Проблема
| Позиция автора
| Аргументы
|
Проблема души, внутреннего мира
| по-настоящему богатым и полным внутренний мир делают нравственные качества человека.
| 1 аргумент: если в основе наших поступков лежит
доброта, справедливость, стемление помочь
ближнему, то мы настроены на позитив в общении.
Такое мироощущение надо воспитывать.
(Пример: детство, Наташа Ростова).
2 аргумент: Человек – часть природы.
Если он живёт в гармонии с ней, то тонко чувствует красоту мира, умеет передать её. (Пример: бабушка, Андрей Болконский и дуб).
|
роли искусства в жизни человека
| искусство воспитывает в нас чувство прекрасного.
| 1 аргумент: человек учится видеть красоту мира не только находясь среди природы, но и наслаждаясь произведениями искусства. Это обогащает его внутренний мир, делает добрее, гуманнее. (Пример: музыка Чайковского, картины художников).
2 аргумент: произведения русской классики помогают нам понять, как прекрасен может быть человек, если его помыслы, поступки благородны, чисты. (Пример: Наташа Ростова).
|
взаимосвязи человека и природы.
| природа – это и храм, и мастерская, и часть нас.
| 1 аргумент: на протяжении долгого времени человек воспринимал природу как кладовую, из которой можно черпать до бесконечности. Это привело сегодня к угрозе экологической катастрофы. Необходимо беречь мир, в котором мы живём. (Пример: Чернобыль, Цимлянское водохранилище, Байкал).
2 аргумент: сегодня стоит вспомнить о том, что природа – это наш дом, который надо беречь. Чем прекраснее окружающее нас пространство, тем гуманнее мы сами. Чувство любви к природе помогают воспитать в нас произведения русской классики. (Пример: Наташа Ростова).
|
Проблема экологии.
| спасти природу, оставить потомкам цветущую планету, а не выжженную землю – задача каждого из на
| 1 аргумент: на протяжении долгого времени человек воспринимал природу как кладовую, из которой можно черпать до бесконечности. Это привело сегодня к угрозе экологической катастрофы. Необходимо беречь мир, в котором мы живём. (Пример: Чернобыль, Цимлянское водохранилище, Байкал).
2 аргумент: сегодня задачу спасения экологии нужно решать на планетарном уровне. Это союз стран, государственные программы, общественные организации, воспитание в семье. (Пример: В. Путин с охраной заповедников, спасение уссурийских тигров). Не хочу, чтобы мои дети, читая рассказы И.С. Тургенева «Записки охотника», спрашивали меня, на какой планете происходит действие.
|
Проблема доброты.
| торопитесь делать добро.
| 1 аргумент: в наши дни люди всё чаще поступают, руководствуясь эгоистическими побуждениями. Равнодушие стало чуть ли не нормой, а в обществе очень многие нуждаются в помощи. Наше бездушие – это оружие в руках зла. (Пример: бездомные, больные, бомжи).
2 аргумент: доброту в человеке нужно воспитывать с детства. Это чувство должно быть неотъемлемой частью личности. (Пример: Наташа Ростова).
|
проблема чинопочитания, взяточничества, коррупции.
| для чиновников, которые думают только о собственной выгоде, люди с их проблемами, горем не существуют. В современной России с этим злом нужно бороться на государственном уровне.
| 1 аргумент: невозможно построить демократическое государство, в котором будут уважать личность, не искоренив эти пороки. Прежде всего, это продуманная государственная политика, воспитание гражданского сознание, активной жизненной позиции. (Пример: указ Президента о борьбе с коррупцией, декларация доходов чиновников).
2 аргумент: прекрасным оружием в борьбе с этими пороками является русская литература. Сатира не оставляет никого равнодушными. (Пример: Н. В. Гоголь «Ревизор», «Мёртвые души», С.-Щедрин сказки, Маяковский).
|
Проблема милосердия.
| наше общество больно равнодушием. Нужно возрождать милосердие.
| 1аргумент: милосердие нужно воспитывать в человеке с детства. Сегодня многие нуждаются в помощи и поддержке. (Пример: Чулпан Хаматова).
2 аргумент: уроки милосердия, доброты преподаёт нам русская литература. (Наташа Ростова, соня Мармеладова).
|
Проблема роли книг в жизни человека.
| книги – наши надёжные друзья и спутники.
| 1 аргумент: сегодня к уровню образования человека предъявляются высокие требования. Необходимо пополнять беспрерывно свои знания. Самообразование невозможно без книг.(Пример: Д.Карнеги «Язык убеждения»).
2 аргумент: в формировании нравственных качеств личности большую роль играют книги (Пример: Л.Н. Толстой «Война и мир»).
|
Проблема чтения в современном обществе.
| в России стали меньше читать. Это ведёт к деградации общества.
| 1 аргумент: люди сегодня живут в очень напряжённом ритме. Книги всё чаще воспринимаются как отдых, развлечение. Однако такое чтение воздействует отрицательно на эмоциональный мир человека. (Пример: фэнтези, книги-однодневки Донцовой).
2 аргумент: общество утрачивает нравственные ценности. Это ведёт к разобщённости, равнодушию, жестокости. Нужно прививать любовь к чтению русской классики (Пример: Л.Н. Толстой «Война и мир»).
|
Проблема развития и сохранения русского языка.
| сохранение русского языка – задача каждого из нас.
| 1 аргумент: сегодня наблюдается засорение русского языка иностранными словами, жаргонной лексикой. Речь молодёжи очень скудная, однообразная. Нужно воспитывать любовь к слову с детства. (Пример: семья).
2 аргумент: это задача государственного уровня. Прежде всего, стоит обратить внимание на язык СМИ. (Пример: показ фильмов – экранизация классики)
|
Проблема культуры речи.
| сегодня очень важно владеть культурой речи.
| 1 аргумент: культурная речь – визитная карточка современного человека. Владение ею требуется в любой профессии. А. П. Чехов утверждал: «Цветами красноречия устлан путь к любой карьере».(Пример: личный).
2 аргумент: произведение русской классики- образцы культуры речи. (А. С. Пушкин и т.д.).
|
Проблема развития науки.
| современная наука шагнула далеко вперёд, надо развивать её.
| 1аргумент: благодаря открытиям науки сегодня побеждены многие болезни, решается вопрос продления жизни человека до нескольких столетий, совершён прорыв в космос. Для того чтобы выйти на мировую арену Россия должна развивать науки (Пример: создание условий для учёных, развитие молодёжи: олимпиады, конкурсы и т. д.)
2 аргумент: сегодня важно, какова моральная основа личности учёного, во благо или зло для человечества совершаются открытия (Пример: профессор Преображенский из произведения М. Булгакова «Собачье сердце», академик Сахаров, «отец водородной бомбы»).
|
Проблема развития техники.
| сегодня люди не могут представить свою жизнь без технических достижений, однако это не всегда является благом для человека.
| 1 аргумент: наш быт немыслим без техники. Она позволяет решить быстро и эффективно ряд проблем. (Пример: Интернет, мобильный телефон, бытовая техника ит. д.).
2 аргумент: благодаря совершенной технике у человека освободилось время для самоусовершенствования. Но он стал ленив. Активному отдыху, спорту, театру предпочитает лежание на диване. (Пример: Обломов из романа И. А. Гончарова; наше поведение на природе).
|
Проблема образования в наши дни.
| образование переживает период реформ, который сложно воспринимается в обществе.
| 1 аргумент: реформы вызваны изменениями в России. Стремление страны войти в число ведущих европейских держав невозможно без преобразований. Но это болезненный неоднозначный процесс. (Пример: введение ЕГЭ).
2 аргумент: важно сохранить лучшие достижения русского образования, чтобы не утратить самобытность. Наша страна всегда славилась талантами. (Пример: лауреаты 20 века в области литературы: И. А. Бунин, М.А. Шолохов, Б.Пастернак, А. Солженицын).
|
Проблема роли дружбы в жизни человека.
| без настоящих друзей наша жизнь неполноценна
| 1 аргумент: друг – это наше второе «я», ему мы доверяем самое сокровенное, с ним советуемся. Счастлив тот, у кого есть настоящий друг (Пример: личный).
2 аргумент: друзья всегда готовы прийти на помощь, спасти. (Пример: дружба А. С. Пушкина с лицеистами. Поэт в стихотворении «19 октября» писал:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен…)
|
Проблема роли любви в жизни человека.
| без любви наша жизнь серая, скучная
| 1аргумент: любовь многогранное чувство. Любовь к родителям и детям, Родине, искусству, природе и т. п. Я считаю, что главное – это…. (пример личный).
2 аргумент: любовь – самое возвышенное чувство. Оно стало Музой для искусства. А. С. Пушкин писал:
И сердце вновь горит и любит – оттого,
Что не любить оно не может.
|
Проблема исторической памяти.
| невозможно воспитать полноценного человека, не научив его уважать предков, историю страны.
| 1 аргумент: воспитание исторической памяти начинается в семье. Семейные архивы хранят много рассказов о наших предках, дела которых связаны с судьбой Родины. (Пример личный).
2 аргумент: велика роль музеев, памятников, СМИ в формировании исторических взглядов общества.(экранизация русской классики).
|
Проблема памяти Великой Отечественной войны.
| эти события священны для всего народа. Мы должны помнить о тех, кто погиб, и с уважением относиться к ветеранам.
| 1аргумент: память об этой войне живёт в каждой семье. С детства мы учимся уважению и любви к тем, кто сражался за нашу свободу. (Пример личный).
2 аргумент: сохранить память о Великой Отечественной войне – дело государственной важности. Нельзя забывать о роли нашей страны в победе над фашизмом. (Попытки переосмыслить эти события, Эстония, Украина. Книги о войне).
|
Проблема взаимоотношений поколений.
| проблема «отцов» и «детей» существовала всегда. В наши дни она основана на противоречиях во взглядах на жизнь.
| 1аргумент: сегодня происходит процесс переосмысления многих ценностей в нашем обществе, связанный с изменениями в стране. Это сказывается на отношении поколений (Пример личный, молодёжные субкультуры).
2 аргумент: есть то, что объединяет нас всех – это природа, вечность, нравственность. (Пример: Л. Н.Толстой «Война и мир», И.С. Тургенев «Отцы и дети»).
|
Проблема патриотизма.
| любовь к Родине – часть нашего мировоззрения. Нам не прожить без Отчизны
| 1 аргумент: патриотизм следует воспитывать с детства. Это любовь к природе, родному краю, изучение истории. Знакомство с памятниками. (Пример личный).
2 аргумент: в воспитании любви к Родине большая роль принадлежит культуре. Постигая произведения литературы, музыки, живописи, человек начинает понимать, как талантлив народ, гордится этими достижениями. (Пример: Л. Н.Толстой «Война и мир»)
|
Проблема русского национального характера.
| русский национальный характер противоречив, имеет два полюса.
| 1 аргумент: я считаю, что лучшие качества русского национального характера всегда спасали страну. Это талантливость, мужество, находчивость, ум, смекалка.(Н. Лесков «Левша»)
2 аргумент: сегодня условия жизни таковы, что развивают положительное начало. Трудно представить Обломова в наши дни (Пример личный).
|
Проблема роли телевидения в нашем обществе.
| телевидение вошло в каждый дом, овладело нашим сознанием. Его влияние противоречиво.
| 1аргумент: телевидение расширяет границы мира, даёт возможность быть в курсе последних событий, позволяет совершать заочные путешествия. (Пример личный).
2 аргумент: телевидение развлекает нас и заменяет настоящие эмоции и чувства суррогатом. Всевозможные сериалы приучают людей жить в виртуальном мире. Это осла:)ет человеческие связи. (Пример: больше экранизации классики).
|
Проблема Интернета.
| Интернет – наш незаменимый помощник и одновременно наш враг.
| 1 аргумент: нашу жизнь невозможно представить без Интернета. Мы ищем там разнообразную информацию, знакомимся, переписываемся (Пример личный).
2 аргумент: Интернет уводит в мир виртуальности, искажает личность, порождает зависимость. Может привести к деградации (Пример друга).
|
Проблема роль рекламы в нашем обществе.
| реклама во многом формирует наши потребности, вкусы. Её роль в обществе двояка.
| 1аргумент: реклама – незаменимый помощник в выборе товаров, услуг. Она позволяет ориентироваться в огромном количестве рыночных продуктов. (Пример: газеты «Блокнот», «оо7», «Работа»).
2 аргумент: реклама формирует общество потребления, вовлекает человека в общество потребления, диктует моду. Это лишает человека индивидуальности. (Пример: модный цвет сезона – сиреневый).
|
Проблема роль веры в жизни человека.
| без веры человек не может жить.
| 1аргумент: вера сопровождает нас с детства. Она защищает от опасностей, которые таит жизнь. Начинается с веры во всесилие родителей. Подрастая, человек всегда ищет, во что ему верить. Важно, чтобы в основе его чувства не лежала ненависть к людям. (Пример личный).
2 аргумент: веру в добро, красоту, истину человеческих отношений несёт нам русская классическая литература. (Пример: Л. Н.Толстой «Война и мир»)
|
Проблема роли совести в нашей жизни.
| в наши дни люди, к сожалению, всё реже поступают по совести
| 1аргумент: сегодня люди всё чаще руководствуются эгоистическими мотивами, ради карьеры идут на всё. Это приводит к потери нравственных качеств, к ожесточению. (Лужин, Свидригайлов из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» или пример из жизни).
2 аргумент: если люди забудут о совести, то общество деградирует. Совесть лежит в основе нравственности. (Пример: Чулпан Хаматова, Гринёв из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»).
|
Проблема нравственного выбора.
| каждый из нас попадает в ситуации, когда надо сделать выбор.
| 1 аргумент: в основе нравственного выбора – борьба между эгоистическими желаниями и стремлением помочь людям. Каждому из нас приходится это испытывать. (Пример из личной жизни или Наташа Ростова).
2 аргумент: в наши дни очень важно, какой нравственный выбор совершают политики. От этого зависят судьбы не только отдельных стран, но и всего мира. (Пример: США, Грузия).
|
Проблема соотношения цели и средств её осуществления.
| нельзя идти к цели любыми средствами
| 1 аргумент: если человек идёт к цели любыми средствами, он несёт зло окружающим и разрушает свою душу. (Раскольников. «Преступление и наказание»Достоевского).
2 аргумент: в современном мире неразборчивость в средствах может стать причиной смерти и несчастия многих людей. (Саакашвили, события в Южной Осетии).
|
Проблема выбора жизненного пути.
| от того, какой путь мы выберем в юности, зависит наша дальнейшая жизнь
| 1аргумент: сегодня я и мои ровесники стоим на пороге выбора жизненного пути. От того, какую профессию мы предпочтём, в какой общественной сфере найдём своё применение, зависит не только наш материальный уровень, но и наше духовное развитие. (Пример личный).
2 аргумент: в основе выбора лежат нравственные ценности, которые формируются в детстве. Очень важно, чтобы это были доброта, справедливость, трудолюбие, а не эгоистические побуждения. (Пьер Безухов «Война и мир»).
|
Проблема роль информационных технологий в нашей жизни.
| сегодня информационные технологии являются ведущими.
| 1 аргумент: информационные технологии определяют все сферы жизни. Они соединяют мир в одно огромное пространство, влияют на наше сознание, образование. (Пример Интернет).
2 аргумент: развитие информационных технологий делает нашу жизнь более совершенной, но в то же время это может стать причиной деградации нравственности, ослабления общественных связей (Пример: перенос виртуальных игр в реальный мир).
|
Проблема совершенства мира
| природа вечна и совершенна в отличие от человека
| 1аргумент: сегодня мы утратили связь с природой. Это привело к дисгармонии в человеческих отношениях. Нужно учиться видеть и понимать совершенство мира, тогда будет гармония и в наших душах и отношениях (Пример личный).
2 аргумент: в 21 веке стоит задуматься над тем, что созданное общество потребления – это тупик для человечества. Духовные ценности важнее. (Русская классическая литература).
|
Проблема человек и Вселенная
| пришло время покорения Вселенной.
| 1 аргумент: сегодня наука достигла таких высот, когда уже готовятся экспедиции на другие планеты. Человечество наконец-то найдёт ответ на вопрос, одиноки ли мы во Вселенной. (Фантастика Беляева, Стругацких).
2 аргумент: исследование космоса необходимо, так как ресурсы Земли истощаются. Мы должны думать о судьбе потомков. (Марс, Венера и т. д.).
|
Проблема роль человеческой цивилизации
| человеческая цивилизация уникальна. Наша задача – беречь её.
| 1аргумент: за время своего существования мы накопили много ценностей. Это произведение искусства, достижения науки и техники. (Памятники, музеи, литература).
2 аргумент: главная ценность цивилизации – человек. Благодаря талантливым людям и трудолюбию всех существует культура. Развиваются государства. Главное сегодня – это сохранить мир.(Пример: Южная Осетия).
|
Проблема одиночества
| в мире много одиноких людей.
| 1аргумент: одиночество зависит от многих причин: уход близких, отсутствие семьи, предательство. Конечно, нужно помогать человеку преодолевать одиночество. (Пример: Печорин – М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»).
2 аргумент: самое страшное – это одиночество в старости. Задача государства – создать достойную жизнь старикам. (Программы, общества).
|
Проблема долга
| чувство долга, ответственности должно быть у каждого
| 1аргумент: Чувство долга в человеке нужно воспитывать и развивать с детства. В наши дни это очень важно, ведь долг – это борьба в душе между «хочу» и «надо». (личный пример).
2 аргумент: Чувство долга очень важно для политиков, бизнесменов, тех, кто сегодня у власти. Их поступки влияют на нашу жизнь. (Мировой кризис, Президент).
|
Проблема чести
| честь – это основа морали человека.
| 1 аргумент: сегодня нужно возрождать понятие чести, так как многие ради достижения карьеры, различных благ забыли о ней. (А. С. Пушкин).
2 аргумент: честь, по-моему, понятие не только для одного человека,но и для государства.(Грузия – Южная Осетия).
|
Проблема человеческого достоинства
| нужно уметь отстаивать своё человеческое достоинство.
| 1аргумент: какие бы ни были сложные ситуации, нельзя позволять унижать себя, оскор:)ть. Это приводит к тому, что ты теряешь уважение окружающих, а потом и самоуважение.(Личный пример).
2 аргумент: Чувство человеческого достоинства воспитывается с детства. Оно часть формирования личности («Война и мир»)
|
Проблема таланта, гениальности
| талантливых людей нужно беречь. Именно они служат развитию цивилизации.
| 1 аргумент: гениальные открытия в различных сферах наук сделали нашу жизнь комфортной, интересной. (Телевидение, Интернет ит. п.)
2 аргумент: созданные талантливыми людьми произведения искусства развивают и обогащают духовную жизнь. (Литература, живопись)
|
Проблема толерантности
| Проблема толерантности
| 1 аргумент: терпимость – одно из важных правил мира на Земле. Процесс глобализации ведёт к смешению рас, национальностей, людей различного вероисповедания. Мы должны учиться уважать друг друга. Иначе это ведёт к конфликтам. (Израиль и Палестина, Грузия и Южная Осетия).
2 аргумент: толерантность можно расценивать и как важное профессиональное качество. (Менеджер, политик и т. п.)
|
Проблема отношения к животным
| следует быть гуманными с животными.
| 1 аргумент. К сожалению, нередки случаи, когда надоевших домашних животных просто выбрасывают на улицу. Люди не задумываются над тем, что калечат не только своих питомцев, но и свои души, так как развивают в себе жестокость. (С. Есенин стих. «Дай, Джим, на счастье лапу мне…»)
2 аргумент: французский писатель Сент-Экзюпери утверждал: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Со временем животные становятся членами семьи. Поступая жестоко с ними, мы заставляет окружающих задуматься над нашими моральными принципами. (Пример: личный или из жизни)
|
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
|
Восприятия человеком природы как живой материи (влияния природы на душу человека)
| «Слово о полку Игореве»
| Вся природа в «Слове» наделяется автором человеческими чувствами, способностью различать добро и зло. Природа предупреждает русских о несчастьях, переживает с ними горе и радость.
|
А.П. Чехов «Степь»
| Егорушка, мальчик 9-ти лет, пораженный красотой степи,
очеловечивает её и превращает в своего двойника: ему кажется, что степное пространство способно и страдать, и радоваться, и тосковать. Его переживания и мысли становятся не по-детски серьезными, философскими.
|
Л.Н. Толстой «Война и мир»
| Наташа Ростова, восхищаясь красотой ночи в Отрадном, готова полететь, как птица: её окрыляет увиденное. Андрей Болконский во время поездки в Отрадное увидел старый дуб, и изменения, которые впоследствии произошли в душе героя, связаны с красотой и величием могучего дерева.
|
В. Астафьев «Царь-рыба»
| Рыбак Утробин, поймав на крючок огромную рыбу, не в силах справиться с ней. Для того, чтобы избежать гибели, он вынужден отпустить ее на свободу. Встреча с рыбой, символизирующей нравственное начало в природе, заставляет этого браконьера пересмотреть свои представления о жизни.
|
Постижения прекрасного
в природе
| Ю. Яковлев
«Разбуженный
соловьями»
| Озорного, непоседливого Селюжонка
однажды в пионерском лагере разбудили соловьи. Рассердившись, с камнем в руке,
он решает расправиться с птицами, но замирает, завороженный пением соловья.
Что- то стронулось в душе мальчика, ему захотелось увидеть, а потом и изобразить лесного волшебника. И пусть вылепленная им из пластилина птица даже отдаленно не напоминает соловья, Селюжонок испытал животворящую силу искусства. Когда соловей снова разбудил его, он поднял с кроватей всех ребят,
чтобы те тоже услышали волшебные трели. Автор утверждает, что постижение красоты в природе ведет к постижению красоты в искусстве, в себе.
|
Бережного отношения к природе
| Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»
| Герой стихотворения во время весеннего наводнения спасает тонущих зайцев, собирая их в лодку, вылечивает двух заболевших зверьков. Лес для него — родная стихия, и он переживает за всех его обитателей.
|
В. Астафьев «Царь-рыба»
| Природа жива и одухотворена, наделена нравственно-
карающей силой, она способна не только защищаться, но и нести возмездие.
Иллюстрацией карающей силы служит судьба Гоши Герцева. Этот герой несет наказание за высокомерный цинизм по отношению к людям и к природе. Карающая сила распространяется не только на отдельных героев. Нарушение равновесия несет угрозу всему человечеству, если оно не образумится в своей намеренной или вынужденной жестокости.
|
ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ
|
Роли детства в жизни человека
| Л.Н. Толстой «Война и мир»
| Петя Ростов
накануне своей трагической гибели в отношениях с товарищами проявляет все лучшие черты «ростовской породы», унаследованные им в родном доме: доброту,
открытость, желание помочь в любую минуту.
|
В. Астафьев «Последний поклон»
| БабушкаКатерина Петровна
вложила во внука Витьку глубокие человеческие премудрости, стала для него символом любви, добра, уважения к человеку.
|
Роли семьи в формировании личности
| Л.Н. Толстой «Война и мир»
| В семьеРостовых всё строилось на искренности и доброте, поэтому и дети — Наташа. Николай и Петя — стали по-
настоящему хорошими людьми, а в семьеКурагиных, где карьера и деньги решали всё, и Элен, и Анатоль — безнравственные эгоисты.
|
И. Полянская «Утюжок и мороженое»
| Негативная психологическая атмосфера в семье,
бездушие взрослых стали причиной серьёзной болезни Риты, маленькой героини рассказа, и жестокости, хитрости, изворотливости её сестры.
|
Материнства (роли матери в воспитании)
| М. Горький «Сказки об Италии»
| Автор считает, что мать — это «источник всепобеждающей жизни»; всё лучшее на земле — от матери.
|
А. Фадеев «Молодая гвардия»
| В лирическом отступлении о матери автор говорит о том, что мать, её забота воспитывают в любом из нас нравственность, умение ценить жизнь.
|
К. Воробьев «Тетка Егориха»
| СиротаСанька в рассказе осиротеет ещё раз,
когда потеряет ставшую ему больше чем матерью тетку Егориху.
|
В.П. Астафьев «Сопричастный всему живому…»
| Автор утверждает: если бы ему дано было повторить жизнь, он одно просил бы у своей судьбы — оставить с ним маму. Её не хватало писателю всю жизнь, и он обращается ко всем с просьбой беречь матерей, ведь они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может.
|
Материнства как подвига
| Л. Улицкая «Дочь Бухары»
| Бухара, героиня рассказа, совершила материнский подвиг, всю себя отдав воспитанию дочери Милы, у которой был синдром Дауна.
Даже будучи смертельно больной, мать продумала всю дальнейшую жизнь дочки:
устроила на работу, нашла ей новую семью, мужа, и только после этого позволила себе уйти из жизни.
|
В. Закруткин «Матерь человеческая»
| Мария,
героиня повести, во время войны взяла на себя ответственность за своих и чужих детей, спасла их, стала для них Матерью.
|
Взаимоотношения отцов и детей
| А. Алексин «Безумная Евдокия»
| Оленька,
героиня рассказа, талантливая девочка, но эгоистка, избалованная отцом и матерью. Слепая родительская любовь породила в Оле убеждение в своей исключительности. Нежелание понимать чувства и переживания близких людей,
друзей приводит в конце концов к тяжелейшей болезни матери.
|
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
| Бульба считал, что только тогда воспитание Остапа и Андрия может быть завершенным, когда они познают боевую премудрость и станут его достойными наследниками. Однако измена Андрия сделала Тараса убийцей, он не смог простить сыну предательства. Только Остап согрел душу отца своим мужеством в бою, а затем и во время казни. Для Тараса товарищество оказалось выше всех кровных связей.
|
Р. Брэдбери «Вельд»
| Венди и Питер, герои рассказа, совершают чудовищный по своей бесчеловечности поступок: убивают собственных родителей. И это убийство неслучайно: оно результат воспитания, когда детей безмерно балуют, потакают их прихотям.
|
Ф. Искандер «Начало формы»
| Герой рассказа,Георгий Андреевич, понял,
что родительский авторитет возникает не из приказов и угроз, а завоевывается трудом, умением доказать сыну, что отца есть за что уважать.
|
А. Амлинский
«Нескучный
сад»
| На примере трех поколенийсемьи Ковалевских
можно проследить влияние родителей на детей. В романе не только сын ищет у отца ответы на мучившие его вопросы, но и отец ощущает потребность в духовном общении с сыном. Писатель убежден: взрослые обязательно должны «владеть даром понимания, а значит, и сопереживания». Если его нет, неминуемо отчуждение детей от семьи, школы и в итоге от общества. Из непонимания,
недоверия рождается драматизм отношений между близкими людьми, родителями и детьми.
|
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
| Наставления отца помогли Петру Гриневу даже в самые критические минуты оставаться честным, верным себе и долгу.
|
Н.В. Гоголь «Мертвые души»
| Следуя завету отца «копить копейку»,Чичиков
всю свою жизнь посвятил накопительству, превратившись в человека без стыда и совести.
|
Взаимоотношений в семье
| А. Амлинский «Возвращение брата»
| В повести создан образ очень искреннего,
непосредственного мальчишки, мечтавшего о друге, защитнике. Он надеется обрести его в старшем брате и с нетерпением ждет его возвращения. Но старший брат потерял себя как личности, опустился на «дно» жизни. Однако вера младшего брата, невозможность обмануть его помогают старшему, Ивану, вернуться к нормальной жизни
|
А. Алексин «Безумная Евдокия»
| Родители, ослепленные талантливостью дочери Оли,
уверовавшие в ее исключительность, не желают понять классную руководительницу, стремящуюся «сделать успех каждого, радость каждого —
успехом и радостью всех». И Евдокия Савельевна, и ребята готовы оценить и полюбить талант, но не могут принять и простить Олиного высокомерия и пренебрежения к ним. Много позже отец поймет учительницу и согласится, что желание быть первым любой ценой обрекает человека на одиночество.
|
А. Алексин «Раздел имущества»
| Отношения между людьми в семье строились по принципу «нужен пока нужен». Алексин рисует открытое противостояние двух начал: доброты, сердечности, умения отказаться от личного ради близких людей (бабушка Анисья) и прикрываемой красивыми фразами бездуховности,
прагматизма (мать). И между двумя этими близкими людьми — Вера. Конфликт разрешается трагедией: бабушка уезжает навсегда в деревню, а Вера вновь тяжело заболевает.
|
А. Лиханов «Чистые камушки»
| ДвенадцатилетнийМихаськапроживает на страницах книги сложную внутреннюю жизнь: от ощущения счастья от того, что отец, геройски воевавший, вернулся домой невредимым, до чувства горького разочарования и жгучего стыда за него, вступившего на путь обмана и спекуляции в погоне за сытой, обеспеченной жизнью.
Мальчик не может принять позиции отца, убежденного, что он завоевал право на лучшую жизнь для себя и своей семьи. Михаська стал внимательно прислушиваться к словам и пристально приглядываться к поступкам родителей,
ощущая все большее несоответствие между тем, чему они его учили, и их собственными делами. Потеря доверия к родителям стала причиной одиночества героя.
|
Взросления (роли взрослых, школы в становлении личности)
| В. Тендряков «Ночь после выпуска»
| Школа дала героям повести знания, но не воспитала чувства, не научила их любви и добру. И об этом на выпускном вечере говорит Юля Студенцова, лучшая ученица школы, которой просто страшно от того, что в ней нет этих качеств.
|
Е. Гришковец «Начальник»
| Владимир Лаврентьевич, руководитель фотокружка,
беззаветно любя свою работу, учил мальчишек не только секретам фотографии, но и внушал им веру в то, что они способны, талантливы. Эта уверенность помогла впоследствии каждому из них стать личностью.
|
А. Лиханов «Обман»
| У главного героя,Серёжи,умерла мать. Все его дальнейшие беды связаны с этой, главной. На него обрушивается целая череда обманов: выясняется, что родной отец, оставивший семью, живет в их городе, отчим и его мать, Сережина учительница, припугнув бабушку, что им с Сережей не прожить на пенсию, переселяют их из двухкомнатной квартиры в жалкую комнатушку. Тяжело переживает мальчик и свалившееся на него одиночество: от него фактически отказались и отец, и отчим. Сложный путь прошел герой, пока не понял, что невозможно жить во лжи. В свои четырнадцать лет Сережа Воробьев приходит к убеждению о необходимости самому принимать решения.
|
Преемственности поколений
| Э. Хемингуэй «Старик и море»
| Старый кубинский рыбак Сантьяго надеется, что его.мастерство сохранится в веках, но самое главное — оно может быть передано как самое дорогое наследство следующим поколениям.
Поэтому он учит мальчика всем премудростям ремесла и жизни.
|
Роли учителя в жизни человека
| А.И. Куприн «Тапер»
| Антон Рубинштейн, великий композитор, услышав талантливую игру на фортепиано никому не известного юного тапера Юрия Азагарова, помог ему стать известным музыкантом
|
В. Распутин «Уроки французского»
| УчительницаЛидия Михайловна преподала герою не только уроки французского языка, но и доброты, сочувствия, умения чувствовать чужую боль.
|
В. Быков «Обелиск»
| УчительМороз стал для учеников образцом во всем, он даже погиб вместе с ними, считая, что учитель всегда должен быть со своими учениками.
|
А. Лиханов «Драматическая педагогика»
| «Самое дурное, что может быть на белом свете, —
воспитатель, не признающий, не видящий, не желающий видеть своих ошибок.
Учитель, который ни разу не сказал своим ученикам, их родителям, самому себе:
«Извините, я ошибся» или: «Я не сумел».
|
А. Алексин «Третий в пятом ряду»
| Учительница Вера Матвеевна, размышляя о методах воспитания, вынуждена признать, что была неправа, стараясь воспитывать всех своих учеников одинаково: «Нельзя подавлять человека... добро каждый должен творить по-своему … Непохожесть характеров вряд ли стоит принимать за несовместимость».
|
А. Алексин
«Безумная
Евдокия»
| Учительница Евдокия Васильевна была убеждена: самый большой талант в её учениках — талант доброты, желания прийти на помощь в трудную минуту, и именно эти черты характера она воспитывала в них.
|
А. де Сент- Экзюпери «Маленький принц»
| Старый Лис
научил Маленького принца постигать мудрость человеческих отношений. Чтобы понять человека надо научиться вглядываться в него, прощать мелкие недостатки. Ведь самое главное всегда бывает скрыто внутри, и сразу его не разглядишь.
|
Б. Васильев «Летят мои кони…»
| Рассказчик с благодарностью вспоминает о своей первой учительнице, которая воспитывала своих учеников настоящими гражданами Отечества.
|
Равнодушия мира взрослых (детской незащищенности;
безвинного детского страдания)
| Д.В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик»
| Герой повести — сиротаПетя,которого нещадно эксплуатируют в цирке: он эквилибрист. Выполняя сложнейшее упражнение,
мальчик разбился, и его смерть просто осталась незамеченной.
|
А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»
| Герои повести —Кузьмёныши — находясь в детском доме, стали жертвами жестокости и равнодушия взрослых.
|
Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке»
| Мальчик, герой рассказа, приехал с матерью в Петербург,
но после её смерти, накануне Рождества, оказался никому не нужен. Ему никто даже не дал куска хлеба. Ребенок замерз, голодный и заброшенный.
|
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ И СОХРАНЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
|
Развития и сохранения русского языка
| А. Кнышев «О великий и могучий русский язык!»
|
|
|
|