Выбор и разработка стратегии развития предприятия
Выбор наиболее предпочтительных стратегических альтернатив осуществляется с использованием как формальных, так и качественных методов (интуиция руководителей, их видение путей реализации стратегии, представление о возможности реализации определенных альтернатив с учетом ограниченности ресурсов предприятия, поставленных целей и т. д.). Процесс выработки стратегии включает 3 шага: 1. Уяснение текущей стратегии необходимо, чтобы иметь четкое представление в каком состоянии находится организация и какие стратегии она уже реализует. Уяснение текущей стратегии предполагает оценку внешних и внутренних факторов. 2. Анализ портфеля продукции предполагает следующие шаги: Выбор уровней в организации для проведения анализа (определение иерархии) Фиксация единиц анализа – стратегических единиц бизнеса (СЕБ) Определение параметров матриц анализа портфеля продукции Построение и анализ матриц (позиционирование СЕБ на матрицах) Определение желаемого портфеля продукции. Методы выбора стратегии: - моделирование влияния стратегических факторов на показатели эффективности предприятия (рентабельность, прибыль); - метод кривых освоения - строится на зависимости размеров затрат на производство от его объема; - метод жизненного цикла товара, т.е. для каждой стадии (освоение, рост, зрелость, спад) определяются приоритетные стратегические направления и действия; - метод Бостонской консультативной группы (матричный). Показателями, формирующими оценочную матрицу, являются темп роста производства и контролируемая данным предприятием доля рынка; - метод "мак-кинси" (матричный), основными оценочными показателями служат конкурентная позиция предприятия (слабая, средняя, сильная) и привлекательность рынка (аналогичные три оценки).
3. Выбор стратегии и ее оценка. 24. Сущность и содержание стратегического плана Содержание стратегического плана: - производство продукции; - техническое развитие; - производственные ресурсы (величина и эффективность использования); - изменение влияния на экологию; - изменение и решение социальных проблем; Разделы стратегического плана: 1. План производства и реализации продукции. 2. План технического развития и организации производства. 3. План по труду и заработной плате. 4. План материально-технического обеспечения 5. План по издержкам производства. 6. План по прибыли и рентабельности производства. 7. Финансовый план. 8. План по охране окружающей среды. 9. План социального развития. 10.Сводка основных технико-экономических показателей.
25. Сущность и содержание потенциала предприятия Под потенциалом предприятия принято понимать совокупность показателей или факторов, характеризующих его силу, источники, возможности, средства, способности и другие производственные резервы, которые могут быть использованы в экономической деятельности. Выбор направления или стратегии развития потенциала предприятия зависит в основном от состава, структуры и качества имеющихся экономических ресурсов, уровня конкурентоспособности продукции, положения на рынке и т.д. Все экономические ресурсы общепринято подразделять на две большие категории – материальные и людские, и четыре основные вида – земля, труд, капитал и предпринимательские способности. В общем виде планирование развития потенциала предприятия включает следующие этапы: 1) оценка структуры, динамики и эффективности использования производственных ресурсов и возможностей предприятия, его доля или занимаемое положение на рынке; 2) определение уровня конкурентоспособности основных видов продукции, самого предприятия в целом и его совокупного потенциала;
3) анализ имеющихся производственных ресурсов и потерь экономических ресурсов на предприятии; 4) выбор основной стратегии и тактики развития потенциала предприятия; 5) планирование развития потенциала предприятия с учетом выбранных перспективных целей и имеющихся ограничений ресурсов; 6) осуществление запланированных мероприятий, связанных с обеспечением экономического роста и развития потенциала предприятия. Планирование обеспечения конкурентоспособности продукции Прогнозирование новой конкурентоспособной продукции – это систематическое проведение экономического анализа, выполнение плановых расчетов и принятие управленческих решений по всем функциям маркетинга, проектирования, организации производства, реализации, обновления или замены производимой предприятием продукции. Выбор перспективной продукции производится с учетом предполагаемых показателей товаров и услуг, как потребительского, так и производственного назначения. В ходе прогнозирования производства конкурентоспособной продукции каждое предприятие определяет на долгосрочный период не только тип или вид основных товаров, но и их ассортимент, а также объемы их выпуска. Успешная реализация этих действий возможна, только если товар будет обладать высоким уровнем конкурентоспособности. Конкурентоспособная продукция – это совокупность технических, экономических и потребительских свойств продукции с учетом влияния на предприятие факторов внешней и внутренней среды при ее проектировании, изготовлении и реализации. В ходе прогнозирования новой продукции для оценки ее конкурентоспособности применяется система следующих показателей: - единичная или частная, характеризующая процентное отношение величины какого-либо технического или экономического параметра данного товара к соответствующему параметру товара-конкурента; - групповая или сводная, объединяющая индивидуальные показатели по одинаковым группам параметров, например технологические, экономические; - интегральная, представляющая количественную характеристику конкурентоспособности товара в виде отношения суммы группового показателя по отдельным параметрам, например технического к групповому показателю по экономическим параметрам.
Выбор конкурентоспособной продукции производителем осуществляется, как правило, на основе дифференцированных (единичных) или комплексных (групповых) показателей путем сравнения планируемых товаров с конкурирующими на рынке. Планирование научно-технического потенциала предприятия Научно-техническое развитие предприятия представляет собой процесс совершенствования техники, технологии, выпускаемой продукции и повышения эффективности производств и качества продукции. Необходимость разработки плана научно-технического развития предприятия (НТП) вызывается действием следующих основных факторов: - рост сложности выпускаемых изделий, повышение качества продукции и выпуск принципиально новых видов продукции; - моральное и физическое старение техники и технологии; потребность в сбережении всех видов ресурсов. Цель планирования НТ создать материальные условия для наиболее эффективного выполнения предприятием тех задач, которые на него возлагаются. План НТ и СРП состоит из следующих подразделов: - создание, освоение новых и повышение качества выпускаемых видов продукции; внедрение прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производства, совершенствование управления, плакирования и организации производства; капитальный ремонт и модернизация основных производственных фондов; мероприятия по экономии материалов, топлива, энергии; проведение НИР и ОКР; организация рационализаторской и изобретательской работы; Для наиболее полного определения технико-экономических показателей, которые должны быть достигнуты в планируемом периоде в результате намеченных мероприятий, в плане предусматривается система показателей эффективности производства, среди которых можно выделить следующие: эффективность использования основных фондов (фондоотдача, фондоёмкость, коэффициент использования мощности, рентабельность основных фондов); эффективность использования трудовых ресурсов (производительность труда, выработка, фондовооружённость); эффективность использования оборотных средств (оборачиваемость, продолжительность оборота); эффективность использования материальных затрат (материалоемкость, рентабельность продукции); эффективность использования капитальных вложений (срок окупаемости, дисконтированный доход и др.).
Планирование развития трудового потенциала Трудовой потенциал человека характеризуется совокупностью его способностей к экономической деятельности. Между трудовым потенциалом и уровнем жизни существует прямая зависимость. К основным компонентам трудового потенциала относятся: здоровье, образование, нравственность, творчество, профессионализм. Основой развития трудового потенциала работников является совершенствование заложенных природой человеческих способностей, а реализация трудового потенциала в большой степени зависит от сложившихся экономических отношений и существующей государственной политики страны, а также национального богатства и многих других факторов. Трудовой потенциал работника включает в себя: * психофизиологический потенциал - способности и склонности человека, состояние его здоровья, работоспособность, выносливость, тип нервной системы и т.п.; * квалификационный потенциал - объем, глубину и разносторонность общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, обусловливающий способность работника к труду определенного содержания и сложности; * личностный потенциал - уровень гражданского сознания и социальной зрелости, степень усвоения работником норм отношения к труду, ценностные ориентации, интересы, потребности и запросы в сфере труда, исходя из иерархии потребностей человека. Важно и соц развитие, которое включает сов-ие проф. возможностей кадров в целях интенсификации производств, повышения его эффективности и качества продукции, а также улучшения условий труда и охраны здоровья работников, их жилищных и культурно-бытовых условий. На это возд.: необходимость охраны окружающей среды; изменения в организации производства, условий труда; необходимость решения социальных проблем коллектива (повышение его уровня жизни) и т.д. План состоит из: изменение социально-квалификационной структуры кадров; улучшение условий труда и охраны здоровья работников; социальное развитие коллектива; Планирование инвестиций и источников их финансирования Инвестиции - совокупность долговременных затрат финансовых, трудовых, материальных ресурсов с целью увеличения накоплений и получения прибыли. Все инвестиции можно разделить на две основные группы: Портфельные инвестиции - вложения капитала в группу проектов, например, приобретение ценных бумаг различных предприятий. Реальные инвестиции - финансовые вложения в конкретный, как правило, долгосрочный проект и обычно связанный с приобретением реальных активов.
Инвестиционное планирование заключается в составлении прогнозов наиболее эффективного вложения финансовых ресурсов в земельные участки, производственное оборудование, здания, природные ресурсы, развитие продукта, ценные бумаги и другие активы. Основными задачами инвестиционного планирования являются: 1.Определение потребности в инвестиционных ресурсах. 2.Определение возможных источников финансирования и рассмотрение связанных с этим вопросов взаимодействия с инвесторами. 3.Оценка платы за этот источник. 4.Подготовка финансового расчета эффективности инвестиций с учетом возврата заемных средств. 5.Разработка подробного бизнес-плана проекта для представления потенциальному инвестору. ФИНАНСИРОВАНИЕ - это обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами всего хозяйства страны, регионов, предприятий, предпринимателей, граждан, а также различных экономических программ и видов экономической деятельности. Финансирование осуществляется из собственных, внутренних источников и из внешних источников, в виде ассигнований из средств бюджета, кредитных средств, иностранной помощи, взносов других лиц. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ инвестиционных проектов можно классифицировать по следующим критериям: 1. Источники финансирования по отношениям собственности, которые делятся на: собственные источники, к которым относятся: прибыль, амортизационные отчисления, страховые суммы в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и т.п., а также денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц, переданные на безвозвратной основе (благотворительные взносы, пожертвования и т.п.). привлеченные источники, к которым относятся: средства, получаемые от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц; заемные финансовые средства инвесторов (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и другие средства); денежные средства, централизуемые объединениями (союзами)предприятий в установленном порядке; инвестиционные ассигнования из бюджетов всех уровней и вне бюджетных фондов; иностранные инвестиции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|