Причины и ход буржуазной революции
87. страны северной европы в 16-начале17вв. В XVI - первой половине XVII вв. в развитии государств Северной Европы стали заметны тенденции к возникновению индустриальных отношений. Начался процесс формирования абсолютных монархий. Королевская власть стремилась заключать союзы: в Дании - с городами, в Швеции - с зажиточным крестьянством. Большое влияние на развитие событий оказала проведенная королями двух стран реформация церкви. Церковное землевладение и политическое влияние католической церкви было уничтожено.
88 Реформация и Контрреформация в Западной Европе. В XVI в. кризис католич. церкви привел к широкому общест. движ-ю за ее реформу, которое с разной интенсив-ю прояв-сь почти во всех странах католич. мира и привела к созданию внутри ее новых конфессий. Боль-во историков связ-т появ-е нов. вееров-й с бурж. разв-ем Европы. Оно необходимо было нов. классу для создания нов. учения, кот. отражало бы его интересы и устрем-я. Идеологи реф-ции испол-ли наследие своих предшест-в в борьбе с катол. цер-ю (Дж. Виклифа, Яна Гуса), традиции мистики, опыт еретич-х движений. В подготовке Р. боль. роль сыграла гуманис-я идеол-я эпохи Возрож-я своей критикой схолас-ки, пышн. культа и расточит-ва церк, невежества,лицемерия духов-ва. Гуманисты разраб-ли рационал-й метод изучения Св. Пис-я (Эразм Роттердамский), по-новому решали многие этич., полит. и соц-е проблемы, сообразуясь с интересами нового типа лич-ти, освоб-ся от представ-й трад-го общества, его корпор-х учреждений. Основные требования Р.:
Главным принципом рел. доктрины Р. стало учение о непосред. связи человека с Богом, об "оправдании верой" (М.Лютер), т.е. спасение челов. души не с помощью церковных обрядов, а на основе внутр. веры человека. Внутреннее общение с Богом осущ-ся в мирской жизни с помощью должного светского порядка, поэтому гос. строй получал теперь религ. санкцию на самост-е развитие, чем укреп-сь позиции светской власти и нац-х государств в борьбе против притязаний папства. В гос-х Европы Р. имела свои особенности, обусловленные их истор. развитием. Нач-сь в 1517 в Германии как общенац-е движение за освоб-е нем. территорий от засилья римской курии (катол. церкви в Германии принадлежало 2/3 земли), Р. в Герм. прошла 2 этапа. Протестан-я Р., нач-ся в Герм. в 1517 с выступления Лютера, развивалась в 4 осн-х формах, объедин-х признанием исключит. авторитета Библии и отрицанием автор-та и власти папы Рим-го. 1 – лютеранство – восходила непосредственно к Л. (1483–1546) и со временем стала домин-ть на > части терр-ии страны +в скандин-х странах. В лют-ве особое значение - принцип «оправдания только верой» + отриц-сь те догматы и учения церкви, кот. рассмат-сь лютеранами как против-щие Библии. 2 – кальвинизм -Жан Кальвин (1509–1564)– воплот-сь в реформ-х и пресвитерианских церквах. К. настаивал на абсол-м сувер-те Бога+принимал только те учения средн. Катол. церкви, которые были ясно выражены в Библии. К-зм - в Швейцарии, в > части Р Катол. ц., с 1540-х гг. начинает Контрреф-ю – наступл-е сил феод.-католич. реакции на нов. явления в соц.-полит., религ-й и культ-й жизни Зап. Ев-пы. Контр. преслед-ла 3 глав. цели: 1) создание нов. орденов для б-бы с инакомыс-ми; 2) реорг-ю инквиз. и созд-е цензуры; 3) созыв Тридент-ского Собора с целью осуж-я реформ-х учений как ерет-х. Особую роль -орден иезуитов ("Общество Иисуса"), утверж-й папой в 1540. Осн-ль Игнатий Лойола; дисцип-на-абсолют. послушание нач-ку вплоть до смертн. греха, полное самоотр-е, уничтож-е личн. начала, соц. и иных связей. Ие-ты – глав. наступ-е орудие Контр.
Инквиз-я и цен-ра исп-сь как охранит. меры. В 1542 создан Верхов. инквизиц-ный трибунал в Риме –гл. кардинал Караффа. В 1545 созван Собор в итал. Тренто (Тридентум - лат.), заседав-й 18 лет. Тридент. Собор осудил осн. догматы Р., 2 тенденции. Партия имп-ра, делегаты Фр. и др. стран –некотор. уступки Р-ции. Но верх- папистское направление. Постановлено: "Священ. предание" долж. почит-ся наравне со Св. Пис-м, + у церкви исключит. право толк-ть Св. Пис, лат. текст объяв-н аутентичным. Аугсбур-й рел. мир (1555), завершил Р. в Герм., провозг-л право князей выбирать своим подданным религию. К началу 17в. катол. ц-вь обрела знач. терр-ии => у протес-в свой союз ("Евангелич. уния", 1608). Католики ответ. образ-ли Катол. лигу (1609). Германия – против-ва 2 рел.-пол. коал-й, судьба которых затраг-ла страны как протес-й (Анг., Гол-я, Сканд. страны), так и катол-й (Исп., Итал, Польша) ориентации. 89феодализм на востоке Зарождение феодальных отношений, прежде всего формирование крупного землевладения, широкое распространение земельной аренды, началось в таких странах, как Китай, Индия, по-видимому, раньше, чем в Европе. Однако, процесс феодализации растянулся здесь на длительный период – примерно с первых веков н. э. (иногда даже с первых веков до н. э.) до конца 1-го – начала 2-го тыс. н. э. Изменения в экономике, свидетельствующие о переходе от рабовладельческой формации к феодальной, совпадали (и в Китае, и в Индии) с «варварскими» нашествиями, сопровождались крупнейшими идеологическими сдвигами (распространение буддизма, серьёзные изменения в традиционных идеологических системах – индуизме, конфуцианстве, даосизме). Переломным этапом, которым, очевидно, следует датировать начало феодальной формации на Ближнем Востоке, являются возникновение ислама и арабские завоевания (7–8 вв.).
В тех странах Востока, которые перешли от первобытнообщинного строя непосредственно к феодальному, этот переход облегчался экономическим, культурным и особенно религиозно-идеологическим влиянием более развитых стран. Несмотря на недостаточную изученность проблемы, есть основания предполагать, что некоторые из указанных стран начали с возникновения рабовладельческих отношений и лишь спустя какое-то время, рабовладельческая тенденция сменилась феодальной в качестве господствующей (Япония нарского периода, ранний Аксум, некоторые кочевые империи Центральной Азии). Стадии развитого Феодализм ведущие страны Азии и Северной Африки достигли почти одновременно с Европой (т. е. примерно в первые века 2-го тыс. н. э.). Об этом свидетельствуют факты общего подъёма товарно-денежных отношений, роста городов в Китае, Индии, на Ближнем Востоке; расширение частной феодальной земельной собственности за счёт т. н. государственной (т. е. увеличение земель феодалов как за счёт крестьянских общин, так и благодаря превращению условных, временных форм феодальных держаний в наследственные); завершение строительства идеологической надстройки феодального общества. Вместе с тем даже в наиболее развитых странах Азии и Сев. Африки не были изжиты некоторые явления, свойственные раннему Феодализм Через всё вост. средневековье проходит борьба двух тенденций, связанных: одна – с усилением государственной, другая – частной феодальной собственности на землю. При всех исторических колебаниях обнаруживается тенденция к неуклонному росту частной феодальной земельной собственности за счёт государственной, хотя большая доля государственной собственности на землю сохраняется в ряде стран и в эпоху развитого Феодализма.
Одна из важнейших особенностей земледельческих стран Востока – специфическая организация класса феодалов, которые, даже будучи крупными землевладельцами, не вели, как правило, собственного крупного барщинного хозяйства, эксплуатируя крестьян преимущественно путём взимания продуктовой ренты. Для вост. Феодализм типичен относительно малый удельный вес внеэкономического принуждения в сфере частной феодальной эксплуатации, нередко оно сводилось к сословной неполноправности крестьянина, а отношения эксплуатации принимали форму «аренды» крестьянином помещичьей земли. В странах Востока имелся и обширный слой крестьяне собственников», т. е. держателей государственных земли, в ряде районов сохранялись общинное землевладение и землепользование. Для большинства стран Востока и в период развитого Феодализм характерно наличие гипертрофированной власти государства, сохранение, несмотря на периодические полосы феодальной раздробленности, высокой степени государственной централизации. Европейский феодализм в принципе был таким же, как на Востоке. Он тоже пришел к концу, к дефеодализации, когда на смену политической раздробленности пришла централизация. Но в конкретных условиях истории Европы этот цикл - от начала феодализации до дефеодализации - хронологически почти точно вклинился в промежуток между античностью и капитализмом. Поэтому-то здесь феодализм как система феодов с легкостью был отождествлен истматом с феодализмом как формацией, формационно (а не только хронологически) отделившей европейскую древность от нового времени. Оставляя в стороне вопрос о проблеме марксистских формаций, в принципе следует заметить, что вне Европы подобного совпадения нигде и никогда не было. Роль господствующей и единственно известной структуры формационного (если уж последовательно использовать истматовскую терминологию) типа там играло всесильное государство, а феодализм временами выходил то в одном, то в другом регионе на передний план лишь в упомянутой уже форме системы уделов, совокупности социально-политических институтов децентрализованной структуры. 90.арабские завоевания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|