Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сращивание партии с государственным аппаратом. Концентрация всей полноты власти в руках обожествляемого фюрера





Вопрос №69. Государственный механизм национал – социалистической диктатуры в Германии. Сущность тоталитарного политического режима

Конституционные основы национал - социалистической диктатуры

Веймарская республика фактически была ликвидирована. Веймарская конституция практически прекратила действие, хотя формально в неё лишь были внесены поправки. Однако официально Веймарская конституция не отменялась. Новое тоталитарное нацистское государство сохраняло прежнее официальное название государства - Германская империя (Deutsches Reich), в политическом обиходе часто именовалось «Третьим рейхом» или «Третьей империей» (Drittes Reich). Только 26 июня 1943 г. официальное самоназвание нацистского государства изменилось на «Великую Германскую империю», или «Великий Германский рейх» (Grossdeutsches Reich).

Третий Рейх к осени 1934 г. практически не имел ни писанной, ни неписаной конституции. Правовую основу нацистской диктатуры составили три важнейших конституционных закона. Президентский декрет «О защите народа и государства» от 28 февраля 1933 г., который временно отменял все гражданские права немцев. Он действовал в течение всех лет существования третьего рейха и устанавливал практически постоянное чрезвычайное положение в Германии. На основании этого президентского декрета подверглись аресту десятки тысяч человек, создавались особые чрезвычайные суды.

Конституционный закон рейхстага «Об устранении бедственного положения народа и государства» от 23 марта 1933 г. предоставил правительству право издавать законы, в том числе и не соответствующие конституции. Он рассматривался как новая конституция Германии. Этот закон продлевался нацистским рейхстагом дважды - в 1937 г. и в 1942 г., хотя второе продление должно было состояться в 1941 г. После смерти президента Гинденбурга законом о верховном главе Германской империи от 1 августа 1934 г. завершилась концентрация всей полноты власти в руках фюрера и рейхсканцлера Гитлера.



 

Сохранение однопартийного рейхстага

В качестве единственного конституционного органа сохранялся рейхстаг. Однако кандидатов в депутаты рейхстага с ноября 1933 г. выставляла только одна партия - нацистская. Избиратели не выбирали из нескольких кандидатов то или иное лицо, а, голосуя за список фюрера, одобряли или не одобряли политику государства, политику фюрера. Рейхстаг стал формироваться канцлером на основе списков, одобренных на референдуме, плебисците.

Рейхстаг созывался редко и только для формального утверждения решений правительства.

Отсутствие руководящих коллегиальных органов в

Нацистском государстве. Противоборство нескольких инстанций в одной сфере

Правительство являлось одновременно и исполнительным и законодательным органом. Впрочем, правительство как коллегиальный орган практически прекратило своё существование.
В нацистском государстве не существовало единого коллегиального органа принятия решений и никаких совещательных учреждений при фюрере. Даже в партии не существовало руководящего коллегиального органа.
Гитлер считал, что противоборство, противостояние нескольких инстанций в одной сфере является необходимым, так как каждый вопрос решался бы в пользу наиболее упорной и сильной стороны. Гитлер являлся высшим арбитром в многочисленных столкновениях компетенций. С другой стороны, Гитлер считал бюрократию недостаточно гибкой, обвинял её в том, что инструкция, предписания, иерархия значили для чиновников гораздо больше, чем успех дела, к которому они приставлены. Поэтому он учреждал нетрадиционные органы, подчиненные непосредственно себе.

 

Установление тоталитарного политического режима

В нацистском государстве

Для характеристики сущности национал-социалистического государства не имеет существенного значения форма правления. По способу организации верховной власти третий рейх внешне выглядел как республиканская диктатура. На самом деле, третий рейх являлся ни монархией, ни республикой. Нацистское государство носило тоталитарный характер. Германский национал-социализм создал тоталитарный режим. Политический режим характеризует методы осуществления государственной власти, степень участия народа в осуществлении государственной власти, объём государственного управления.

При тоталитарном режиме политическая власть стремится к установлению полного, тотального контроля над различными сторонами жизни общества, стремится всю деятельность граждан включить в сферу своего управления и принудительного регулирования. Тоталитарное государство есть всеобъемлющее государство. Такое всеобъемлющее управление осуществимо только при проведении самой последовательной диктатуры, основанной на вождизме, на монополии одной партии, на массовых организациях, подчинённых партии, на беспощадном терроре, на обязательной идеологии и пропагандистской обработке народных масс. Такой режим появился лишь в XX веке, когда появились технические условия для тотальной государственной регламентации - железные дороги, телеграф, телефон, авиация, радио, разветвлённый бюрократический аппарат, массовые партии.

Тоталитаризм – это всего лишь технология мобилизации всех сил общества, народа для достижения единой цели. И, как любая технология, он не бывает ни хорош, ни плох, а бывают хорошие или плохие цели, для достижения которых эта технология используется.

По мнению нацистов, действия государства должны определяться нацистским мировоззрением, основанным на расовой идее. Высшая ценность истории - народность, раса, а не государство. Государство есть организация расы, способствующая её сохранению и развитию. Народ и государство объединяет авторитетом собственной личности фюрер. Фюрер как исполнитель объединённой воли народа с помощью государства делал всё необходимое для достижения целей германской расы. Поэтому он являлся законодателем, судьёй, главой правительства. Фюрер не связывался никакими формальными или моральными запретами. Все властные полномочия как в государстве, так и в нацистской партии проистекали от фюрера.

По своему происхождению пост фюрера не является государственным. Он брал начало в нацистской партии. Согласно нацистской доктрине, государство, основанное на расовом признаке, строится на авторитарном принципе выделения духовной аристократии, ведущего слоя, способного лучше других чувствовать интересы германской расы, нации и жертвенно служить ей. Мировая история творится энергичным, волевым меньшинством. Именно нацистская партия осуществляет отбор руководителей, а сама партия беспрекословно подчиняется своему фюреру.

Для тоталитарного режима характерны следующие признаки: 1) Монополия одной партии на власть, отсутствие оппозиции и политических свобод, концентрация всей полноты власти в руках вождя, сращивание партии с государственным аппаратом, огосударствление общественных организаций; 2) применение террора; 3) наличие обязательной идеологии, пропагандистская обработка народных масс, манипуляция сознанием.

 

Сращивание партии с государственным аппаратом. Концентрация всей полноты власти в руках обожествляемого фюрера

 

В нацистской Германии происходило сращивание партийного и государственного аппарата. Как нацистская партия, так и государство организовывались по принципу фюрерства, вождизма, то есть единоличной власти, назначения всех партийных и государственных чиновников сверху, отрицания выборности, коллегиальности, безграничного повиновения подчинённых вышестоящему начальству. К концу 1933 г. практически все руководящие должности в имперских, областных и местных органах занимались членами нацистской партии.

Принцип «фюрерства» наиболее точно отражает сущность власти в нацистской Германии. Гитлер являлся фюрером, вождём нации, фюрером партии, рейхсканцлером - главой правительства, верховным главнокомандующим вооружёнными силами, законодателем, верховным судьей. Он определял основы мировоззрения партии и народа, все существенные вопросы внутренней и внешней политики. Его власть являлась абсолютной, неограниченной. Это получило закрепление в законе рейхстага в апреле 1942 г.

Гитлер не имел совещательного органа, на котором хотя бы обсуждались важнейшие вопросы и тем более принимались коллегиальные решения. В Германии не существовало ни правительства как коллегиального органа, ни высшего партийного органа из высших партийных руководителей, с которыми бы советовался Гитлер. Даже в партии не имелось единого руководящего органа. К началу второй мировой войны политика Германии, её выбор зависели от одного человека - Гитлера.

Партийные лидеры, начиная с Гитлера, одновременно являлись и руководителями государства, занимали одновременно и государственные посты

Ни одно назначение на важные государственные и общественные должности не производилось без согласия фюрера или соответствующего звена нацистской партии.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.