Человек — часть природы. Человек — член общества (22 ч)
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г), Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32), «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник, 2011 г. – Ч.1: 240 с., Основной образовательной программы МОУ СОШ р.п.Старотимошкино, МО «Барышский район», Ульяновской области и программы формирования УУД, учебного плана МОУ СОШ р.п.Старотимошкино, МО «Барышский район», Ульяновской области, СанПиНа.,Примерной и авторской программы начального общего образования по окружающему миру и авторской программы О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова «Окружающий мир». – М.: Академкнига/Учебник.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного содержания. Рабочая программа полностью соответствует авторской программе.
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы. В единый курс, объединены такие общеобразовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Значимость этого интегрированного курса заключается в формирований у школьника целостной картины окружающей среды (природной" и социальной) и представления о его месте в этой среде как личности.
Данная программа разработана в соответствии с концепцией «Перспективная начальная школа» и требованиями новых общеобразовательных стандартов.
Основные учебно-воспитательные задачи курса:
► дальнейшее общее развитие личности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
► последовательное формирование у школьников УУД, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;
^ формирование специальных умений – работать с научно-популярной, справочной литературой и проводить фенологические наблюдения, физические опыты, пользоваться простейшими методами измерений;
► изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественнонаучных и обществоведческих дисциплин;
► воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в быту и обществе.
Важнейшая роль в развитии ребенка в течение всех четырех лет обучения предмету отводится социализации – усвоению им нравственных норм и правил, образцов поведения в природе, обществе, так необходимых для развития положительных качеств личности. Необходимой частью развития является воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символике. Задача первых двух лет обучения – вызвать у детей интерес к изучению родного края, дать первоначальные представления о Родине, познакомить с терминами «государство», «гражданин», «законы страны», «Красная книга Российской Федерации», «Красная книга края», «государственные символы: флаг, герб, гимн», «права и обязанности гражданина».
Одной из задач всех лет обучения является «открытие» школьниками эксперимента как способа проверки выдвигаемых гипотез. Содержание темы «Неживая природа. Тела и вещества позволит более глубоко раскрыть прежде изученные взаимосвязи неживой и живой природы.
Знания о живой и неживой природе расширяются за счет изучения свойств жидкостей и газов, круговорота воды в природе, изучения природных сообществ (луг, лес, водоем) и цепей питания.
Следующая содержательная линия курса связана с обучением учащихся простейшим способам ориентации на местности и формированием первоначальных географических представлений о родной стране, ее столице, о разных странах мира и нашей планете в целом.
Полученные ранее учащимися представления о многообразии объектов природы и их изменчивости, о Земле как планете Солнечной системы дополняются знаниями о природных зонах и природных сообществах Земли. Им предстоит осознать место своего родного края, своей родины – России на планете Земля.
Программа четвертого класса предусматривает также начальное знакомство школьников: устройством организма человека и с условиями обеспечения его физического здоровья. Большая роль в 4 классе отводится историческому материалу – истории Отечества. Программа учитывает, что в сельских начальных школах имеется возможность более широкого ознакомления детей с миром природы, с сельскохозяйственным производством, организацией сельскохозяйственного труда.
Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю) 34 рабочих недели + 2 резервных часа по учебному плану МОУ СОШ р.п.Старотимошкино, МО «Барышский район», Ульяновской области
Учебно-тематический план.
№
| Содержание
| Кол-во часов
|
| История Отечества
|
|
| Земля – планета Солнечной системы
|
|
| Путешествие по природным зонам
|
|
| Родной край – часть великой России
|
|
| Человеческий организм
|
|
| Изучаем органы чувств
|
|
| Путешествуем по странам мира
|
|
| Москва как летопись истории России
|
|
| Мы – граждане России
|
|
| Резервные уроки
|
|
Содержание тем учебного курса.
Земля — планета солнечной системы (3 ч)
Вращение Земли вокруг своей оси и движение Земли вокруг Солнца. Смена дня и ночи. Неравномерность распределения тепла и света на Земле. Смена сезонов на нашей планете. Общие представления о природных зонах России. Карта природных зон России.
Родная страна — Россия (2 ч)
Зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропическая зона. Положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира, деятельность людей в каждой природной зоне. Охрана природных зон. Красная книга и ее назначение.
Родной Край — часть великой России: положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира, деятельность людей. Охрана природы. Красная книга и ее назначение.
Народы, населяющие Россию: культура, национальные обычаи, особенности быта и искусства (межпредметные связи с курсом литературного чтения). Уважительное отношение к своему народу и другим народам.
Практикум
Наблюдения за погодой, растениями, животными, деятельностью человека в данной природной зоне. Наблюдение за результатом воздействия человека на природу и их элементарная оценка (положительное и отрицательное воздействие людей на природу)
Практические работы: работа с гербариями — классификация растений, описание их внешнего вида, условий произрастания. Упражнения в группировки растений по общему признаку на основе предъявленных иллюстраций. Участие в элементарной экологической деятельности (зимняя подкормка животных, озеленение школьного двора, выступление перед учащимися 1-3 классов, родителями и др.). Выступление с докладами о растениях и животных природной зоны родного края перед учащимися 2-3 классов.
Страны и народы мира (3 ч)
Общее представление о многообразии стран на Земле. Название стран. Расположение США, Великобритании, Франции на карте, их столицы, главные достопримечательности.
Практическая работа с картой мира.
Человек — часть природы. Человек — член общества (22 ч)
Человек — часть природы: зависимость жизни человека от природы и ее состояния. Общие представления о строении тела человека. Системы органов: опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, система кровообращения, выделительная система, нервная система. Их роль в жизнедеятельности человека.
Личная гигиена и укрепление здоровья. Значение физической культуры и физического труда для укрепления мышц.
Режим труда и отдыха — основа сохранения и восстановления нервной системы. Вредные привычки и их влияние на развитие детского организма и долголетие жизни человека. Телефоны экстренной помощи.
Человек — член общества. Имя нашей страны - Россия или Российская Федерация. Субъект Российской Федерации, в которой живет ребенок. Основной Закон страны - Конституция России. Права и обязанности ребенка. Государственная власть в России. Президент России.
Практикум
Наблюдения за изменением своего веса, роста, пульса в спокойном состоянии и после физической нагрузки.
Практические работы. Составление режима дня ученика 4-го класса. Оказание первой помощи при легких травмах: простейшая обработка ран, наложение повязок (работа проводится под руководством медицинского работника). Посильное участие школьников в общественно полезной деятельности (распределение обязанностей в классном коллективе, трудовых обязанностей в семье).
История Отечества (20 ч)
Источники изучения истории: летописи, берестяные грамоты, договоры, былины, археологические находки быта и хозяйственной деятельности, другие источники. Древние славяне (территория расселения, жилища, охота, земледелие, верование древних славян). Времена Древней Руси (хозяйственная деятельность древних славян, возникновение древнерусских городов, первые русские князья, былинные герои Древней Руси). Крещение Руси. Вера в Бога и сохранение традиционной обрядовости у разных народов, населяющих Россию. Ярослав Мудрый. Борьба Руси с западными завоевателями. Александр Невский. Возникновение Москвы. Первые московские князья.
Москва как летопись истории России. День Народного единства (К. Минин и Д. Пожарский). Отечественная война 1812 года. Великая Отечественная война. Освоение космического пространства. Важнейшие события, происходящие в современной России.
Практическая работа с картами, помещенными в учебнике. Выступления с докладами перед учащимися 2-3 классов по истории отечества.
Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир»
Класс
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир»
в 4 – м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»
в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир»
в 4-м классе является формирование следующих умений:
- объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
- применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
- называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
- объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
- объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
- находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.
- оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
- доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
- по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
- отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
- объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
- объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
- замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
Учебно-методический комплект и дополнительная литература по курсу
• Федотова, О. К, Трофимова, Г. В., Трофимов, С. А., Царева, Л. А. Окружающий мир: 4 класс: учебник: в 2 ч. - М.: Академкнига / Учебник, 2014.
• Федотова, О. К, Трофимова, Г. В., Трофимов, С. А., Царева, Л. А. Окружающий мир: 4 класс: тетрадь для самостоятельной работы №1,2.- М.: Академкнига / Учебник, 2014.
• Федотова, О. К, Трофимова, Г. В., Трофимов, С, А., Краснова, Л. А, Наш мир. 4 класс: методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига / Учебник, 2014.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
| Тема урока
| Кол-во часов
| Дата
| Тип урока
| Планируемые результаты
| Форма контроля
| Организация самостоятельной работы
| Наглядность, ИКТ
| Организация познавательной деятельности
| Примечание
| |
По плану
| По факту
| |
Предметные
| Метапредметные
| Личностные
| |
| Древние славяне
|
|
|
| Комбинированный
| Предметные: названия древних городов; основателя Москвы; сколько веков отделяет время возведения первых стен Московского Кремля от нашего века.
работать с толковым словарем; работать с картой «Восточные славяне»; анализировать рисунки предметов труда и быта древних славян и определять их назначение; рассказывать о занятиях древних славян, от кого защищались, как обожествляли природу
Метапредметные: осуществление поиска необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях
Личностные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы
| Фронтальный опрос. Работа с раздаточным материалом
| Сведения из интернета
| ноутбуки
| Беседа, энциклопедии, работа с картой – пр. работа
| С. 7-17.
Ответы на вопросы
| |
| Древняя Русь
|
|
|
| Комбинированный
| Предметные: знать, когда и где произошло объединение Новгородского и Киевского княжеств.
Работать с картой «Путь "из варяг в греки"»; пользоваться толковым словарем; называть имена и годы правления киевских князей; определять значение для Руси богатырских застав; рассказывать из былин о великом князе Владимире Красное Солнышко и о русских богатырях - Илье Муромце и Добрыне Никитиче
Метапредметные: осуществление поиска необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях
Личностные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
| Задания
по группам
| тест
| Фото, рисунки презентация
| Кроссворд
| С. 18-24.
Ответы
на вопросы
| |
| Крещение Руси
|
|
|
| Комбинированный
| Предметные: во что верили древние славяне; почему славянская письменность названа кириллицей.
называть имена богов и духов древних славян; объяснять важность крещения Руси в истории нашей страны; называть годы правления Владимира Мономаха; объяснять, почему князя Ярослава Владимировича прозвали Ярославом Мудрым
Метапредметные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
| Работа по группам
| тест
| презентация
| Сведения из рассказов бабущек и дедушек
| С. 25-29. Ответы на вопросы
| |
| Борьба Руси с западными завоевателями
|
|
|
| Комбинированный
| Предметные: военные победы Александра Невского.
работать по карте «Невская битва»; описывать Ледовое побоище
Метапредметные: осуществление поиска необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях
Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
| Фронтальный
опрос
| Мозговая атака
| карта
| Работа с картой – пр. работа
| С.30-33.
Ответы на вопросы
| |
| Возникновение Москвы. Первые московские князья
|
|
|
| Комбинированный
| Предметные: когда была основана Москва; в какое княжество входила Москва при Юрии Долгоруком.
называть московских князей и киевских князей; располагать на «ленте времени» периоды правления московских и киевских князей; анализировать «ленту времени» и читать по ней даты
Метапредметные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Личностные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
| Индивидуальный
опрос
| Ответы на вопросы (письменно)
| презентация
| Изучение дополнительной литературы
| С.34-38.
Ответы
на вопросы
| |
| Вера в бога и сохранение традиционной обрядовости. Первое заседание клуба
|
|
|
| Комбинированный
| Предметные: иметь представление о мировых религиях.
отвечать на вопросы по тексту; работать со справочной литературой
Метапредметные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
| Фронтальный
опрос
| Реферат
| Рисунки, фото презентация
| Сведения из интернета
| С. 39-48.
Ответы
на вопросы
| |
| Обобщение по теме «Древние славяне»
|
|
|
| Комбинированный
| Предметные: историю Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена
Метапредметные: осуществление поиска необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях
Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
| ИндивидуалЬный опрос. Дидактическая игра
| тест
| презентация
| Сведения предоставить в виде доклада
|
| |
| Солнечная система
|
|
|
| Комбинированный
| Предметные: названия планет Солнечной системы; что Земля один оборот вокруг Солнца делает за один год;
называть космические тела; рассказывать о возникновении Солнечной системы; выполнять модель Солнечной системы; объяснять появление в календаре високосного года
Метапредметные:работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг
Личностные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
| Фронтальный опрос
| Сведения о планетах
| Таблица, муляж презентация
| Собрать сведения о планетах из спр. источников
| С. 49-53.
Сообщение о планетах Солнечной системы
| |
| Вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца
|
|
|
| Комбинированный
| Предметные:
причины смены дня и ночи, смены времен года на Земле;
проводить простейшие опыты, делать выводы; объяснять смену времен года, смену дня и ночи на Земле
Метапредметные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
| Работа
по группам
| тест
| муляж
| Схему движения Земли
| С. 54-58.
Ответы
на вопросы
| |
| Природные зоны нашей страны
|
|
|
| Комбинированный
| Предметные: понятие «природные зоны»; причины смены с севера на юг нескольких природных зон;
работать с картой «Природные зоны России»; объяснять условные обозначение на карте; называть природные зоны
Метапредметные: осуществление поиска необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях
Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
| Самостоятельная
работа
| Инд. опрос
| карта
| Сведения о том, к какой зоне относится наша местность
| С. 59-63.
Ответы
на вопросы
| |
| Обобщение по теме «Земля - планета Солнечной системы». Готовимся к школьной олимпиаде
|
|
|
| Обобщение знаний
| Предметные: изображать Солнце и орбиту вращения Земли; рисовать Землю и ее ось вращения; определять время года в Северном полушарии по рисунку; по высоте Солнца над горизонтом определять время года; работать с картой «Природные зоны России»; называть природную зону, в которой мы живем
Метапредметные: осуществление поиска необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях Личностные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
| Индивидуальный опрос
| Тест.
| таблица
| Все сведения по теме предоставить в виде доклада
| С. 64.
Ответы
на вопросы
| |
| Второе заседание клуба «Ледяная зона. Особенности неживой природы ледяной зоны.
|
|
|
| Комбинированный
| Предметные: иметь представлениеоб особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне арктических пустынь.
Р аботать с картой «Природные зоны России»; сравнивать природные условия своей местности с природными условиями Арктики; называть характерные растения и животных для арктической зоны; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; объяснять, почему люди с давних пор осваивают Арктику; называть заповедники Арктики; рассказывать о мерах защиты и охраны природы северного края
Метапредметные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
| Работа
по группам
| Игра «+ или –«
| Карта, презентация
| Сведения из интернета
Пр. работа по контурной карте
| С. 65-73.
Доклад об Арктике по плану
в учебнике
| |
| Растения ледяной зоны. Животные ледяной зоны. Арктика и человек»
|
|
|
| Комбинированный
| Фронтальный опрос
| Мозговая атака
| Гербарий
| Реферат по теме
| С. 65-73. Доклад о растительном или животном мире Арктики
| |
| Тундра.
|
|
|
| Комбинированный
| Предметные:
иметь представлениеоб особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в тундре.
Н аходить зону тундры на карте «Природные зоны России»; объяснять, почему в тундре много болот; приводить примеры животных тундры, которые отличаются способом питания; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; рассказывать, как растения и животные приспособились к суровым условиям тундры; сравнивать природу Арктики и тундры; показывать на карте Мурманск и другие города, расположенные в зоне тундры
Метапредметные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Личностные: определить заначения знаний в будущей жизни
| Беседа по вопросам
|
| Презентация, карта
| Сведения из интернета
| С. 74-83.
Доклад
о тундре по плану
| |
| Тундра.
|
|
|
| Комбинированный
| Фронтальный опрос
| тест
| Презентация, карта
| Пр. работа по контурной карте
| Доклад
о растительном или животном мире тундры
| |
| Зона лесов. Растения зоны лесов. Животное зоны леcoв. Роль леса в природе и жизни людей
|
|
|
| Комбинированный
| Предметные: о роли леса в природе и жизни людей. Иметь представление: об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне лесов; как меняется характер лесов с севера на юг.
Уметь: находить зону лесов на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть основные деревья тайги, смешанного леса, широколиственного леса; называть животных зоны лесов; составлять цепи питания между обитателями зоны лесов; рассказывать о заповедниках, расположенных в лесной зоне России
Метапредметные: осуществление поиска необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях Личностные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
| Работа по группам
| Сам. работа
| Презентация, карта
| Сведения о животных зоны лесов
| С. 84-94. Доклад о зоне лесов по плану
| |
| Зона лесов. Растения зоны лесов. Животные зоны лесов. Роль леса в природе и жизни людей
|
|
|
| Комбинированный
| Фронтальный
опрос
| Используя Интернет,
выяснить,
чем знаменит Ундоровский край
| Карта,гербарий
| Прак. работа по контурной карте
| Доклад
о растительном
или животном
мире лесов
| |
| Зона степей. Степь и человек
|
|
|
| Комбинированный
| Предметные: иметь представлениеоб особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в степи.Находить зону степей на карте «Природные зоны России»; сравнивать зону степей и зону лесов; объяснять название промежуточной зоны «лесостепь»; называть редких животных степей, занесенных в Красную книгу; составлять цепи питания между обитателями степей; находить в Интернете материал о растениях и животных степей; рассказывать о заповедниках и охранной деятельности человека в зоне степей
Метапредметные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Личностные:: оределить заначения знаний в будущей жизни
| Беседа по вопросам
|
| Презентация,карта гербарий
| Интернет
| С. 95-103.
Доклад о зоне степей по плану
| |
| Зона степей. Степь и человек
|
|
|
| Комбинированный
| Работа по группам
| Тест
| Презентация,карта гербарий
| Прак. работа по контурной карте
| Доклад
о расти-
тельном или животном мире степей
| |
| Зона пустынь. Жизнь человека в пустыне
|
|
|
| Комбинированный
| Предметные: иметь представлениеоб особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в пустыне.
Н аходить зону пустынь на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть растения и животных зоны пустынь; составлять цепи питания между обитателями зоны пустынь
Метапредметные:работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг
Личностные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
| Фронтальный опрос
|
| Презентация, карта, гербарий таблицы
| Прак. работа по контурной карте
| С.104-
111. Доклад о зоне пустынь по плану
| |
| Зона пустынь. Жизнь человека в пустыне
|
|
|
| Комбинированный
| Беседа по вопросам
| Сам. работа
| Презентация, карта, гербарий таблицы
| Сведения о пустыне из интернета и энциклопедий
| Доклад
о расти-
тельном
или животном
мире пустынь
| |
22-
| Третье заседание клуба «Субтропическая зона. Природные условия субтропиков. Растения и животный мир Черноморского побережья Кавказа. Отдых на Черноморском побережье»
|
|
|
| Комбинированный
| Предметные: правила поведения во время отдыха на Черноморском побережье.
Иметь представлениеоб особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.
Н аходить зону субтропиков на карте «Природные зоны России»; называть особенности неживой природы Черноморского побережья; называть растения Черноморского побережья; делить животных субтропической зоны по месту обитания (на суше, в море); составлять цепи питания между обитателями субтропической зоны; рассказывать об охранной деятельности человека на Черноморском побережье
Метапредметные: осуществление поиска необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях Личностные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы
| Работа по группам.
Фронтальный опрос
| Мозговая атака
| Презентация, таблицы, фото
| Работа с научно-познаватель- ной литературой
| С.112-
121. Док-
лад о субтропической зоне по плану. Доклад о растительном или животном мире субтропической зоны Черноморского побереж
| |
| Обобщение по теме «Путешествие по природным зонам России». Готовимся к школьной олимпиаде
|
|
|
| Обобщение знаний
| Предметные: сравнивать строение корневой системы растений разных природных зон; по цепи питания устанавливать название природной зоны; определять, в каких ярусах леса живут данные растения; сравнивать особенности приспособлений к условиям жизни животных в зоне Арктики и в зоне пустынь
Метапредметные: осуществление поиска необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях Личностные:: определит |
Воспользуйтесь поиском по сайту: