Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы общественного сознания. Моральное сознание

Моральное сознание. Моральное сознание и мораль возникли в доклассовом обществе, в классовом же они приобрели классовые качества, став моралью и моральным сознанием рабовладельцев и рабов, феодалов и крестьян, буржуа и рабочих и т.д. Но и в социаль­но неоднородном обществе мораль и моральное сознание опираются на силу не государства, а общественного мнения и совесть личности, в целом представляя собой систему неписаных законов.

В процессе анализа феномена морали являются ошибочными как абсолютизация ее классового характера, так и его игнорирование, недооценка. Кроме классовых в моральномсознании существуют общечеловеческие нормы, правила и принципы, сформированные людьми в историческом процессе. К ним относятся простые нормы нравственности, которые способствуют консолидации всех людей в обществе и охраняют их от разного рода эксцессов, угрожающих их безопасности, достоинству, благополучию и др. К этим нормам от­носятся честность, правдивость, скромность, уважительное отноше­ние к людям, забота о воспитании детей и др. В соответствии с об­щечеловеческими нормами морали в обществе осуждаются убийст­во, насилие, воровство, клевета, обман, лицемерие, подлость и т.п.

В процессе исторического развития моральное сознание облада­ет преемственностью: каждое поколение осваивает нормы и правила поведения, созданные до него. В условиях родоплеменной общности моральное сознание людей носило непротиворечивый характер, сформировавшиеся обычаи воспринимались как единственно воз­можные, а чужие - в качестве неприемлемых, как то, чего не должно быть. Должное и сущее в моральном сознании первобытного обще­ства совпадают.

С появлением классового общества формируются нормы и принципы, выражающие специфические классовые интересы. Соци­альное неравенство обусловливает возникновение различных мо­ральных норм и принципов.

Так, в средневековом обществе каждое сословие вырабатывало свои моральные нормы и принципы, выражая корпоративные, со­словные интересы. Поведение людей, не соответствующее сослов­ной морали, вызывало негативную реакцию. Вместе с тем моральное сознание в тот период времени носило противоречивый характер, в чем проявилась двойственность моральной ориентации людей: с од­ной стороны, на общую установку «все равны перед богом», с дру­гой - на социальную иерархию. Эта сформировавшаяся противоре­чивость морального сознания сохраняется и в настоящее время. В последующие периоды человеческой истории в сфере морального сознания стало усиливаться и развиваться индивидуальное, личност­ное начало, связанное со свободой и ответственностью индивида.

Моральное сознание пронизывает все сферы общественной жиз­ни, проявляется в отношении личности к самой себе, своей семье, к другим людям, к коллективам, государству, своему и другим народам. Оно представляет собой систему чувств, эмоций, идей, идеалов, убеждений, взглядов, представлений, норм, оценок, знаний, концепций, теорий, регулирующих поведение людей в обществе и ориентирующих их поведение во всех сферах бытия на определенные нор­мы.

Особое значение в сфере морали имеют нормы — правила пове­дения, его программирующие. Нормы морали выступают одновременно как нормы-требования и нормы-оценки. В норме содержится и оценка, и ценностная ориентация.

Систему моральных категорий образуют понятия добра, зла, долга, чести, совести, счастья, справедливости, несправедливости, достоинства, смысла жизни. Моральным долгом является осознанная необходимость определенных поступков, диктуемых потребностями малых групп, социальных классов и общества. В понятии долга отражаются требования, предъявляемые общностями людей к поведению индивидов. Сам феномен долга тесно связан с ответственностью человека перед самим собой, другими людьми, социальными группами, обществом и государством.

Совестью являются осознание человеком ответственности за свое поведение и оценка собственных поступков и их мотивов. Это внутренний, интимный голос человека, формирующийся и реализующийся в его практическом поведении.

Духовной основой поведения человека выступают нравственные принципы как руководящие начала его поведения, например принцип коллективизма или эгоизма, сострадания или жестокости.

Большое значение в человеческой жизнедеятельности имеют моральные идеалы. Именно они способны привлечь и увлечь как отдельного человека, так и большие группы людей.

Как и другие формы общественного сознания, моральное имеет различные уровни своего развития: обыденный, психологический и теоретический, идеологический.

Функциями морального сознания являются: регулятивная (основная), средством осуществления которой выступают моральные нормы, а также совесть человека и общественное мнение; познавательная, аксиологическая (оценочная) и воспитательная.

Как показывает историческая практика, свою собственную мо­раль имеет не только каждый социальный класс, но и каждая профессиональная группа. В профессиональной морали выражаются чувства, взгляды, идеи, идеалы, нормы и тому подобное, характери­зующие отношение индивидов к своим профессиональным обязан­ностям, а также коллегам, людям, с которыми они взаимодействуют, и к обществу.

Своеобразие профессионального морального сознания формиру­ется на базе разделения труда, специфики профессиональной дея­тельности и профессиональных отношений.

На основе профессиональной деятельности между людьми скла­дываются специфические нравственные отношения, которые требу­ют от индивида принятия соответствующих решений и соответст­вующих поступков.

В профессиональной морали выражаются не только особенности

трудовой деятельности, но и обычаи, традиции, а также правовые

нормы.

Существует профессиональная мораль сотрудников органов ФСИН России, в которой выражается их принадлежность к органам государственной власти и управления, а также особенности а) внут-рислужебной иерархии, б) отношений со спецконтингентом. В том числе основ­ных понятий профессиональной морали этих сотрудников входят: долг, честь, совесть, достоинство, справедливость, требовательность, ответственность, гуманизм, самоотверженность, мужество, реши­тельность, уважительное отношение к гражданам, настойчивость и упорство в достижении государственных целей, нетерпимое отно­шение к нравственным порокам и нарушениям законов, коллекти­визм и товарищеская взаимопомощь в решении служебных задач.

Нравственная воспитанность сотрудника ФСИН России является иммунитетом против профессиональной деформации.

Все формы общественного сознания существуют и развиваются не изолированно, а во взаимосвязи, взаимодействии и взаимовлия­нии.

На всех своих уровнях и во всех формах общественное сознание

(как и индивидуальное) обладает относительной самостоятельно­стью по отношению к общественному бытию.

 

Заключение

Материал урока показывает, что уникальность и специфика сознания требуют не только сравнения сознания с предшествующими формами отражения, но и анализа сознания в том виде, в каком оно существует у отдельного человека и у всего общества. Поэтому была проанализирована структура сознания каждого отдельного человека и были проанализированыосновные формы общественного сознания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...