Понятие правительства и его положение в конституционно-правовых системах.
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ............................................................................................................................................................................................ 1 1. Понятие правительства и его положение в конституционно-правовых системах... 4 2. Правительство в системе органов государственной власти и его виды.............................. 6 2.1. Виды правительства..................................................................................................................................................................... 6 2.2. Место правительства в системе государственных органов.................................................................................... 7 2.3. Задачи правительства............................................................................................................................................................... 10 3. Компетенция правительства......................................................................................................................................... 10 3.1. Понятие компетенции правительства.............................................................................................................................. 10 3.2. Функции правительства........................................................................................................................................................... 13 4. Состав, формирование и структура правительства............................................................................... 16 5. Глава правительства.............................................................................................................................................................. 23 6. Ведомства и их руководители....................................................................................................................................... 25 7. Ответственность правительства и его членов............................................................................................ 27 Заключение......................................................................................................................................................................................... 33 Литература............................................................................................................................................................................................ 34 Нормативные акты....................................................................................................................................................................... 34
Введение
Моя работа "Правительство в зарубежных странах и Российской Федерации" преследует цель рассмотреть институт правительства в Российской Федерации и современных зарубежных развитых и развивающихся государствах. Особенности правительства России излагаются применительно к каждому разделу моей курсовой работы. Многообразие конституционного развития суверенных государств современности, разнообразие конституционно-правовых систем позволяет раскрывать общие черты правительства, свойственные группам государств, нескольким или двум государствам, избравшим путь конституционной демократии. Общее и особенное проявляется в делении государств на монархии и республики, на унитарные и федеративные, республики президентские и парламентские, с режимами демократическими и авторитарными и т. д. В процессе написания моей курсовой работы назрела необходимость опереться на новейшие учебники по Конституционному (государственному) праву Российской Федерации и Конституционному (государственному) праву зарубежных стран, ориентированные на то, чтобы выявить наиболее перспективные правовые системы с учетом исторических особенностей становления и современного состояния этих систем применительно к жизни разных народов, равно как и с учетом неизбежного сближения людей в пределах одного и нескольких континентов. Поставленная цель обусловливает компаративистский (сравнительный) подход к освещению материала данной курсовой работы. По возможности я попыталась вести повествование в сравнительно-правовом плане, ознакамливаясь в ходе этого с господствующими представлениями, сложившимися в мировой теории. Метод сравнительного анализа состоит в том, чтобы обнаружить и исследовать общие и особенные элементы государственного строя, сходства и различия между политико-правовыми институтами, их преимущества и издержки, условия, в которых они проявляют себя. Характерный итог сравнительного анализа - классификация, типология, которая убедительна и может быть полезной при условии, если она основана на достоверных сведениях о государственном праве. При всем своем многообразии все государственно-правовые явления, включая институт правительства, поддаются сравнительному анализу. Их можно делить на виды, соединять в классификации. Одной из причин является то, что число географических центров, в которых формировались и получали идеологическое обоснование современные государственные организмы, их отдельные оригинальные части, невелико. Это Великобритания, Соединенные Штаты Америки, континентальная Западная Европа, Союз Советских Социалистических Республик, исламский мир, Китай. Большинство стран развивали институт правительства за счет заимствования юридических форм, рожденных в вышеназванных центрах. Например, очевидно влияние Франции в странах так называемой французской Африки. Соединенные Штаты Америки "экспортировали" образец правительства в Латинскую Америку. Бельгия оказала влияние на Конго, а Португалия и СССР - на Анголу и Мозамбик. Голландия оказалась влиятельной в ЮАР и Свазиленде, а Англия - на Ямайке, в Австралии, Новой Зеландии и других странах Британского Содружества. Республика Того, занимаясь политическим строительством, пользовалась услугами швейцарских, немецких и других экспертов в области государства и права. Не ушли от заимствования и страны СНГ, равно как и не вошедшие в Содружество бывшие советские республики. Например, французское государственно-правовое влияние заметно во многих важнейших проявлениях современной казахстанской государственности.
Сравнительный анализ имеет большую пользу для подготовки к моей будущей профессиональной деятельности. В современных условиях существует объективная необходимость подготовки на поприще государственной деятельности таких кадров, которые бы не испытывали трудностей в решении государственно-правовых проблем международным сообществом, которые были бы способны внутригосударственные вопросы решать с учетом мирового опыта. И моя курсовая работа, я надеюсь, будет во многом способствовать этому. Я, также, считаю, что она является подготовкой, репетицией к написанию очень сложной в техническом отношении, объемной и обязательной для всех студентов последнего курса дипломной работы.
Изложение соответствующих вопросов сопровождается примерами из конституционного законодательства различных государств, что ориентировало меня не только на работу с учебниками по конституционному (государственному) праву Российской Федерации и зарубежных стран, но и на самостоятельную работу с первоисточниками. В основе успешного выполнения работы лежит сбор научной и фактической информации. По данной теме я использовала основные нормативные акты и литературу, которая имеется в библиотеке вуза и приобретенную самостоятельно. Также я использовала возможности компьютера в системе «Internet». При изучении института правительства в зарубежных странах и Российской Федерации можно применять метод конкретного правового анализа. Институт правительства некоторых стран порою настолько характерен, типичен, настолько точно отражает существо вопроса, что его конкретное, подробное изучение позволяет полно и отчетливо увидеть определенную сторону государственности. При написании курсовой работы я пользовалась Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, конституциями зарубежных государств, Конституциями государств Европейского союза, Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации", Положением об Аппарате Правительства Российской Федерации; учебниками и учебными пособиями. Понятие правительства и его положение в конституционно-правовых системах.
Исполнительная власть олицетворяется в определенной системе государственных органов, связанных между собой по вертикали и горизонтали. На высшей ступеньке этой системы стоит правительство, возглавляемое главой государства или премьер-министром. Правительство - это коллегиальный орган государственной власти общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной (то есть административной) деятельностью в стране. В его состав входят руководители наиболее значительных органов центральной администрации, а иногда и представители нижестоящей администрации.
Правда, к президентским республикам, да и к некоторым дуалистическим монархиям это определение подходит не вполне. Администрация с общей компетенцией возглавляется там не коллегиальным органом, а единолично президентом или монархом. Поэтому, например, в Соединенных Штатах Америки мы вряд ли можем говорить о наличии правительства, ибо каждый из министров подчинен только Президенту. Кабинет же, объединяющий их всех, коллегиальным органом не является, решений не принимает, а только их обсуждает. Решения центральной исполнительной власти общей компетенции принимаются только Президентом. Некоторые учебники по Коституционному (государственному) праву зарубежных стран утверждают, что Президент США - глава государства и глава правительства. Правильнее сказать, что он глава государства и глава исполнительной власти (или администрации). Иногда, впрочем, и при этой форме правления конституции предусматривают правительство как коллегиальный орган со своей компетенцией (например, в Колумбии). Правительство в разных странах носит различные конституционные наименования: Правительство - в Чехии, Колумбии, Российской Федерации, Кабинет - в Японии, Совет Министров - в Индии, Совет министров (Правительство) - во Франции, на Кубе, Государственный совет - в Китае, Федеральное правительство - в Германии, Федеральный совет - в Швейцарии, Административный совет - в Корейской Народной Демократической Республике и так далее. Внутри правительства могут создаваться более узкие органы общеполитического характера, например Кабинет в Великобритании, Постоянное бюро в Китае, Президиум в Италии, а также разного рода межведомственные структуры - комитеты в Великобритании, делегированные комиссии в Испании и другие. Во Франции заседания правительства именуются Советом министров, когда проходят под председательством Президента, и Советом кабинета, когда председательствует Премьер-министр; во втором случае основополагающие правительственные документы приниматься не могут и лишь обсуждаются. В Дании правительство под председательством Королевы и с участием престолонаследника именуется Государствееным советом, а под председательством Премьер-министра - Советом министров. Следует особо отметить, что употребляемый в анголоязычных конституциях термин Goverment, переводимый обычно как "правительство", подчас означает не правительство, как оно рассматривается здесь, а более широкое понятие - правление или вообще систему законодательных или исполнительных органов, включая главу государства, хотя иногда значит именно "правительство". Поэтому читая переводы таких конституций, а тем более конституции в оригинале следует особо вдумываться в значение данного термина в данном контексте.
Положение правительства в системе органов государственной власти определяется формой правления, которая в свою очередь отражает особенности партийной системы каждой страны и сложившийся баланс законодательной и исполнительной власти. В парламентарных республиках и монархиях правительство формируется парламентом, из чего логически вытекает его ответственность перед правительственным органом. В этих странах, имеющих развитую и сравнительно устойчивую партийную систему, правительство всегда состоит из представителей политической партии или коалиции партий, пользующихся поддержкой парламента. Отсюда проистекает ведущая роль правительства в государственной жизни, поскольку оно включает в свой состав лидеров политеческого большинства. Следовательно, ведущей фигурой выступает не глава государства, а премьер-министр. По-другому выглядит роль правительства в президентской республике. Здесь выборный народом президент сам формирует состав правительства (администрации) при ограниченном участии парламента, он сам назначает и смещает министров. Правительство, являясь обычно однопартийным, несет ответственность перед главой государства, который никому не подконтролен. Думать, что тем самым учреждается авторитарная власть, - глубокая ошибка. Правительство и вообще вся исполнительная власть не уходят из-под контроля общественности, но получают возможность работать без постоянной оглядки на парламент, большинство в котором может принадлежать политической партии, оппозиционной по отношению к президенту. Правительство не знает частой смены своего состава вследствие вотумов недоверия, оно проводит курс президента, одобренный на всенародных выборах. В полупрезидентской республике в положении правительства можно наблюдать элементы как первой, так и второй из рассмотренных форм правления. Правительство здесь формируется президентом, но оно делит свою ответственность между ним и парламентом. Глава государства формально не входит в исполнительную власть, но по существу, ее возглавляет, т. к. может председательствовать в совете министров. Правительство здесь обычно однопартийное, хотя может включать и представителей других партий. Преимущество положения правительства при данной форме правления состоит в его стабильности при сохранении известного контроля со стороны парламента. Такая форма правления обычно утверждается в странах с многопартийной системой по причине обилия разнопартийных представителей в парламенте, постоянно создающих серьезные помехи для стабильности правительства. Президентско-парламентская форма правления, установленная в России Конституцией Российской Федерации 1993 г., предопределила положение Правительства Российской Федерации в системе органов государственной власти. Структура исполнительной власти в России замыкается на президенте Российской Федерации, который является ключевой фигурой в государственно-политическом механизме России. Президент как глава государства призван обеспечить согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти России. В то же время Президент наделен широкими полномочиями в сфере исполнительной власти: осуществляет назначения на высшие должности в государственных органах, председательствует на заседаниях Правительства, решает вопрсы в области внешних сношений и военной сфере. Правительство Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти общей компетенции. Правительство Российской Федерации обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации. Правительство и другие федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в России. Федеральное Правительство самостоятельно решает вопросы, отнесенные к его компетенции, направляет работу министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|