Распад колониальной системы империализма и пути развития стран Востока
Разрушение колониальной системы империализма осуществлялось в несколько этапов. На первом этапе, 1945-1960 гг., происходило укрепление независимости некоторых бывших полуколоний (Китай, Турция, Иран, Афганистан). Народная революция в Китае, завершившаяся в 1949 году образованием КНР, положила начало процессу создания нового китайского государства, независимого от политики империалистических государств. Провозглашение Китайской Народной Республики привело коммунистов к власти в самой большой по численности населения стране мира. Приход к власти Компартии Китая был облегчен победой войск Советского Союза над Квантунской армией в 1945 году и оказанием массированной экономической, политической и военной поддержки «освобожденных районов» китайских коммунистов. В 1945 году «освобожденным районам» составляли более трети территории Китая. Национальное правительство Чан Кай-ши, несмотря на поддержку Соединенных Штатов, не сумело удержать позиции. Западные государства и США не решились на открытую интервенцию, а их вооруженные силы, размещенные на территории Китая, оказались в стороне от боевых действий. Армия Чан Еайши была отброшена на остров Тайвань, где была создана с помощью США Китайская Республика. В этих условиях на континентальном Китае выбор «социалистического пути» был обеспечен. Внутренняя борьба против сторонников капиталистической модернизации в Китае облегчалась тем, что значительные имущие социальные группы населения скомпрометировали себя сотрудничеством с японцами и своей проколониальной позицией. С образованием КНР и Китайской республики на острове Тайвань стали фактически функционировать два Китая — островной и континентальный. Весь последующий период связан с усилением противоборства двух государств и надолго определил внешнеполитическую ориентацию сторон. Соединенные Штаты оказывали максимальную экономическую, военную и политическую помощь и поддержку Тайваню, став, таким образом, гарантом его политической целостности и экономического, развития. В начале XXI века остро встал вопрос об объединении двух китайских государств, к чему особенно стремилась КНР. Однако правители Китайской республики не изъявили особого желания объединяться с гигантским государством, в котором независимый Тайвань утратил бы свои привилегии. Проблема противостояния КНР и Тайваня продолжается, являясь одним из серьезных узлов противоречий на Дальнем Востоке.
После разгрома Квантунской армии Советским Союзом в 1945 году, советские войска заняли Северную Корею. Задолго до северокорейской оккупации СССР ориентировался на корейских коммунистов, которые впоследствии образовали Трудовую партию Кореи. В американской зоне оккупации был создан антикоммунистический режим. Корея стала, таким образом, первым государством в мировой практике, разделившись на Северную и Южную Корею. В условиях «холодной войны» каждая из сторон стремилась к ликвидации сложившегося положения и принимала в этом направлении соответствующие действия, которые рано или поздно привели бы к военным столкновениям. Война, вспыхнувшая в 1950 году, закончилась в 1953, она вернула стороны к исходным позициям и рубежам и закрепила раздел страны на две противоположные системы. С помощью СССР и Китая Северной Корее удалось выстоять против США и Южной Кореи, но это определило ее дальнейший политический и экономический курс на изоляцию государства от мирового хозяйства. Рождение особой экономической политики, основанной на опоре на собственные силы, надолго изолировало Северную Корею от внешнего мира.
Победа Советского Союза во второй мировой войне привела не только к росту его авторитета в освободившихся странах, но и повлияла на поиски путей развития стран третьего мира, поиски моделей их послевоенного устройства. СССРг пытаясь противостоять западным странам на Востоке, опирался на коммунистическое движение, коммунистические партии в этих государствах и на созданные ими вооруженные силы. Влияние СССР на страны азиатского Востока в то время было все-таки огромным, ко политического успеха Советский Союз добивался там, где позиции коммунистов были достаточно сильны к экономическая и политическая помощь была достаточно эффективна. В послевоенном противоборстве мировых систем Советский Союз использовал антиимпериалистические настроения националистов и коммунистов и в Юго-Восточной Азии. Западная колониальная система здесь рухнула в 1941—1942 гг., когда страны ЮВА были оккупированы Японией. Сюда пришел новый колонизатор, сказавшийся еще более жестоким и корыстным, чем те, кого он изгнал. Крушение колониальных систем, сначала европейских, а затем и японской, облегчило развитие национального движения против колонизаторов и способствовало образованию независимых государств в этом регионе. В сентябре 1945 года глава Компартии Индокитая Хо Ши Мин провозгласил создание Демократической республики Вьетнам. Тогда же, в августе 1945 года в результате национально-освободительного движения был образован кабинет министров независимой Индонезии: во главе с президентом Сукарно. Стремление подавить национально-освободительную борьбу народов этих стран вызвало продолжительной войны в этом регионе. Однако англичане вынуждены признать государственную независимость Бирманского союза (позже — Мьянма) в 1С1-8 году. Борьба за независимость продолжалась в Индонезии до 1949 года, во Вьетнаме до 1854 года, в Малайе – до 1057 года. На этом этапе происходят освобождение основных колониальных и зависимых стран в Азии. Великобритания предоставила независимость Индии и Пакистану, Бирме (Мьянма), Иордании, Цейлону (Шри-Ланка). В те же годы Франция признала независимость Сирии, Ливана и стран Индокитая. В 1949 году обрела независимость Индонезия, где в течение нескольких лет шла партизанская война против голландского господства. послужило началом крушения колониальной системы. С получением независимости Малайей в 1957 году в Азии сохранились лишь незначительные колониальные владения. Лишь Африка продолжала оставаться своего рода заповедником колониализма. Но в 50-е годы стали независимыми Тунис, Марокко, Гана, Гвинея. Франция первой отказалась от своих колониальных владений в Западной и Экваториальной Африке. 1980 год, ставший годом Африки, был переломным в антиколониальной борьбе африканских народов.
Второй этап 1980—1975 гг. стал завершающим в политическом развале колониализма. Бельгия предоставила независимость Конго (Заиру), хотя массовые беспорядки, переросшие в гражданскую войну, тормозили процесс предоставления независимости. Трагедия Конго (Заира) не остановила процесс освобождения Африки. В марте 1960 года Англия предоставила независимость крупнейшей по населению стране континента — Нигерии. В марте 1962 года Франции пришлось прекратить войну в Алжире и признать за ки;,1 независимость. После свержения диктатуры тоталитарного типа в Португалии стали независимыми ее колонии — Мозамбик и Ангола. Только в 60-е годы обрели независимость 44 бывших колониальных владения. С ликвидацией португальских колоний в 1975 году произошел полный крах колониальной системы. Началось постколониальное развитие стран «третьего мира». Уходя из колоний, бывшие страны-метрополии стремились в той или иной мере сохранить там свое влияние. Страны Запада начинают применять более замаскированные методы эксплуатации недавно освободившихся стран. Появляются различные формы неоколониализма. Важнейшей среди них стало сохранение диктата на мировых рынках ведущих монополий развитых стран. Они навязывали третьему миру выгодные для них структуры экономики и диктовали условия производства и продажи нужного им сырья и продукции. Зависимость стран третьего мира от вывоза сырья на Запад имело место всегда, но это превращало развивающиеся страны в аграрно-сырьевой придаток западных экономических структур. Бывшие метрополии строили предприятия на территории освободившихся стран, однако, с незавершенным циклом производства. Это создавало условия сохранения бывших колоний в качестве рынка сбыта.
На втором этапе крушения колониальной системы началась перестройка международных отношений капиталистического мира и освободившихся стран. В условиях формирования мирового хозяйства отношения со странами третьего мира приобретали форму глобального неоколониализма. Запад попытался использовать коллективные рычаги эксплуатации путем вовлечения восточных стран в разные экономические и политические блоки, союзы. Создание в 1957 году, согласно Римским соглашениям, Европейского экономического сообщества (ныне ЕС) и присоединение к нему на правах ассоциированных государств всех колониальных владений стран-участниц ЕЭС отразило стремление Запада к использованию коллективных форм и методов неоколониальной политики. После получения политической независимости многими странами третьего мира число участников, вовлеченных в систему ассоциации с «Общим рынком», значительно увеличилось. Создание системы ассоциированных стран рассматривалось западными политиками как распространение интеграции на афро-азиатский континент и как создание основ для объединения этих стран в единое сообщество. Капитализм стал приобретать ярко выраженные транснациональные черты. За влияние в странах третьего мира боролись не только бывшие страны метрополии, но и другие государства, прежде всего, сверх державы. Особую активность в странах третьего мира проявляли Соединенные Штаты. СССР также предпринимал попытки поставить под свой контроль Египет, Гвинею, Эфиопию, Сомали, Мозамбик и Анголу. В некоторых странах ему удалось установить прокоммунистические режимы. Следует отметить, что СССР проводил свою политику без учета реальной оценки своих сил. Руководители Советского Союза полагали, что национально-освободительное движение, особенно бурно развивавшееся в странах Азии, станет естественны?! союзником в быстрой ликвидации капитализма. В СССР надеялись на скорую победу мировой социалистической резолюции. Освободившиеся страны, реагируя на усиливающееся противоборство двух общественно-политических систем, а также на попытки западных государств вооруженным путем приостановить распад колониализма (войны в Индокитае, Корее, Египте), делают попытки выработать свою стратегическую линию в области международных отношений. Возникает афро-азиатская солидарность стран третьего мира. Прешедшая в 1955 году Бандунгская конференция положила начало этому процессу, объединив заинтересованные государства освободившихся стран в рамки так называемого «движения неприсоединения». Это движение сыграло положительную роль в деле борьбы освободившихся стран за укрепление независимости и "неприсоединения к различным политическим блокам.
Решающую роль в создании движения неприсоединения сыграли руководители Югославии и КНР. Китай, который во все времена претендовал на лидерство в азиатских государствах, настойчиво проявлял активность в движении афроазиатской солидарности с целью возглавить его. К тому же Китай совсем не устраивала роль только «союзника» СССР, поэтому переговоры между Иосифом Броз Тито, Джавахарлалом Неру и Чжоу Энь Лаем привели к созыву международной конференции в Индонезии, положившей начало «движению неприсоединения». Конференция выдвинула курс «позитивного нейтрализма», что означало неприсоединение к военным блокам, поддержку национально-освободительного движения. Конференция объявила о политике антиколониализма и антиимпериализма. В 1958 году были созданы постоянные органы движения афро-азиатской солидарности. Окончательное организационно оформленное движение произошло в апреле 1960 года на конференции в Копакри (Гвинея), когда был принят устав к сформулированы основные цели этого движения, одной из которых было ускорение освобождения народов и обеспечение их экономического, социального и культурного развития. Рост солидарности народов Афро-азиатского континента стало одной из причин ликвидации колониальных владений на азиатском и африканском континенте и обеспечило переход развала колониальный системы в ее последнюю фазу. Однако в дальнейшем, с ликвидацией колониализма роль движения афроазиатской солидарности постоянно снижалась. Третий этап, начавшийся с середины 70-х годов, открыл начало постколониальному периоду развития. Он характеризовался существенными изменениями в процессе экономического и социального развития освободившихся стран, связанными с выбором путей экономического и политического развития, перемещением центра тяжести экспансии Запада в экономическую, финансовую и научно-техническую сферы, а также нарастанием политической и экономической неустойчивости и ростом социальных противоречий в странах «третьего мира». Прежде всего, следует отметить, что Восток в постколониальный период на международной арене превратился в самостоятельную силу. Процесс формирования независимых государств и их экономическое укрепление приняло необратимый характер. После получения политической независимости в освободившихся странах происходят весьма существенные преобразования, которые не только изменили облик бывших колоний, но, став частью мирового экономического хозяйства, они повлияли на изменения всей мировой экономической и политической структуры. В странах постколониального Востока вставал вопрос о выборе путей дальнейшего развития независимых государств. На азиатском континенте провозглашены различные концепции стратегии развития, но все они отражали расстановку политических сил в международном плане. На выборе путей развития сказалось противоборство двух общественно-политических систем и склонность правящих злит к различным общественно-политическим блокам, различным политическим идеям. Во многих восточных государствах лидеры правящих элит проявляли склонность к разработке своих, «независимых доктрин», являвшихся, как правило, утопическими, начиная от идей «чучхе» до «тоухидной экономики». С точки зрения исторической перспективы при выборе пути социально-экономического развития выигрывали те страны, которые не связывали себя с различными идеологическими концепциями. Они строили свое развитие на основе товарно-Денежных средств опирались на частную инициативу и участие в развитии экономики ТКК, ориентируясь на мировой рынок н международную помощь западного мира, С 70-х годов усиливалось расслоение развивающихся государств, связанное с голзлештем вовых индустриальных стран (ИКС), достигших уроккл среднеразвитых стран (Ю. Кор-ая, Тайвань, Гонконг и Сингапур). Список государств с наивысшими темпами прироста ВВП в 80-е и 90-е пополнился другими странами. Он был открыт с появлением нового поколения индустриально-развитых государств Востока. В процесс бурного развития, были вовлечены такие страны НИС второй волны, как Индонезия, Таиланд, Малайзия, Турция. Мировая ситуация приобрела совершенно новые очертания, когда произошло экономическое и социальное пробуждение Китая, который многие политологи прочат в качестве нового лидера XXI века. КНР сумела в короткий исторический срок, в течение несколько десятилетий, увеличить свой валовой продукт приблизительно в 7—8 раз. Сегодня Китай демонстрирует максимальные на планете темпы роста, в среднем около 10 процентов в год. Страны третьего, мира стали достаточно неоднородны. Государства ОПЕК, то есть 13 нефтедобывающих стран, за три десятка лет стали одними из наиболее развитых стран третьего мира за счет нефтедолларов. После четвертой арабо-израильской войны на мировом рынке произошел быстрый скачек цен на нефть. Они возросли почти в 27 раз, что явилось основой обогащения некоторых арабских стран — экспортеров нефтепродуктов. Военные действия в 20G3--2004 гг. в Ираке и нестабильность Е ЭТОМ государстве также вызвали небывалый за последнее десятилетие рост цен на нефть, обеспечивая экспортерам нефтепродуктов дополнительные прибыли. В постколониальном мире достаточно быстро возрастало разделение стран третьего мира на богатых к бедных. Разрыв в доходах составлял огромную сумму. Доход наиболее богатых стран был в 40 раз больше, нежели в бедных странах. В то же время большинство освободившихся стран находились на низком уровне развития производительных сил, а экономика имела ярко выраженный аграрно-сырьевой характер. Многие освободившиеся страны не сумели стать на путь радикальных преобразований в экономике и EG поспевали за быстро развивающимся капиталистическим миром, оставаясь в статистической рубрике ООН «наименее развитых стран», В целом общая картина отставания бывших колониальных стран от процессов мирового развития сохранилась, Доля в промышленном производстве бывших колониальных и зависимых стран была непропорциональна количеству населения. Она сохранилась и сегодня. В начале 60-х годов на развитые страны приходилось 83,5% промышленного производства, тогда как на «третий мир» — 11 процентов, В последующие годы эта разница сокращалась, но не столь значительно. На рубеже XXI века доля промышленного производства в разбивающихся странах составляла 25 процентов. На этой почве росла поляризация богатств между странами, увеличивался разрыв в уровнях экономики и жизни развитых и некоторых развивающихся государств мира. Этот разрыв в современных условиях продолжает увеличиваться. Поэтому обострение конфликта между суверенными государствами и их экономической зависимостью от западных государств было явлением не случайным. Экономическое развитие третьего мира серьезно тормозилось из-за возраставшего долга западным государствам. Быстрое нарастание финансовой зависимости от Запада в определенной степени тормозило экономику развивающихся стран. Финансовая задолженность имела тенденцию к постоянному увеличению, что использовалось западными странами для оказания нажима на правительства развивающихся государств. Если задолженность в 70-е годы составляла 45,5 млрд долларов, то к началу нового века она составила более двух триллионов долларов. Выплаты по долгам постоянно возрастали, и в 90-е годы они съедали до 60-ти процентов экспорта развивающихся стран, что, несомненно, приводило к обеднению бывших колониальных государств и усилению их экономической зависимости от стран-кредиторов. В 80-е, 90-е годы возникла проблема прощения долгов, поскольку государства третьего мира оказались неспособными справиться с возросшими долгами и финансовой зависимостью. Поэтому в определенной ситуации западные государства стали выдавать государственные кредиты, которые шли на списание долгов задолжникам. Эта политика в данном случае преследовала только одну цель — увеличить способность бедных стран платить по долгам. В целом долговой кризис еще более привязывал третей мир к западным странам и потребностям их капиталистического рынка. Таким образом, западным странам удалось перенести потери от крушения колониализма и компенсировать их различными формами неоколониальной экспансии стран третьего мира, В рассматриваемый период постколониального Востока усиливалась политическая дифференциация стран Востока. На выбор дальнейшего пути развития стран третьего мира оказывало серьезное влияние противоборство сложившихся в мире двух общественно-политических систем, 1/5 развивающихся стран попытались пойти по пути социалистической ориентации. Можно было понять революционный романтизм пришедших к власти молодых революционных демократов, их стремления перескочить целую эпоху, создать политическими средствами и революционным натиском условия для быстрого продвижения стран вперед но пути создания справедливого, гармонично развитого государства. Не случайно в этих странах устанавливались диктаторские, революционные режимы, принесшие немало вреда в процессе постколониального развития этих государств. Преобладание политики над экономикой сыграло свою отрицательную роль и в конечном итоге привело к поражению этих режимов в экономической и политической сферах. Условно существовало два поколения государств, избравших «некапиталистический путь развития». В 60-е годы курс социалистической ориентации избрали Гана, Гвинея, Мали, Египет, Сомали, Танзания, Алжир и Бирма. Испытывая огромные экономические и социально-политические трудности, политика этих государств пришла к определенному тупику и кончилась провалом. В 70—80-е годы этого курса продолжала придерживаться Алгола, Мозамбик, Бенин, Конго, Эфиопия, Ирак, Сирия. Концепция, разработанная КПСС, о возможности миновать капитализм с помощью победивших стран социализма была серьезной стратегической ошибкой. Белее того, курс на социалистическую ориентацию предполагал оказание этим странам необходимой экономической и политической немощи. Конечно, эта поддержка позволяла странам «социалистической ориентации» повышать экономический и политический уровень своего развития, но отрыв от мирового хозяйства впоследствии сказался на экономическом развитии этих стран. Подобная практика привела к особо тяжелым последствиям, Большинство стран третьего мира не смогли подключиться к динамичному развитию Запада, использовать достижения научно-технической революции, и подготовить для этого соответствующие- кадры. Отрыв от мирового хозяйства и мировой экономики лишь закреплял отсталость независимых государств во всех сферах экономического и политического развития. Оказание экономической помощи развивающимся странам в целях направления их в русло антиимпериализма слишком дорого обошлось Советскому Союзу. СССР в странах Азии а Африки построил 3900 объектов, потратив при этом десятки миллиардов долларов. Это тяжело отражалось на экономическом бюджете страны. Пытаясь ориентировать освободившиеся страны на антиимпериалистическую и антикапиталистическую борьбу, руководители СССР стремились оказывать этим странам не только экономическую, но и военную помощь. Советский Союз поставлял гигантское количество оружия, что еще более милитаризировало экономику нашей страны, Прямо или косвенно 40 процентов промышленности СССР работало на военные нужды. Объективно СССР способствовал милитаризации развивающихся стран и укреплению их военных режимов. Милитаризация стран третьего мира стала одной из важных черт постколониального развития, что было одним из факторов дестабилизации мировой обстановки. Военные расходы в развивающихся странах постоянно увеличивались. В 1960 году на эти страны приходилось 4,5 мировых военных расходов, а к началу XXI века они составили 35%. В то же время теория быстрого краха капитализма, на основе которой строилась внешнеполитическая позиция Советского государства в третьем мире, оказалась несостоятельной. Распад Советского Союза стал новым рубежом в жизни мирового сообщества и стран третьего мира. СССР прекратил оказание экономической помощи уже в 1990 году, и многие развивающиеся страны оказались в затруднительном положении. Постепенно большинство государств социалистической ориентации без громких заявлений, особенно не афишируя, отказались от социалистической ориентации и, исходя из внутренних условий и социально-политической обстановки, изменили курс на развитие рыночной экономики и частной инициативы. Следует заметить, что в большинстве случаев отказ от «социалистической ориентации» происходил и ранее, как это было, например, в Алжире, Египте, Ираке, Сирии, Бирме. После распада СССР в этих странах встала задача восполнить экономическую и техническую помощь, ранее шедшую из Советского Союза. Поэтому для всех стран азиатского и африканского континента стало характерным развитие отношений с Западом, с бывшими колониальными метрополиями и США. То есть теория некапиталистического развития, как и концепция «социалистической ориентации» в конечном итоге оказались безжизненными, не подкрепленными практикой исторического развития государств мира. Одним из результатов распада СССР стал взлет этнонационального сепаратизма. Он коснулся значительного пространства на бывшей постсоветской территории. Этнонациональные конфликты привели не только к миграции значительной части населения Азии, но и к наплыву в разные регионы бывшего СССР боевиков из арабских стран, Турции, Пакистана. Профессионалы-наемники появились не только в СНГ, но и в «горячих точках» Европы и Азии. В новом, XXI веке России пришлось принимать меры к ликвидации последствий возникших проблем. Разгром исламских экстремистов в Чечне и нормализация там экономической и общественно-политической жизни свидетельствуют о стабилизации позиций на Кавказе и других странах Востока. Перед Россией открываются новые возможности развития отношений со всеми странами Востока, но уже на новых принципах и условиях. Новая Россия, в новом веке только начинает обозначать на Востоке свои позиции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|