Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Юридическая конструкция правового положения человека и гражданина: понятие, элементы, значение.

Понятие прав. положения чел. и гражд. и формы его закрепления в совр. К.-ях.

Права чел. - это естественные, неотчуждаемые права, принад­лежащие ему в силу рождения как личности. Под лозунгами неотчужда­емых прав человека передовые представители «третьего сословия», рево­люционной буржуазии, выступали против произвола абсолютных монар­хов и закрепощения личности средневековой церковью. К числу неотчуждаемых прав чел. относят обычно право на жизнь, свободу, безопасность, собственность, физическую и психичес­кую неприкосновенность, достоинство личности, личную и семейную тайну. Считается, что эти права гос. власть не может даровать или отчуждать своими актами и действиями.

Права гражд., связаны с фактом гражданства, при­надлежности лица к опред. гос., полит. сооб­ществу. Это права личности как члена полит. сообщества, они связаны с актами и действиями гос. органов. К их числу относятся, например, избират. права, право на объединение в по­лит. партии, право на участие в управлении делами государства. Однако нет непреодолимой грани между правами человека и правами гражданина, не всегда между ними можно провести различия, их разделение имеет преимущественно общетеоретический характер. Оба права записаны в К.-ях, должны обеспечиваться гос., его органами. Всеобщ. деклар. прав чел. ООН 1948 г. В странах тоталит. социализма, где не принято различать права чел. и права гражданина, особое значение придается другому различию - правам граждан и правам трудящихся.

Общая характеристика м/дунар.-правовых источников рег-ния прав и свобод чел.

В современ­ных условиях некоторые основы правового статуса личности, а в опреде­ленных аспектах и гражданина (например, по вопросам избирательного права) в значит. степени определяются м/дунар. правом, его общепризн. принципами и нормами. В К.-ях многих гос. содержатся ссылки на Всеобщую декларацию прав человека ООН 1948 г., на Международные пакты о правах человека 1966 г. (вступили в силу в 1976 г.). М/дунар. акты, ратифиц. гос., могут действовать непосредственно и применяться судами страны как ее внутреннее право, причем некоторые К.и уста­навливают примат (верховенство) м/дунар. права над внутрен­ним (помимо ратифицированных гос. актов это положение от­носится и к общепризнанным принципам м/нар. права). Нормы м/дунар. права по вопросу о правах чел. могут дейст­вовать и через внутреннее право, если они имплементированы (включе­ны) в законодательство страны (в ряде случаев м/дунар. право предусматривает такую имплементацию для гос.-в, подписавших и ратифиц. соответствующие м/дунар. документы). М/дунар. право устанавливает: 1) внутреннее законодат. не может противоречить зафиксированным в м/дунар. актах основным правам чел. и общечел. ценностям; 2) нет абсо­лютной свободы и абсолютных прав; они могут быть ограничены, но только на основе закона и в той части, в какой это допускает К. в соответствии с требованиями м/дунар. права и в точно опреде­ленных целях (сохранение обществ. порядка, публ. морали, здоровья населения); 3) запрещается злоупотр. правами, т.е. использование их с целью нанесения ущерба правам и законным интересам других физ. или юр. лиц; 4) права личности ограничены правами других лиц.

Юридическая конструкция правового положения человека и гражданина: понятие, элементы, значение.

31 Лица с множественным, двойным гражданством обладают права­ми и несут обязанности в соответствии с законодательством всех тех государств, гражданами которых они являются. Коллизии (совпадение обязанностей по отношению к нескольким государствам, например служба в армии) разрешаются по дипломатическим каналам. Иностранцы, лица без гражданства, с множественным гражданством, равно как и граждане данной страны, обязаны знать и соблюдать законы страны своего пребывания. Незнание законов не освобождает от ответственности за их нарушение.

 

 

Глава 4. Основы правового положения личности.

Конституционные права и свободы граждан

Положение личности в обществе, основные права, свободы и обязанности граждан регламентируются нормами конституционного права. Обеспечение прав и свобод граждан составляет главный смысл демократического правового государства, но степень развитости этого института обусловлена многими особенностями социально-экономического положения, политического режима в каждой стране. Права и свободы грубо попираются в тоталитарных государствах, они лишены необходимых гарантий в развивающихся странах. Проблема защиты прав и свобод остается актуальной и во многих развитых демократических государствах.

§ 1. Гражданство в развитых и освободившихся странах. Понятие гражданства

Важнейшей предпосылкой приобретения человеком всех установленных законами прав и обязанностей в государстве является гражданство. Под гражданством понимают устойчивую правовую связь лица с данным государством, т. е. признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта всех прав и обязанностей. Регулирование отношений, связанных с приобретением и утратой гражданства, относится к числу прерогатив государственной власти, вытекает из принципа государственного суверенитета.

Состояние гражданства создает права и обязанности для лица не только на территории данного государства, но и за рубежом. В некоторых монархических государствах употребляется термин "подданство", который формально устанавливает личную верность монарху, но фактически уже давно равнозначен гражданству. Практически в каждом государстве проживает немало людей, не являющихся гражданами данного государства, но пользующихся определенными гражданскими правами. Однако в полном объеме гражданскими правами, а следовательно, и правовой защитой своих прав обладают лица, имеющие законно оформленное гражданство.

Для подавляющего большинства людей в каждой стране установление гражданства не представляет чего-то сложного, так как они являются гражданами данного государства с самого рождения и сохраняют это правовое состояние на протяжении всей жизни. Однако в современных условиях, и прежде всего вследствие растущей интернационализации мирового хозяйства, возникают различные миграционные потоки, т. е. перемещения больших групп людей из одной страны в другую. За счет притока иммигрантов быстрыми темпами растет население стран с высоким уровнем жизни (США, Великобритания, ФРГ и др.)- Значительны передвижения людей между освободившимися странами; предпринимательские круги развитых государств систематически занимаются переманиванием высококвалифицированных специалистов из этих стран (так называемая "утечка умов"). Такие передвижения — индивидуальные и групповые, а также браки, заключаемые между гражданами различных государств, постоянно порождают проблемы приобретения и изменения гражданства. Законодательство об иммиграции и гражданстве, судебная практика по этим вопросам весьма развиты. Некоторая часть практических вопросов, связанных с определением гражданства, разрешается с помощью норм международного права (по соглашениям, заклю-

чаемым между государствами).

Институт гражданства включает нормы, регулирующие правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства (апатриды), беженцев, с ним тесно связано предоставление политического убежища, выдача человека другому государству (экстрадиция), возможность высылки из страны.

В государствах с унитарной формой правления существует единое гражданство, в то время как во многих федеративных

государствах — двойное гражданство. Каждый человек считается гражданином союза и одновременно — субъекта федерации (штата, провинции, кантона и т. д.). Практическое значение такого положения обусловлено тем, что в федеративных государствах существует разделение компетенции между союзом и субъектами федерации, вследствие чего имеются некоторые различия в правовых нормах между субъектами одной и той же федерации (например, в определении подсудности, сферы действия налогового, уголовного, семейного законодательства и т. д.).

Существенной новеллой последнего времени является учреждение гражданства Европейского Союза, которое распространяется на всех граждан государств — членов ЕС и способствует существенному расширению их прав и свобод. Это, однако, не отменяет приоритет национального гражданства.

Приобретение гражданства

Гражданство приобретается двумя основными способами: в силу факта рождения ("филиация") и путем натурализации ("укоренение"). Приобретение гражданства в силу рождения не связано с волеизъявлением лица, не требует совершения каких-либо действий, свидетельствующих о его желании приобрести гражданство данного государства. Оно осуществляется автоматически на основе действующего законодательства. При этом в качестве

основных принципов применяются "право крови" и "право почвы".

Так называемый принцип "права крови" признает гражданином любое лицо, родившееся от граждан данного государства (в некоторых странах считается достаточным, чтобы один из родителей имел соответствующее гражданство). На территории какого государства родилось это лицо, значения не имеет. Принцип "права почвы" признает гражданином любое лицо, родившееся на территории данного государства, независимо от гражданства родите-

лей. Для большинства современных государств характерно сочетание этих двух принципов.

Приобретение гражданства путем натурализации связано с обращением лица, фактически проживающего в стране, с просьбой о предоставлении ему гражданства. Как правило, этого добиваются лица, прибывшие в страну в соответствии с правилами иммиграционного законодательства, а также лица, усыновленные гражданином данного государства, вступившие в брак и др. При этом в США, например, требуется давать клятву верности этой стране, т. е. лояльности ее государственному строю. Натурализация весьма распространена в странах с массовой иммиграцией (США, Великобритания), а также в тех государствах, которые поощряют иммиграцию вследствие малочисленности своего населения (Австралия, некоторые страны Латинской Америки).

Приобретение гражданства путем натурализации не является субъективным правом человека. Законодатель может по собственному усмотрению предоставлять определенные преимущества какой-то категории лиц и, наоборот, затруднять натурализацию. Обычно законодательство требует знания государственного языка данной страны, наличия средств к существованию, доказательств отсутствия у лица тяжелых заболеваний и др. Процедура натурализации носит сложный и часто унизительный характер; она предполагает широкие права иммиграционной службы и, в сущности, бесправное положение иммигрантов, заставляющее их беспрекословно следовать указаниям властей. Большое значение придается политическим взглядам иммигрантов. В США, например, исключена возможность натурализации для лиц, придерживающихся левых взглядов. Контроль за политическими убеждениями сохраняется и после предоставления иммигрантам гражданства США; в случае признания лица "политически неблагонадежным" оно может быть подвергнуто денатурализации и выслано из страны. Тем не менее доля выходцев из стран Азии, Африки и Латинской Америки, а также Европы (России, Украины), натурализовавшихся в развитых странах, неуклонно растет.

Лишение гражданства

Демократические государства провозглашают право на эмиграцию из страны и смену гражданства, но требуют для этого соблюдения определенных формальностей. Само по себе заявление об отказе от гражданства не признается достаточным. Во многих странах законы позволяют исполнительной власти лишать человека гражданства, если он в течение определенного срока живет в другой стране, совершил преступление, перешел в гражданство другого государства, поступил на иностранную государственную службу и т. д. Лица, лишенные гражданства, подлежат высылке

из страны {экспатриация).

Сложность процедуры предоставления и лишения гражданства, обилие противоречивой судебной практики заставляют многих иммигрантов, опасающихся быть высланными из страны, вообще не обращаться за получением гражданства и жить без признания и защиты своих прав и свобод. В последние годы в ряде европейских стран произошло ужесточение иммиграционного законодательства, вызвавшего ухудшение правового статуса иммигрантов. Вместе с тем у многих людей возникает состояние двойного гражданства, создающее трудности в решении некоторых вопросов.

§ 2. Институт прав и свобод граждан: общая характеристика

Историческая эволюция прав и свобод

Современная концепция прав и свобод — плод длительного исторического развития. В этом развитии можно выделить три основных этапа.

Первый из них был обусловлен победой антифеодальных революций XVII—XVIII вв. и становлением демократического конституционного государства, которое отвергло абсолютизм и провозгласило свободу личности. На этом этапе конституции и другие правовые акты закрепили неприкосновенность личности, свободу слова, право избирать и быть избранным и др. Концепция прав и свобод была разработана в трудах великих философов Д. Локка (Великобритания), Т. Джефферсона и Т. Пэйна (США), Ф. М. Вольтера, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо (Франция) и др.

Главным в учениях этих философов было обоснование высшего приоритета свободы и необходимости ее закрепления в конституционно-правовом порядке. Так, в Декларации независимости США 1776 г. говорилось: "Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит: жизнь, свобода и стремление к счастью. Для

обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых". В Декларации прав человека и гражданина 1789 г. (Франция) сказано: "Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению".

В этих документах были сформулированы смысл и цель демократического правового государства. В тех странах, где утвердилось свободное гражданское общество, были достигнуты большие успехи в развитии демократии и прав человека, а также экономики, культуры, науки и техники.

Большое историческое значение приобрел закон, принятый английским парламентом в 1679 г. Его точное название "Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточения за морями" ("Habeas Corpus Act"). Законом вводился приказ "Хабеас корпус", который означал указание суда шерифу и другим тюремщикам в случае, если нет основания для пребывания под стражей, освободить арестованного или отпустить его под залог до рассмотрения его дела судом; при этом устанавливалось, что любой арестованный человек вправе потребовать при своем

аресте предстать перед судом, а суд обязан решить вопрос о его отправлении в тюрьму или об освобождении в течение двух дней.

Указанные гарантии, получившие обобщенное наименование "хабеас корпус", оказали огромное влияние на мировую практику. Запрет произвольного ареста и судебный контроль за неприкосновенностью личности получили широкое распространение, стали непременным атрибутом правового государства. Все демократические конституции и поныне закрепляют эту гарантию в том или ином виде.

Однако первоначальная концепция прав и свобод страдала известной ограниченностью. Исходя из индивидуалистического понимания свободы, политическая философия того времени подчеркивала, что общество свободных людей не нуждается в организующей роли государства (которому в XIX в. поэтому отводили роль не более чем "ночного сторожа"), не требует создания каких-либо социальных институтов, ибо в состоянии обеспечить про-

гресс и жизнеобеспечение для всех на основе индивидуально-свободной деятельности членов общества. Подобная либеральная концепция была разработана в XIX в. в трудах А. Смита, И. Бентама и Дж. С. Милля.

Такое антисоциальное понимание свободы придало ей формальный характер, безразличный к судьбам простых людей. В течение XIX в. в странах Запада нарастала классовая борьба, в ходе которой трудящиеся массы требовали признания социальноэкономических прав и утверждения социальных функций государства. В результате этого, но уже в XX в. развитие капитализма внесло существенные коррективы в откровенно антисоциальное понимание свободы, ибо сопровождалось усилением государственного вмешательства в социально-экономическую жизнь и ограничением предпринимательского произвола по отношению к наемным работникам.

Второй этап был связан с появлением в XX в. Тоталитарного государства, которое, отвергнув индивидуальную свободу, политические и экономические права, провозгласило социалистические ценности, а с ними широкий спектр социальных прав и свобод (право на труд, отдых, социальное обеспечение, образование, охрану здоровья и др.)- Возникшая в мире обстановка борьбы двух систем, особенно после второй мировой войны, заставила страны Запада также конституционно закрепить эти права и свободы. В то же время с 60-х гг. в Советском Союзе и ряде других стран Восточной Европы стало складываться демократическое общественное мнение, формироваться диссидентское движение, требовавшее реальных личных и политических прав, отказа от методов тоталитаризма. Этому способствовала и развернувшаяся в мире

борьба за права человека, приведшая к принятию Генеральной Ассамблеей ООН международных пактов о гражданских, политических, культурных, социально-экономических правах человека.

Движение за свободу и права человека подточило тоталитарные устои социализма в его марксистско-ленинской интерпретации и в итоге привело к его краху в большинстве стран.

На этом же этапе в число независимых государств включились многие колониальные страны Азии и Африки, народы которых (отдельные из них не избежали установления авторитаризма с его нарушением гражданских прав) в конечном счете восприняли демократическую концепцию прав и свобод человека во всех областях.

Третий этап характеризуется крахом тоталитарной системы в Советском Союзе и странах Восточной Европы и возрождением в этих странах демократической государственности. Права и свободы в их полном объеме признаются высшей ценностью, а их защита объявляется обязанностью государства. В целях защиты прав и свобод в новых демократических государствах создаются конституционные суды и внедряются судебные гарантии. Почти все государства мира признают международно-правовую защиту прав человека, что ведет к унификации национальных правовых институтов. Под давлением мирового общественного мнения из практики многих стран постепенно исчезают апартеид, расовая дискриминация, избирательные цензы, ограничения свободы печати. Каталог прав и свобод расширяется за счет включения в него прав национальных меньшинств, права на информацию, права на благоприятную окружающую среду и др. Но вместе с тем получают распространение новые формы угрозы правам и свободам — терроризм, организованная преступность и т. п., что требует расширения правоохранительной деятельности государств и ее международной координации.

Конституционно-правовое понятие свободы.

Значение естественного права

Под свободой в широком смысле понимается естественное состояние народа и отдельного человека, которое характеризуется возможностью действовать по своему усмотрению. В таком значении этот термин выполняет роль основополагающего философского принципа, реализующегося через весь комплекс конституционно-правовых норм. В более узком смысле свобода означает субъективную возможность человека и гражданина совершать или

не совершать конкретные действия, основанные на его конституционных правах и свободах. Свобода в субъективном смысле является юридической формой свободы народа и отдельного человека.

Учение о свободе как естественном состоянии человека разрабатывалось еще философами древности, но конституционно-правовые теории свободы стали развиваться с XVII—XVIII вв.

Современное конституционно-правовое учение о свободе может быть кратко выражено в следующих основных положениях:

• все люди свободны от рождения и никто не вправе отчуждать их естественные права. Обеспечение и охрана этих прав —главное назначение государства. Равенство возможностей для всех — основа свободы;

• свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому и общему благу. Свобода человека, следовательно, не может быть абсолютной, она ограничена правами и свободами других людей, принципами морали и нравственности, интересами всеобщего благосостояния. Демократическое общество основано на разумном балансе между свободой и социальной справедливостью, свободой и государственным интересом;

• границы свободы могут быть определены только законом, который есть мера свободы. Свобода и правопорядок не антагонисты, если закон демократический. Следовательно, все, что не запрещено, то дозволено;

• часть дозволенного определяется через права человека. Закрепление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои возможности, но ни один набор прав не исчерпывает содержания свободы. Ограничение прав возможно только на основании закона, способствующего общему благосостоянию в демократическом обществе.

В современной конституционной доктрине и практике под естественным правом понимают права и свободы, которыми каждый человек наделен от рождения и которые тем самым первичны по отношению к позитивному праву и должны гарантироваться им. В доктрине конституционного права можно встретиться с самыми различными попытками содержательно объяснить появление прав с момента рождения человека: концепциями религиозного плана; антропологическими теориями, согласно которым естественные права исходят из природы вещей; наконец, из

свойств человека как "социальной личности". Однако все эти трактовки сходятся в одном: естественные права и свободы не зависят от воли государства, не оно дарует их людям. Наоборот, государственная власть связана этими правами в том смысле, что обязана признавать, соблюдать и гарантировать их.

Естественное право в его конституционно-правовом аспекте — более узкая идея, чем естественное право в философско-.

правовой доктрине, где оно на протяжении многих веков выступало как выразитель справедливости, моральных ценностей, религиозных начал и т. п. и в качестве такой модели сопоставлялось с реально действовавшими правовыми системами, либо для их обоснования и оправдания, либо для их критической оценки. Однако именно идея "естественных, неотчуждаемых и священных прав человека" сыграла особую роль в политической истории. Она

поставила человека в центр общественного строя; на ее основе в результате антифеодальных революций появились нормы публичного права, которые выражали естественные права человека и в определенной степени гарантировали их. Понадобилось немало насыщенных событиями лет, чтобы "естественные, неотчуждаемые, священные права человека" (терминология французской Декларации) стали постулатом конституционного и международного права, показателем правового государства. При этом каталог признанных этим государством прав и свобод существенно рас-

ширился, и различение "прав человека" и "прав гражданина" потеряло четкие очертания.

Естественное право по-прежнему стоит в центре концепции прав и свобод личности. Так, в Великобритании, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и других странах правовые акты фиксируют не собственно права и свободы личности, т. е. то, что может делать человек, а преимущественно то, что ему делать нельзя.

Таким образом, все, что не запрещено, оказывается дозволенным. Западные юристы видят преимущества такой конструкции в том, что она сохраняет за человеком широкую возможность свободных действий, которые в полном объеме никогда не может предусмотреть и закрепить ни одна правовая система. В то же время на конституционное право ложится обязанность определить объем запрещенного, т. е. не переступать пределы вмешательства

государства в индивидуальную свободу. В праве этих стран, следовательно, нет полного закрепления прав и свобод граждан, хотя они и не отрицаются.

Большинство развитых государств предпочитают своеобразную смешанную систему, которая предусматривает как письменное закрепление прав и свобод граждан в конституциях и законах, так и признание неписаных, естественных прав и свобод. Так, в Конституции США Билль о правах (первые десять поправок к конституционному тексту) закрепляет личные и политические права граждан, но завершается нормой, в которой записано: "Перечисление в Конституции определенных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых народом". Такое косвенное признание естественных прав личности, не перечисленных в законе, свойственно и многим другим

странам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...