - имеются признаки финансовой напряженности, которые могут быть устранены. Кредитование возможно под повышенный процент. · Третий класс - предприятия повышенного риска. Кроме рейтингового анализа возможно применение метода аудиторской проверки. Кредитный отдел может потребовать от заемщика предоставить официальное аудиторское заключение. Подтверждение заемщиком номеров своих рублевых и валютных счетов с наименованием банковского учреждения, где они ведутся. Как правило кредитный отдел направляет официальный запрос в банк заемщика с просьбой официально подтвердить информацию о наличии счетов заемщика. Однако проверка данной информации может также включать в себя посещение банка заемщика сотрудниками службы безопасности банка, проверку места его расположения, регистрационных документов, адресов и телефонов. Сотрудники кредитного отдела. Используя личные связи и контакты, одновременно с проверкой банка службой безопасности пытаются получить конфиденциальную информацию о финансовом состоянии заемщика. В настоящее время в банковских кругах Москвы циркулирует «черный список» фирм и организаций, которые считаются неблагонадежными с точки зрения возврата выданных им кредитных средств.
Наиболее трудная задача для банка - получение, проверка и оценка информации о сделке или проекте, который предполагается кредитовать. В научной литературе. В кругу российских банкиров -практиков идет дискуссия о том, какие данные должны предоставляться заемщиком. За рубежом банк и гроша не даст бизнесмену, который не умеет обосновать заявки, доказать, что эффективно будет использовать кредит, сможет вернуть его в срок с процентами. До сих пор, к сожалению, наиболее распространенный ответ российских бизнесменов на просьбу оценить предполагаемый рынок сбыта это невразумительное «Рынок сбыта неограничен». Признаком изменения ситуации в лучшую сторону является то, что кредитные отделы банков стали все чаще и более настойчиво требовать от заемщиков маркетинговые исследования, включающие не только информацию о том, кто, почему, сколько, когда, почем и где будет готов купить данное изделие, но и сведения о возможных конкурентах, их продукции и ее качестве, примерных ценах и условиях продажи. Детальное изучение представленного потенциальным заемщиком бизнес - плана, проекта или маркетингового исследования возможностей сбыта товара - не единственный метод контроля со стороны кредитного отдела банка. Сотрудники кредитных отделов начинают принимать непосредственное участие в переговорах при заключении кредитуемых банком сделок, а также использовать более прогрессивные методы контроля в виде совместной с заемщиком деятельности или даже долевого участия в акционерном обществе, создаваемом для реализации проекта. Разумеется, более всего банк волнует проблема гарантий возврата кредита. Для ее решения банк нуждается в информации об источниках погашения кредита и платежных гарантиях в форме, приемлемой для банка (гарантии других банков, страховые полисы, залог).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|